ЛАПТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДА
творческая работа учащихся по истории (6 класс)

Введение

Сегодня в мире, в котором мы живем, где всего-навсего необходимо нажать на кнопочку, и все блага цивилизации заработают для нашего удобства, многие из нас о лаптях слышали только по рассказам, или видели в каком-нибудь историческом фильме, а может видели при посещении музея. Но, всего каких-то сто лет назад лапти были элементом повседневной одежды. В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся Россия, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Лапти - один из самых древних видов обуви

Цель- описать историю происхождения лаптей и где они зародились. Где все таки зародилось мода на лапти и как изготовляли, а также узнаем из какого материала изготовляли «лычаки». Рассмотрим разновидности плетеной обуви на разных континентах и сравним эти виды обуви.

Задача- подробно описать какой труд приходилось испытать чтобы изготовить обувь, которую можно было продать за деньги или проносить всего неделю

Актуальность данной работы заключается в том, что сейчас, в современном мире уже почти не осталось мастеров, умеющих плести лапти, что в нашем понимании говорит об утере культурных ценностей нашего народа, так же как и умение прясть, занятие ткачеством, и многие другие виды ручного труда, которые в недавнем прошлом были частью нашей культуры

            Практическая значимость данной работы заключается в том, что знания и навыки, которые я получил при обучении азам плетения лаптей я могу в дальнейшем применить для получения материальной выгоды, например продать их на ярмарке в качестве сувенира, или же предложить свои услуги в танцевальные коллективы, где часто артисты используют лапти.

 

История происхождения плетеной обуви

 

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей, археологи находят даже на неолитических стоянках.

Первыми изобретателями лаптей на территории современной России ученые считают финноугорские народы, такие как марийцы и мордва. Одно из первых упоминаний о носящих лапти людях — лапотниках — встречается в «Повести временных лет», от 985 года, где описывается Владимир Святославич со своим высказыванием о походе на булгар, что «эти (пленные) все в сапогах и дань платить не будут, надо бы искать лапотников».

Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из "Жития Сергия Радонежского", но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются "лапотники", то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу.

Слово лапти в значении соответствующего предмета одежды в русскоязычных письменных источниках встречается с конца шестнадцатого века. 

В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относится к середине XVII столетия

Во время Первой Мировой войны многие солдаты  были на фронте в лаптях, доказательством являются уцелевшие фотографии, а во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

В период Великой Отечественной войны многим подросткам также пришлось вспоминать технику плетения лаптей, так как все предприятия были переделаны для выпуска военной продукции, а обувь людей прохудилась. К тому же это ремесло помогло не умереть с голоду. В послевоенное время упоминание о лаптях встречается крайне редко.

Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: березы, дуба, липы. В зависимости от материала, используемого для плетения обуви и называлась она по-разному, например, берестяники, или дубовики. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими считались из коры ивы и мочалыжники, которые делались из мочала.

Лыко с липового дерева снималось в конце апреля-начале июня, но все-таки, лучшим считалось лыко, которое добыли до начала распускания листочков. Для добычи лыка использовалось специальное приспособление, которое называлось пырок. Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день. Мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык.

 Лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Лапти отличались низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления  и недолговечности.

Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. Они были товаром  меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось  ремеслом, а не земледелием

По состоянию лаптей говорили о хозяине, если они сплетены грубо, не аккуратно, значит и человек тот ленивый. Если лапти быстро изнашивались, значит хозяин этих лаптей много ходит, суетливый

 

Разновидности плетеной обуви

 

Плетеная обувь

Лапти, а под иным названием «лычаки», были распространены y западнославянских, балтских, прибалтийско-финских и поволжских народов.

Чуни, лапти из веревок, связанных из пеньки были распространены в таежных районах

Финские  и норвежские лапти плелись из березовой бересты, но норвежские лапти имели тупой нос, а финские заостренные носики.

В Швейцарии плетеная обувь называлась штрошу. Подошва штрошу обшивалась кожей, напоминают современные домашние тапочки

На западном берегу Пиренейского полуострова плетеная обувь в виде тапочек на подошве из веревки называлась эспадрильи, которая плелась из травы

Схожая обувь встречалась североамериканских индейцев и австралийских аборигенов

В Японии такая плетеная обувь называлась варадзи. По примеру варадзи выглядят современные сланцы, в которых мы ходим на пляж, плетеная подошва, к которой привязывались веревки. В основном варадзи изготавливались из соломы

Также в Японии использовалась и другая разновидность плетеной обуви – фукагуцу  напоминающая современные сапоги, которую японцы носили в зимний период

В Корее плетеная обувь называлась Чипсин, по форме напоминала лодку.

При подготовке к данной работе я обратил внимание и на то, что каждый народ при плетении обуви использовал подручные природные материалы, которые встречаются в той местности, где они проживают. Например, в местности, где растут березы и липовые деревья использовали бересту и лыко, а там, где нет деревьев, использовали солому или тростник.

 

Мои наблюдения при плетении лаптей

 

При подготовке данной работе мною была проделана работа не только по поиску информации о лаптях и всех разновидностях плетеной обуви, но я самостоятельно пробовал сплести лапоть.  Первый опыт плетения лаптей был из мочалки, так как лыко мне необходимо было подготовить, а зимой его я найти не мог. Лапти, сплетенные из мочалки получились очень мягкими и недолговечными, при том, что лапоть в современном понимании обуви не использовалась. Таким образом, первый мой опыт показал, почему использовали более эластичные и жесткие материалы, а не мягкие быстроизнашивающиеся мочала.

Я обратил внимание, почему именно стоит заготавливать лыко из липы в начале распускания листвы. У всех деревьев еще идет сокодвижение, ткани дерева не сухие, а имеют определенную влажность, кора дерева отходит легко, лыко также снимается легко, не ломается.

 Обязательным условием является высушивание под навесом, чтобы пучки не ломались, но в то же время и не плесневели.

Также я обратил внимание, что плетение лаптей очень развивает мелкую моторику пальцев, что благотворно влияет на работу головного мозга. Я думаю, что это обязательно учитывали, когда учили плести лапти маленьких мальчиков

Ношение плетеной обуви из природного материала благотворно влияет на организм людей, страдающих плоскостопием

Я в социальной сети В Контакте я вышел с предложением о покупке липового лыка, никто из группы Нижнекамск, Фермеры Нижнекамска не откликнулся на это предложение. Это подтверждает еще одно мое наблюдение: данное ремесло уходит в историю, в скором времени заниматься этим будет некому. На Авито на предложение о продаже готовых лаптей вышли три номера. Все три продавца готовых лаптей проживают, в Мамадышском, Рыбнослободском и Кукморском районе, все районы находятся в лесной зоне, подальше от промышленного района нашей республики.

Вторым этапом наблюдения был опрос среди учащихся. Для опроса я выбрал свой пятый класс. Вопросы помогала мне составить мама.

Первый вопрос: - Знаете ли вы что носили люди до появления резиновой и кожаной обуви?

Второй вопрос: - Какой материал использовали для изготовления лаптей?

Третий вопрос: - Сколько пар лаптей можно сплести за один день?

На вопрос первый среди моих одноклассников правильный ответ дали 16 человек, что составляет 64%

На второй вопрос ребята затруднились ответить, но 8 ребят, которые ходили на экскурсию в станцию туризма ответ дали, 32%

На третий вопрос все ребята давали ответ наугад. Правильного ответа не было.

Ответы на эти вопросы есть в моей работе, которую я прочту перед всем классом на классном часе.

 

Заключение

 

Исходя из проделанной работы по поиску информации я обнаружил, что сегодня лапти как элемент одежды можно увидеть только на сцене, в кино. В повседневной жизни эта обувь сегодня не используется, так как в период межсезонья  и  любое другое время года на сегодняшний день  есть много видов удобной, теплой и непромокаемой обуви.  Но эту технику плетения можно использовать в игровой форме с детьми младшего возраста для ознакомления  с культурой народа и для разработки мелкой моторики. Также, при поиске информации о лаптях и быте народностей нашей Родины, я обратил внимание на тот факт: в течение одного века наша страна из лапотной России превратилась в мощное государство, которое выиграло войну, запустило ракету и первого космонавта в космос. А также обратил внимание и на все различия домашнего быта современных людей, как они отличаются от той размеренной жизни, где люди слышали и понимали друг друга, где мужчина, глава семейства с маленьких лет готовил своих сыновей вести хозяйство, приучал к труду. Все члены семьи имели род занятий, детям и подросткам было некогда заниматься посторонними делами, разлагающими общество,  человек жил в сплочении с природой, где к каждой вещи относились с трепетом, вещи берегли. В современном же мире суеты нет бережливого отношения ни к вещам, ни к окружающим нас людям. Чем больше новых технологий изобретается для удобства жизни, тем больше люди перестают общаться друг с другом. Поэтому, все что связано в народной культурой по возможности необходимо передавать из поколение в поколение хоть в игровой форме в виде плетения лаптей

   

 

 

Приложение

 

чуни

 

Варадзи

 

Фукагуцу

 

Чипсин

 

Штрошу

 

эспадрильи

 

Финские лапти

 

Норвежские лапти

 

Кочедык – инструмент для изготовления лаптей

 

Солдаты Российской империи во время первой мировой войны

 

 

Список источников и литературы

Литература:

  1. Ежегодник Института культурных связей между Финляндией и СССР, 1959. С. 17.
  2.  Андрей Михайлович Белавин. Страницы  история земли Пермской. -  Книжный мир. 1995
  3. Тихомирова, А. В Новая жизнь старого символа: лапоть в культурно-языковом пространстве

Ссылки:

  1. И. И. Звездин, «Лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках» «Нижегородский сборник» под редакцией А. С. Гациского, Том 7. (1880-е годы). (Современный Дальнеконстантиновский район Нижегородской области)
  2.     Мастер-класс по плетению лаптей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 VII Всероссийская (с международным участием)

научная конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского

Секция «История»

ЛАПТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРОДА

Гирфанов Сулейман Фанисович, 5 класс

Направляющая организация:

МБОУ «СОШ № 7» НМР РТ,

город Нижнекамск

Руководители:

Учитель истории1 квалификационной категории

Гиниятуллина Альфия Танзильевна,

Учитель английского языка 1 квалификационной категории

Гирфанова Айгуль Азатовна

Казань,2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                             3

Основная часть                                  

История происхождения плетеной обуви                                         4

Разновидности плетеной обуви                                                         6

Мои наблюдения                                                                                7

Заключение                                                                                         8

          Приложение                                                                                      10

        Список литературы                                                                          12

Введение

Сегодня в мире, в котором мы живем, где всего-навсего необходимо нажать на кнопочку, и все блага цивилизации заработают для нашего удобства, многие из нас о лаптях слышали только по рассказам, или видели в каком-нибудь историческом фильме, а может видели при посещении музея. Но, всего каких-то сто лет назад лапти были элементом повседневной одежды. В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся Россия, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Лапти - один из самых древних видов обуви

Цель- описать историю происхождения лаптей и где они зародились. Где все таки зародилось мода на лапти и как изготовляли, а также узнаем из какого материала изготовляли «лычаки». Рассмотрим разновидности плетеной обуви на разных континентах и сравним эти виды обуви.

Задача- подробно описать какой труд приходилось испытать чтобы изготовить обувь, которую можно было продать за деньги или проносить всего неделю

Актуальность данной работы заключается в том, что сейчас, в современном мире уже почти не осталось мастеров, умеющих плести лапти, что в нашем понимании говорит об утере культурных ценностей нашего народа, так же как и умение прясть, занятие ткачеством, и многие другие виды ручного труда, которые в недавнем прошлом были частью нашей культуры

        Практическая значимость данной работы заключается в том, что знания и навыки, которые я получил при обучении азам плетения лаптей я могу в дальнейшем применить для получения материальной выгоды, например продать их на ярмарке в качестве сувенира, или же предложить свои услуги в танцевальные коллективы, где часто артисты используют лапти.

История происхождения плетеной обуви

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей, археологи находят даже на неолитических стоянках.

Первыми изобретателями лаптей на территории современной России ученые считают финноугорские народы, такие как марийцы и мордва. Одно из первых упоминаний о носящих лапти людях — лапотниках — встречается в «Повести временных лет», от 985 года, где описывается Владимир Святославич со своим высказыванием о походе на булгар, что «эти (пленные) все в сапогах и дань платить не будут, надо бы искать лапотников».

Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из "Жития Сергия Радонежского", но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются "лапотники", то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу.

Слово лапти в значении соответствующего предмета одежды в русскоязычных письменных источниках встречается с конца шестнадцатого века.  

В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относится к середине XVII столетия

Во время Первой Мировой войны многие солдаты  были на фронте в лаптях, доказательством являются уцелевшие фотографии, а во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

В период Великой Отечественной войны многим подросткам также пришлось вспоминать технику плетения лаптей, так как все предприятия были переделаны для выпуска военной продукции, а обувь людей прохудилась. К тому же это ремесло помогло не умереть с голоду. В послевоенное время упоминание о лаптях встречается крайне редко.

Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: березы, дуба, липы. В зависимости от материала, используемого для плетения обуви и называлась она по-разному, например, берестяники, или дубовики. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими считались из коры ивы и мочалыжники, которые делались из мочала.

Лыко с липового дерева снималось в конце апреля-начале июня, но все-таки, лучшим считалось лыко, которое добыли до начала распускания листочков. Для добычи лыка использовалось специальное приспособление, которое называлось пырок. Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день. Мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык.

 Лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Лапти отличались низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления  и недолговечности.

Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. Они были товаром  меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось  ремеслом, а не земледелием

По состоянию лаптей говорили о хозяине, если они сплетены грубо, не аккуратно, значит и человек тот ленивый. Если лапти быстро изнашивались, значит хозяин этих лаптей много ходит, суетливый

Разновидности плетеной обуви

Плетеная обувь

Лапти, а под иным названием «лычаки», были распространены y западнославянских, балтских, прибалтийско-финских и поволжских народов.

Чуни, лапти из веревок, связанных из пеньки были распространены в таежных районах

Финские  и норвежские лапти плелись из березовой бересты, но норвежские лапти имели тупой нос, а финские заостренные носики.

В Швейцарии плетеная обувь называлась штрошу. Подошва штрошу обшивалась кожей, напоминают современные домашние тапочки

На западном берегу Пиренейского полуострова плетеная обувь в виде тапочек на подошве из веревки называлась эспадрильи, которая плелась из травы

Схожая обувь встречалась североамериканских индейцев и австралийских аборигенов

В Японии такая плетеная обувь называлась варадзи. По примеру варадзи выглядят современные сланцы, в которых мы ходим на пляж, плетеная подошва, к которой привязывались веревки. В основном варадзи изготавливались из соломы

Также в Японии использовалась и другая разновидность плетеной обуви – фукагуцу  напоминающая современные сапоги, которую японцы носили в зимний период

В Корее плетеная обувь называлась Чипсин, по форме напоминала лодку.

При подготовке к данной работе я обратил внимание и на то, что каждый народ при плетении обуви использовал подручные природные материалы, которые встречаются в той местности, где они проживают. Например, в местности, где растут березы и липовые деревья использовали бересту и лыко, а там, где нет деревьев, использовали солому или тростник.

Мои наблюдения при плетении лаптей

При подготовке данной работе мною была проделана работа не только по поиску информации о лаптях и всех разновидностях плетеной обуви, но я самостоятельно пробовал сплести лапоть.  Первый опыт плетения лаптей был из мочалки, так как лыко мне необходимо было подготовить, а зимой его я найти не мог. Лапти, сплетенные из мочалки получились очень мягкими и недолговечными, при том, что лапоть в современном понимании обуви не использовалась. Таким образом, первый мой опыт показал, почему использовали более эластичные и жесткие материалы, а не мягкие быстроизнашивающиеся мочала.

Я обратил внимание, почему именно стоит заготавливать лыко из липы в начале распускания листвы. У всех деревьев еще идет сокодвижение, ткани дерева не сухие, а имеют определенную влажность, кора дерева отходит легко, лыко также снимается легко, не ломается.

 Обязательным условием является высушивание под навесом, чтобы пучки не ломались, но в то же время и не плесневели.

Также я обратил внимание, что плетение лаптей очень развивает мелкую моторику пальцев, что благотворно влияет на работу головного мозга. Я думаю, что это обязательно учитывали, когда учили плести лапти маленьких мальчиков

Ношение плетеной обуви из природного материала благотворно влияет на организм людей, страдающих плоскостопием

Я в социальной сети В Контакте я вышел с предложением о покупке липового лыка, никто из группы Нижнекамск, Фермеры Нижнекамска не откликнулся на это предложение. Это подтверждает еще одно мое наблюдение: данное ремесло уходит в историю, в скором времени заниматься этим будет некому. На Авито на предложение о продаже готовых лаптей вышли три номера. Все три продавца готовых лаптей проживают, в Мамадышском, Рыбнослободском и Кукморском районе, все районы находятся в лесной зоне, подальше от промышленного района нашей республики.

Вторым этапом наблюдения был опрос среди учащихся. Для опроса я выбрал свой пятый класс. Вопросы помогала мне составить мама.

Первый вопрос: - Знаете ли вы что носили люди до появления резиновой и кожаной обуви?

Второй вопрос: - Какой материал использовали для изготовления лаптей?

Третий вопрос: - Сколько пар лаптей можно сплести за один день?

На вопрос первый среди моих одноклассников правильный ответ дали 16 человек, что составляет 64%

На второй вопрос ребята затруднились ответить, но 8 ребят, которые ходили на экскурсию в станцию туризма ответ дали, 32%

На третий вопрос все ребята давали ответ наугад. Правильного ответа не было.

Ответы на эти вопросы есть в моей работе, которую я прочту перед всем классом на классном часе.

Заключение

Исходя из проделанной работы по поиску информации я обнаружил, что сегодня лапти как элемент одежды можно увидеть только на сцене, в кино. В повседневной жизни эта обувь сегодня не используется, так как в период межсезонья  и  любое другое время года на сегодняшний день  есть много видов удобной, теплой и непромокаемой обуви.  Но эту технику плетения можно использовать в игровой форме с детьми младшего возраста для ознакомления  с культурой народа и для разработки мелкой моторики. Также, при поиске информации о лаптях и быте народностей нашей Родины, я обратил внимание на тот факт: в течение одного века наша страна из лапотной России превратилась в мощное государство, которое выиграло войну, запустило ракету и первого космонавта в космос. А также обратил внимание и на все различия домашнего быта современных людей, как они отличаются от той размеренной жизни, где люди слышали и понимали друг друга, где мужчина, глава семейства с маленьких лет готовил своих сыновей вести хозяйство, приучал к труду. Все члены семьи имели род занятий, детям и подросткам было некогда заниматься посторонними делами, разлагающими общество,  человек жил в сплочении с природой, где к каждой вещи относились с трепетом, вещи берегли. В современном же мире суеты нет бережливого отношения ни к вещам, ни к окружающим нас людям. Чем больше новых технологий изобретается для удобства жизни, тем больше люди перестают общаться друг с другом. Поэтому, все что связано в народной культурой по возможности необходимо передавать из поколение в поколение хоть в игровой форме в виде плетения лаптей

   

Приложение

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/Lob_Lapti-2.JPG/220px-Lob_Lapti-2.JPG

чуни

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5b/Waraji_on_tatami.jpg/118px-Waraji_on_tatami.jpg

Варадзи

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/Fukagutsu.JPG/120px-Fukagutsu.JPG

Фукагуцу

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cf/%EC%A7%9A%EC%8B%A0.jpg/120px-%EC%A7%9A%EC%8B%A0.jpg

Чипсин

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Strohschuhe.JPG/120px-Strohschuhe.JPG

Штрошу

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/05/Mare_de_D%C3%A9u_de_la_Salut_15.jpg/67px-Mare_de_D%C3%A9u_de_la_Salut_15.jpg

эспадрильи

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f8/Tuohitossut.jpg/120px-Tuohitossut.jpg

Финские лапти

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ab/Birchbark_shoes.jpg/120px-Birchbark_shoes.jpg

Норвежские лапти

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/%D0%9A%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B4%D1%8B%D0%BA.jpg/800px-%D0%9A%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B4%D1%8B%D0%BA.jpg

Кочедык – инструмент для изготовления лаптей

Гроховский 182-й пехотный полк, Волынская губерния, 1917 год (фото: kulturologia.ru)

Солдаты Российской империи во время первой мировой войны

Список источников и литературы

Литература:

  1. Ежегодник Института культурных связей между Финляндией и СССР, 1959. С. 17.
  2.  Андрей Михайлович Белавин. Страницы  история земли Пермской. -  Книжный мир. 1995
  3. Тихомирова, А. В Новая жизнь старого символа: лапоть в культурно-языковом пространстве

Ссылки:

  1. И. И. Звездин, «Лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках» «Нижегородский сборник» под редакцией А. С. Гациского, Том 7. (1880-е годы). (Современный Дальнеконстантиновский район Нижегородской области)
  2.     Мастер-класс по плетению лаптей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская лапта» на уроке физической культуры

•Данная презентация представляет собой демонстрационную часть урока для учителей по физической культуры•Целью работы являлась популяризация «Русской лапты» •Презентация выполнена в программе Microsoft...

«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».

Тема нашего проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»

Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...

Развитие творческих способностей детей в процессе изучения культуры и традиций народа.

В статье  анализируются способы развития творческих способностей, приводятся  приемы анализа и сравнения культуры и традиций народов....

Рабочая программа по технологии «Изучение культуры, быта и традиций бурятского народа»

На реализацию содержания национально-регионального компонента в "Технологии" отводится до 25% учебного времени. В соответствии с этим по данной программе в 5 классе выделено 8 ч, 6 классе ...