конспект урока по истории 5 класс "Междуречье"
план-конспект по истории

Культура на востоке начала формироваться гораздо раньше, чем в Европе. Считается что древнее Междуречье (территория между двумя реками Тигром и Евфратом) является колыбелью цивилизаций. Эта равнина стала домом для многих великих цивилизаций, которые подарили миру письменность и искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_kl_mezhdureche.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории «Междуречье» 5 класс

Цель урока: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, культурой, религией, общественным устройством древнейших городов – государств Древнего Двуречья.

Планируемые результаты

Личностные:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности; проявляют устойчивый учебно – позновательный интерес к новым способам решения задач; понимают необходимость учения; анализируют свое эмоциональное состояние.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя.

Позновательные:

Самостоятельно называют тему урока, формулируют его цели; отвечают на вопросы и делают выводы; учатся составлять флеш-ответы (слайдовые презентации для кратких устных сообщений), кластеры.

Коммуникативные:

Допускают возможность различных точек зрения; адекватно используют речевые средства;

Предметные:

Научатся определять термины: шумеры, Междуречье, зиккураты, клинопись; извлекать полезную информацию из разных источников.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Ход урока:

I Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II Актуализация пройденного материала.

Фронтальный опрос.

- Ребята, мы с вами на прошлом уроке закончили изучение одной из древнейших цивилизаций. Назовите, как она называется? (Древний Египет).

- А кто скажет, что такое цивилизация? (ответы детей).

- А как называется исторический период, предшествующий цивилизации? (Первобытность).

Работа по карточкам:

  1. Рассказать о жизни ремесленников и земледельцев в Древнем Египте.

Карточка № 1

Кого называли ремесленниками? Какие ремесла были развиты в Древнем Египте? В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?

  1. Рассказать о жизни вельможи в Древнем Египте.

Карточка № 2

Кто такие вельможи? Как они жили? Чем занимались вельможи?

  1. Рассказать о жизни фараона в Древнем Египте.

Карточка № 3

Кто такой фараон? Для чего фараоны участвовали в военных походах? Как было вооружено войско фараона? Как выглядела боевая колесница? Что фараон привозил из похода?

III Изучение нового материала.

- Сегодня мы на уроке мы продолжим знакомство с государствами древнего мира.

Работа с картой

- Давайте совершим путешествие из Египта на Восток.

- перед вами карта, она будет нашим путеводителем.

- Из дельты Нила отправляемся на северо-восток путь преграждает Красное море, пройдя по перешейку между Средиземным и Красным морями, попадаем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азии.

Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов мы сможем увидеть, что достигли границ какого-то государства.

- Кто может сказать название этого государства? (Междуречье)

- А второе название Двуречье.

- Запишем название темы нашего урока: «Древнее Двуречье» или Междуречье.

- Почему страна получила такое название? (Она расположена между реками Тигр и Евфрат).

- Эти реки берут свое начало с Закавказских гор на севере и текут впадая в Персидский залив.

- Давайте по карте попробуем определить географическое положение и климатические условия Двуречья .

- Двуречье - страна расположенная в Передней Азии, между реками Тигр и Евфрат.

(Запись в тетрадь).

- Чем могли заниматься жители? (земледелием).

- Что такое земледелие? (возделывание, обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений).

- Что способствовало этому виду деятельности? (климат, наличие рек, разливы, плодородие).

- Физкультминутка.

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 63, рассмотрите рисунок.

- Что вы видите на нем, опишите.

- Чем кроме земледелия занимались жители Двуречья? (скотоводством)

- Что такое скотоводство? (разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения молока, мяса, шкур, шерсти и других продуктов). - Читаем на стр. 64 текст о природе Древнего Двуречья. - Несмотря на то, что строительного материала было мало, строились, дома, дворцы, храмы.

- Что такое храм? (жилище богов).

- Почему я спросила вас о храме? (в Двуречье люди тоже покланялись богам).

- Каким богам поклонялись люди? (запись в тетради).

- Рассмотрите рисунок на стр. 68, что вы видите? (школа для писцов)

- Чему учили в школе? На чем писали? Чем писали? Как называлось письмо? - Клинопись – письмо клинообразными значками (запись в тетради).

- Заполните сравнительную таблицу «Египет и Двуречье» - общее и различия:

Общее

Различия

Реки

Клинопись, иероглифы

Земледелие, скотоводство

Две реки

Язычники

Разные боги

Письменность

Местоположение

Нет древесины

Материал для письма

IV Закрепление знаний.

  1. Решите задачу. Сосчитайте, сколько тысяч лет назад возникла шумерская цивилизация, если она возникла за 3 тыс. лет до н.э.?
  2. Игра «Да» или «Нет».

А) Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

Б) Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

В) К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

Г) Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

Д) В природно – климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

Е) Религия жителей Двуречья – языческая. (Да).

Ж) Клинопись – это узоры на посуде. (Нет).

З) Бога солнца звали Шамаш. (Да).

V Рефлексия.

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что

вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными?

Ответы учеников.

VI Домашнее задание.

§ 13, пересказ и ответить на вопросы к тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...