Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Голубева Нина Александровна

5 класс     история Древнего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_uchitel_kubani.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

История   5 класс                           Дата:

  Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Цели (личностные учебные действия): формировать критическое мышление и умение самостоятельно приобретать и структурировать информацию.

Задачи:

Ход урока:

Знакомство:

Меня зовут – Нина Александровна.

Мотивационный этап.

Показываю корзину с виноградом, оливковым маслом и веткой лаврового листа.

Ребята, посмотрите что у меня в руках. Что это? Посмотрев на предметы, скажите, как вы думаете с какой страной мы продолжим с вами знакомиться? Конечно с ГРЕЦИЕЙ. Как вы догадались?

Виноград – занимались виноградарством.

Оливковое масло – выращивали оливки и делали масло.

Лавровый лист – венок для победителей в Олимпийских играх.

Хорошо. Грецию продолжим изучать. Ребята я вам прочту стихотворение, на основании которого вы попытаетесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

Древние греки, античные греки,

Многим прославили себя навеки.

Даже порой удивленье берет

Ну, до чего знаменитый народ.

Древние греки моря бороздили

В новых землях города возводили.

Массалия, Ольвия и Херсонес

Много колоний – даже не счесть!

О чем пойдет речь на уроке? Какова тема? Беседа. Учащиеся формулируют тему урока.

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Беседа по картинкам. Вопросы: как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Что изображено на картинках? (ответы учащихся). Как вы предполагаете, это остатки амфор и пифосов, которые ученые нашли в археологических раскопках. А вот вам, наверное, интересно, где их нашли и кому они принадлежат? Посмотрите внимательно на эти находки, откуда в степях Причерноморья взялись греческие амфоры, огромные глиняные пифосы, афинские монеты? Как они сюда попали? Всё это предстоит вам узнать.

Сегодня на уроке мы с вами выясним основные причины и направления греческой колонизации 8 - 6 веков до н.э.

Ребята, вы когда – нибудь надолго уезжали из дома? А зачем вы уезжали из дома и куда? (ответы детей). Представьте, что древние греки были отличными мореплавателями и путешественниками, но порой они покидали свои дома совсем не из 0 за любви к приключениям. А по каким причинам.? Давайте вместе узнаем.

И так мы должны с вами узнать причины переселения древних греков. Ребята, представьте себе, что вы оказались в богатом торговом городе. Здесь собралось несколько сотен человек. Сейчас  мы прочитаем об истинных причинах отъезда греков  в далекие и неведомые земли.
Задача всех- попробуйте сформулировать причины переселения греков и категории переселенцев (кто переселялся). Кто покидал Грецию и почему?

Работа с текстом и заполнение фишбоун. (Предлагаю заполнить рыбку, плывущую по морю).

Категория населения

 

Причины

Текст для работы:

 1 Грек: Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.

2 Грек : У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

3 Грек: Я –и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.

4 Грек: Я происхожу из древнего и  знатного рода. Я был правителем в своем  городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

 Проговариваем все. Потом 2 человека у доски заполнят фишбоун.

Итак ребята, какие же  категории населения покидали Грецию и по каким причинам?

А скажите к мечу приведёт переселение греков? Ну конечно к созданию колоний.

А где же в каких местах греки основывали свои колонии?  Давайте разбираться.

Ребята представьте, что ваша семья переезжает в другой город. Что по вашему мнению, должно быть на новом месте жительства? (ответы детей – школа, магазин и т.д.)

Интересно, что для древних переселенцев было важно нечто другое. Как вы думаете, что?   Селились всегда вблизи моря, выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородной почвой. Они сеяли хлеб, разводили виноград. Грекам – колонистам обычно удавалось наладить мирные отношения с местным населением.

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Давайте мы с вами рассмотрим карту «Образование греческих колоний» и подумаем, что он имел в виду.

Работа с картой.  Дети сперва называют колонии.

Ребята, а вы любите отдыхать на Черноморских курортах? А некогда по этому морю плавали древние греки, останавливаясь в различных местах и основывая колонии…

Ну например, Пантикопей – это сегодня Керчь

                        Херсонес – Севастопль

                         Фасис – Фазис в Грузии  

Еще одна колония – ОЛЬВИЯ.

В данной колонии побывал знаменитый греческий историк Геродот. в Ольвии было такое же политическое управление как и в других греческих городах. Какое? ( Ольвией, как и другими греческими городами, управляло Народное собрание, архонты и городской совет).

Географическое местоположение покинутой людьми и затерявшейся во времени Ольвии было забыто миром на много столетий. Оно было установлено русскими учёными в конце XVIII века. Сейчас это окрестности села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. 

Знаете, одним из интереснейших сооружений древнего города Ольвии был сорокаметровый колодец, уходивший глубоко в землю своей каменной кладкой. По преданию, известно, что все богатства города перед неизбежным захватом его варварскими племенами были брошены в один из городских колодцев и засыпаны землей. Поэтому все найденные колодцы представляют для археологов живой интерес. Не составит исключения и этот когда глубина раскопок внутри колодца порядка 20-25 метров, во время работ случился несчастный случай. Однка из девушек, которая вела раскопки, сорвалась внутрь колодца. Её чудом спасли. Как одновременно оборвались основной канат и страховочный. Не смогли обьяснить даже специалисты. На колодец была положена металлическая решетка, и работы были закрыты. Сейчас Ольвия - это Национальный Государственный историко-археологический музей-заповедник Украины. Теперь посетители древней Ольвии приходят к этому месту и, загадывая желание, бросают в колодец монетку. Наверное, оно сбывается, раз уже его называют колодцем счастья.

Путешествуя со своей семьёй по территории малой Родины - Кубани, вы можете им рассказать об основании этих городов и как они раньше назывались, я думаю вашим близким будет интересно это узнать.

Так, что имел ввиду Сократ, утверждая, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота? Ответы детей, повторяем названия колоний. 

Ребят, где основывали свои колонии греки? Как мы видим много колоний греки основывали на берегах Черного моря. Вспомните, мы в начале урока говорили о категориях греков, которые переселялись. Как вы думаете, кому удобно селиться вдоль морей? Конечно купцам. Для чего? Для налаживания торговли. Греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.

Далее учитель предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что продавали и что покупали греческие купцы?» для этого вспомним основные занятия населения. (ремесло – ткачество, кузнечное дело, выращивание оливок и винограда,добыча соли, ) Значит, что вывозили из Греции?

А чем богата наша с вами Кубань? Что можно от сюда увезти? (Мед, пшеница, шкуры животных и рабов)

Работа с товарами торговли.

Благодаря развитию торговли между Грецией и колониями:

Внедрение товарного производства, большой объем торговли требовали совершенствования расчетных операций. Примитивный обмен товара на товар или на куски валютного металла, которые постоянно нужно взвешивать, был неудобен.

-  Новым средством расчета стала монета: небольшой кусочек металла (золота, серебра, бронзы) со строго определенным весом, гарантированным государством, выпустившим эту монету. Первые монеты появились в Греции еще в VII в. до н. э

 - Возросла грузоподъемность торговых кораблей (до 100–150 т)

- увеличилась длительность мореплавания в течение года (в осенние и зимние месяцы обычно не плавали)

- осваивались новые морские пути

- распространение греческих знаний. (конкретна алфавита. Греческий на основе финикийского, добавили гласные буквы. Греческий основа – латинского алфавита, а затем кириллица.)

Осколки греческих амфор, огромные глиняные пифосы, афинские монеты, которые я показывала вам в начале урока, были найдены в Горгиппии (современной Анапе), некогда бывшей  колонией греков. Представляете, что и по территории нашей родной Кубани ходили настоящие греки!

Сегодня на уроке мы с вами выяснили основные причины и направления греческой колонизации 8 - 6 веков до н.э.

«Дерево творчества» - РЕФЛЕКСИЯ

Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 5 класса Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тест для проверки домашнего задания "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...

Урок истории в 5 классе - Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Проект учебного занятия в 5 классе по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»...

Конспект урока по теме: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Познакомить учащихся с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией VIII–VI вв. до н. э....