Методическая разработка урока истории Приход к власти партии большевиков
методическая разработка по истории (10 класс)

Комбинированный урок с использованием технологии развивающего обучения. На уроке используется презентация. Цель урока: сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к большевикам и установлении советской власти, закрепить понятия, определения, термины, события, явления, факты, хронологию, на основе анализа событий выявить причинно-следственные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Учителя: Постниковой Елены Анатольевны                                                  ГБОУ 454

Класс: 10 класс

Тип урока: комбинированный

Используемые образовательные технологии: развивающего обучения

Тема: Приход к власти партии большевиков.

Цели урока:

- образовательная: сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к большевикам и установлении советской власти, закрепить понятия, определения, термины, события, явления, факты, хронологию, на основе анализа событий выявить причинно-следственные связи;

- развивающая: способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений работать с историческим источником, развивать умения смыслового чтения (извлекать необходимую информацию при восприятии речи на слух);

- воспитательная: интерес к знаниям, способствовать выработке гражданской позиции учащихся, гражданской ответственности, правового самосознания.

Информационно-обучающее обеспечение урока: учебник История России 10 класс, Горинов М. М., Данилов А. А.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планами урока.

Актуализация: Антон Деникин, один из лидеров Белого движения, главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России писал: «Власть падала из слабых рук Временного правительства, во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесён приговор стране, народу революции».

- Как Вы определите тему и цель нашего урока?

Учащиеся отвечают

Учитель: Мы сегодня с Вами восстановим события октября 1917 года. Но для начала давайте вспомним такие понятия, как «революция», «переворот».

Учащиеся отвечают

Учитель формулирует проблемный вопрос: События Октября 1917 года – это революция или переворот? На уроке мы будем искать ответ на данный вопрос, опираясь на выделенные нами критерии понятий «революция» и «переворот».

На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Организация работы в группах.

Результат работы групп, выводится на доску и обсуждается с учащимися.

Первая группа: Характеризует положение в стране в период с марта по сентябрь 1917 года

Учитель: В результате такой политики Временного правительства на фоне активизации агитаторской деятельности большевиков, особенно после возвращения В.И. Ленина в страну и его «Апрельских тезисов» с главным лозунгом ликвидации двоевластия с передачей всей полноты государственной власти Советам во главе с большевиками, кризисы власти происходят регулярно народ недоволен и одно коалиционное правительство сменяет другое, становится ясно, что долго так продолжаться не может и Россию ждут новые потрясения.

 Положение и настроения в стране мы узнали, теперь необходимо рассмотреть причины прихода к власти большевиков.

Вторая группа: Объективные и субъективные причины прихода к власти большевиков.

Объективные причины – независящие от людей, большевиков. Это такие как: углубление экономического кризиса, ошибки Временного Правительства. Субъективные причины – зависящие от большевиков. Это рост численности партии большевиков, более понятные и близкие народу лозунги.

Учитель: Рассмотрим сам ход революционных событий.

Третья группа: События 24 и 25 октября 2017 года.

Учитель: Итак. 25 октября 1917 – собирается II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Принимает первые декреты о власти, мире, земле.

Четвёртая группа: Анализ первых декретов Советской власти.

Учитель вместе с учениками делает вывод и еще раз отвечает на проблемный вопрос:

Большевики быстро установили свою власть, так как их лозунги были ближе народу и Временное правительство не решало основные вопросы: о войне и о земле.

1. Итак, какой же вывод можно сделать об итогах событий 1917 года?

2. Сейчас я предлагаю каждому из вас выразить свое отношение к событиям, о которых мы сегодня вели речь

  1. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся рефлексивные задания, продолжить предложения:

Я узнал новое …..

Мне было сложно понять …..

Когда я моделировал историческую ситуацию …….

Мне удалось на уроке …

Учащиеся отвечают

Домашнее задание: п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИХОД К ВЛАСТИ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ Учитель истории Постникова Е. А.

Слайд 2

Антон Деникин, один из лидеров Белого движения, главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России писал: Власть падала из слабых рук Временного правительства, во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесён приговор стране, народу революции

Слайд 3

Проблемный вопрос События Октября 1917 года – это революция или переворот?

Слайд 4

Для политики Временного П равительства характерно принятие полумер по самым наболевшим вопросам: Национальный – Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государства на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод . Польше – обещали в будущем предоставить независимость. Предоставлена автономия Финляндии, Украине, Белоруссии. Аграрный – решение вопроса о земле откладывалось до созыва Учредительного собрания. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одеты в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия. Военный – правительство, связанное обязательствами с Антантой, считало, что победа в войне повысила бы международный авторитет России. Война до победного конца. Рабочий – отклонен закон о введении 8-часового рабочего дня (причина-продолжение войны). 23 апреля правительство узаконило возникшие на предприятиях фабрично-заводские комитеты, осуществлявшие «рабочий контроль» над производством и распределением.

Слайд 6

В. В. Ленин

Слайд 7

Л. Д. Троцкий

Слайд 9

Вооруженное восстание в Петрограде

Слайд 10

II съезд Советов Провозглашение Советской власти в России. В.Серов.1962 г.

Слайд 11

Задание Составьте схему: Структура новой власти, охарактеризуйте функции СНК и ВЦИК

Слайд 13

Декрет о мире

Слайд 14

Аннексия — насильственное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке . Контрибуция — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя.

Слайд 15

Декрет о земле

Слайд 16

Задание Как большевики планировали решить аграрный вопрос?

Слайд 17

Итоги: События Октября 1917 года – это революция или переворот?

Слайд 18

Итоги: Большевики быстро установили свою власть, так как их лозунги были ближе народу и Временное правительство не решало основные вопросы: о войне и о земле. Выразите свое отношение к событиям, о которых мы сегодня вели речь

Слайд 19

Рефлексия Я узнал новое ….. Мне было сложно понять ….. Когда я моделировал историческую ситуацию ……. Мне удалось на уроке …

Слайд 20

Из воспоминаний В.В. Набокова Мне казалось, что произошло нечто великое и страшное, что народ сбросил цепи, что рухнул деспотизм. Я не отдавал себе отчёта в том, что основой происшедшего был военный бунт, вспыхнувший стихийно вследствие условий, созданных тремя годами войны, и что в этой основе лежит семя будущей анархии и гибели .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории по теме " Власть и народ в период Смутного времени" с презентацией

Урок построен на основе использования компьютерной презентации. Данный методический прием позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, делает урок более эффективным...

Методическая разработка урока по обществознанию "Политическая власть"

Тема данного урока является началом новой темы. Специфика его заключается втом, что учащиеся должны осознать решающее значение в процесс становления общества,раскрыть содержание понятия «политическая ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...