Глобальные проблемы современности
план-конспект урока по истории (11 класс)

Пузенко Анна Георгиевна

Урок "Глобальные проблемы современности"  по Новейшей истории дан в 11 классе. Рассмотренны вопросы: Экологические проблемы путём показа презентации, использыван видеоролик о массовой гибели птиц на Ставрополье, проблема войны и мира рассмотренна рассказм и демонстрации накарте очагов военных конфликтов в 2023 году. Видеоролик обращения В.В. Путина от 23.02.2022 "О начале СВО" и рассказ ученика привели к пониманию событий происходящих на Украине.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2023_god.docx44.37 КБ
PDF icon otkrytyy_urok_2023_prezintatsiya_compressed.pdf2.14 МБ

Предварительный просмотр:

                   Открытый урок по Всеобщей истории в 11 классе

                 «Глобальные проблемы современности» 

Цель. Раскрыть причины обострения глобальных проблем; выявить аспекты глобальных проблем человечества.

Задачи:

Образовательные: Сформировать  у учащихся представление о глобальных проблемах человечества, сформулировать возможные пути решения глобальных проблем.

Развивающие: Развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

3.Воспитательные: Формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации. Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе. Воспитывать гражданские качества, умения различать добро и зло, воспитывать чувство уважения и сострадания.

УУД.

 Личностные: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, оценивать информацию, поступающую из различных источников.

Регулятивные: Определять цель выполнения заданий на уроке, использовать в своей деятельности учебник, карту, иллюстрации, дополнительные источники.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к происходящим событиям, работать в группе, в паре.

Познавательные : способствовать развитию интереса к истории,  к политике прошлого и настоящего.

Планируемые результаты: углубление знаний учащихся по теме «Глобальные проблемы современности».

Основные понятия: глобализация, мировое сообщество, глобальные проблемы.

Оборудование: политическая карта мира, компьютер, учебник, раздаточный материал, информационный материал.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический.

ХОД УРОКА.

 I этап. Организационно-мотивационный

Здравствуйте, ребята. Кто смотрел новости в последние дни? (ответы учащихся)

Учитель: Что вас тревожит в современных сводках новостей? (предположения об угрозах современному миру).

 К каким последствиям могут привести события, происходящие в мире?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

 Учащиеся: «Глобальные проблемы современности».

Учитель: Как вы думаете, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? 

Ответы учащихся:

выяснить причины глобальных проблем;

охарактеризовать глобальные проблемы;

определить пути их решения;

II этап. Изучение нового материала

1. Причины глобальных проблем

Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.

 Один английский исследователь сказал: «До наших дней человечества как единого целого не существовало». Взаимосвязь и взаимозависимость государств, народов резко возросли. Как называется это явление современной жизни?

Ожидаемый ответ: Глобализация.

Учитель: А что такое глобализация?

 Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира

- это первая причина возникновения глобальных проблем (запись в тетрадь)

Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

Учащиеся: «Подарки»: телевидение, возможность быстрого перемещения, связи, освобождение человека от тяжелого физического труда, лечение многих болезней, создание искусственных материалов.              «Беды»: создание атомного оружия; деятельность промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду; вырубка лесов и т. д.

Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека.

 Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер (запись в тетрадь)

2. Глобальные проблемы

Вопрос: Какие глобальные проблемы вы знаете?

(ответы учеников)

Основными глобальными проблемами являются:

проблема «Север - Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами;

экологический кризис;

терроризм и угроза новой мировой войны.

Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы

А) Проблема «Экологический кризис». Презентация .

 Использование материала о массовой гибели диких птиц на Ставрополье.

Б) Учитель. В чём состоит суть проблемы Север – Юг?

Ученики: проблема экономических отношений между развитыми и развивающимися странами, в разнице доходов в уровне жизни, высокой смертности населения, безработице, перенаселении южных регионов.

Проблема «Север - Юг»

Задание №1

По таблицам «ВВП на душу населения» перечислите страны, относящиеся к самым богатым и к самым бедным.

По политической карте мира на стр. 222-223 учебника определите, в каких регионах мира находятся самые бедные и самые богатые страны, назовите регионы. Объясните, почему проблема разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами получила название «Север – Юг»?

Самые богатые страны

Страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

1.

Люксембург

138193

2.

Лихтенштейн

118000

3.

Швейцария

84661

4.

Норвегия

78408

5.

США

76348

6.

Дания

70924

7.

Австрия

66984

8.

Германия

63816

9.

Бельгия

63070

10.

Япония

49044

Самые бедные страны

Страны

ВВП на душу населения (в долларах США)

1.

Кампучия (Камбоджа)

5601

2.

Таджикистан

4943

3.

Конго

4889

4.

Сан-Томе и Принсипи

4704

5.

Судан

4366

6.

Гвинея-Бисау

2892

7.

Эритрея

2086

8.

Мозамбик

1468

9.

Сомали

1323

10.

Эфиопия

857

Ответы учащихся

На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты.

Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. 

 Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

По материалам печати.

 Задание №2.

Экологическая эмиграция

Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега  Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн. человек живет под угрозой покинуть насиженные места...

Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды...

Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус»

Задание:

Прочитайте текст, приведите примеры проявлений экологического кризиса; назовите возможные последствия экологического кризиса.

По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.

Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран? (ответы учеников)

В) Проблема «Угроза новой мировой войны».

 С середины ХХ века проблемы войны и мира перестали носить локальный характер. Вопрос стоит кардинально: «Быть или нет быть человечеству вообще». Это связано с появлением и распространением прежде всего ядерного оружия, которое способно уничтожить все живое на Земле. Количество ядерных боеголовок в настоящее время в три тысячи раз по мощности превосходит количество взрывчатых веществ, использованных во Второй мировой войне (по 3,6 т на каждого жителя Земли). Использование ядерного оружия может привести не только и не просто к уничтожению части населения. Есть и другие последствия:

1) создание эффекта «ядерной зимы» - взрыв «только» одного процента, накопленных на планете ядерных зарядов, приведет к уничтожению всего живого, т.к. тучи пепла от пожаров и огненных штормов (вызванных взрывами) сделают атмосферу планеты практически непроницаемой для солнечных лучей, произойдет резкое похолодание (на 50-60 градусов) и все живое погибнет;

 2) появление электромагнитного импульса, поражающего электростанции и выводящего из строя приборы;

3) радиоактивное заражение местности на многие сотни и тысячи лет (даже, если кто-нибудь останется, возникает вопрос: как жить?).

Серьезной проблемой, чреватой началом третьей мировой войны, являются региональные конфликты и кризисы, порождающие гражданские войны, мировой терроризм, национальный и религиозный экстремизм уже в мировом масштабе. Многие современные политологи и социологи называют в качестве причин этих конфликтов:

 1) борьбу «бедного Юга» с «богатым Севером»;

2) столкновение цивилизаций с их различными религиозными основаниями (христианство и ислам).

 Эффективное решение проблем национального, регионального и планетарного масштаба возможно ненасильственным путем, на основе диалога и взаимопонимания. Путь к миру на Земле - полное и всеобщее разоружение. В противном случае - нагнетание напряжения и войны.

Ученик

В мире происходят постоянные изменения, и конфликты становятся неотъемлемой частью глобальной политики. В 2023 году мы свидетелями ряда горячих точек, где противостояние и насилие не дает людям жить в мире и безопасности. К сожалению, список горячих точек в мире на 2023 год  очень обширен. Все эти конфликты и гражданские войны оказывают огромное влияние на глобальную политику и безопасность в мире.

Главные конфликты 2023 года: обзор.

Назовите и покажите на карте регионы, где происходили конфликты (работа с политической картой мира).

1.Украина (Видеозапись выступления В.В.Путина о начале военной операции). Ученик даёт характеристику событиям, происходящим на Украине, приведшим к началу военной операции.

2.Конфликт в Йемене

Одним из главных конфликтов в 2023 году была гражданская война в Йемене, которая началась еще в 2014 году и продолжается по сей день. Снижение жизненного уровня, голод, болезни и насилие стали повседневной реальностью для многих жителей этой страны. Этот конфликт вызвал гуманитарную катастрофу и продолжал унести множество невинных жизней. В нем участвовали различные стороны, включая правительственные силы, сепаратистов и международные коалиции. Конфликт длится до сих пор и продолжает оставаться одной из главных горячих точек мира.

Конфликт в Сирии.  Одной из самых острой проблемой остается Сирия. Гражданская война там началась в 2011 году и до сих пор не закончена. Этот конфликт вырос в международный конфликт, в который вовлечены различные стороны, включая сирийское правительство, оппозицию, экстремистские группировки и иностранные военные силы. Различные фракции и международные силы продолжают борьбу за контроль над территорией. Это привело к огромному человеческому страданию, массовому переселению населения и уничтожению инфраструктуры страны.

Конфликт в Карабахе

В 2023 году также произошел серьезный конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе, регионе, который долгое время находится под спором между этими двумя странами. Конфликт привел к активным боевым действиям и смертельным столкновениям. После медиации России было достигнуто перемирие, но обстановка остается напряженной и нестабильной в регионе.

Континент Африка остается одним из наиболее нестабильных регионов в мире, где возникают и эскалируют многочисленные конфликты и гражданские войны. Ряд стран Африки продолжают ощущать угрозу своего спокойствия и стабильности. Ниже представлен обзор некоторых горячих точек континента, где накоплены серьезные напряжения и потенциальные кризисы.

Сомали

Внутренний конфликт, борьба за власть и территорию, а также террористические угрозы делают Сомали одним из наиболее опасных мест на континенте. В стране продолжается вражда между правительственными войсками и повстанческими группировками, такими как аль-Шабаб, которые ведут активные операции и теракты.

Ливия

Разделение на враждующие области, наличие нескольких правительств и иностранных игроков оставляют Ливию в состоянии гражданской войны и неопределенности. В стране продолжается конфликт между национальной армией, которую поддерживает международно признанное правительство, и блоком союзников, объединенных в «Ливийскую арабскую армию».

Напряженность на Корейском полуострове

Корейский полуостров остается одной из самых напряженных зон в Азии. Военный конфликт между Северной и Южной Кореей до сих пор не решен и представляет реальную угрозу мирным поселениям в регионе. Последние переговоры между лидерами двух стран не привели к значимым результатам, и военное напряжение на полуострове остается высоким.

Признание независимости Тайваня

Ситуация в Тайване остается проблемой в Азиатском регионе. В последние годы натиск Китая на эту островную территорию стал все более активным, и шансы на мирное разрешение конфликта уменьшились. Международное сообщество продолжает остерегаться возможного вооруженного конфликта в случае объявления Тайванем независимости.

Азиатская нестабильность продолжает представлять серьезную угрозу миру и требует международного внимания и вмешательства для предотвращения дальнейшей эскалации конфликтов.

Ученик

Конфликты на Южном полушарии: геополитическая ситуация и причины раздоров

Южное полушарие является эпицентром нескольких значительных конфликтов, которые влияют на геополитическую ситуацию в регионе. Одной из главных причин этих раздоров является борьба за ресурсы, такие как нефть, газ, минеральные руды и прочие богатства, которые альтернативно позволяют иметь значительное влияние в мировой политике и экономике. Страны региона стремятся добиться геополитической доминирования, что приводит к столкновениям и конфликтам между ними.

Возможной причиной раздоров на Южном полушарии является также этническое разнообразие и расовая напряженность. Различия в культуре, религии и языке могут стать спаркой для конфликтов, особенно в странах с множеством этнических групп. Отсутствие основных механизмов урегулирования конфликтов и проблемы с правами человека также могут способствовать возникновению напряженности и конфронтации на Южном полушарии.

Использование насилия и террористических методов также играет заметную роль в конфликтах на Южном полушарии. Отдельные группы и организации могут использовать терроризм как способ достижения своих целей, создавая еще большие проблемы для стабильности в регионе. Например, распространение наркотиков, контрабанды оружия и террористических сетей может привести к нарастающему конфликту и ухудшению геополитической ситуации на Южном полушарии.

Примеры конфликтов на Южном полушарии:

Боливия и Чили: спор о доступе к морю

Венесуэла: внутренний конфликт между президентом и оппозицией

Колумбия: долгосрочный конфликт с повстанческими группировками

В целом, конфликты на Южном полушарии обусловлены сложной геополитической ситуацией, борьбой за ресурсы, этническими разногласиями и наличием террористических угроз. Решение этих конфликтов потребует международной дипломатии, законности и глубоких преобразований в регионе.

3. Конфликт на Ближнем Востоке: (выступление ученика)

 Причины конфликта:

Геополитическая борьба: Ближний Восток является ключевым регионом с точки зрения доступа к энергетическим ресурсам и контроля над торговыми путями. Различные государства и силы стремятся укрепить свое влияние на этом регионе, что часто приводит к конфликтам.

Религиозные разногласия: Ближний Восток является религиозно разнообразным регионом, где разные группы и конфессии соперничают за власть и влияние. Религиозные противоречия часто сопровождаются межконфессиональными столкновениями и конфликтами.

Национальные территориальные споры: Многие страны на Ближнем Востоке сталкиваются с территориальными претензиями друг к другу, особенно в случае наличия нефтегазовых месторождений или стратегически важных территорий. Эти споры часто приводят к вооруженным конфликтам.

Конфликты на Ближнем Востоке имеют сложные и долгосрочные последствия. Они усиливают геополитические и религиозные разногласия, разрушают здравоохранение и образование, приводят к эскалации насилия и отчуждению населения. Решение этих конфликтов требует международных усилий и диалога между заинтересованными сторонами, а также поиск компромиссных решений для достижения мира и стабильности в регионе

Учитель

 На протяжении всей истории человечества общество находилось в состоянии войны, лишь изредка сменяясь недолговременным миром. Со времен появления письменной истории человечества (около 2500 лет тому назад) последнее пережило примерно 1600 вооруженных конфликтов. По некоторым подсчетам, за последние 5600 лет велось более 14500 войн, т. е. по 2,6 войны в год

Учитель

Почему проблема войны и мира превратилась в глобальную во второй половине 20 века?

Ученики: С середины ХХ века проблемы войны и мира перестали носить локальный характер. Это связано с появлением и распространением прежде всего ядерного оружия, которое способно уничтожить все живое на Земле.

Учитель.

1.Количество ядерных боеголовок в настоящее время в три тысячи раз по мощности превосходит количество взрывчатых веществ, использованных во Второй мировой войне (по 3,6 т на каждого жителя Земли).  

2.Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде.

В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превосходит мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тыс. человек! 40% площади города превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости. Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей.

3.На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоло- вый эквивалент превосходит 10 т.

4.К тому же следует иметь в виду, что технология ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения мирного населения.

Есть и другие последствия:

1) создание эффекта «ядерной зимы» - взрыв «только» одного процента, накопленных на планете ядерных зарядов, приведет к уничтожению всего живого, т.к. тучи пепла от пожаров и огненных штормов (вызванных взрывами) сделают атмосферу планеты практически непроницаемой для солнечных лучей, произойдет резкое похолодание (на 50-60 градусов) и все живое погибнет;

 2) появление электромагнитного импульса, поражающего электростанции и выводящего из строя приборы;

3) радиоактивное заражение местности на многие сотни и тысячи лет (даже, если кто-нибудь останется, возникает вопрос: как жить?).

    Война как способ решения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель людей, порождающей стремлению к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех исторических эпох. Из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трехсот были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.

По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если разразиться, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации.  Последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, - они коснуться всех.

3. Пути решения глобальных проблем

Учитель: Как вы видите, глобальные проблемы грозят гибелью всему человечеству. Чтобы этого не произошло, нужно действовать уже сейчас.

4. «Пути решения глобальных проблем».

Работа с текстом учебника  стр.262-263

Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Для того чтобы предотвратить военные действия, необходимо предпринять ряд мер, который бы обосновался на следующих принципах:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как высшим ценностям человечества;

- отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем;

- признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

- понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.

Эти принципы прокладывают дорогу новой практике международных отношений. Практически единодушный отпор сообщества наций вызывает любая агрессия, в какой бы точке Земли она не возникла. Крепнут отношения доверия и сотрудничества между народами. Долог путь к прочному и надежному миру, но первые, наиболее трудные шаги к нему уже сделаны. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.

Какие организации вы знаете? (Ответы учащихся)

Что такое Киотский протокол?

Киотский протокол – международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 году в Киото (Япония), был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Основная задача этого международного документа — сократить или, по крайней мере, стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу по сравнению с базовым уровнем, в качестве которого был выбран уровень 1990 года.

Экологические движения. Greenpeace

Международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами.

Я хочу рассказать вам притчу. Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец», сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась, сбила под собой комок масла и выбралась из горшка.Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй лягушки.

Учитель: какой вывод можно сделать из этой притчи?

Ученик: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества. При этом ни одно государство, сколь бы могущественным оно ни было, ни группа государств не в состоянии самостоятельно справиться с этими проблемами.

Только взаимодействие всех стран в условиях мира, только осознание всеобщей взаимозависимости и выдвижения на I план общечеловеческих задач позволит народам обрести уверенность в завтрашнем дне, предотвратить социальные и экологические катастрофы, наконец, просто выжить.

III этап. Закрепление материала (Задание  из КИМов)

Задание №1.

Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для её решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение всё новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости.

Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается?

              Укажите три проблемы

IV этап. Рефлексия. Подведение итогов.

V этап. Домашнее задание : Изучить материал на стр.261 – 263, вопросы и задания к главе 3 и 4 .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Глобальные проблемы современности.

Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....

Конспект урока "Глобальные проблемы современности".

Этот конспект будет полезен при обобщении и повторении заявленой темы....

Межпредметный проект "Глобальные проблемы современности"

Цель урока.Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы современности», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.Задачи урока:Образовательные ...

Межпредметный проект "Глобальные проблемы современности

Цель урока.Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы современности», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.Задачи урока:Образовательные ...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Проект "Глобальные проблемы современности"

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранения цивилизации. эти проблемы характеризуются дмнамизм...

Классный час "Глобальны проблемы современности"

Интегрированный урок по предметам "обществознание" , "история" и "основы философии". Материалы, используемые на уроке, содержат информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан...