Урок истории в 5 классе "Религия Древних Греков"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Дает представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов;

Развивает умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания, анализировать литературные произведения древности и делать выводы;

Воспитывает интерес к античной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_religiya_drevnih_grekov.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5классе

Тема урока: «Религия древних греков».

Цели:

Дать представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов;

Развивать умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания, анализировать литературные произведения древности и делать выводы;

Воспитывать интерес к античной культуре.

Планируемые результаты:

Предметные: выявить причинно-следственные связи между условиями жизни древних греков и их занятиями, оценить ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; владеть общим приемом решения учебных задач; находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология»; готовить тематические сообщения и проекты;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознать важность изучения истории.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, ноутбук

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами развивающего контроля.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Первичное закрепление знаний.
  7. Первичная проверка понимания.
  8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сейчас настроение? Хорошее? А давайте улыбнемся друг другу, своему соседу, пожелаем удачи. И с прекрасным настроением начнем работать.

  1. Актуализация знаний

Ребята, вы уже слышали о могучем силаче и герое Древней Греции Геракле? (Да.) Что вы о нём знаете? (Он совершил 12 подвигов.) Сейчас я расскажу вам об одном из его подвигов.

Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада Гасперид на краю света. Геракл этого сделать не мог, так как войти туда мог только бог. Тогда великан Атлант согласился сделать это за Геракла, если тот подержит за него небесный свод. Тяжелый груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело… Вернулся наконец Атлант. Предложил, что сам отнесет яблоки в Микены. Притворившись будто согласен, Геракл лишь пожелал сделать себе подушку из травы, чтобы положить ее на плечи. Встал великан на свое место, а Геракл взял яблоки и сказал: «Прощай, Атлант, только одному тебе под силу держать небесный свод!».

- Выражение «Держать небесный свод» вошло в нашу жизнь. Как вы думаете, что оно означает? (выполнять тяжелую работу).

- У нас сегодня на уроке есть корзина с яблоками из волшебного сада Гасперид.

- Скажите, они похожи на волшебные? (нет, яблоки красные).

- Эти яблоки не простые, а с секретом. Вы уже знаете, что в каждом мифе Древней Греции есть сложное задание, проблема. Только после того как мы ответим на все вопросы, яблоки станут золотыми и подарят нам много знаний.

Дети по очереди называют номер яблока, которому соответствует вопрос. После ответа на него яблоко вешается обратно золотой стороной к зрителям.

1. Что означает выражение «Нить Ариадны»? (Помощь в сложной ситуации).

2. Что означает выражение «Между Сциллой и Харибдой»? (Между двумя врагами).

3. Решите историческую задачу. Поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомер написал в 8 веке до н. э. Сколько лет назад это было. Отметьте дату на ленте времени.

4. Чудовище с туловищем человека и головой быка. (Минотавр).

5. Какое животное помогло захватить Трою? (Деревянный конь).

6. Одноглазый великан. (Циклоп).

7. Что означает выражение «Ахиллесова пята»? (Уязвимое место).

8. Картинка (Лабиринт)

III. Постановка учебной задачи

Теперь плоды на яблоне стали золотыми - это знания, которые нам еще предстоит сегодня вкусить.

- Посмотрите, а вот еще одно яблоко. На нем написано … «Прекраснейшей!».

Подумайте, что это за яблоко? («Яблоко раздора». Из – за него началась Троянская война).

А кто является героями мифа о Троянской войне? (Боги.)

- Попробуйте догадаться сами какая будет тема нашего сегодняшнего урока?Религия древних греков)

Что бы вы хотели узнать о богах Древней Греции?

(как назывались боги, которым поклонялись греки, зачем и с какой целью им поклонялись, с какими силами природы связаны, как они выглядели, где жили греческие боги, чем же греческие боги отличались от богов других стран)

- Какую цель мы с вами поставим на уроке?

- С помощью чего бы вы хотели изучать эту тему?

- Таким образом, сегодня мы узнаем, какие существовали религиозные верования у древних греков.

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

1 Работа с картой

– Показать страну Фессалию, на севере Греции. Гору ОЛИМП.

На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.

В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Все боги различались по могуществу и значимости. То есть, мы поговорим о пантеоне греческих богов.

Запишите в тетради:

Пантео́н — группа богов, принадлежащих к одной религии.

V. Физкультминутка.

Физминутка составлена с учетом повторение ранее изученного материала по теме «Религия древних египтян»

Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу
ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине
НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори
АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости
ТОТ.

2. Знакомство с богами.

- Откройте стр. 135. Здесь изображены основные боги Древней Греции. Они разделены по на четыре группы:

1-я группа – самые могущественные;

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов;

3-я группа – покровители какого-либо дела;

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы.

- Сейчас работа с тестом параграфа пункт 1-2 или иллюстрацией заполните в группе таблицу богов и чему они покровительствовали. У каждой группы свои боги.

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

1-я группа – самые могущественные

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мертвых

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни.

Афродита

Богиня красоты и любви

3-я группа – покровители какого-либо дела

Деметра

Богиня плодородия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Вестник богов, покровитель дорого и путников

Арес

Бог войны

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы

Сатиры

Духи леса, покровители плодородия

Нимфы

Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений.

См.приложение1

По готовности начинают представление богов с высших. Пантеон богов дублируется на экране.

3. Миф о Деметре и Персефоне

Прочитайте на стр. 136 - 138 миф о Деметре и ее дочери Персефоне

Беседа:

Какое природное явление описано в этом мифе? (Смена времен года).

Как объясняет миф смену времен года?

Миф о Прометеее

Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультфильм о Прометее.

Дети смотрят мультфильм.

Беседа:

- Каким мукам и за что Зевс подверг Прометея?

- Чем помог Прометей людям? (научил обрабатывать камень, подарил огонь).

VI. Первичное закрепление знаний.

Коллективная устная работа «Историческая задача: согласны ли вы с утверждением?»

1. Олимп – это вершина горы, на которой живут главные боги? (да)

2. Богом всех богов является Гермес (нет)

3. Словно древнегреческая знать, олимпийские боги и богини пируют и развлекаются почти все своё время. (да)

4. Афродита – это самая прекрасная богиня, богиня любви (да)

5. Арес – бог плодородия (нет)

VII. Первичная проверка понимания

- Какое влияние оказала повседневная жизнь древних греков на их религиозные верования? (ответы учащихся)

VIII. Рефлексия

Ребята, вам понравился урок? (поднимают смайлы, которые ассоциируются с проведенным уроком) Я вижу всем, в основном, понравилось, все довольны. А теперь более подробно вы должны каждый у себя на листочках описать, что именно у вас вызвало затруднение и что понравилось. Заполните таблицу.

  1. Достигли ли мы поставленной цели?
  2. Продолжите предложения:

- сегодня на уроке я ________

- урок_____________________

- своей работой на уроке я___ …

3. Как оцениваете свою работу на уроке?

IX . Домашнее задание, выставление оценок за урок.

п. 28 учебника, на выбор

- нарисовать рисунок к древнегреческим мифам,

- составить кроссворд по теме «Религия древних греков».

Приложение 1

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

1-я группа – самые могущественные

Зевс

Посейдон

Аид

____________________________________________________________________________________

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов

Гера

Артемида

Аполлон

Афина

Афродита

__________________________________________________________________________________

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

3-я группа – покровители какого-либо дела

Деметра

Дионис

Гефест

Гермес

Арес

____________________________________________________________________________________

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы

Сатиры

Нимфы

Приложение 2

Заполните таблицу.

  1. Достигли ли мы поставленной цели?
  2. Продолжите предложения:

- сегодня на уроке я ________

- урок_____________________

- своей работой на уроке я___ …

3. Как оцениваете свою работу на уроке?

Адрес публикации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Религия древних греков" (5 класс)

Конспект урока по теме "Религия древних греков", 5 класс. Учебник "История Древнего мира" Вигасин...

Урок истории в 5 классе "Греко-персидские войны"

Урок построен с использованием ЭОР....

Урок-путешествие: «По следам древних греков».

Повторительно- обощающий урок по теме: Древняя Греция УМК А. А. Вигасин, Г. И. Годер История Древнего мира 5кл....

Урок истории "По следам древних греков"

Урок по курсу "История древнего мира". 5классДанная презентация составлена для   повторительно-обобщающего урока  по разделу "Древняя Греция." Цель урока - систематизация знаний обучающ...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Греки и критяне"

Урок разработан в соответствии ФГОС....

Урок истории в 5 классе "Греки и критяне"

Урок  по истории древнего мира в 5 классе "Греки и критяне" в виде слайдовой презентации, использовано повторение пройденного материала....

Презентация к уроку истории по теме "Древняя Греция.Греки и критяне"

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Древняя Греция.Греки и критяне"...