Пелопонесская война
план-конспект урока по истории (5 класс)

Конспект урока по истории Древнего мира. Тема Пелопонесская война. Причины, ход и результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пелопонесская война21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Класс : 5

Дата:

Урок № 40

Тема: Пелопонесская война

Тип урока :урок усвоения новых знаний

Цель: - дать общее представление о военном конфликте в Древней Греции, в котором участвовали Делосский союз во главе с Афинами, с одной стороны, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты ; продолжать развивать общеучебные навыки.

Основные задачи:

Предметные:

Формировать умение выявлять причины и следствия военного конфликта между Афинами и Спартой.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

формировать умение ставить цель, принимать решение.

Коммуникативные УУД :формировать умение учитывать разные мнения; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свое мнение; проводить взаимный контроль; адекватно использовать речь; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Познавательные УУД: формировать умение проводить анализ,; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию; сравнивать, рассуждать; структурировать тексты – выделять главное и второстепенное; выстраивать последовательность событий.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Проверка значения слов:

пошлина , налог, вольноотпущенник, пифос, амфора, агора, раб, керамика, порт Пирей, Керамик.

3) Первичное усвоение новых знаний.

 ФГ- читательская грамотность

Опираясь на раздаточный материал установить причины, ход и последствия военного конфликта между Афинами и Спартой

Причины

Поводом для начала военных действий стал конфликт Афин с городами Пелопоннесского союза, Коринфом и Мегарами, которые пожаловались на афинян своим союзникам. Спартанцы признали афинян виновными в нарушении условий мирного договора, заключенного ранее, и в 431 г. до н.

Ход

Пелопонне́сская война́ (431—404 до н. э.) 

Между Афинами и Спартой давно существовали противоречия. В немалой степени они были обусловлены различным политическим устройством государств. Афины представляли собой демократию, тогда как в Спарте власть находилась в руках олигархии. В полисах, входивших с ними в союз, обе стороны старались утвердить аналогичный собственному государственный строй. Политические противоречия усугублялись различием в происхождении: афиняне (как и бо́льшая часть их союзников) были ионийцами, тогда как спартанцы и, в свою очередь, их союзники — в основном дорийцами.

Традиционно Пелопоннесская война делится историками на два периода. В первый период («Архидамова война») спартанцы предпринимали регулярные вторжения в Аттику, в то время как Афины использовали своё преимущество на море для рейдов на побережье Пелопоннеса и подавления любых признаков недовольства в своей державе. Этот период закончился в 421 году до н. э. с подписанием Никиева мира. Договор, однако, был вскоре нарушен возобновившимися стычками в Пелопоннесе. В 415 г. до н. э. Афины отправили экспедиционные силы в Сицилию для атаки Сиракуз. Атака закончилась сокрушительным поражением афинян; экспедиционные силы были полностью уничтожены. Это привело к заключительной фазе войны, которую обычно называют Декелейской, или Ионийской войной. В её ходе Спарта, получив внушительную поддержку от Персии, построила значительный флот. Это позволило ей оказать помощь в Эгейском море и в Ионии зависимым от Афин государствам-членам Делосского морского союза, пожелавшим выйти из последнего (ХиосуМилетуЭвбее и пр.), подрывая мощь Афинской державы и окончательно лишая Афины и их оставшихся союзников превосходства на море. Уничтожение афинского флота в морском сражении при Эгоспотамах (405 г. до н. э.) не оставило афинянам шансов на продолжение войны, и в следующем году Афины сдались.

Итоги

Война изменила древнегреческий мир. Афины, самый сильный город-государство Греции до начала войны, оказались в состоянии почти полного подчинения, а Спарта стала ведущей державой Греции. Экономические издержки войны ощущались по всей Греции: бедность распространилась на Пелопоннесе, а Афины были полностью опустошены и так и не восстановили довоенное процветание. Война также привела к более тонким изменениям в греческом обществе: конфликт между демократическими Афинами и олигархической Спартой, каждая из которых поддерживала дружественные политические фракции внутри других государств, сделал войну обычным явлением в греческом мире. Древнегреческая военная культура, представлявшая собой ограниченную и формализованную форму конфликта, превратилась в тотальную борьбу между городами-государствами. Разрушив религиозные и культурные табу, опустошив обширные территории и уничтожив целые города, Пелопоннесская война ознаменовала конец золотого века Греции

физминутка

4. Контроль знаний

Сколько лет длилась война? ФГ-математическая грамотность

1. Пелопоннесская война продолжалась..?

2. Как назывался союз возглавляемой Спартой?

3. Как  назывался союз возглавляемый Афинами?

4. Какая битва произошла в 406 году до н.э.?

5. Назовите стратегов учувствовавших в войне?

Читательская грамотность

Дата

Событие

Участники

Результат

421 г. до н.э.

Никиев мир

Спарта, Афины.

Перикл, Никий

Непрочный мир

420 г. до н.э.

Возобновление военных дествий.

Персия, Спарта, Афины

415-414 г. до н.э.

Военная экспедиция Афин  на Сицилию

Алкивиад

Закончилась неудачей для афинян

406 г. до н.э.

Битва при Аргинусских островах.

405 г. до н. э.

Разгром флота афинян

Лисандр (Спарта)

404 г. до н. э.

Осада Афин

Афины сдались

5. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

Какую цель ставили перед собой?

Вы достигли поставленной цели?

Как вы достигли цели?

С какими затруднениями встретились на уроке?

Как вы выходили из затруднения?

Учащиеся оценивают свою работу

Что необходимо сделать тому, кто достиг поставленной цели на уроке?

Нужно ли дома работать тому, кто не достиг поставленной цели? Зачем?

6. Домашнее задание:

Конспект в тетради учить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...