Конспект урока (классный час) по истории Холокоста (5-9 классы) "ПЕРЕД СМЕРТЬЮ РИСУЮ ЖИЗНЬ"
классный час по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Мандрунов Руслан Владимирович

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей гетто Терезин, которое в годы Второй мировой войны служило последним пристанищем для почти 15 тысяч детей, из которых остались в живых только 100. «Немыми» свидетелями жизни детей в этом лагере были 4000 рисунков, созданные ими.
  2. Воспитывать толерантное отношение подрастающего поколения к людям разных национальностей  и этнических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon holokost.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

План урока (классный час) по истории Холокоста

(5-9 классы)

Тема: ПЕРЕД СМЕРТЬЮ РИСУЮ ЖИЗНЬ

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей гетто Терезин, которое в годы Второй мировой войны служило последним пристанищем для почти 15 тысяч детей, из которых остались в живых только 100. «Немыми» свидетелями жизни детей в этом лагере были 4000 рисунков, созданные ими.
  2. Воспитывать толерантное отношение подрастающего поколения к людям разных национальностей  и этнических групп.

Оборудование урока:

LCD проектор, компьютер

Галерея рисунков

ХОД УРОКА

1. Беседа

Ребятам демонстрируется рисунок, сделанный Бедрихом Фриттом в 1944 году в день рождения его трехлетнего сына Томми.

Вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, сколько лет мальчику, которого мы видим на рисунке?
  2. Что он мог увидеть за окном? Что его так заинтересовало?

Учитель: А за окном совсем другие картины жизни. За окном он видел двор гетто города  Терезин, который находился в 60 километрах от столицы Чехии города Праги.

Вопрос к классу: Волею каких обстоятельств маленький мальчик мог оказаться в этом страшном месте?  Что вы знаете об этом?

Учитель называет некоторые факты из истории второй мировой войны.

2. Хронология событий

  • 30 января-1 февраля 1933 года Гитлер становится канцлером Германии.
  • 27 февраля-1 марта 1933 года в результате поджога рейхстага в Германии вводится чрезвычайное положение.
  • Нацистский режим создал свой первый концентрационный лагерь 22 марта 1933 года в 15 км от Мюнхена - Дахау. Первая группа заключенных состояла из коммунистов. Позже среди заключенных появились цыгане, а после «хрустальной ночи»(1938 год) –  евреи.
  • По решению нацистских лидеров 1 апреля 1933 был объявлен бойкот фирмам, принадлежавшим евреям. Одновременно по улицам стали ездить автомобили с громкоговорителями, призывавшие не покупать товар у евреев.
  • 7 апреля вышел закон о смещении с государственных постов граждан «неарийской крови».
  • 14 июля 1933 года был принят закон о насильственной стерилизации.
  • 20 августа 1933 года Американский Еврейский Конгресс объявляет бойкот нацистской Германии.
  • 13 сентября 1933 года во всех учебных заведениях вводится обязательный предмет – расовая теория.
  • 15 сентября 1935 года вступают в силу Нюрнбергские законы – анти-еврейские законы.
  • 15 марта 1936 года в США проходят массовые анти-нацистские демонстрации.
  • 1 августа 1936 года – начало Олимпийских игр в Берлине.
  • 15 июня 1938 года начало массовых арестов евреев и отправка их в лагеря
  • 15 ноября 1938 года – изгнание еврейских детей из школ Германии.

Вопрос: Куда же отправляли всех еврейских и не только детей? (Учитель объясняет, что такое концентрационный лагерь и какой цели он служил).

Справка.

Бедрих Фритта был художником. Вместе со своей семьей в годы Второй мировой войны он попал в гетто города Терезин (недалеко от Праги). Его сын Томми свой третий день рождения встретил в этом же гетто. Бедрих мечтал о будущем для своего сына и сделал много рисунков. Эти рисунки стали лучшим свидетельством того, что в самые тяжелые моменты своей жизни  человек продолжает мечтать о будущем и тем самым не сдается, а побеждает.

Беседа:

Учитель демонстрирует на экране рисунки Бедриха и ведет беседу с учащимися по теме, отраженной  в них.

История Фридл и ее учеников из лагеря Терезин.

Была еще одна художница среди заключенных Терезин – Фридл Диккер-Брайндесова. Она создала систему духовно-психологической  реабилитации детей в лагере посредством рисования.

С уцелевшими в Терезине детьми 6 октября 1944 года под транспортным номером Ео-167 Фридл была депортирована в Освенцим. В свои 48 лет Фридл оказалась пригодной только для газовой камеры. Детей, которых она учила рисовать, тоже ждал газ Циклон-Б. Из одного миллиона 200 тысяч детей Освенцима ученики Фридл были лишь маленькой горсткой – их было около тысячи. Но она помогла им скрасить последние мгновения жизни. Собрание более четырех тысяч детских рисунков стало самым известным и наиболее сохранившимся наследием замученных терезинских детей.

Стать учителем рисования в мире, обреченном на гибель – подвиг. Набраться мужества, осознать, что если даже в таких условиях можно спасти детей уроками рисования, дать им возможность жить, пока жизнь у них не отнята – это поступок, достойный подражания.

Учащимся демонстрируются рисунки из собрания лагеря Терезин и проводится беседа по каждому из них.

Примерные вопросы: Как вы понимаете, что хотел изобразить или сказать зрителю автор рисунка? О чем мечтали авторы? По каким признакам можно определить, что дети жили в ожидании опасности, плохого?

Заключительное слово:

  1. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на работы детей?
  2. Хотели бы вы подарить этим детям, которых уже давно нет, свои рисунки?.  Что бы вы нарисовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дебаты по всеобщей истории "Холодная война могла перерасти в третью мировую" 9 класс

                           Дебаты как форма урока требуют достаточно длительной  подготовки. Данный урок  предста...

Конспект интегрированного урока "физическая культура-география, история", для обучающихся 8 класса

В данном конспекте урока для обучающихся 8 класса сделана попытка объединения физической культуры и географии с историей....

конспект урока и презентация по истории в 5 классе на тему "Культура Египта"

1. Познакомить учащихся с искусством Древнего Египта     2. Развивать наглядно - образное, пространственное мышление и зрительное восприятие;     3. Воспитывать...

Классный час на тему "Холокост" в 8 классе.

Классный час (с презентацией) на тему "Память о Холокосте - путь к толерантносит"....

План-конспект урока-дискуссии по английскому языку в 11-м классе "Компьютер в нашей жизни: преимущества и недостатки"

Урок направлен на развитие интеллектуальных и познавательных способностей у учащихся, расширение языковой и коммуникативной компетенций. Создание проблемных ситуаций, использование в ходе урока з...