Древнейшая Греция. Греки и критяне
план-конспект урока по истории (5 класс)

Мадина Салиховна Хапачева

Открытый урок "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon phpuqp84m_otkrytyj-urok-v-5-klsse.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  с. ПСЫНШОКО»  ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Открытый урок по теме

 "Древнейшая Греция. Греки и критяне".

        Провела учитель истории

первой квалификационной категории

Хапачева Мадина Салиховна

        2021 г.

Цели:

- начать знакомство учащихся с новым древним государством, с его интересной  историей;

- изучить местонахождение, природные особенности Древней Греции;

- выяснить, как природные особенности влияли на занятия населения;

        

Задачи урока:

Образовательные – Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция», способствовать формированию знаний о географическом местонахождении, природных условиях Древней Греции. Раскрыть особенности древнейшего периода развития греческой истории. Продолжить формирование умений работать с картой, учебником;

Воспитательные – создать условия для формирования позитивного личностного отношения к проблемам населения Древней Греции. Используя на уроке самостоятельную работу учащихся в группах обеспечить воспитание таких качеств как умение работать в группах, само – и взаимообучение. Создать условия для формирования умения корректно отстаивать свою позицию в процессе самооценки, взаимооценки.

Развивающие – Посредством использования метода проектного обучения, работы в группах и парах, обеспечить развитие интеллектуальных умений и навыков. Используя на уроке работу учащихся с учебником с целью получения информации, обеспечить развитие навыков работы с книгой, другими дополнительными и научными источниками информации. Развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения. Содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса. Способствовать развитию умений анализировать, выбирать главное, составлять схемы, выстраивать логические цепочки.

Тип урока: изучение нового материала

Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ учащихся, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой,

Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник «История Древнего мира. 5 класс», авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая,  дидактические карточки,  карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», рабочие листы.

На доске: тема урока, слова, проблемный вопрос.

Ход урока

  1. Оргмомент

Приветствие: ХАЙРЕТЕ, ПАЙДЕЙ, КАЛЁЙ КАЙ АГАТХОЙ. Я поздоровалась с вами на древнегреческом языке, что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные.

2.Актуализация знаний обучающихся.

 

-На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.

-А сейчас я прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)

Предметы:

  1. Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.
  2. Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии.
  3. Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.
  4. Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.
  5. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
  6. Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.
  7. Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае  научились выращивать чайные кусты.

Учитель предлагает детям задание (устно):

- Внимательно прочитайте слова на доске и разделите понятия на три группы

Древняя Индия                   Древний Китай                        Незнакомые

Касты

Чайные кусты

Ганг

Эгей

Конфуций

Крит

Янцзы

Лабиринт

Ашока

Проверка: 1) понятия, относящиеся к истории Древней Индии: касты, Ганг, Ашока; 2) понятия, относящиеся к истории Древнего Китая: чайные кусты, Конфуций, Янцзы; 3) неизученные понятия: Эгей, Крит, лабиринт.

- Эти и многие другие понятия, такие как Эгейское море, Балканский полуостров, Тесей, Минотавр,  Ариадна, световые колодцы, Фера, «нить Ариадны» связаны с историей еще одного очень древнего государства.

 Хотите знать, как оно называлось? Вспомните, почему я поздоровалась с вами именно на древнегреческом языке?.  Кто из вас прав, вы убедитесь, открыв  учебник на с. 116.

Определение темы урока:

 - (слайд 1)Наша новая тема “ Греки и критяне”, учебник на стр. 116.

Учитель:  С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Давайте составим план урока, и в помощь нам наш параграф. Быстренько глазками пробегаем пункты параграфа, которые и послужат этапами изучения сегодняшней нашей темы.

( слайд 2)План урока:

1.Географическое положение.

2.Миф о Тесее и Минотавре.

3.На Древнем Крите.

4. Гибель Критского царства.

Запишите, пожалуйста, число, тему и план урока. (Учащиеся записывают в тетради: число и тему урока.)

(Тему урока записана на доске.)

Постановка проблемы: (на доске) Как вы думаете, сможете ли вы сейчас ответить на вопрос: Каким занятиям населения благоприятствовала природа Греции? (нет).

На него вы ответите в конце урока.

III. Работа по теме урока

  1. Рассказ учителя.

(слайд 3)Сегодня мы с вами начнём изучать ещё одну страну с удивительной культурой и историей. Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе на юге Балканского полуострова, жили греческие племена.

  Греция – это горная страна. Самая высокая гора Греции – Олимп. Греки никогда на неё не поднимались. Они верили, что на Олимпе живут боги, и если человек их потревожит, то они пошлют на него несчастья. 1 раз в  4 года можно было услышать такую весть: « Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».

2.Сообщения детей: Ильяна

1 ученик: Древняя Греция – страна на юго-востоке Европы, расположена на Балканском полуострове. Берега полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, в морях водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. С востока Грецию омывает Эгейское море, с запада – Ионическое. Самый большой остров это Крит. Больших и полноводных рек в Греции нет. - В те времена было много независимых городов. Это Тиринф, Пилос,  Микены. Город Микены был  столицей Греции. Сейчас столицей Греции является город  Афины.

Бесик

2ученик: Греция – это страна гор, морей, быстрых горных рек, в которых путник может утолить жажду в жаркий день. Зима там короткая, тёплая и влажная. В стране мало лесов, плодородных земель,  почва каменистая, непригодная для хлебопашества. Между горами находятся пастбища, на которых пасутся козы и овцы, растёт виноград и оливковые деревья. В стране много полезных ископаемых: железной и медной руды, глины и разных пород строительного камня.

(слайд 4)Самостоятельная работа по таблице: 

«Природные условия и занятия в древности»

Природные условия

Древняя Греция

Реки

Больших и полноводных рек нет

Почва

Плохая, горная почва или каменистая

Грецию омывает

Эгейское и Ионическое море

Горы

Много, непроходимые

Климат

Зима короткая, тёплая и влажная

Полезные ископаемые

Много (железная и медная руда, глина и строительный камень.)

(слайд 5) 4.Физминутка

(слайд 6) 5. Миф о Тесее и Минотавре.

Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы. Героев, каких мифов вы знаете? (Напр.: Исида и Осирис)

(слайд 6)Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!

Показ фрагмента мифа.

Работа по вопросам.

- Скажите, пожалуйста,  с какой целью каждые 9 лет жители Афин посылали на Крит 7 девушек и 7 юношей? ( платили дань - их пожирал Минотавр).

– Дайте краткую характеристику героев мифа о Тесее и Минотавре:

  • Минотавр – это (чудовище с головой быка и телом человека;)- 1 группе
  • Дедал – мастер, строитель лабиринта;- 2 группе
  • Ариадна – дочь царя Миноса;- 1 группе
  •  Эгей – отец Тесея, царь Афин.- 2 группе

– Объясните, почему море названо Эгейским? (Царь Эгей бросился с обрыва в это море).

– Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их. (на листочках)

4

Гибель царя Эгея

2

Решение Тесея отправиться на Крит

3

Поединок Тесея с Минотавром

1

Уплата Афинами дани царю Миносу

– Допишите название сооружения, построенного Дедалом на Крите (лабиринт).

 

И

И

– Найдите и вычеркните лишнее в логическом ряду: Эгей, Тесей, Ашока, Минос, Тутмос, Минотавр.

              6. На Древнем Крите.

Учитель: В 1900 году археологи начали раскопки на острове Крит. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец . Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений , коридоров, лестниц и переходов.

Окон в нем было мало: солнечный свет и воздух проникали через световые колодцы – отверстия в крыше. Это спасало от холодных ветров зимой и изнуряющей жары летом.

Стены дворца художники украшали росписями.

Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное. В большой двор рядом с помещение дворца являются сам царь, его вельможи и знатные дамы. Вот мчится по двору разъярённый бык. На его рогах висит девушка; на спине делает стойку юноша. Ещё одна девушка, выполнив упражнение, соскочила на землю. Такое мастерство и мужество очень нравилось зрителям.

1.Сообщение о Крите         Аида

Крит – остров  в  восточной части Средиземного моря,  протянувшийся  с  запада на  восток   более  чем на  200 км. Большую часть  острова  занимают горы. В северной  части  горы  плавно   переходят  в равнину, а   берег  имеет   много  заливов  и  бухт, удобных для  захода и стоянки  кораблей. Жизнь  критян зависела от моря: полей, пригодных  для  сельского хозяйства, было  мало. Средства к  существованию давали  рыбная ловля  и  морская  торговля. Могущество Крита было основано на  стиле его  флота. Города на   острове   не  были  окружены   стенами – ими  были  корабли.

  На  Крите  существовала так   называемая   минойская  цивилизация. Ее название   происходит  от  имени легендарного царя Миноса, который, согласно   преданию, был   первым и самым  могучим  правителем  Крита. Государи  жили  в  огромных благоустроенных  дворцах, самый  знаменитый  из которых  найден  археологами в городе  Кноссе. Греки   привозили с Крита  разнообразную посуду и  утварь  из  золота, серебра, бронзы, стекла  и  слоновой  кости.

Учитель: На  острове также найдено несколько глиняных дисков, содержащих критские письмена, но по сей день, ни одному  ученому  не удалось их расшифровать. Критская  письменность до сих пор  тайна, которую, может  быть, удастся в  будущем   раскрыть кому-то из вас.

7. Гибель Критского царства.

- Мы с вами говорили о том, что Крит был сильным и могучим государством, но это не помогло ему спастись от гибели.

- Есть ли у вас предположения, как погиб этот удивительный остров?

- Об этом вы узнаете, прочитав материал на стр. 116(после прочтения пункта)

- Что же послужило причиной гибели Критского царства? (землетрясение и извержение вулкана)

4. Подведение итога урока:

- А сейчас давайте проверим, как вы усвоили новый материал?

 

 Работа в группах. Прием «Верные и неверные утверждения»:

- Сейчас будем играть в игру «Верю – не верю».

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-», если не знаете, то поставьте «х». Третья строка пока остается пустой:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Верите ли вы, что…

1.        … греческие племена жили более 3 тысяч лет назад?

2.        … юг Балканского п-ва – территория древних греков?

3.        … больших и полноводных рек в Греции три?

4.        … Микены, Тиринф, Пилос, Афины – независимые города Греции, которые управлялись одним царем?

5.        … в мифе «О Тесее и Минотавре» есть объяснение, почему Эгейское море так называется?

6.        … остров Крит – самый крупный из островов вблизи Греции?

7.        … мифы передавались  от одного поколения к другому?

8.        … Критское царство погибло из-за землетрясения?

Ответ на проблемный вопрос:         Каким  занятиям  населения благоприятствовала природа Греции?    (виноградарство, мореплавание, скотоводство, строительство, рыболовство, ремесло, торговля.)

Что интересного вы  хотели бы рассказать родителям?

 С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде смайлика).

Рефлексия.

В конце учебного занятия учащимся  предлагается устно закончить следующие предложения.

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Мне удалось …

Я выполнял(а) задания…

Я научился(ась)…

У меня получилось…

Мне захотелось…

Мне понравилось …

Я хочу  поблагодарить …  за …

Я могу похвалить себя за …

Выставление оценок.

Домашнее задание. 

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Урок истории в 6 классе...

«ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. ГРЕКИ И КРИТЯНЕ. МИФОЛОГИЯ»

ПЛАН -  КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ...

Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения....

Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал....

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока – «Древнейшая Греция. Греки и критяне».  Разработка урока представлена в соответствии ФГОС...

5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

План-конспект урока с применением технологии критического мышления....