Технологическая карта урока
материал по истории (5 класс)

Лапшина Мария Алексеевна

По теме "Письменность и знания Древних Египтян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_lapshina.docx47.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Лапшина Мария Алексеевна

Класс  5

УМК: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «История древнего мира». М.: Просвещение, 2019  г.

Предмет:  История

Тема: Письменность и знания древних египтян

Тип урока: Урок изучения нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме: Предпоследний урок в главе 4 «Древний Египет»

Цель: Создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте; раскрыть особенности и сложность египетской письменности и счёта

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

понимают и сохраняют учебную задачу;

развитие умения анализировать свою деятельность при достижении цели;

удерживают цель деятельности до получения ее результата

Развитие умения формулировать тему;

воспроизводят на память информацию, необходимую для решения учебной задачи; развитие умения формулировать ответ

обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; развитие умения сотрудничать;

понимать позицию других.

сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.

Ход урока

**Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент урока, мотивация учащихся на работу:

  • Постановка учебных целей и задач;

  • Проверка домашнего задания

Формулировка темы и цели занятия

Фронтольная

Взаимопроверка в парах

Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения, создание позитивного настроя, контроль правильности ответов учащихся с учетом типа восприятия учащихся.

Где мы с вами сейчас находимся и зачем пришли сюда? Как вы думаете, в Древнем Египте была школа? А что изучали в древнеегипетской школе? Вам интересно узнать? Значит, сегодня на уроке мы будем изучать…

Выполняют индивидуальные задания.

Решение теста и взаимопроверка в парах по эталону

- Развитие умения формулировать тему (используя иллюстративный материал)

воспроизводят на память информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Наблюдение за активностью при формулирование цели

По эталону проверяют, фиксируют отметку в маршрутном листе

 ( качественную: +/-)

2

Основная часть урока:

Изучение нового материала 

1. Школы в Древнем Египте

2. Письменность

3.  Игра с мячом

«Что вы знаете о Египте?»

4. Математика

5 Астрономия

Актуализация знаний о возможности получения образования разными слоями общества

Применение полученных знаний для составления рассказа

Умение находить в тексте информацию данную в явном виде понятие ,иероглифы, папирус, свиток

Научатся определять понятия арифметика, локоть,ладонь, геометрия

Умение практически измерять длину парты

Научатся определять понятия астрономия

Фронтальная

Ответы на простые и проблемные вопросы

Фронтальная

Работа в группах, составляют рассказы

Знакомятся с текстом

Отвечают  на поставленные вопросы

Оценивают правильность и неправильность утверждения, аргументируя свой ответ

Записываютпонятия в тетрадь

Делают измерения и записывают результаты.

Фронтальная

Организует диалог, беседу. Следит за выполнением работы учащихся. Коррекция ошибочных и неточных ответов.

(Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей?

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? (см. изображение писца в учебнике на стр. 62).

Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители?

Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе.)

Слайд)

Давайте представим себя в древнеегипетской школе.

- Организует диалог, беседу. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь?

Наш первый урок – письмо.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (см. учебник, стр. 63-64).

-Организует работу в группах.

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать?

Материал для письма называется папирус. Возьмите раздаточный материал и по рисункам составьте рассказ о том, как и из чего его делают папирус (1-2 группа) составьте рассказ о письменных принадлежностях (3-4 группа); подготовьте ответ на вопрос, почему писцы были самыми уважаемыми людьми (5-6 группа)

Организовывает самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь

Организовывает игровой момент, учитель предлагает верные и неверные утверждения

Египетские дети любили играть в мяч, сделанный изо льна и тростника

Педагог формулирует понятия

Практическая работа – измерение участков.

Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие числа и арифметические действия. 

Слайд

Наука геометрия тоже зародилась в Египте. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. 

Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

Задания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

Знакомит с историей возникновения календарей

(Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели.)

 Слайд

Отвечают на поставленные вопросы

работа с  иллюстрацией учебника

работа с  иллюстрацией учебника

Работа с раздаточным материалом

обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

воспроизводят на память информацию, необходимую для решения учебной задачи

Получают информацию.

Сравнивают календари, делают выводы, называют сходства и отличия.

-Развитие умения формулировать ответ

- Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу.

Развитие умения сотрудничать

Умение формулировать письменные  ответы на вопросы

 Умение критически относиться к высказываниям

-  Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу.

- Проявляют интерес к практической работе, понимать и сохранять учебную задачу.

- Проявляют интерес к практической работе, понимать и сохранять учебную задачу.

Наблюдение за активностью при фронтальном опросе, корректировка ответов

 

Наблюдение за активностью при фронтальном опросе

Наблюдение за тем как дети работают в группах.

Учащиеся оценивают вклад каждого и фиксируют в маршрутных листах

Фронтальная проверка, отмечают правильность и неправильность ответа, фиксируют в маршрутном листе

Наблюдение включенности за формулированием собственной позиции в игровой деятельности

Наблюдение включенности каждого обучающегося

Наблюдение активности и сохранения интереса при фронтальном опросе

3

Рефлексия.

Фронтальная

Самооценка учащимися

Давайте подведем итог, какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор?

Скажите, мы достигли поставленной в начале урока цели? Каковы ваши впечатления?

формулируют ответы на вопросы учителя

Подсчитывают баллы и переводят в отметку

Развитие умения анализировать свою деятельность при достижении цели.

Фиксация в листах наблюдения итоговое значение баллов и ставят оценку

4

Домашнее задание

Воспринимают задание, выбирают вариант, уточняют.

Домашнее задание: дифференцированное

1. используя § 12 учебника и иллюстрацию учебника, составьте рассказ о древнеегипетской школе;

2. сравните древнеегипетскую школу с современной, найдите сходства и различия.

 Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...