Конспект урока на по истории " Екатерин 1 и Петр 2"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Курочкина Маргарита Юрьевна

Конспект урока на по истории " Екатерин 1 и Петр 2"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ekaterina_i_i_petr_ii_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема: «Екатерина I и Петр II»

Цели урока:

Образовательные:

  • охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику российских государей в 1725-1730 годах.
  • Сравнить характер правления Петра I и его приемников.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

Воспитательные:

  • Воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.

Важнейшие даты:

  1. 1725-1727 – правление Екатерины I.
  2. 1727-1730 – царствование Петра II.

План:

  1. Правление Екатерины I
  2. Отстранение от власти Меншикова
  3. Правление Петра I

Оборудование: «История России» Е. В. Пчелов, П. В. Лукин

  1. Орг момент
  2. Актуализация знаний

Вспомнить исторические лица

Василий Васильевич Голицын –… правитель России в период регентства царевны Софьи.
Петр I – …император России.
Генерал Лефорт – …руководитель Великого посольства.
Карл II –… шведский король.
Меншиков – …полководец русской армии.
Кондратий Афанасьевич Булавин –… казак, руководитель восстания

Какие причины дворцовых переворотов?.

 Причины дворцовых переворотов :

- Отмена старого порядка престолонаследия.
- Петр I не назначил наследника.
- Противоречия между старой и новой знатью.
- Усиление влияния гвардии при дворе.

Петр I создал разветвленный административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определенной придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил. 1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.

  1. Изучение нового материала

Верховный тайный совет. Создан в  1726 году, высшее совещательное гос учреждение России (7-8чел), решал важные гос вопросы внутренней и внешней политики, пытаясь ограничить самодержавие в свою пользу.

Стр. 60 изучить дополнительный материал

Состав: А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, П. А. Толстой, Д. М. Голицын, А. И. Остерман, Карл Фридрих, герцог Голштинский. (Запись в тетради)

Смерть Екатерины I

Вступление Петра II на престол

Отстранение Меншикова от власти

Влияние Алексея Григорьевича Долгорукова на Петра II

Ссылка Меншикова в Сибирь (рассмотреть картину на стр. 62 «Меншиков в Березове изучить дополнительный материал)

Изменение состава Верховного тайного совета.

Правление Петра II

Вексельный устав – 1729г. Ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому вексель передан, на получение от должника оговоренной в векселе суммы (изучить дополнительный материал на стр. 63)

ПетрII  не вернулся в С- Петербург, остался в Москве. Там же находился Верхзовный тайный совет. Он практически не занимался гос делами

Обручение Петра II с Екатериной Долгорукой

Смерть Петра II – последнего прямого наследника по мужской линии династии Романовых.

III. Закрепление изученного материала.

1)Взаимопроверка заполненной таблицы 

Кто находился у власти

Время правления

На кого опиралась власть

Основные события

1) Екатерина Алексеевна; с 1725 – 1727 г; гвардейские полки, сподвижники Петра1; Верховный тайный совет в 1726 г.

2) Пётр2; 1 1727-1730г; старая родовая аристократия (князья Долгорукие, Голицыны, Репнин), Гвардейские полки, Верховный Совет; перенёс столицу в Москву.

(остальное после изучения других параграфов)

3) Анна Иоанновна; 1730-1740; Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, А. И. Остерман, Б. К. Миних; упразднила Верховный Совет, создала тайную канцелярию, переместила столицу в Петербург.

4) Елизавета Петровна; 1741 – 1761; Гвардейские полки. фавориты и доверенные лица — А. Г. Разумовского, П. И. Шувалова, А.П. Бестужева-Рюмина, М. И. Воронцова; отменила внутренние таможенные пошлины, создала дворянские и купеческие банки.

5) Петр III; дек. 1761 – июль 1762; нет опоры; манифест о вольности дворянства.

Фронтальный опрос:

- Кем являлся Петру I Петр II?

- Что нового произошло во время правления Екатерины I и Петра II?

- Что случилось с Меншиковым?

IV. Домашнее задание. Параграф 9 читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Художественная культура при Екатерине

В план- конспект вошел материал о великих портретистах эпохи Екатерины Великой....

план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"

На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге ...

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии»

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии» учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2001 Кузнецовой Елены Николаевны...

Конспект урока в 7 классе "Быт при Петре I"

Урок открытия нового знания. Формы работы учащихся групповая, индивидуальная, парная.Использованы иллюстрации, репродукции картин, раздаточный материал с текстами....

Конспект урока "Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III" 8 класс

Конспект урока "Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III" 8 класс...

Конспект урока 8 класс история «Просвещённый абсолютизм Екатерины II: Как идеалы философов стали инструментом власти»

Тема урока «Просвещённый абсолютизм Екатерины II: Как идеалы философов стали инструментом власти». Тип урока – КомбинированныйФорма урока - Урок-мастерская....