«Истоки русского патриотизма: гражданственность, долг и отвага в исторической ретроспективе»
презентация к уроку по истории (7, 8, 9 класс)

Маныкина Ольга Олеговна

формирование чувства гражданственности и патриотизма , гордости за свою страну, за историю и культурное наследие ,верности Отечеству, воспитанию готовности к достойному служению обществу и государству, уважения к историческому прошлому Родины через работу с историческими документами и  оценками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.pptx968.05 КБ
Файл dokument1812god.docx15.85 КБ
Файл dokumentvov.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чём пойдёт речь? Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма. Николай Гаврилович Чернышевский Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию. Пётр Багратион

Слайд 2

Урок истории «Истоки русского патриотизма: гражданственность, долг и отвага в исторической ретроспективе» Учитель истории и обществознания МБОУ г. Мурманска СОШ № 22 Маныкина Ольга Олеговна

Слайд 3

Цели: формирование чувства гражданственности и патриотизма , гордости за свою страну, за историю и культурное наследие ,верности Отечеству, воспитанию готовности к достойному служению обществу и государству, уважения к историческому прошлому Родины через работу с историческими документами и оценками. Задачи: развивать логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, критически оценивать и использовать полученную информацию, отстаивать свою точку зрения, умение ведения диспута, умения исследовательской деятельности, воспитывать любовь к Родине, Отечеству, развивать творческие способности учащихся через групповую работу с инфографикой .

Слайд 4

ПАТРИОТИЗМ – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу . (Толковый словарь русского языка Ушакова)

Слайд 5

Дайте характеристику патриоту. Кто он? Тот, кто любит то место, где родился и вырос. Знает историю своей страны, гордится своими предками. Знает и бережет свой родной язык. Готов встать на защиту Отечества. Отстаивает престиж свой страны. Готов отдать своей Родине все силы и способности. Строит своё будущее, связывая его со своим Отечеством.

Слайд 6

Известные люди «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» (А.Невский.)

Слайд 7

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Слайд 8

О чём идёт речь? Это была по существу европейская война, в которую были втянуты почти все государства Европы, но в которой главная роль принадлежала Франции и России. Отечественная война 1812 года.

Слайд 9

Работа с документами 1. Из «Дневника партизанских действий» Д. В. Давыдова об участии крестьян в войне. 2. 1812 г. августа 22 — сентября 3. — Из дневника Я. Н. Пущина о сражении крестьян с неприятельским отрядом около Бородина и о настроения офицеров после оставления Москвы.

Слайд 10

Основными формами войны русского народа против нашествия Наполеона были пассивное сопротивление (отказ от торговли с неприятелем, оставление хлеба неубранным на полях, уничтожение продовольствия и фуража , уход в леса), партизанская война и массовое участие в ополчениях .

Слайд 11

Лозунг «Все для фронта, все для победы!» вошел в основной смысл жизни всех наших людей Это война, которая принесла самое огромное количество жертв в истории. В ней были использованы новые научные разработки и участвовало рекордное количество стран. Вторая мировая война(1939-1945), Великая Отечественная война(1941-1945)

Слайд 12

Зина Портнова (1926–1944) , разведчица партизанского отряда им. Ворошилова на территории, оккупированной фашистами в Белоруссии Будучи пионером, в 1942 году Портнова вступила в подпольную организацию «Юные мстители», где занималась распространением антифашистских листовок на захваченных немцами землях. Вскоре она устроилась работать в столовую для немцев. Там ей удалось устроить несколько диверсий. В 1943-м девочка попала в плен к фашистам — ее сдали перебежчики. Зина Портнова прошла пытки и допросы, на одном из которых схватила со стола пистолет и убила троих немцев. Была расстреляна в тюрьме.

Слайд 13

Константин Заслонов (1909–1942) , командир партизанского отряда и бригады. До войны Константин работал на железной дороге. Этот опыт пригодился ему осенью 1941 года под Москвой. Он был заброшен в тыл врага и придумал «угольные мины» — мины , замаскированные под уголь, также Заслонов агитировал местное население перейти на сторону партизан. За живого или мертвого партизана была объявлена награда. Узнав о том, что Константин Заслонов принимает местных в партизанский отряд, немцы переоделись в советскую форму и явились к нему. В ходе этого боя Заслонов погиб, а крестьяне спрятали его тело, не выдав его врагу

Слайд 15

Сафонов Борис Феоктистович (26.08.1915 — 30.05.1942) — лётчик-истребитель морской авиации Военно-воздушных сил Северного флота

Слайд 16

Снайпер Заполярья – Михаил Ивченко Ивченко Михаил Лаврентьевич, родом из Красноярского края, был направлен в стрелковую часть в Заполярья в 24 года. В октябре 1944 года Михаил совершил подвиг, за который получил звание Героя Советского Союза .

Слайд 18

Работа с документом Письмо начальника штаба 4-ой армии вермахта генерала Гюнтера Блюментрита 1. Как автор характеризует советских солдат? Какие качества выделяет? 2. Чему автор особо удивлён в поведении наших солдат?

Слайд 19

Великие снайперы войны Великая Отечественная война от нас всё дальше, но нельзя забывать ее героев — людей, благодаря мужеству, смелости, самоотверженности и удивительному военному таланту которых оказалось возможным победить врага и вернуть мир всему миру

Слайд 20

Великие снайперы войны

Слайд 21

Героизм на примере семьи Абраров Ахияр , 1908 год рождения Медаль за отвагу. Звание: гв . рядовой в РККА с 01.08.1941 года Место призыва: Салаватский РВК, Башкирская АССР, Салаватский р-н Место службы: 98 гв . сп 30 гв . сд 2 ПрибФ Погиб в бою.

Слайд 24

Подвиг народа ( podvignaroda.ru) ОБД Мемориал ( obd-memorial.ru) Память народа::Подлинные документы о Второй Мировой войне ( pamyat-naroda.ru )

Слайд 25

Выводы к уроку Что необходимо для развития патриотического общества? Уважение исторического прошлого России и осознание ошибок Воспитание целостного гражданского общества Не забывать исторические личности, повлиявшие на ход истории в ее трудные моменты Стараться внести свой вклад в будущее страны Помнить и осознавать нравственные мотивы каждого поколения и передавать их Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  1. Из «Дневника партизанских действий» Д. В. Давыдова об участии крестьян в войне.

…Получив 50 гусар и 80 казаков, я взял с собою Ахтырского гусарского полка штабс-ротмистра Бедрягу 3-го, поручиков Бекетова и О.Дакарова; Между тем неприятельская армия стремилась к столице. Огромные обозы, парки и шайки мародеров следовали за нею по обеим сторонам дороги, на пространстве тридцати или сорока верст. Вся эта сволочь, пользуясь безначалием, преступала все меры насилия и неистовства. Пожар разливался по этой широкой черте опустошения, и жители волостей с остатком своего имущества бежали от этой всепожирающей лавы. Но, чтобы яснее видеть положение моей партии, надобно начать выше: путь наш становился опаснее по мере удаления нашего от армии. Даже места, в которых еще не было неприятеля, представляли нам не мало препятствий. Общее и добровольное ополчение поселян преграждало нам путь. В каждом селении ворота были заперты; при них стояли стар и млад с вилами, кольями, топорами и некоторые из них. с огнестрельным оружием. К каждому селению один из нас принужден был подъезжать и говорить жителям, что мы русские, что мы пришли к ним на помощь, на защиту православных церквей. Часто ответом нам был выстрел или, пущенный с размаха, топор, от ударов которого судьба спасала нас. За 2 дня до моего прихода в с. Егорьевское крестьяне ближней волости истребили- команду Тептярского казачьего полка, состоявшую из шестидесяти казаков. Они приняли казаков сих за неприятеля от нечистого произношения ими русского языка. Сии же самые крестьяне напали на отставшую мою телегу, на коей лежал чемодан и больной гусар Пучков. Пучкова оставили замертво на дороге, телегу разрубили топорами, но из вещей ничего не взяли, а разорвали их в куски и разбросали по полю. Мы могли бы обходить селения, но я хотел распространить слух, что войска возвращаются, и. утвердив поселян в намерении защищаться, склонить их к немедленному извещению нас о приближении к ним неприятеля; потому с каждым селением долго продолжались переговоры до вступления в улицы. Там сцена внезапно изменялась; едва сомнение уступало место уверенности, что мы русские, как хлеб, пиво, пироги были подносимы солдатам.

  1. 1812 г. августа 22 — сентября 3. — Из дневника Я. Н. Пущина о сражении крестьян с неприятельским отрядом около Бородина и о настроения офицеров после оставления Москвы.

Наш корпус выступил до 6 часов утра, вошел в Московскую губ. и в 10 часов утра раскинул лагерь у Бородино. Ожидаем нападения неприятеля на эти позиции. Слышна сильная пальба в авангарде. Стало известно, что вчера французский отряд в 200 человек напал на крестьян кн. Голицына в лесу, куда они от него спрятались. Крестьяне отбили атаку эту, убили у неприятеля 45 человек, а 50 взяли в плен. Замечательно, что даже женщины дрались с ожесточением. Между убитыми одна девушка 18 лет, особенно храбро сражавшаяся, которая получила смертельный удар, обладала настолько присутствием духа и силой, что вонзила нож французу, выстрелившему в нее, и испустила дух, отомстив.

3 сентября. Вторник.

На местах. Сообщение о вступлении французов в Москву возбудило всеобщее негодование и такой ропот между нами, что многие офицеры заявили, что если будет заключен мир, то они перейдут на службу в Испанию.



Предварительный просмотр:

Из донесения начальника штаба 4-ой армии вермахта генерала Гюнтера Блюментрита

«Близкое общение с природой позволяет русским свободно передвигаться ночью в тумане, через леса и болота. Они не боятся темноты, бесконечных лесов и холода. Им не в диковинку зимы, когда температура падает до минус 45. Сибиряк, которого частично или даже полностью можно считать азиатом, еще выносливее, еще сильнее...Мы уже испытали это на себе во время Первой мировой войны, когда нам пришлось столкнуться с сибирским армейским корпусом»

"Для европейца, привыкшего к небольшим территориям, расстояния на Востоке кажутся бесконечными... Ужас усиливается меланхолическим, монотонным характером русского ландшафта, который действует угнетающе, особенно мрачной осенью и томительно долгой зимой. Психологическое влияние этой страны на среднего немецкого солдата было очень сильным. Он чувствовал себя ничтожным, затерянным в этих бескрайних просторах"

«Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его способность, не дрогнув, выносить лишения вызывает истинное удивление. Таков русский солдат, которого мы узнали и к которому прониклись уважением еще четверть века назад».

«Нам было очень трудно составить ясное представление об оснащении Красной Армии... Гитлер отказывался верить, что советское промышленное производство может быть равным немецкому. У нас было мало сведении относительно русских танков.  Мы понятия не имели о том, сколько танков в месяц способна произвести русская промышленность.

Трудно было достать даже карты, так как русские держали их под большим секретом. Те карты, которыми мы располагали, зачастую были неправильными и вводили нас в заблуждение.

О боевой мощи русской армии мы тоже не имели точных данных. Те из нас, кто воевал в России во время Первой мировой войны, считали, что она велика, а те, кто не знал нового противника, склонны были недооценивать ее».

«Поведение русских войск даже в первых боях находилось в поразительном контрасте с поведением поляков и западных союзников при поражении. Даже в окружении русские продолжали упорные бои. Там, где дорог не было, русские в большинстве случаев оставались недосягаемыми. Они всегда пытались прорваться на восток... Наше окружение русских редко бывало успешным».

«От фельдмаршала фон Бока до солдата все надеялись, что вскоре мы будем маршировать по улицам русской столицы. Гитлер даже создал специальную саперную команду, которая должна была разрушить Кремль.

Когда мы вплотную подошли к Москве, настроение наших командиров и войск вдруг резко изменилось. С удивлением и разочарованием мы обнаружили в октябре и начале ноября, что разгромленные русские вовсе не перестали существовать как военная сила. В течение последних недель сопротивление противника усилилось, и напряжение боев с каждым днем возрастало...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

ВОСПИТАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое ...

Открытый классный час в 9 классе на тему: Патриотизм.Гражданственность.Долг.

План конспект классного часа на гражданско-патриотическое воспитание c элементами практики ....

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА, посвящённая Дню Победы "НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА,  посвящённая Дню Победы "НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"...

Классный час «Патриотизм. Гражданственность. Долг.»

ldquo;Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стра...