Классный час «Патриотизм. Гражданственность. Долг.»
классный час (9 класс)

Винокурова Наталья Артуровна

“Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_9_klass.docx33.63 КБ
Файл prezentatsiya-kl_chas_9v.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Патриотизм. Гражданственность.

Долг»

Ход классного часа

                

Введение.

Вступительное слово классного руководителя:

Слайд 2 “Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин. 

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?

Слайд 3 “ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

“Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

- Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Слайд 4

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Слайд 5

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Учитель: Послушайте стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского

 У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной - единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины

Хоть широка страна.

Слайд 6 Ощущаете ли Вы себя гражданином - патриотом России? Почему? (Гражданин -человек, имеющий паспорт какой-то определенной страны, например, России.)Проживает на ее территории. Имеет права, гарантированные ему Конституцией, и обязанности перед своей страной.

А патриот - это человек, любящий свою страну, природу, людей, не действует во вред своей стране, защищает её.)

(Дети отвечают на вопрос)

        Слайд 7  Какими качествами или какой должна быть личность гражданина - патриота России? (ответы детей); (даются разные характеры, нужно выбрать правильное)

Какие черты характера свойственны человеку - патриоту?

Ответственность Справедливость Стойкость ,Преданность ,Решительность , Благодарность , . .Усердие (Эгоистичность, ленивость, пассивность, креативность, равнодушность)

Слайд 10  Какимй качествами должен обладать человек- патриот?(Ученики отвечают ; «Я считаю..., Я думаю..... По-моему..., )

Любит Родину, Гордится Родиной, Переживает за нее , Готов встать на защиту Родины , Предан Родине и отстаивает ее интересы , Уважает людей всех национальностей ,Сострадает своему народу , Защищает интересы только своего народа

Быть патриотом,... Что же это значит?

А это значит - Родину Любить,

А это значит честно, бескорыстно Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

Сейчас ребята поближе представят себя.(они называют свои имена и одно

Честь и достоинство нашей Родины всегда защищала доблестная армия.

Слайд 12 Какие военно-патриотические праздники отмечают в России ежегодно?(предлагаются разные праздники, ребята выбирают правильные) ' :        *

День Защитника Отечества, День Победы, День России, День народного единства (Новый год, Пасха, 8 марта, Масленица, Международный день стоматолога)

(ответы детей)

Слай 15 Какой вклад можете внести Вы - нынешнее молодое поколение?

        ,        «

(ответы детей)

Любите Россию, ребята, и гордитесь тем, что вы её граждане! Её будущее - в ваших руках, и она будет такой, какой сделаете её вы.

Теперь мы с вами поговорим о здоровом образе жизни.

Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему-то современная молодёжь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит только на 7-8 место.

Мудрая пословица гласит: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?

Мы знаем, как хранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье?

Сегодня мы будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.

Слайд  16 анкета Считаете ли вы себя патриотом?

 Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

Хотели ли вы уехать из России?

 Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

 Есть ли пример для подражания? Кто?  

Слайд 17

“Быть гражданином” - это  не просто запись в паспорте,  это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание!

Слайд 18

В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем  о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Слайд 19

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.

Слайд 20 Игра «Символы РФ»
Учитель: Да, ребята, наша Родина будет такой, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

 Беседа «Что такое здоровье?»

Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Как вы понимаете это слово?

Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.

Физическое здоровье – это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может сделать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.

Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.

Знакомство с буклетом. Беседа с учащимися.

Почему так важно сохранять здоровье?

Прочитай пословицы и цитаты о здоровье. Как ты понимаешь их смысл?

Назови факторы, влияющие на здоровье.

Учащиеся называют различные факторы, влияющие на здоровье.

https://urok.1sept.ru/articles/626552/1.gif

Давайте выясним, какой же фактор самый важный? По наблюдениям медиков и ученых, именно образ жизни оказывает решающие воздействие на здоровье человека. (смотреть буклет "Удельный вес различных факторов, влияющих на здоровье.")

Сравните продолжительность жизни в разных странах мира.

В России средняя продолжительность жизни - 66 лет, в Японии - 83 года.

Какой же образ жизни надо вести россиянам для увеличения продолжительности жизни.

III. Рассказ учителя об основных правилах здорового образа жизни.

План рассказа.

А) Рациональное питание.

Б) Физическая активность.

В) Режим дня.

Г) Отсутствие вредных привычек.

(смотри буклет "Принципы ЗОЖ")

Приложение 1

Интеллектуальный марафон.

У детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослых. Однако дети реже ломают кости, чем взрослые. От наличия, какого вещества это зависит? (Это вещество - кальций, он придаёт костям твёрдость.)

В семье два сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, другой - тёплой. Кто из них реже болеет простудой?  (Холодная вода - средство закаливания, поэтому реже простужается первый сын.)

Почему нельзя самостоятельно голодать ради красивой фигуры? (При  голодании изменяется обмен веществ, поэтому обязательно нужно наблюдение врача. А красивой фигуры можно добиться, занимаясь физкультурой, правильно питаясь.)

«Обжора  роет себе могилу зубами»,- говорит народная пословица. Почему? ( Люди с лишним весом имеют много заболеваний, поэтому продолжительность их жизни меньше, чем у людей с нормальным весом.)

Весна. Петя «загорает» на закрытом окне. Жарко, а загара нет. Открыл окно, а через час на теле ожог. Полезен ли загар? (Стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому при закрытом окне загореть невозможно. Первое пребывание на солнце должно длиться 5-10 минут. Загорать необходимо, так как в коже образуется витамин Д.)

Стоит ли в жару пить много воды? (В жаркую погоду усиливается потоотделение и уходит из организма соль. Чтобы восстановить солевой баланс, человеку нужна вода.)

3. Классный руководитель. Послушайте, как наука характеризует здоровый образ жизни: активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

Научно-технический прогресс, городской образ жизни привели к стремительному уменьшению физической активности, и это вторая причина ухудшения здоровья населения. Нет необходимости подниматься по лестницам – есть лифт; вставать с кресла, чтобы переключить каналы ТV или сделать звук магнитофона тише, – есть пульт; работать на огороде для выращивания овощей – проще сходить за ними в магазин; идти на речку, чтобы прополоскать постиранные вещи, – есть стиральная машина и т. д. Осталось очень мало видов деятельности, которые требуют хоть каких-то мышечных усилий, а ведь поддержание организма и мышц в тонусе требует обязательной двигательной активности.

Задание

Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых представляет свой вариант физкультминутки на уроке.

4. Классный руководитель. Еще одной из причин нарушения здоровья являются вредные привычки.

Вопрос классу: Какие еще вредные привычки негативно сказываются на здоровье?

(Примерные ответы учащиеся: курение, алкоголь, наркотики.)

Первый рецепт здоровья Правильный отдых – это прогулки, занятия спортом, творческая деятельность, посещение культурно-массовых мероприятий, походы, путешествия и т. д.

Второй рецепт здоровья – двигательная активность. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы сильнее, а организм – более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок совершенствуется система кровообращения, увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, имеют преимущества перед малоподвижными членами нашего общества: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и усталости, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Третий рецепт здоровья – умение правильно одеваться.

Правильно одеваться, значит одеваться с учетом температурного режима, в котором вы будете находиться. В теплом помещении нужно быть легко одетым, иначе вы будете чувствовать себя некомфортно. Перегрев может привести к повышению давления и головным болям. Частые перегревы становятся причиной нарушения терморегуляции организма. Зимой, напротив, стоит утеплиться. Помните, что если человек мерзнет, то ослабевает его иммунитет, и это приводит к простудным заболеваниям.

Четвертый рецепт здоровья – рациональное питание. Рациональное питание следует рассматривать как фактор продления активного периода жизнедеятельности.

Принципы рационального питания таковы:

Энергетическая ценность продуктов должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Химический состав пищи должен удовлетворять физиологическим потребностям организма.

Пища должна быть максимально разнообразной. Некоторые считают, что витамины содержатся только во фруктах, соках, овощах, но это заблуждение. Каждый продукт: мясо, рыба, хлеб, крупы, орехи, молочные изделия и др. -  богаты витаминами и микроэлементами, необходимыми для нормального функционирования организма.

Нужно соблюдать режим питания. Режим – это регулярность чередования приемов пищи. Правильнее кушать понемногу, но 5–6 раз в сутки.

Необходимо полностью отказаться от употребления спиртных напитков.

Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию повысит устойчивость организма к различным вредным воздействиям окружающей среды и снизит вероятность приобретения неинфекционных хронических заболеваний.

Используя данные рекомендации, на 90% можно будет избежать неблагоприятного воздействия пищи на здоровье и обрести стройную фигуру.

Пятый рецепт здоровья – закаливание. Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации. Основным средством закаливания является вода.  С ее помощью можно совершать обтирания, обливание, купание, принимать контрастный душ. Хождение в теплое время босиком по траве – это тоже вид закаливания. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается.

Шестой рецепт здоровья – полноценный сон. Полноценный сон  не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. "Идеальным" сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения.

Однако ученые бьют тревогу – с каждым годом число людей, которые по ночам не могут уснуть, растет! Поэтому я хочу дать вам несколько советов для того, чтобы вы быстро засыпали и хорошо отдохнули за ночь.

Придя домой после напряженного дня, съешьте легкий ужин. Всем известно, что плотный ужин помешает сну, и вы проворочаетесь всю ночь. После ужина должно пройти не менее 3-х ч, прежде чем вы ляжете спать.

Ни в коем случае не пейте тонизирующие напитки (чай, кофе, апельсиновый сок), поскольку они действуют возбуждающе на нервную систему.

После ужина займитесь любимым делом, хотя бы полчаса. Посмотрите телевизор, почитайте книгу, послушайте музыку и просто расслабьтесь.

Ложиться желательно не позднее 22 ч.

В спальне обязательно должен быть свежий воздух.

VII. Подведение итогов классного часа.

что ты узнал нового? Какой материал был для тебя полезен? 

Заключительное слово. Решай сегодня, каким ты будешь завтра!

Природа создала всё, чтобы человек был счастлив.

Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву.

И нас, людей, сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно.

Здоровья Вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «Патриотизм. Гражданственность. Долг.»

Слайд 2

“Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Слайд 3

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”. Пётр Багратион “Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”. Бернард Шоу “Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины” Джон Кеннеди “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”. Владимир Путин

Слайд 4

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Слайд 5

Патриотизм Боль за родную природу Высокая нравственность Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Слайд 6

Ощущаете ли Вы себя гражданином – патриотом России? Почему?

Слайд 7

Какими качествами или какой должна быть личность гражданина – патриота России?

Слайд 8

справедливость, стойкость, ленивость, э гоистичность, усердие, преданность, равнодушие, решительность, благодарность, пассивность, креативность , о тветственность

Слайд 9

Ответственность Справедливость Стойкость Преданность Решительность Благодарность Усерди е

Слайд 10

Какими качествами должен обладать человек-патриот?

Слайд 11

Любит Родину, Гордится Родиной, Переживает за нее , Готов встать на защиту Родины , Предан Родине и отстаивает ее интересы , Уважает людей всех национальностей ,Сострадает своему народу, Защищает интересы только своего народа

Слайд 12

Какие военно-патриотические праздники отмечают в России ежегодно ?

Слайд 13

Масленица, День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы , День народного единства, Новый год, Пасха, Масленица, Международный день стоматолога, День России

Слайд 14

День Защитника Отечества, День Победы , День России, День народного единства

Слайд 15

Какой вклад можете внести Вы – нынешнее молодое поколение?

Слайд 16

Анкета для учащихся 8 классов Считаете ли вы себя патриотом? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? Хотели ли вы уехать из России? Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности? Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе? Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций? Есть ли пример для подражания? Кто?

Слайд 17

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание!

Слайд 18

В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки . Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Слайд 19

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит ”.

Слайд 20

Игра «Символы РФ» Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? 2) Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Опишите его.

Слайд 22

Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Урок гражданственности "Славное имя твоё - Екатерина"

7 декабря весь православный мир отмечает день святой великомученицы Екатерины. День покровительницы Екатеринодара -Краснодара -особое событие для нашего края. С именем Екатерины тесно связано имя вели...

Классный час "Патриотизм в мирное время"

Представлен материал к классному часу "Патриотизм в мирное время". Приведены технологии, используемые воспитателем в учебном процессе....

Классный час "О мужестве, долге, чести"

ЦЦель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.Задачи: 1) познакоми...

Открытый классный час в 9 классе на тему: Патриотизм.Гражданственность.Долг.

План конспект классного часа на гражданско-патриотическое воспитание c элементами практики ....

«Истоки русского патриотизма: гражданственность, долг и отвага в исторической ретроспективе»

формирование чувства гражданственности и патриотизма , гордости за свою страну, за историю и культурное наследие ,верности Отечеству, воспитанию готовности к достойному служению обществу и государству...