Технологическая карта урока с разными категориями учащихся ( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)

Клычкова Елена Викторовна

Технологическая карта урока с разными категориями учащихся

( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)

Цель:формирование исторической культуры личности через  примеры борьбы русского народа против иноземных захватчиков в период Смутного времени.

Задачи:Образовательные:

-определить причины, итоги и значение борьбы русского народа против иноземных захватчиков в период Смутного времени;

-показать важность участия народа в этой борьбе.

Развивающие:

-способствовать развитию навыков функциональной грамотности : работы с учебником, документами, таблицами, исторической картой, видео-сюжетом;

-формировать навыки самостоятельной, творческой и поисковой работы индивидуально и в группе.

Воспитательные:

-продолжить формирование патриотизма , гордости за свою Родину;

-способствовать формированию личностного отношения к событиям истории России и деятельности исторической личности;

-овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, ответственность, уважение к мнению других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с разными категориями учащихся

( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)

ФИО учителя

Клычкова Елена Викторовна

Предмет

История России

Класс

7

Тема

«Смутное время. Спасители земли русской»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Технология

интерактивная

Формы и методы

Метод: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель

Формирование исторической культуры личности через  примеры борьбы русского народа против иноземных захватчиков в период Смутного времени.

Задачи

Образовательные:

-определить причины, итоги и значение борьбы русского народа против иноземных захватчиков в период Смутного времени;

-показать важность участия народа в этой борьбе.

Развивающие:

-способствовать развитию навыков функциональной грамотности : работы с учебником, документами, таблицами, исторической картой, видео-сюжетом;

-формировать навыки самостоятельной, творческой и поисковой работы индивидуально и в группе.

Воспитательные:

-продолжить формирование патриотизма , гордости за свою Родину;

-способствовать формированию личностного отношения к событиям истории России и деятельности исторической личности;

-овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, ответственность, уважение к мнению других.

Планируемые результаты

Предметные:

-овладение историческими знаниями и их использование для решения учебных и практических задач;

-умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов.

Личностные:

-формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

-представление об опыте адаптации людей к новым  жизненным условиям.

Метапредметные:

-систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);

-выявлять характерные признаки исторических явлений;

-раскрывать причинно-следственные связи событий;

-сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;

-формулировать и обосновывать выводы;

-соотносить полученный результат с имеющимся знанием;

-осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации.

Дидактические средства

Рабочие листы с заданиями, таблица, историческая карта.

Оборудование

Мультимедиапроектор ( интерактивная доска)

Ход урока

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы.

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Действия учителя

Действия ученика(ов)

I.Мотива-ционный

Информационно-пояснительный с использованием фронтальной формы.

Тема, цель, задачи, деление учащихся на группы (1 группа- одарённые и высокомотивированные, 2 группа-средне и слабо-мотивированные, 3 группа –средне-мотивированные и дети с ОВЗ)

Предлагает прочитать стихотворение Сергея Белого «Смутное время в России» и ответить на вопросы.(более сложный- 1 группе, более простые-2 и 3)

1.О каком событии говорится в стихотворении? (2 гр )

2. Какие исторические персонажи фигурируют в стихотворении? Дайте им краткую характеристику.(1 гр)

3. Кто являлся врагом Отечества в описываемое время? (3 гр)

Осмысливают и запоминают сообщённую учителем информацию, организуют своё рабочее место,

Учащиеся дают ответы.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов.

Коммуникативные: умеют слушать собеседника и понимать речь других.

Регулятивные: -самостоятельно организовывать своё рабочее место;

-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

-настраивать себя на продуктивную работу;

-сотрудничество с учителем и сверстниками.

II.Актуа-лизация знаний

Информационно-пояснительный с использованием групповой формы.

Демонстрация видео-сюжета «Призыв К.Минина к созыву земского ополчения (весна 1612 года)»

Работа с материалом из методической копилки «Приложение №2».

Учитель предлагает  прослушать  речь Кузьмы Минина и выполнить работу в группе (класс предварительно поделён на 3 группы).

Учитель обращает внимание на видео-сюжет «Призыв К.Минина к созыву земского ополчения (весна 1612 года)»

В методических копилках каждой их групп есть «приложение №1» - вопрос по видео-сюжету (используется интерактивная доска – ответы скрыты).

Вопросы:

1.Какими доводами К.Минин убеждал нижегородцев в необходимости созыва ополчения для освобождения Москвы? (1 гр)

2.Из кого К.Минин предлагал набрать ополчение для освобождения столицы? (2 гр)

3.Откуда К.Минин  предлагал взять средства, необходимые для содержания войска?

( 3 гр)

Учитель предлагает, используя высказывания известных историков и философов, определить, что стало причиной Смуты в России.

После ответов учащихся высвечивается слайд «Причины смуты».

Знакомятся с раздаточным материалом.

Отвечают по группам.

Группа 1 на вопрос 1:

К.Минин говорил: «Добро пожалеете, а землю, жён, детей не пожалеете?»

Группа 2 на вопрос 2:

К.Минин предлагал набрать ополчение по всем городам из служилых дворян, а из сёл – простых ратных людей.

Группа 3 на вопрос 3:

К.Минин призывал посадских людей да купцов дать денег в зависимости от достатка, т.к. ополчению нужны железо на оружие, медь на пушки, свинец, кони, еда и одежда.

Дают ответы, рассуждают, делают выводы.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Коммуникативные: -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-высказывать своё предположение;

-находить  информацию в письменных источниках

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-организовать выполнение заданий учителя.

III.Изуче-ние нового материала

Информационно-пояснительный с использованием групповой формы.

Выполняют задание, работают с учебником.

Работа с материалом из методической копилки «Приложение №3».

Рассказ учителя о самозванцах, захватчиках и ополченцах ( на слайдах- портреты изучаемых исторических персонажей)

Предлагает учащимся 1 группы дать определение терминам «интервенция» и «народное ополчение» самостоятельно, а 2 и 3 группе - используя информацию учебника на стр.23 (абзацы 2-4).После ответов учащихся, учитель подводит итог (на слайде – определения).

Учитель предлагает  1 группе  поработать с   приложением №3:  исторической картой «Смутное время (1598-1617)» , а 2 и 3 группам даёт к карте дополнительный текст «Второе ополчение». Так же можно использовать  карту «Смутное время (1598-1617)» на интерактивной доске.

Вопросы:

1.Через какие города проходил маршрут Второго  ополчения?

Почему  был выбран именно этот маршрут?

2.В каком городе создано Второе народное ополчение?

Кем?

3. Освобождение какого города стало окончанием Смуты?

Назовите дату.

Формулируют определения, записывают в тетрадь.

Отвечают по группам.

Группа 1 на вопрос 1:

Это города: Городец, Кострома, Ярославль, Переяславль…

Они меньше были затронуты Смутой. На этом пути очень многие жители вливались в ряды ополчения.

Группа 2 на вопрос 2:

В нижнем Новгороде.

К.Мининым и Д.Пожарским.

Группа 3 на вопрос 3:

Освобождением Москвы от польских интервентов.                  26 октября 1612 года.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Коммуникативные: -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

-оформлять свои мысли в устной  и письменной форме;

-высказывать своё предположение;

-находить  информацию в различных письменных источниках

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-организовать выполнение заданий учителя.

IV. Закрепле-ние изученно-го

Использование групповой формы. Работа с материалом из методической копилки «Приложение №4».

Учитель просит выполнить практическую работу. Каждая группа должна определить причины, итоги и значение борьбы русского народа против иноземных захватчиков из предложенного  «Приложения №4» в раздаточном материале.

Группа №1 – назовёт причины;

Группа №2 – итоги;

Группа №3 – значение.

Отвечают по группам.

Ответ группы №1. Причины:

- мощный подъём всенародной борьбы против иностранных интервентов;

- втягивание в политическую жизнь более широких слоёв населения: провинциального дворянства, посадских людей, служивых людей по прибору (стрельцов, пушкарей) и т. д.

Ответ группы №2.

Итоги:

- экономическая разруха и обнищание народа;

-временное усилие сословно-представительных органов – Боярской Думы и Земского Собора.

Ответ Группы №3.

Значение:

-стремление российского общества к самоизоляции, к людям закрытого общества во избежание повторения Смуты  и безвластия;

-сохранение патриархального строя и  традиционного порядка.

Познавательные:

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

-строить понятные для собеседника высказывания. 

Регулятивные:

-организовать выполнение заданий учителя.

Рефлексия.

Индивидуальная форма работы

 Дети из1 группы работают с заданием  повышенной сложности (смотри Приложение №5 ниже конспекта.

Учащиеся работают в тетрадях для самостоятельных работ.

Предметные:

-овладение историческими знаниями и их использование для решения учебных и практических задач;

V. Итоги урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Слова учителя. Россия отстояла свою независимость. И день освобождения Москвы от польских интервентов, день народного единства, празднуется 4 ноября. По сей день тема нашего урока актуальна. Только в единстве мы сильны. И не зря на памятнике К.Минину и Д.Пожарскому в Москве начертаны слова «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодатная Россия. Лето 1613 года».

Задание от учителя:

Поразмышляйте, почему было необходимо избрание на российский престол нового царя. Почему выбор пал на Михаила Фёдоровича Романова?

Отвечают на вопросы, определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Познавательные:

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные: 

-оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;

-оценивать правильность выполненных действий;

-анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Домашнее задание

Для всех: Параграф 16-читать, стр.28-задания по исторической карте- (письменно).

Для высоко-мотивированных и одарённых: 

Напишите эссэ (от 300 до 500 слов) на тему: «Кто такой Иван Сусанин и правда ли, что он отдал жизнь за царя?»

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

22.04.2024

Верно.

Директор                                       ___________________  / Кочеткова Е.А. /

ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск

Самарской области

Приложение 5

Задание группе1- одарённые и высокомотивированные

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

Событие

Дата

Последовательность

1.Восстание И. Болотникова

2.Вторжение Лжедмитрия I в Россию

3.Вторжение Лжедмитрия II в Россию

4. Второе ополчение

5. Избрание Михаила Романова на царство

6. Неурожай и голод

7. Первое ополчение

8. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска

9. Поход Владислава и Деулинское перемирие

10. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол

11. Свержение Лжедмитрия I, избрание царем Василия Шуйского

12. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I

13. Столбовский мир

Задание группе 2 -средне и слабо-мотивированные

Соотнесите  дату и событие

1. Восстание Хлопка Косолапа                                            А) 1598 -1603

2.Правление Бориса Годунова                                              Б) 1603 -1604

3. Указ о «заповедных летах»                                               В) 1581

4.Правление Василия Шуйского                                          Г) 1606-1607

5.Восстание Ивана  Исаевича  Болотникова                       Д) 1605-1606

6. Правление Лжедмитрия I                                                  Е) 1606-1610

7. Правление Семибоярщины                                               Ж) 1612

8. Освобождение Москвы                                                      З) 1610-1612

9.  Создание первого народного ополчения                        И) 1613

10. Воцарение Михаила Романова                                        К) 1611

Задание группе 3  –средне мотивированные и дети с ОВЗ

Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) царствование Бориса Годунова

Б) вступление в Москву Лжедмитрия

В)освобождение Москвы от интервентов

Г) «семибоярщина»

Д)воцарение Михаила Романова

1

2

3

4

5

22.04.2024

Верно.

Директор                                       ___________________  / Кочеткова Е.А. /

ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск

Самарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....

Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Технологическая карта урока по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок-исследование. Изучение нового материала по теме "Категория состояния как часть речи"...

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной»

Диагностическая карта составлена для уроков по модульной системе обучения в 9 классе. На данном уроке рассматриваются решения квадратных неравенств методом парабол...

Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе

Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...