Рабочая программа внеурочного занятия "Город, в котором я живу"
рабочая программа по истории (7, 8, 9 класс)

Жигалин Тимофей Александрович

Рабочая программа по краеведению (история г. Комсомольска-на-Амуре).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_v_kotorom_ya_zhivu.docx47.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Центр образования имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие»

(МОУ ЦО «Открытие»)

         РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

__________________________

Протокол №____

от  «___»_____________20___

         СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________И.А. Волченко

 «___»________________20___

                УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете

Протокол №_____

от  «___»_____________20___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОГО КРУЖКА «ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ

Разработали: Пыс Н.А.

Бельды О.Ю.

Жигалин Т.А.

 

г. Комсомольск – на – Амуре

2023 –  2024 учебный год

Пояснительная записка 

 В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам.

Сущность школьного краеведения в рамках курса «Город, в котором я живу» заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях истории своего города. Данный кружок развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря изучению своего города решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Это одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

        Курс «Город, в котором я живу» рассчитан на изучение в течение одного учебного года, по одному занятию в неделю. Он может изучаться как в профильных социально-гуманитарных классах, так и в обычных классах, для более глубокого освоения. Предложенный курс предполагает изучение истории города в контексте развития истории всего края. Данный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой историко-краеведческой теме. Связующим внутрипредметным звеном курса является деятельностная компонента – на основе выявления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям системно-деятельностного подхода. Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в решение практических задач, которые направлены на развитие метапредметных компетенций в соответствии с ФГОС.

        Таким образом, освоение учащимися 7–8 классов курса «Город, в котором я живу» создаёт условия для их успешной социализации, гармоничного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества, профориентации и более глубокого понимания современной российской и краевой истории.

Цели обучения:

формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям;

Требования к метапредметным результатам освоения курса:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • носить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Структура курса

        Курс «Город, в котором я живу» состоит из вводного занятия, пяти модулей, содержащих по нескольку занятий, и итогового занятия. Каждое занятие по теме модуля содержит как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят закрепить полученные знания и сформировать умения работать в контурной карте и с документами.

        Каждый из пяти модулей посвящён отдельной вехе в развитии как всего Дальневосточного региона, так и г. Комсомольска-на-Амуре. В конце изучения курса предполагается творческое задание по созданию образовательного ролика.

Тематический план

Дата

Раздел, Тема

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

теория

практика

Итого

1

4 - 8 сентября

Введение в курс «Город, в котором я живу».

+

1

        Модуль 1. Дальний Восток до XVIII в.»

2

11 - 15 сентября

Открытие и включение Дальнего Востока в состав Российской империи

+

+

2

3

18 - 22 сентября

Международная обстановка на Дальнем Востоке в середине XVII веке

+

+

2

4

25 - 29 сентября

Камчатские экспедиции: разведка морских путей

+

+

2

5

1-6 октября

Города и остроги Дальнего Востока до XVIII в.

+

+

2

Модуль 2. Амурский вопрос. Дальний Восток в XIX в.

6

9 - 13 октября

Освоение Дальнего Востока в середине XIX – начале XX века

+

+

2

7

16 - 20 октября

Международные отношения на Дальнем Востоке в XIX веке

+

+

2

8

23 - 27 октября

Генерал-губернаторская власть в Приамурском генерал-губернаторстве

+

1

9

6 - 10 ноября

Русско-китайские отношения в XIX в. на Дальнем Востоке

+

+

2

10

13 -17  ноября

Русско-японские отношения в XIX в. на Дальнем Востоке

+

+

2

Модуль 3. Дальний Восток в XX в.

11

20 - 24  ноября

Советский Дальний Восток

+

1

12

27.11- 01.12

Образование Дальневосточной Республики

+

1

13

4 - 8 декабря

Дальний Восток в годы ВОВ

+

+

2

14

11 - 15 декабря

Дальний Восток в послевоенные годы и до конца XX в.

+

1

Модуль 4. История Комсомольска-на-Амуре

15

18 - 22 декабря

Комсомольск-на-Амуре в 1930-х гг.

+

+

2

16

10.01-12.01

Комсомольск-на-Амуре в 1940-х гг. Развитие города во времена Великой Отечественной войны

+

+

2

17

22 - 26 января

Комсомольск-на-Амуре в 1940-х гг. Послевоенное развитие города

+

+

2

18

5 -9 февраля

Комсомольск-на-Амуре в 1950-е гг.

+

+

2

19

19 - 22 февраля

Комсомольск-на-Амуре в 1960-1970-х гг.

+

+

2

20

4 - 8 марта

Комсомольск-на-Амуре в 1980-х гг.

+

+

2

21

18 - 22 марта

Комсомольск-на-Амуре в 1990-х гг.

+

+

2

22

1 -5 апреля

Комсомольск-на-Амуре в начале 2000-х гг.

+

+

2

Модуль 5. История Комсомольска-на-Амуре: повседневность

23

15 - 19 апреля

История образования г. Комсомольска-на-Амуре. История моей школы

+

1

24

29.04 -3.05

История здравоохранения г. Комсомольска-на-Амуре

+

1

25

13 -17 мая

Искусство в г. Комсомольске-на-Амуре: выдающиеся деятели

+

1

Подведение итогов

26

20 - 24 мая

Мониторинг учебных достижений (творческое задание)

+

1

Содержание курса

Занятие 1. Введение в курс «Город, в котором я живу».

Цель занятия: осознание учащимися важности изучения истории своего края в общем и города в частности.

Форма проведения: проблемный семинар

План.

1. Понятие «город».

2. Понятие «урбанизация». Сущность и особенности современной урбанизации.

Занятие 2. Открытие и включение Дальнего Востока в состав Российской империи

Цель занятия: формирование у учащихся представления о процессе открытия и включения Дальневосточного региона в состав России.

Форма проведения: лекция, проблемный семинар.

План.

1. Этнический состав аборигенного населения. Ясачная политика.

2. Хозяйственное освоение Дальнего Востока.

Занятие 3. Международная обстановка на Дальнем Востоке в середине XVII веке

Цель занятия: формирование у учащихся представления об особенностях международной обстановки на Дальнем Востоке в середине XVII века.

Форма проведения: коммуникативный семинар.

План.

1. Международное положение Китая в XVII в.

2. Первые русские посольства в Китай.

3. Вторжение цинских войск. Осада Албазина.

4. Нерчинский договор

Занятие 4. Камчатские экспедиции: разведка морских путей

Цель занятия: формирование у учащихся представлений о целях, задачах, составах и ходе камчатских экспедиций.

Форма проведения: практикум

План.

1. Поход В. Атласова

2. Камчатские экспедиции В. Беринга

Занятие 5. Города и остроги Дальнего Востока до XVIII в.

Цель занятия: формирование у учащихся представления о назначении острогов в жизни первопроходцев и исследователей Дальнего Востока.

Форма проведения: проблемный семинар, практикум.

План.

1. Зимовья, остроги и первые города на Дальнем Востоке.

2. Нерчинский острог. Албазинский острог. Анадырский острог. Охотск – первый город Дальнего Востока.

Занятие 6.  Освоение Дальнего Востока в середине XIX – начале XX века

Цели занятия: формирование у учащихся представления о развитии региона на рубеже веков.

Форма проведения: коммуникативный семинар.

План.

1. Социальная структура, административное устройство Дальнего Востока на рубеже веков.

2.  Первая российская революция на территории Дальнего Востока

3. Дальний Восток во время Первой мировой войны.

Занятие 7. Международные отношения на Дальнем Востоке в XIX веке

Цели занятия: формирование у учащихся представлений о развитии международных отношений на территории Дальнего Востока на рубеже веков.

Форма проведения: коммуникативный семинар, практикум.

План.

1. Международная обстановка в XIX в.

Занятие 8.  Генерал-губернаторская власть в Приамурском генерал-губернаторстве

Цель занятия: формирование у учащихся представлений о значении генерал-губернаторской власти на территории Дальнего Востока.

Форма проведения: коммуникативный семинар.

План.

1. Личность и деятельность генерал-губернаторов Приамурского генерал-губернаторства: А.Н. Корф, С.М. Духовской, Н.И. Гродеков, Д.И. Суботич, Н.П. Линевич, Р.А. Хрещатицкий, П.Ф. Унтербергер, Н.Л. Гондатти

Занятие 9. Русско-китайские отношения в XIX в. на Дальнем Востоке

Цели занятия: формирование у учащихся представлений о специфике российско-китайских отношений по вопросам Дальнего Востока.

Форма проведения: лекция-беседа, практикум.

План.

1. Кяхтинский договор 1727 г. Ухудшение русско-китайских отношений. Миссия Головкина.

2. Айгуньский, Тяньцзинский, Пекинский, Петербургский договоры: причины принятия, условия, значение. Договор о постройке КВЖД.

Занятие 10. Русско-японские отношения в XIX в. на Дальнем Востоке

Цели занятия: формирование у учащихся представлений о специфике российско-японских отношений по вопросам Дальнего Востока.

Форма проведения: практикум, занятие контроля.

План.

1. Русско-японский договор 1858 г.

2. Формирование гражданской позиции по курильской проблеме.

Занятие 11. Советский Дальний Восток

Цель занятия: формирование у учащихся представлений о сущности советской власти и особенностях её осуществления на территории региона.

Форма проведения: лекция-беседа.

План. 

1. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. на территории Дальнего Востока

2. Гражданская война на территории Дальнего Востока.

Занятие 12. Образование Дальневосточной Республики

Цели занятия: осознание учащимися важности республиканского строя в контексте сохранения суверенитета страны.

Форма проведения: коммуникативный семинар.

План.

1. Образование ДВР: экономика, социальная структура, политическое устройство.

2. Завершение существования ДВР.

Занятие 13. Дальний Восток в годы ВОВ

Цели занятия: формирование гражданской идентичности учащихся и чувства патриотизма, понимания важности памяти о героях ВОВ.

Форма проведения: лекция-беседа, практикум.

План.

1. Дальневосточный фронт Великой Отечественной войны.

Занятие 14. Дальний Восток в послевоенные годы и до конца XX в.

Цели занятия: формирование у учащихся представления о послевоенном развитии Дальневосточного региона, особенностях этого процеса.

Форма проведения: практикум.

План.

1. Дальний Восток в середине XX в.

2. Дальний Восток в годы «перестройки» и развала СССР.

Занятие 15.  Комсомольск-на-Амуре в 1930-х гг.

Цели занятия: знакомство учащихся с историей развития города в конкретный период времени, особенностями развития и структурой повседневности граждан.

Форма проведения: лекция-беседа, проблемный семинар.

План.

1. Общая характеристика развития города в 1930-е гг. Основание города.

2. Работа с периодическими изданиями («Дальневосточный Комсомольск», «Комсомольская правда»).

Занятие 16. Комсомольск-на-Амуре в 1940-х гг. Развитие города во времена Великой Отечественной войны

Цели занятия: знакомство учащихся с историей развития города в конкретный период времени, особенностями развития и структурой повседневности граждан.

Форма проведения: коммуникативный семинар, учебная игра.

План.

1. Общая характеристика развития города в 1940-е гг.

2. Работа с периодическими изданиями («Дальневосточный Комсомольск», «Комсомольская правда»).

Занятие 17. Комсомольск-на-Амуре в 1940-х гг. Послевоенное развитие города

Цели занятия: знакомство учащихся с историей развития города в конкретный период времени, особенностями развития и структурой повседневности граждан.

Форма проведения: коммуникативный семинар, учебная игра.

План.

1. Общая характеристика развития города в 1940-е гг.

2. Работа с периодическими изданиями («Дальневосточный Комсомольск», «Комсомольская правда»).

Занятие 18. Комсомольск-на-Амуре в 1950-е гг.

Цели занятия: знакомство учащихся с историей развития города в конкретный период времени, особенностями развития и структурой повседневности граждан.

Форма проведения: коммуникативный семинар.

План.

1. Общая характеристика развития города в 1950-е гг.

2. Работа с периодическими изданиями («Дальневосточный Комсомольск», «Комсомольская правда»).

Занятие 19. Комсомольск-на-Амуре в 1960-1970-х гг.

Цели занятия: знакомство учащихся с историей развития города в конкретный период времени, особенностями развития и структурой повседневности граждан.

Форма проведения: практикум, занятие контроля.

План.

1. Общая характеристика развития города в 1960-70-е гг.

2. Работа с периодическими изданиями («Дальневосточный Комсомольск», «Комсомольская правда»).

Занятие 20. Комсомольск-на-Амуре в 1980-х гг.

Цели занятия: знакомство учащихся с историей развития города в конкретный период времени, особенностями развития и структурой повседневности граждан.

Форма проведения: лекция, проблемный семинар.

План.

1. Общая характеристика развития города в 1980-е гг.

2. Работа с периодическими изданиями («Дальневосточный Комсомольск», «Комсомольская правда»).

Занятие 21. Комсомольск-на-Амуре в 1990-х гг.

Цели занятия: знакомство учащихся с историей развития города в конкретный период времени, особенностями развития и структурой повседневности граждан.

Форма проведения: коммуникативный семинар, практикум.

План.

1. Общая характеристика развития города в 1990-е гг.

2. Работа с периодическими изданиями («Дальневосточный Комсомольск», «Комсомольская правда»).

Занятие 22. Комсомольск-на-Амуре в начале 2000-х гг.

Цели занятия: знакомство учащихся с историей развития города в конкретный период времени, особенностями развития и структурой повседневности граждан.

Форма проведения: практикум, занятие контроля.

План.

1. Общая характеристика развития города в 2000-е гг.

2. Работа с периодическими изданиями («Дальневосточный Комсомольск», «Комсомольская правда»).

Занятие 23. История образования г. Комсомольска-на-Амуре. История моей школы

Цели занятия: формирование представления учащихся о развитии системы образования в г. Комсомольске-на-Амуре.

Форма проведения: лекция-беседа, коммуникативный семинар.

План.

1. Основные этапы в развитии образования на территории г. Комсомольска-на-Амуре. Известные педагоги города.

2. История МОУ ЦО «Открытие». Экскурсия в школьный музей.

Занятие 24. История здравоохранения г. Комсомольска-на-Амуре

Цели занятия: формирование представления учащихся о развитии системы здравоохранения в г. Комсомольске-на-Амуре.

Форма проведения: коммуникативный семинар, практикум.

План.

1. Основные этапы в развитии здравоохранения на территории г. Комсомольска-на-Амуре.

2. Известные врачи города.

Занятие 25. Искусство в г. Комсомольске-на-Амуре: выдающиеся деятели

Цели занятия: формирование представления учащихся о развитии культуры в г. Комсомольске-на-Амуре.

Форма проведения: коммуникативный семинар.

План.

1. Основные этапы в развитии культуры на территории г. Комсомольска-на-Амуре.

2. Известные деятели культуры города.

Занятие 26. Мониторинг учебных достижений (творческое задание)

Цели занятия: закрепление дидактических единиц изучения курса.

Форма проведения: практикум, занятие контроля.

План.

1. Создание образовательного ролика по одной из тем курса.

Учебно-методическая литература.

1. Дударёнок С.М.

История Дальнего Востока России. Учебное пособие. – Владивосток.: Дальневосточный федеральный университет, 2013. – 320 с.

2. Стрелова О.Ю.

История Дальнего Востока в Новое время. – М.: Русское слово, 2023. – 195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Я живу в России" (духовно-нравственное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Живая математика"

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение тако...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного предмета ««Живая геометрия»»

Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины, законы и закономерности геометрии, подготовиться к ОГЭ по математике и заложит ключевые понятия стереометрии, что в свою очередь создаст услов...

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, ...