Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России"
рабочая программа (5 класс) по теме

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Я живу в России" (духовно-нравственное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_zhivu_v_rossii.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области

основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка

муниципального района Кинельский Самарской области

Утверждаю

и.о. директора __________

                     /Нармуканова А.Г./

«___» ____________ 2013 г.

Согласовано

«___»____________2013 г.

И.о.зам.директора по УВР

___________/Щелокова Н.И./

Программа рассмотрена на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___    от __________

Руководитель МО ____________

                                  /Щелокова Н.И./

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я живу в России»

(духовно-нравственное направление)

Класс  5

                                                                         Составитель:

Полудинская Е.А.

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я живу в России» составлена на основе авторской программы курса «Я – патриот России» Болдыревой Елены Анатольевны.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Программа внеурочной деятельности «Я живу в России» направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

 Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

образовательные:

  • дать первоначальные представления о роли семьи в жизни человека;
  • дать представления о профессии учителя;
  • дать первоначальные представления об истории родного села, родного района, родной области;
  • познакомить с историческим прошлым Самары;
  • дать представления о народных песнях, праздниках, традициях, обычаях;
  • познакомить с государственными праздниками, с государственной символикой;
  • познакомить с городами – героями;
  • дать представления об участии жителей села в Великой Отечественной войне.

развивающие

  • формировать навыки коллективной работы и работы в группах;
  • формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
  • развивать самостоятельность, аккуратность.

воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  • воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей;
  • воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

       Рабочая программа  разработана для учащихся первого года обучения в рамках внеурочной образовательной деятельности по духовно - нравственному направлению  и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).  

        Программа предназначена для детей 10-11 лет. Продолжительность  реализации программы один год. Продолжительность занятий 40 минут.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Экскурсии

Практические занятия:

  • Конкурсы
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

- «Моя родословная»

- творческая работа «Мой будущий дом»

- творческая работа «Какой я хочу видеть свою школу в будущем»

- фоторепортаж «Мой любимый уголок в селе»

- рассказы об учителях,

- оформление стендов,

- выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава»

- участие в митинге, посвященном Дню Победы


УЧЕБНо-тематический план

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

Общее кол – во часов

Теория

Практика

1.

Моя семья

8

3

5

2.

Моя школа

7

3

4

3.

Моя малая Родина

9

4

5

4.

Я – гражданин России

10

5

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и темы

Кол-во часов

Дата

Моя семья

8

1

Я и семья. Я – сын, дочь, внук, внучка

1

07.09

2

Мои  родители

1

14.09

3

Мои бабушка и дедушка

1

21.09

4

Моя  родословная.

1

28.09

5

Профессии моих родителей

1

05.10

6

Мои обязанности по дому. Забота о ближних.

1

12.10

7

День рождения, утро, вечер в моей семье

1

19.10

8

Мой будущий дом

1

26.10

Моя школа

7

9

Первый раз в первый класс. Мое первое впечатление о школе

1

02.11

10

Изучение истории школы.

1

16.11

11

Летопись школы.

1

23.11

12

Мои учителя

1

30.11

13,14

Учителя - ветераны

2

07.12,14.12

15

Какой я хочу видеть свою школу в будущем

1

21.12

Моя малая Родина

9

16

С чего начинается Родина (Экскурсия по родному селу)

1

28.12

17

Изучение истории родного села

1

13.01

18

Летопись села

1

20.01

19

Мой любимый уголок в селе. (Фоторепортаж)

1

27.01

20

Кинельскому району – 85 лет

1

03.02

21

О чем рассказывают названия деревень

1

10.02

22

Памятные места Кинельского района

1

17.02

23

Самарская область

1

24.02

24

Заочная экскурсия по Самаре: памятники, площади, музеи

1

03.03

Я – гражданин России

10

25

Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица)

1

10.03

26

Русские народные песни

1

17.03

27

Русские народные игры

1

07.04

28

Государственные праздники

1

14.04

29

Традиции, обычаи моего народа

1

21.04

30

Летопись Великой Отечественной войны

1

28.04

31-33

Путешествие по городам - героям

3

05, 12, 19.05

34

Участник войны – мои односельчане

1

26.05

Итого:

34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. «Моя семья»

Теоретическая часть:  День рождения в семье. Утро в моей семье. Вечер в моей семье. Я сын, дочь, внук, внучка. Мои обязанности по дому. Дети и родители. Давайте понимать друг друга. Слово о родителях. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях - основа порядочности человека.

Практическая работа Составление родословной. Выполнение творческой работы «Мой будущий дом

Формы занятий:  занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская,

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка), наглядный, метод проектов.

2. «Моя школа»

Теоретическая часть: Школа – наш второй дом. Добрые дела для родной школы. Что доброго могу сделать я? Профессия – Учитель. Легко ли быть учителем.

Практическая работа: Создание стенда или альбома об учителях. Творческая работа «Какой я хочу видеть мою школу в будущем»

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, просмотр презентаций.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, фотографии, презентации

3.  «Моя малая Родина»

Теоретическая часть: С чего начинается Родина? История родного села, родного района, родной области. Областной центр – Самара. Историческое прошлое Самары, культура, традиции.

Практическая работа: фоторепортаж «Мой любимый уголок в селе»

Формы занятий:  занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, экскурсия, фоторепортаж.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение), словесный (рассказ, беседа), наглядный.

Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, фотографии, иллюстрации, презентации, фотокамера, фотоаппарат

4. Я – гражданин России»

Теоретическая часть: Праздник. Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души. Главные праздники года. Праздники моего народа. Православные праздники. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Песня колыбельная, задушевная, лирическая. Частушка. Народные игры. Служение Отечеству. Честь, отвага и мужество

Практическая работа: Оформление альбома об участниках военных действий. Выставка рисунков. Участие в субботнике по уборке территории памятника. Участие в митинге, посвященном Дню Победы.

Формы занятий:  занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, экскурсия, просмотр презентации, просмотр документальных фильмов.

 Методы и приёмы:   практический (наблюдение, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: книги, фотографии, видеофильмы, презентации, иллюстрации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История Кинельского района. Междуречье.
  2. Этнографические записки. Кинельский район. Ломкин А.В., Приходченко Ю.И. – Самара: «Новая техника», 2003
  3. Кинельский район, Путилин А.Ю., Кинель, 2002
  4. Ступени роста. К 85-летию Кинельского района, 2013-09-29 Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки. М.И.Чувашев и др.
  5. Хрестоматия. Наш край. – Самара, 2003
  6. Книга памяти. Самарская область
  7. Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник/ Сост. А.Н.Завальный – Куйбышев, 1990

Материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия:

Набор фотографий «Город – герой Волгоград»

Набор иллюстраций «Памятники и храмы Санкт-Петербурга»

Презентация «История родной школы»

Презентация «Сталинградская битва»

Презентация «Города – герои»

Презентация «Главный праздник»

Технические средства обучения (ТСО)

Аудиторная доска с набором магнитов для крепления карт и таблиц.

Персональный компьютер.

Ноутбуки

        

 Предполагаемые результаты  реализации программы

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастности к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Разделы программы

Ожидаемые результаты

«Моя семья»

Обучающиеся знают:

- о роли семьи в жизни человека

- о выполнении социальных ролей

- о своих обязанностях

«Моя школа»

Обучающиеся знают:

- историю родной школы

- об учителях – ветеранах родной школы

«Моя малая Родина»

 Обучающиеся имеют элементарные представления  об истории родного села, родного района, родной области

«Я – гражданин России»

Обучающиеся  знают:

- города – герои

- государственные праздники, государственную символику

Обучающиеся имеют  представления:

- о народных праздниках, традициях, обычаях

- об участии жителей села в Великой Отечественной войне

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Программа содержит пояснительную записку к курсу и тематическое планирование на 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социал...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" для учащихся 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая классика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...