технологическая карта. история 7 класс. Тема урока - Опричнина
методическая разработка по истории (7 класс)

Лидия Валериевна Фалина

Урок истории в 7 классе в состав которого входят обучающиеся по АООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.urok_istorii.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории по адаптированной программе.

Учитель Фалина ЛВ. Урок истории в 7 классе в составе которого обучаются дети с ЗПР

Тема: опричнина

Цель урока: Формирование представления об опричнине в годы правления Ивана 4.

Задачи:

Обучающие

- Научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;

- Сформулировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач.

Развивающие:

-Развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;

-Развивать умение сравнивать и систематизировать знания;

-Развивать умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

-Формирование ценностных суждений;

-Продолжить развитие познавательного интереса к предмету;

-Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам.

Образовательные:

-Через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствий.

Планируемые результаты урока:

–учащиеся научаться: работать с источником, работать с таблицей

– учащиеся получать возможность научиться: анализировать, устанавливать причинно -следственные связи

Тип урока: Комбинированный

Формы работы: общеклассная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: мультимедийное проектное оборудование ,раздаточный материал, презентация.

Основные вопросы изученияматериала

1) Падение Избранной рады.

2) Расправа царя с приближёнными.

3) Опричнина и опричники.

4) Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины.

5) Итоги царствования Ивана IV

Типы уроков

Комбинированный.

Ресурсы уроков

Учебник, § 10. Карта

Основные понятия и термины

Террор. Земщина. Опричнина. Опричники

Основные даты

1572 г.- бой у деревни Молоди.

1565-1572 гг.- опричнина

Персоналии

Иван IV. Филипп Колычев. Малюта Скуратов

Домашнее задание

§ 10 учебника.

Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Обучающиеся с ЗПР-ответы на вопросы в конце § 10 учебника

Модулиурока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Адаптированная программа для обучающихся с ЗПР

Компетенции УУД

Мотивационно-целевой

Что такое террор? Как вы считаете, можно ли с помощью террора решить проблемы развития страны?

Применять полученные знания.

Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам

С помощью учителя применять полученные знания.

Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам

регулятивные: осуществлять самоконтроль

Ориентационный(актуализации/повторения)

Приведите из курса всеобщей истории примеры политики, основанной на терроре. Как была устроенасистема управления государством встранах Европы в этот период?

Чем вам запомнилась деятельностьИвана IV в начале его правления?

Заполните схему «Управление Русским государством в конце XVI в.»(см. дополнительный материал).Какие права и привилегии имелибояре?

Актуализировать знания из курсавсеобщей истории.

Сравнивать системы управленияразных государств.

Заполнять схему, давать описаниееё элементов и взаимосвязей под руководством учителя

С помощью учителя заполнить схему «Управление Русским государством в конце XVI в

Познавательные находить ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний

Содержательно-операционный

Объясните термин «опричнина». Сравните с определением, данным в словаре.

Какова судьба проведённых Избранной радой реформ? В чём были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя? Как сложились судьбы членов Избранной рады?

Используя карту, покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. Сравните расположение земель опричнины и земщины.

Предположите, как относились кпроводимой политике разные социальные группы населения России?

Прочтите п. 4 параграфа. Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород и Псков? Почемуоно не смогло дать отпор набегукрымского хана?

На основе имеющихся знаний, текста учебника (п. 5) и анализа фрагментов труда В. О. Ключевского «Курс русской истории» (см. рубрику «Изучаем документ») ответьте на вопросы: согласны ли вы с оценкой опричнины, которую даёт автор документа? Как действия опричников влияли на повседневную жизнь людей? Как В. О. Ключевский оценивает деятельность Ивана IV? Можно ли считать его позицию объективной? Объяснитесвои выводы

Определять происхождение термина, понятие.

Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций.

Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы.

Моделировать возможное отношение различных групп к тем илииным историческим явлениям.

Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений ипроцессов.

Определять позицию авторов исторических источников.

Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия

под руководством учителя

Определять происхождение термина, понятие.

Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций.

Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы.

Моделировать возможное отношение различных групп к тем илииным историческим явлениям.

Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений ипроцессов.

Определять позицию авторов исторических источников.

Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия

регулятивные:работать по предложенному плану,

уметь применять знания на практике

Познавательные

ориентироваться в учебнике
устанавливать причинно -следственные связи

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Каковы были основные направления деятельности и итоги правления Ивана IV? Сравните их с деятельностью Ивана III.

Каково значение опричнины в истории России?

Раскройте на примерах противоречивость личности Ивана IV. Почему его прозвали Грозным?

*Примите участие в дебатах:

«Иван IV - выдающийся государственный деятель России». Приведите доводы за и против данногосуждения.

*Историки, публицисты высказывают разные точки зрения о причинах, характере и последствияхопричнины. Познакомьтесь с их мнениями, представленными в рубрике «Историки спорят». Определите свою позицию. Воспользуйтесь дополнительной информацией(литература, Интернет) и примите участие в дискуссии.

При выполнении каких заданийвам потребовалась помощь учителя(товарища)? Что вызвало затруднения?

Определять основные направлениядеятельности и итоги правления.

Сравнивать и оценивать итоги деятельности правителей.

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Участвовать в дискуссии (дебатах).

Аргументировать точку зрения спомощью примеров.

Перечислять различные толкования, исторические версии с опорой на дополнительные сведения.

Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности

коммуникативные: уметь с полнотой и точностью выражать свои мысли

регулятивные

осуществлять самоконтроль

Дополнительный материал

Заполните пропуски в схеме

«Управление Русским государством в конце XVI в.»

1 - Царь; 2 - Боярская дума; 3 - Земский собор; 4 - приказы; 5 - воеводы; 6 - губные старосты и другие избираемые представители населения.

Схема «Итоги опричнины»

Итоги опричнины

Политические

Социально-экономические

1. Утверждение режима личной власти царя:

- ослабление влияния титулованного московского боярства, состоявшего из удельных суздальских,ярославских, ростовских, стародубских княжеских фамилий;

- установление верховенства государства над церковью.

2. Ликвидация пережитков удельной системы: последнее удельноекняжество перестало существовать

1. Ухудшение экономического и социального развития страны (бегствонаселения, запустение многих территорий).

2. Продолжение процесса государственного закрепощения крестьян(1581 г. - указ Ивана IV о «заповедных летах». Впервые временноотменяется право Юрьева дня).

3. Складывание предпосылок гражданской войны начала XVII в.

Переписка Ивана IV и Андрея Курбского

В переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским обсуждался вопрос: каким бытьгосударству? Послания Грозного и Курбского затрагивали самые актуальные проблемы времени,связанные с характером государственного управления, ролью и местом в этом управлении царя,бояр и служилого дворянства. Проблема привилегии власти и прав подданных - главное в полемике. Князь полагал, что все беды государства от того, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государствасильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью,и смертью всех своих подданных.

С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИЗ ЛИТВЫ

Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меняне обрушил! И каких грехов и измен не возвёл на меня! А всех причинённых тобой различныхбед по порядку не могу и исчислить, ибо множество их и горем ещё объята душа моя. Но обовсём вместе скажу: всего лишён был и из земли божьей тобою без вины изгнан. И воздал тымне злом за добро моё и за любовь мою непримиримой ненавистью...

И не надейся, что буду я молчать обо всём: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя...

Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своём, что мы уже погибли и истребленытобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно лёгкой победой похваляясь: казнённые тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении...

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л., 1979. - С. 119-120.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ

<...>Самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого царяВладимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого царя ВладимираМономаха... Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единороднуюдушу? Чем ты заменишь её в день Страшного суда? <...>

Всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрымже - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь.Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а еслиделаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрениядобродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но ещё сильнее разжёг? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты ещё больше посеял плевел. <...>

Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будетдолжного порядка, откуда возьмётся военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побеждённым, чем победителем. Ты же, всё это презрев,одну храбрость хвалишь; а на чём храбрость основывается - это для тебя неважно; ты, оказывается, не только не укрепляешь храбрость, но сам её подрываешь. И выходит, что ты - ничтожество; в доме ты - изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь укрепить храбрость в самовольстве и в междоусобных бранях, а это невозможно...

Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняюсвой царский долг и не делаю того, что выше моих сил. Скорее это вы надуваетесь от гордости,ибо, будучи рабами, присваиваете себе святительский и царский сан, поучая, запрещая и повелевая...

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л., 1979. - С. 122-144.

Дискуссия «Иван Грозный в оценках современников и потомков»

С помощью дополнительной литературы и Интернета подберите высказывания историков ипублицистов об Иване Грозном и результатах его правления. Проведите в классе обсуждениеэтих высказываний.

Как вы можете объяснить возникновение версии о «двух Иванах Грозных» (первой и второйполовины правления)?

Почему оценки этого исторического деятеля противоречивы и в наше время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"

Технологическая карта. 7 класс. Тема урока:"Персональный компьютер и его архитектура"...

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта по технологии Тема урока «Сверление отверстий в деталях из древесины»

В материалах представлена развёрнутая технологическач карта  урока и презентация к уроку...