Конспекты уроков
план-конспект урока по истории

Конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводный урок по истории Древнего мира

Преподаватель: Книжников Вячеслав Александрович

МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока:

Образовательная:

- создать у учащихся представления об истории как науке;

- познакомить учащихся с лентой времени;

- рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

Развивающая:

- сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательная: - формирование мотивации к изучению истории.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийная доска или проектор;

- учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М.,2022.

  1. Организационный этап:

Подготовка учащихся к занятию.

Этап

Педагог

Учащиеся

Организационный этап

5 мин.

Приветствие: Здравствуйте дети.

Для начала познакомимся.

Меня зовут Книжников Вячеслав Александрович. Я буду проводить у вас уроки истории.

Для начала проверим присутствующих, предупреждаю в произношении фамилий могу ошибиться.

Сегодня начинается ваш первый урок истории, на котором мы разберём, что это за наука и зачем она может вам понадобиться.

Включаем 1 слайд: Изучение истории. 

Скажите что, по-вашему, такое история?

Вероятный ответ: Здравствуйте!

Записывают.

 Актуализация знаний

5 мин.

2 слайд: Зачем изучать историю?

История - наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

А, в общем, и не только человека.

Как вы понимаете учитель жизни?

3 слайд: Высказывание Ганди

Как вы его понимаете?

4 слайд: Высказывание Диодора. 

Как вы его понимаете?

Да, сейчас разберем, как это работает на практике.

Задавайте вопросы, если что-то вам в ходе занятия  будет непонятно.

Вероятные ответы:

История - учитель жизни

В мире войны.

История позволяет учиться на ошибках.

Изучение нового материала.

25 мин.

5 слайд: Циклы истории. 

Сейчас я держу книгу, которая несколько лет назад была выдвинута на государственную премию.

Её автор попытался разобрать историю на циклы в 12, 36 и 144 года. И некоторые события нашей истории в этот цикл укладываются. Автор также даёт прогнозы на будущее и других крупных стран. Но её мало прочитать, её нужно ещё и понять. И прочитать, возможно, придётся не один раз. Мне в ней не всё понятно, так как знаю об истории я далеко не всё.

А сейчас подробнее.

6 слайд: Поразмышляйте над фактами.

Сделаем вот как на экране 6 фраз, пусть 1 ряд их прочитает поочерёдно.

Почти.

7 слайд: Картина мира

Как, по-вашему, что такое картина мира?

Скажите, что вы видите в классе? За окном.

А ещё?

Сейчас я покажу вам 4 картинки, а вы попробуйте определить, что у них общего.

8 слайд: Внутри.

И это есть в каждом из нас

9 слайд: Связи.

10 слайд: Страна

11 слайд: Планета

Одна?

Известно что её расположение влияет на морские приливы.

Что общего у всех картинок?

Отчасти да. В расширенном понимании.

Картина Мира – это знание того что происходит в Мире на разных уровнях.

При её формировании каждый человек должен руководствоваться своими интересами. Картину Мира можно сформировать из любых знаний. Понятное дело, что у музыканта, физика и историка она может сильно различаться.

Сейчас разберем, что из этого изучают история.

12 слайд: Картина Мира

Сформированная картина Мира даёт возможность прогнозировать будущее.

Не единственное что даёт изучение истории, но возможно самое ценное.

Кому такое умение может понадобиться?

13 слайд: Наука королей

А чего лично вы бы хотели добиться, зная будущее?

14 слайд: Исторические дисциплины

Наука история имеет много различных дисциплин смежных с самыми разными предметами.

Палеонтология  — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.

Что изображено на картинке?

Химический анализ которого позволяет определить его возраст.

Кто такой А. С. Пушкин?

15 слайд: Пушкин

Поэт, знающий химий, алгебру и геометрию

16 слайд: Палеография

17 слайд: Этнология и этнография

18 слайд: Фалеристика

Сделайте вывод из полученной информации.

Правильно для расширенного изучения истории знать нужно очень много.

19 слайд: Как вы понимаете высказывание ниже?

Люди живут в сообществах и для того чтобы они сохранялись надо помнить их историю и знать что для этого нужно.

20 слайд:

Я бы сравнил картину Мира с человеческим телом вроде просто, и в то же время сложно.

Для того чтобы сформировать картину мира вам придётся копить знания очень долго, и по большей части самостоятельно.

Совет: изучайте в первую очередь то, что интересно.

Наша задача изучить как раз таки тот исторический хребет, что представляет из себя содержание школьных учебники и осмыслить их, так как знать и понимать вещи разные.

А ваша задача ещё и состоит в том, чтобы научиться думать

21 слайд:

Сократ

Можно ли знать всё?

22 слайд:

Изучать историю развития человека мы начнём с того момента откуда нам доступны источники.

Как называется наука изучающая историю по вещественным источникам? Вспоминайте.

23 слайд: Источники.

Запишите основные типы источников

То, что происходит в мире.

Это процесс пищеварения.

Люди общаются друг с другом

Люди живут в огромных сообществах, странах.

Наша Земля

С Луной

Это картина Мира?

Дерево

Поэт

Археология

Закрепление материала и рефлексия

5 мин.

24 слайд: История

История традиционно делиться на Отечественную и Всемирную.

Поскольку самые древние источники касаются именно всемирной истории с неё мы и начнём.

Осмотрите учебник.

Отвечают.

Итоги урока

5 мин.

25 слайд: Что нового вы узнали?

У нас осталось 5 минут.

Напишите в конспектах, что сегодня нового вы узнали для себя или как это можно применить вам в дальнейшем, если сможете придумать.

Пишут и сдают тетради.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Усиление Московского княжества. Правление Иван Калиты».

Преподаватель: Книжников Вячеслав Александрович

МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск


Умк: История России, 6 класс, Часть 2, Торкунов А.В., 2023.

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование для учителя: мультимедийный экран, ПК, презентация, документы, учебник История России, 6 класс, Часть 2, Торкунов А.В., 2023.

Оборудование для обучающихся: тетрадь, ручка, карта, учебник История России, 6 класс, Часть 2, Торкунов А.В., 2023.

Цель урока: определить причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения русских земель

Задачи урока:

  1. Обучающая: раскрыть причины возвышения Москвы и усиления власти князей;
  2. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами и документами; формирование способности анализировать, сопоставлять, самостоятельно извлекать знания из источников.
  3. Воспитывающая: воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей родине через изучение героических поступков предков

Основные даты:

1325-1340 гг. – княжение Ивана Даниловича Калиты

1327 год – восстание в Твери

Методы обучения: проблемное изучение в обучении.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие: Здравствуйте дети.

Вероятный ответ: Здравствуйте!

Учитель: приготовьтесь к уроку, достаньте тетради и ручки те, кто этого ещё не сделал.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: скажите, что вам было задано на прошлом уроке?

Ответ: параграф 19, вопросы №1-4.

Учитель: давайте ответим на них.

  1. В чём особенности образования Литовского государства?

Нужный ответ: смешение вер и культур русской и литовской

  1. Какой была религиозная политика литовских князей в XIII-XIV веке?
  2. Почему и как началось формирование русской, украинской и белорусской народностей?
  3. Какие изменения произошли в Литовском государстве в конце XIV – начале XV века?

Сегодня мы с вами продолжим изучение истории России. Давайте вспомним, что мы успели разобрать по событиям XIII века из истории России?

Вероятные ответы:

1. Александра Невского

2. Литовское государство

3. Золотую Орду.

Учитель: Отлично. Давайте посмотрим на слайд и скажем, какие территории мы с вами успели затронуть в недавних уроках?

Слайд №1: Карта Руси и Золотой Орды.

Вероятные ответы:

1. Золотую Орду

2. Литву

3. Новгород

Учитель: Хорошо, как какой новый город у нас появляется на карте Руси?

Вероятные ответы:

  1. Москва
  2. Тверь

Учитель: Молодцы. Как вы думаете, какой из этих городов был сильнее?

Ответ: Москва.

Учитель: А почему?

Ответ: Она стала столицей.

Учитель: Каким образом?

Ответ: Всех захватила.

Учитель: Москва на тот момент 1300 год была городом относительно рядовым, почему её не победили?

Вероятный ответ:… (молчание)

И откройте учебники на стр. 41 и запишите тему урока.

Слайд №2. Усиление Московского княжества.

Учитель: Исходя из названия темы, скажите, что мы должны сегодня узнать?

Вероятные ответы: как появилась Москва, почему стала самой сильной.

Учитель: А кому подчинялась большая часть Руси на тот момент?

Ответ: Золотой Орде.

Учитель: Ордынские ханы хотели бы, чтобы на русские земли объединились? Почему?

Ответ: Нет. Чтобы не восстали против них люди?

Учитель: Правильно. Тем более, что Москва была не единственным возможным объединителем Руси

Сегодня на уроке, мы выясним:

1.Каковы предпосылки и причины возвышения Москвы  и превращения Москвы  в центр объединения русских земель.

И самое главное:

2.Почему именно Москва стала центром объединения Русских земель?

Вопросы для беседы с учениками:

  1. Что нам известно о Москве как городе?
  2. Что она из себя могла представлять изначально?
  3. Как вы думаете почему именно Москва стала столицей нашей страны, а не например Владимир.

III. Изучение нового материала.

Слайд №3.

Учитель:  Основателем династии московских князей были сын Александра Невского.

  • Чего Александру Невскому удалось добиться по итогам своего правления в Новгороде и Владимире?

Вероятные ответы:

  1. Разбил шведов
  2. Победил крестоносцев
  3. Подчинился монголам
  4. Укрепление власти князя.
  5.  Александру удалось защитить Северо-Запад русских земель  ливонских рыцарей и шведов.
  6.  Установление вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды и выплата  дани “выхода”.

Слайд №4:

  • 1. Укрепление власти князя.
  • 2. Александру удалось защитить Северо-Запад русских земель  ливонских рыцарей и шведов.
  • 3. Установление вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды и выплата  дани “выхода”.

Учитель: Почему у Александра Невского и московского князя Дмитрия Донского одинаковые знамёна?

Ответ: Москвой правили его потомки

Предпосылки объединения государства

Учитель: Для того чтобы выяснить предпосылки объединения русских земель мы должны ответить на вопрос…

Какие слои населения были заинтересованы в объединении русских земель?

Слайд №5. Сопоставьте в тетради интересы разных социальных слоёв с самими группами

Социальные группы

Интересы

1. Удельные князья

А) Развитие торговли

2. Бояре

Б) освобождение от налогового бремени монголо-татар

3. Купцы

В) потребность в сильной власти, способной защитить своих подданных от произвола захватчиков

4. Православное духовенство

Г) защита своих территорий от монголо-татар

5. Посадские люди (ремесленники)

Д) стремление увеличить земельные владения

6. Крестьяне

Возможные ответы (ошибка в них последствий не несёт):

  1. В) Г) Д)
  2. Г) Д)
  3. А) Б) В)
  4. В) Г)
  5. А) Б) В)
  6. Б) В)

Учитель: Итак, дети, какие слои населения были заинтересованы в объединении вокруг сильного князя?

Вероятный ответ: Все.

Учитель: Правильно. Таким образом, к XIV веку сложились предпосылки к объединению русских земель и все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе.

Работа с картой

Откройте карту на с. 38. (карта Великого Литовского княжества)

Возможные центры объединения.

Беседа с учениками + дополнение учителя («метод оживление карты»)

   Первоначально казалось, что наибольшие шансы стать центром объединения русских земель имела Галицко-Волынская Русь, так как это княжество доминировало в политической жизни домонгольской Руси наряду с Владимиро-Суздальским. Оно мало пострадало от монголо-татарского нашествия и долгое время находилось в относительной независимости от Орды. Однако ряд неблагоприятных факторов подрывал могущество княжества: сильная оппозиция княжеской власти, борьба за власть между князьями, давление со стороны западных соседей. И в конце концов Галицкая Русь оказалась сначала в составе Литвы, а затем Польши.

   Другим центром объединения могло стать Великое княжество литовское, возникшее в XIII веке при князе Миндовге. Оно  объединило значительную часть русских земель. Русское население находило защиту от монгольского разорения под сильной  властью литовских князей. Однако после заключения уний с Польшей и принятия католичества, Литва все больше попадала в зависимость от Польши, а в ее русских землях усилились национальные и религиозные противоречия.

Наряду с этими возможными центрами с начала XIII века появляются и другие центры, готовые и способные возглавить объединение. И одним из таких центров было Московское княжество. «…Что же дало возможность Москве получить великое княжение и увеличиться, и каким путем шло это возвышение? Что же способствовало возвышению Москвы?

Слайд №6.

Для того, чтобы в этом разобраться давайте разберём из запишем даты правления Московских князей.

Московский князь  и дата правления

Присоединённые территории и города

1.

2.

3.

Слайд №7.

Учитель: Попробуйте проанализировать политику Даниила Александровича исходя из указанного времени его правления и дат его свершений.

Ответ (в той или иной форме): Лишь в последние годы жизни он рискнул присоединять к своей территории новые земли. И у него были причины для такой осторожной политики.

Слайд №8.

Учитель: Откройте карту на с. 76 и скажите исходя также из предложенных данных на слайде, какие княжества потенциально могли стать центрами объединения русских земель и потенциально представляли угрозу для Москвы?

Слайд №9.

Ответ: Тверское, Нижегородское, Рязанское княжества

Скажите, какие у них могли быть плюсы и минусы их географического расположения?

Только Тверь и Москва находились в относительном удалении от территорий Золотой Орды.

Учитель: что было самой желанной целью для князя приехавшего в Золотую Орду?

Ответ: ярлык на Владимирское княжение (должны знать с прошлых тем)

Учитель: Какую ценность представлял из себя ярлык на Великое Владимирское княжение?

Вероятные ответы:

  1. Престижно
  2. Князь его держащий станет главным.

Слайд №10. 

Ярлык на княжение во Владимире давал:

  • Право сбора дани с русских земель в пользу Золотой Орды.
  • Во Владимире была резиденция митрополита

Слайд № 11.

Учитель: Тверь на первых порах стала самым богатым городом на Руси. В Твери был построен первый на Руси каменный храм после монгольского завоевания. Скажите, а какое это имеет значение?

Вероятные ответы:

1.Показатель могущества правителя.

2. Показатель богатства

3. Авторитет

Учитель: да, все ответы правильные

Слайд №12.

Почему строительство каменных храмов на Руси = показателю богатства и благополучия?

Ответ: Камня на Руси мало, поэтому каменные здания были очень дорогие.

Учитель: прекрасно.

Ведь храмы не приносят прибыли сами по себе. Их строительство можно позволить только, при наличии свободных в княжестве средств. Огромных средств

Возведение храма в Твери - это показатель могущества и достатка местных князей претендовавших на великое владимирское княжение.

Слайд №13.

Учитель: Однако второй московский князь решил побороться с Тверью. Князь Юрий Данилович добился серьёзного дипломатического успеха женившись на сестре ордынского хана Узбека Кончаке, принявшей православие и вместе с новой верой имя Агафья.

Что мы помним про её брата?

Вероятные ответы:

1. На период его правления приходиться расцвет Золотой Орды.

На престол взошёл в возрасте 30 лет. Только после восшествия на престол Узбек принял ислам и через некоторое время начал борьбу с не мусульманами. Покровительствовал караванной торговле, развитию городов и исламской культуре.

Как вы считаете, о чём говорит факт того, что сестра ярого мусульманина принимает православие, выходя замуж?

Слайд №14

Прочитайте текст на странице 43 про князя Юрия.

Учитель: Как думаете, что могло стать причиной смерти Кончаки?

Вероятный ответ:

Слайд №15

Учитель: Что могло ждать тверского князя в Орде после того, как в его плену скончалась ханская сестра?

Вероятный ответ: только смерть.

Учитель: Почему тверской князь всё же поехал в Орду?

Вероятный ответ: надеялся оправдаться, хотел защитить своих подданных.

После казни Дмитрия, ярлык отошёл его брату Александру. Однако ярлык недолго находился у Тверского князя.

Слайд №16

Учитель: Иван Калита стал самым хитрым из московских князей. Он  подкупал ордынских вельмож подарками. Как вы думаете? Какие льготы он мог себе выторговать благодаря такому отношению?

Ответ: ярлык на владимирское княжение

Слайд №17

Учитель: Правильно. И вскоре у него появилась возможность для этого

Слайд №18-21

Прочитайте по очереди текст на слайде.

Слайд № 24 поработайте с легендой карты и заполните таблицу до Дмитрия Донского (его не включаем)

Работа с историческим документом

Перед вами тексты из произведений великих русских историков, ознакомьтесь с их мнениям относительно причин возвышения Москвы.

  •    Карамзин Николай Михайлович считал, что «…таланты московских князей, и содействие бояр и духовенства, и влияние татарского завоевания»
  • Владимир Сергеевич Соловьёв   …в своей «Истории России» не раз, говоря вообще о важном влиянии географических условий, отмечает выгодное положение Москвы — …Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани. Срединное положение Москвы было важно и для церковного управления… Таким образом, главное условие возвышения Москвы, по мнению Соловьева, — это срединность  ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.

Так в чем же причины возвышения именно Москвы, по мнению этих историков?

Результаты работы записываются в тетрадь.

  1. Выгодное  географическое положение;
  2. Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье);
  3. Наличие плодородных земель;
  4. Поддержка духовенства;
  5. Сплочение народа перед общей опасностью;
  6. Политика московских князей;

   .

Возвращение к проблемному вопросу:

 Почему Москва стала центром объединения русских земель?

   Таким образом, превратившись в центр объединения государства русского, перед Москвой стояла другая задача. Завоевав доверие Орды – окончательно избавиться от нее, стать центром борьбы с ордынским владычеством, чтобы еще прочнее утвердить себя как лидера среди русских земель. И с этим материалом вы будете знакомиться на следующем уроке.

V. Закрепление.

Сегодня на уроке, я узнал, что…

VI. Домашнее задание.

Д/З. § 20 С. 48 № 1-3

  • Или
  • 4 номера в РТ
  • Или
  • Карта Московского княжества



Предварительный просмотр:

Государства Востока.

Традиционное общество в эпоху

Раннего Нового времени

Преподаватель: Книжников Вячеслав Александрович

МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск

Цели и задачи:

- определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.

- реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления.

- воспитывать уважение и интерес к культуре других народов.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийная доска или проектор;

- учебник: Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. М. Просвещение. 2019. 239 с.

  • Этап 1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (2 мин).
  • Проверка присутствующих по журналу. Знакомство с учащимися.
  • Этап 2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос (4 мин.)

Слайд №1. На предыдущих уроках вы закончили изучение Западной Европы в начале Нового времени. Что это время принесло Европейцам?

Возможные ответы (если не назовут, напомнить): колонизация других стран, биржевая торговля, рост мануфактур (предприятий использующих разделение труда на производстве), развитие торговли, усиление власти буржуазии (владетели капиталов) в результате Английской революции, обретения независимости Голландии.

Ознакомьтесь с данной таблицей. И назовите 3 типа общества в истории.

Какое сейчас у нас общество? Постиндустриальное.

В какое общество вошла Европа в начале Нового Времени? Индустриальное.

И в каком обществе по-прежнему находились такие страны Востока, как Индия, Китай и Япония? Традиционное.

Что было свойственно традиционному обществу?

  • Этап 3. Изучение нового материала (20 мин.)

Слайд №2. Какие страны сегодня мы с вами должны разобрать? Покажите их на карте. Вызываем людей показать на карте.

Слайд №3. Что вы знаете про Китай? Чем он был известен в древности. Изобретениями.

Слайд №4. Китайские изобретения.

Слайд №5. Что вы знаете про Индию?

Слайд №6. Предметы гордости Индии.

Слайд №7. Что вы знаете про Японию? Кланы самураев и ниндзя. Кто такие самураи?

Ниндзя - шпионы, лазутчик и наёмные убийцы в средневековой Японии

Самураи - потомственная военная знать (как и рыцари в Европе). Японский аналог европейских рыцарей. Вопрос, кому подчинялись самураи (Даймё – князьям которым присягали на верность)?

Слайд №8. Прочитайте. Два добровольца.

Слайд №9. Ознакомьтесь с общественной структурой государств Востока. Сейчас перечислите социальные слои и касты в порядке их влиятельности по убыванию. Найдите отличия.

1.В Японии и Индии пока нет единого правителя (сегодня или на следующем уроке разберём как они появились).

2. Купеческое дело и торговля в Китае и Японии считались презираемыми занятиями. В то время как в некоторых странах Европы, их коллеги буржуазия (владельцы капиталов) уже берут в руки управление страной (Голландия и Англия).

3. Если в Китае власть удерживает император, опирающийся на развитый аппарат чиновников, (для которых ещё с 7 века проводились экзамены по каллиграфии и стихосложению), а в Японии власть держали князья, опирающиеся на воинов-самураев, то Индия ещё с распада империи Маурьев во 2 веке до н.э. не была единой страной, так как в стране существовали касты выход и переход из которых строжайше запрещала индуистская религия.

  • Слайд №10. Запишите текст: В отличии от европейских городов, получивших право на самоуправление от своих герцогов и графов ещё в Средневековье, восточные города продолжали оставаться под сильной централизованной властью.  
  • Когда первые ученики закончат записывать, задать им вопрос, почему так получилось.
  • Ожидаемый ответ: европейские короли в борьбе с менее крупными феодалами (герцогами и графами) выдавали городам право на самоуправление (что кстати стимулировало торговлю), дабы заручиться их поддержкой. И хоть потом это право короли у городов забрали (после своей победы), идеи республиканского управления плотно поселились в головах европейцев и в будущем в ходе европейских революций или колонизации других стран стали появляться республики.
  • Слайд №11. Записать текст в рамке. Государство на Востоке – главный регулятор хозяйственной жизни общества. Само решает как вести хозяйственную деятельность. С кем торговать, чем торговать, по каким ценам и сколько собирать налогов. Всё это в руках правителей.
  • Слайд №12-13. Если будет менее 20 минут от урока, то записать.
  • Есть 20+ есть минут, то пусть прочтут. Добавишь, если написано что религия традиционная, то это значит  она существовала до появления иной, более общественно справедливой.
  • Этап 4. Первичное закрепление изученного (3 мин):

+

  • Этап 5. Включение в систему знаний, повторение (9 мин):
  • Слайд №14. Сделайте себе вот эту таблицу. У вас 3 минуты. Деревенскую общину пока не заполняйте, чтобы оставить себе место.
  • Слайд №15. Внесите восточные религии в соответствующую графу по их распространению.
  • Слайд №16. Заполните в таблице графу Сословия
  • Слайд №17. Напомните, пожалуйста, кто управлял городской жизнь в восточных обществах? Под властью правителя (государства)
  • Этап 6. Рефлексия учебной деятельности: (1мин)
  • Слайд №18. И так, что вы узнали сегодня на уроке? Прослушать и скорректировать ответы учащихся в количестве 3-5 учеников.
  • Если не будет ответа про “главенствующую роль государства на Востоке”, то дать прочитать слайд №19.
  • Откройте страницы 201-202 и самостоятельно заполните графу Землевладение.
  • Слайд №19. Прочитать, если останется время. Или если учащиеся не поймут роль государства в жизни восточных обществ.
  • Слайд №20. Конечный вариант таблицы. Показать, если спросят. Другие варианты тоже принимаются.
  • Этап 7. Домашнее задание. (1 мин):
  • Слайд №21. С. 209 №1-3 (вопросы под спиралью). Закончить таблицу, если не закончили.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...