Технологическая карта учебного занятия
методическая разработка по истории (8 класс)

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Сформулировать причины введения «Северной войны»
  2. Называть хронологические рамки «Северной войны»
  3. Характеризовать итоги и значение «Северной войны»
  4. Сформировать понятия: «гвардия», «нарвская конфузия», «редут», «галера», «брандер»
  5. Определять по карте расположение территорий Прибалтики, присоединенных к России
  6. Выявлять экономический потенциал этих земель для развития России

Метапредметные:

  1. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, развивать логическое мышление, познавательный интерес к науке; работать с документами, самостоятельно анализировать текст, делать выводы;
  2. Коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь.
  3. Регулятивные: осуществлять действия по плану изучения исторического события.

Личностные:

  1. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, на каждом этапе урока;
  2. Создать условия для положительной мотивации при изучении истории, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Ф.И.О.: Касумов Летиф Гаджимурадович

Класс: 8 класс

Предмет: история

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:

«Северная война»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Сформулировать причины введения «Северной войны»
  2. Называть хронологические рамки «Северной войны»
  3. Характеризовать итоги и значение «Северной войны»
  4. Сформировать понятия: «гвардия», «нарвская конфузия», «редут», «галера», «брандер»
  5. Определять по карте расположение территорий Прибалтики, присоединенных к России
  6. Выявлять экономический потенциал этих земель для развития России

Метапредметные:

  1. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, развивать логическое мышление, познавательный интерес к науке; работать с документами, самостоятельно анализировать текст, делать выводы;
  2. Коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь.
  3. Регулятивные: осуществлять действия по плану изучения исторического события.

Личностные:

  1. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, на каждом этапе урока;
  2. Создать условия для положительной мотивации при изучении истории, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Средства обучения: учебник «История России: XVII в.». 8 класс. / И. Л. Андреев, И. Н. Данилевский.

Компьютер, проектор, раздаточный материал (тест, карточки для рефлексии и оценки деятельности на уроке), презентация, видеоролик.

Цифровые образовательные ресурсы https://www.prlib.ru/history/619368 (Полтавская битва)

                                                                https://www.prlib.ru/history/619530 (Ништадский мир)

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Этап целеполагания

Содержание: создание эмоционально-психологических условий.

Цель: содействовать формированию на уровне понимания у обучающихся сознательного вступления в учебную деятельность.

Включает учащихся в учебную деятельность. Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность, обеспечивает благоприятный микроклимат на уроке.

Для мотивации учитель зачитывает отрывок  стихотворения А.С. Пушкина «Полтава», используя  педагогический  прием  «Отсроченная  загадка»

Демонстрируют готовность к уроку. Настраиваются на работу. Приветствуют учителя.

Работают с предложенным учителем заданием. Используя  прием  «Мозгового  штурма», высказывают  версии  о  том,  что  вынудило царя вести столь длительную войну.

Проверка домашнего задания

Содержание: создание условий для выявления степени усвоения изученного материала.

Цель: повторить и закрепить знания

Учитель актуализирует  знания  учеников,  задавая  вопрос: «Вспомните,  какие  изменения  произошли   в России при Федоре Алексеевиче и Софье Алексеевне?»

Используя  педагогический  прием  «Инфо-угадайка»,  ученики  предлагают круг  вопросов,  которые  необходимо  обсудить  на  уроке

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Содержание:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия «нового знания.»

Цель : Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Проектируется новое знание и формулируется тема урока совместно с учениками,
  2. Учитель задает проблемный  вопрос: «Почему царь  от походов на Азов переходит к войне с Швецией?»

  1. Предлагает ученикам сформулировать причины  войны с Швецией»

  1. Ученики выдвигают  версии тех  целей  и  задач,  которые  им  необходимо  решить  на  данном  уроке.
  2. Вступая в диалог с учителем, ученики формулируют собственные  версии ответа  на  проблемный  вопрос.

3.Ученики  формулируют причины  перехода  к  войне с Швецией.

Освоение новых знаний и способов деятельности 

Содержание: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Цель: выявить затруднения в изучении нового материала. 

  1. Активизируется познавательная активность и заинтересованность в знакомстве с темой урока с использованием виртуальной экскурсии России  конца ХVII  века с  помощью  просмотра презентации,  в  которой  отображаются  факты  истории  перед Северной войной. Предварительно  учитель  ставит перед  учениками  учебные  задачи:

- С  помощью  полученных  фактов

- называть хронологические  рамки  Северной войны

- сформулировать ее  цели и  сущность  внешней  политики

- Сформулировать  особенности  западной политики  Петра I.

3.Совместно с учениками учитель подводит к пониманию особенностей периода включения России в европейскую политику на основе метода «Корзина идей»

  1. Ученики на основе средств обучения и методов        активизации        учебной деятельности   работают  с  тетрадью, записывая ответы  на  полученные  учебные  задачи.

2.Формулируют и записывают в тетрадь содержание и сущность западной политики. Ученики на основе использования методов технологии ТРИЗ приходят к пониманию, что внешняя торговля с Западом способствовала развитию экономики России.

  1. 3. Ученики  высказывают  версии  относительно  особенностей проводимой  политики,  определяя  ее  как  продолжение внутренней политики. Составляют  логическую схему

Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала

Содержание: научить новым способам нахождения знаний на основе фиксации затруднений обучающихся при выполнении заданий.

Цель: организация усвоения учениками  новой грамматической конструкции и ее использования в устной и письменной речи

1. Учитель  предлагает ученикам  ответить на  вопрос: Известно,  что иностранцы, побывавшие в России по торговым делам, посылая весточки своим королям, немало удивлялись богатству российских ресурсов.

Проблемный  вопрос: Что  привлекало западных специалистов в Россию? При  обсуждении  используется  метод  «Мозговой  штурм». Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы.

1.Ученики  обсуждают  в  группах   проблемный вопрос  и  выстраивают  предположения.

2. Ученики,  по  ходу  выполнения  задания,  заполняют  сравнительную таблицу  взглядов  царя  и  его сына Алексея,  самостоятельно определяя линии  сравнения

                        

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Содержание: организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий.

Цель: организация самопроверки обучающимися своих знаний по образцу.

1. На данном этапе урока учитель обобщает новые знания и предлагает учащимся на основе полученной информации и работы  с  текстом  учебника сделать выводы об итогах и  значении Северной войны для Российского государства. Учитель организует Круглый стол -  метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся

1.Ученики        по  ходу  обсуждения самостоятельно заполняют схему, отображающую итоги и значение Северной войны .

Задание позволяет не только обобщить знания по  итогам  правления  Петра I,  но и выявляет  точку зрения  учеников по спорному вопросу, а также вырабатывает умение аргументировать своё мнение.

 После  заполнения схемы анализируют условия, сложившиеся в стране после присоединения Прибалтики.

Контроль и самоконтроль, коррекция

1. Диагностику предметных результатов УУД учитель проводит на основе работы с составлением хронологической таблицы Северной войны.  предлагает ученикам поработать в парах и заполнить таблицу.

Дата

Событие

Итог

3.Учитель подводить учеников к  самоанализу работы на уроке и спрашивает, какие знания помогли справиться с этим заданием?

1. Работая в паре, ученики осваивают навыки работы в команде, умение слушать и понимать других. Представляют полученный результат совместной деятельности.

3.Самоконтроль предлагается провести в работе в парах, оценить знания друг друга выставить плюсы и минусы

+ Отлично        - Хорошо

Подведение итогов урока, рефлексия

Содержание: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности.

.Учитель предлагает подвести  итоги работы,, используя  педагогическую  технику  «Свободный  микрофон», в  своих  кратких  выступлениях ответьте,

  • Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
  • Выполнили мы план нашего урока?
  • Для чего же мы «допрашивали» сегодня наше прошлое?
  • Озвучьте вслух выводы, к  которым  вы  пришли  в  ходе  занятия,  правильно  ли  сделал Петр I, поменяв основное направление своей политики с южного на северо-западное.

        1.

3. Рефлексию проводит на основе использования приема «Синквейн»  по  теме  «Северная война»

  1. Подводя итоги своей работы на основе предложенного метода, ученики рефлектируют и оценивают уровень своих полученных знаний на уроке

3.Составляют  синквейн, определяя  самые  удачные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...