Культурно-историческое развитие школьников
проект по истории (7 класс)
проект направлен на развитие культурно-исторического и национально-патритического духа школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 373.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Юный исследователь»
АВТОР
ГУЧИГОВА ХАВА ХАМЗАТОВНА
Содержание
Введение
Глава 1. Историко-культурное наследие ЧР
- Культура и культурное наследие ЧР
Достопримечательности Чеченской Республики
Глава 2. Этапы и содержание реализации проекта
Планирование еженедельных собраний группу «Юных историков»
Планирование маршрутизации по памятным объектам ЧР
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы проекта связана с пониманием того, что сегодняшние школьники являются частью будущего общества, с ними связано сохранение или уничтожение исторической памяти о прошлом Родины и родного края.
Понятие “Родина” начинается со знания истории своего места: села или города, в котором живёт человек. Он должен знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас уважение традиций и человеческих ценностей – любви к Родине, доброты и справедливости.
Цель проекта: сбор историко-исследовательской информации о родном крае Чеченской Республики, ознакомление школьников с этой информацией. В результате работы над проектом планируется создание диска с электронными презентациями учащихся на разные темы, повествующем о культуре и красотах Чеченской Республики..
Задачи проекта:
- Организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся с целью их социализации.
- Развивать умения самостоятельной работы с литературой, навыки публичных выступлений.
- Воспитывать интерес к истории родного края; формировать бережное отношение к исторической памяти.
- Проводить практические работы по исследованиям объектов культурно-исторического наследия ЧР, профориентации учащихся.
В ходе работы над проектом каждый ученик в составе историко-исследовательской группы или индивидуально изучает литературу на тему история Чеченской Республики, культура и быт народа, анализирует её и создаёт электронную презентацию, при этом применяет умения, полученные на еженедельных занятиях по плану проекта.
Данный проект позволяет продемонстрировать метапредметные результаты обучения в школе:
- умение планировать свои учебные действия; осуществлять самоконтроль, оценивать личные успехи и успехи одноклассников;
- умение получать информацию из справочной литературы, анализировать её и представлять в электронной форме;
- умение собирать и демонстрировать собранный материал.
Проект позволяет использовать предметные знания и умения, полученные на уроках окружающего мира. Изучая историю своего края, четвероклассники смогут соотнести главные исторические события и исторические персонажи различных эпох, раскрыть причины отдельных событий и изменения географических границ страны.
Продолжительность проекта – 7 месяцев – 6 отчетов.
Каждый месяц учащиеся осваивают виды деятельности, планируют и организовывают внеурочные занятия и предоставляют отчет по проведенным исследованиям. Конечным продуктом исследования будет служить электронная презентация- вывод по проведенной работе.
Глава 1. Историко-культурное наследие ЧР
- Культура и культурное наследие ЧР
Культурное наследие народа Чеченской Республики имеет древнюю, самобытную историю. Народ гордился им, бережно относился к его истокам, передавая из поколения в поколение свои обычаи, традиции, материальную базу. Так было до начала 90-х годов ХХ века, когда в республике функционировало около 900 учреждений культуры, в которых работало около 6 тысяч человек.
Однако в ходе военных действий 1994-2000 годов, произошедших на территории республики, объектам культуры был нанесен колоссальный урон. Были полностью разрушены 126 учреждений культуры, еще 210 объектов разрушены до 50%. В числе полностью уничтоженных оказалась материально-техническая база таких знаковых объектов культуры, как Республиканский краеведческий музей, Выставочный зал, Национальная библиотека им. А. Чехова, Республиканская детская библиотека имени А.Гайдара, ансамбль «Вайнах», Чеченский драматический театр имени Х. Нурадилова, Русский драматический театр имени М. Лермонтова, Республиканский театр кукол.
Значительно пострадал Аргунский историко-архитектурный и природный музей-заповедник, на территории которого находилось более 60 архитектурных комплексов, около 150 наземных склепов, 20 культовых сооружений, 22 памятника природы (озера, водопады, луга, ценные лесные угодья), 13 памятников каменного зодчества. Многие из них были утеряны безвозвратно.
Подавляющее большинство квалифицированных специалистов в сфере культуры вынуждено было покинуть республику.
В это самое тяжелое для республики время Первый Президент ЧР, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров поставил задачу по возрождению культурной жизни республики. Он понимал, что она жизненно важна для возвращения республики в мирное русло, для моральной поддержки людей, для духовного возрождения народа. Его призыв «Без культуры нет нации» послужил веским толчком для дальнейшего развития культуры Чеченской Республики.
Ахмат-Хаджи Кадыров, оценивая роль культуры в общественной жизни республики, уделял первостепенное значение развитию сети учреждений культуры, домов народного творчества, музеев, библиотек, театрально- зрелищных организаций и других учреждений. Он также считал, что развитие культуры и искусства, сохранение исторического и культурного наследия, родных языков должно стать приоритетными направлениями работы органов власти республики.
«Министерство культуры ЧР, созданное в августе 2000 года, началось с возрождения на еще не потухших руинах учреждений культуры и при полном отсутствии материальной базы, профессиональных кадров.
С 2000 года поэтапно стали возрождаться творческие коллективы театров, танцевальные и художественные группы. Официальное возрождение театра имени Х. Нурадилова было отмечено в г. Краснодаре в июне 2001 года. Свое возвращение к жизни ансамбль «Вайнах» заявил концертом в Государственном концертном зале «Россия» 29 марта 2002 года.
Постепенно стали возрождаться творческие коллективы театров и концертных организаций. Началось возвращение на родину культработников, покинувших зону боевых действий.
Приступили к возобновлению своей деятельности музеи, библиотеки, танцевальные и художественные группы, дома культуры, клубы, детские музыкальные и художественные школы, колледж культуры и искусств.
«В целях морального и материального поощрения в марте 2001 года вышел Указ Главы Администрации Чеченской Республики «О почетных званиях работникам культуры и искусства Чеченской Республики». Затем вышло распоряжение «О мерах по социальной защите и стимулированию труда работников сферы культуры и искусства ЧР», по которому были установлены надбавки работникам за стаж работы и почетные звания за счет республиканского бюджета. Это постановление позволило поднять заработную плату культработников в среднем на 40 %, став, таким образом, значительной поддержкой для работников сферы культуры и искусства ЧР.
В 2001 году на базе музея имени Л.Н. Толстого в станице Старогладовская состоялось первое торжество по случаю 150-летия первого посещения Л.Н. Толстым чеченской земли.
В феврале 2002 года в станице Воскресенская Шелковского района, в только что восстановленном Доме культуры, открылся Ногайский культурный центр.
Но настоящий подъем культуры в регионе начался с утверждением на пост Президента ЧР Рамзана Кадырова.
Продолжая дело, начатое своим отцом, Р. Кадыров с первых же дней стал уделять большое внимание развитию сферы культуры ЧР. Одним из первых документов, подписанных главой республики, стала Концепция государственной национальной политики в ЧР. В ней была обозначена необходимость создания условий для экономического и культурного развития граждан всех национальностей, проживающих в республике.
В мае 2007 года состоялось торжественное открытие Национального музея ЧР. Вселились в заново отстроенные и отреставрированные здания Чеченский драматический театр им. Х. Нурадилова, Государственный театрально-концертный зал. Возобновил свою деятельность коллектив Русского драматического театра им. М. Лермонтова.
2008 год в Чеченской Республике был объявлен Годом культуры. Это позволило обратить особое внимание на возрождение чеченской традиционной культуры. Министерство культуры ЧР, с учетом мирового опыта, приняло перспективную программу «Изучение, сохранение и развитие традиционной культуры чеченского народа на 2008-2011 годы», в которую были включены все предполагаемые мероприятия по развитию всех жанров искусства.
В рамках республиканской целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики» первым культурным объектом, открывшимся в рамках реализации программы, стал Дворец культуры села Курчалой, восстановленный при финансировании Региональным общественным фондом имени А.-Х. Кадырова. Дворцу присвоено имя известного исполнителя чеченских народных песен Султана Магомедова.
Были также восстановлены и построены заново объекты культуры, такие как Национальная библиотека ЧР, здание Русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, здание ансамбля «Вайнах». После капитальной реконструкции открылись дворцы культуры в городах Аргун и Урус-Мартан, дома культуры в селах Ножай-Юрт, Ведено, Шатой, Энгель-Юрт, станицах Наурская, Воскресенская и др. Всего в рамках этой программы построено и восстановлено около 70 объектов культуры.
Кроме того, проводилась работа по пропаганде и интеграции чеченской национальной культуры в международное и всероссийское культурное пространство. Хореографические коллективы, такие как легендарный ансамбль «Вайнах», ансамбль песни и танца «Нохчо», детские ансамбли «Даймохк» и «Башлам», приняли участие во многих всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. Огромным событием не только в развитии культурной жизни республики, но и всего Северного Кавказа стало проведение в 2007 году в Грозном X юбилейного фестиваля мастеров искусств «Мир Кавказу», способствовавшего сближению культур народов Северокавказского региона.
Также велика значимость в укреплении дружбы между народами ежегодно проводимого в Грозном Международного конкурса сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, в котором принимают участие танцевальные коллективы многих стран мира.
Вошло в систему проведение ежегодных фестивалей и конкурсов с участием учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, где демонстрируются их достижения и творческие способности.
Необходимо отметить, что множество идей и инициатив по увековечению исторической памяти чеченского народа и воссозданию культурных центров принадлежит Главе Чеченской Республики, Герою России Рамзану Кадырову. По его идейному замыслу в мае 2008 года в центре Грозного открыт Мемориальный комплекс Славы, символизирующий собой центр культуры и истории чеченского народа. Его основной задачей и целью стало увековечение памяти героев и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., увековечение памяти уроженцев Чеченской Республики, оставивших позитивный след не только в истории чеченского народа, но и России.
Учитывая особую значимость и исключительные заслуги перед чеченским народом, республикой и в целом Российской Федерацией Первого Президента ЧР, Героя России А.-Х. Кадырова, в комплексе Славы открыт Мемориальный музей А.А. Кадырова, а его филиал — в Курчалоевском районе, на родине Первого Президента ЧР.
В последние годы получили дальнейшее творческое развитие многие жанры искусства. И среди них одно из заслуженных и почетных мест занимает Чеченский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Х. Нурадилова. Уже 85 лет Чеченский театр способствует развитию культуры своего народа, вносит самобытный вклад в общероссийскую театральную культуру. С ним связаны во многом надежды на сохранение и укрепление культурных традиций чеченского народа, его обычаев и традиций. Театр сумел сохранить любовь и преданность публики. Подтверждение этому – почетные звания, Государственные премии, высокие достижения на региональных и общероссийских фестивалях.
Участием в театральном фестивале «Комплимент» в городе Новочеркасске под патронажем Агентства по культуре и кинематографии РФ, Союза театральных деятелей РФ, Представительства Президента России в Южном федеральном округе началось возрождение Русского государственного театра им. М. Лермонтова. На фестивале на суд зрителей и жюри театром из Чеченской Республики был вынесен спектакль «Рыцари Кавказских гор» в постановке народного артиста РФ и ЧР Мималта Солцаева.
Возродил свою деятельность и коллектив Театра юного зрителя.
Свое творческое мастерство театральные коллективы республики сумели продемонстрировать на состоявшемся в 2011 году фестивале «Театральный Грозный», где на суд жюри были вынесены наиболее популярные спектакли.
Особое место в становлении и развитии культуры народа занимает Чеченская государственная филармония имени А.Шахбулатова. За годы своего существования она внесла неоценимый вклад в развитие песенного жанра чеченцев. Среди певцов появились новые имена. Ни одно мероприятие республиканского уровня не обходится без выступлений любимых в народе исполнителей чеченских народных и эстрадных песен М. Межиевой, В. Гадаева, М. Ташаевой и многих других. Восторженно принимаются в народе песенные коллективы «Илли», «Нур-Жовхар», ансамбль народных инструментов.
Созданный в 1939 году ансамбль песни и танца «Вайнах» прошел славный путь становления. А празднование 70-летия данного коллектива превратилось в знаменательное событие в культурной жизни республики, ибо «Вайнах» с давних времен является визитной карточкой чеченского народа.
Сегодня Чеченский государственный ансамбль танца «Вайнах» является кавалером ордена А.-Х. Кадырова, кавалером ордена «Золотая звезда высшей степени» Хашимитского Королевства Иордании, лауреатом премии Правительства Российской Федерации, обладателем Гран-При международных конкурсов и фестивалей. Его концерты проходят при полных аншлагах. Перед Государственным ансамблем танца «Вайнах» поставлена высокая планка, и ее творческий коллектив своим упорным трудом, высоким профессионализмом старается держать. Этому способствует и недавно открывшийся Дворец танца «Вайнах».
Большая работа в республике проводится в рамках обозначенной главой республики программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, что, несомненно, способствует формированию культурной личности. И на первом плане при этом стоит вопрос знания каждым чеченцем своего родного языка, потому что культура, нравственность немыслимы в отрыве от языка. С целью популяризации языка проводятся конкурсы, фестивали, круглые столы, конференции, встречи с писателями, поэтами, научными деятелями. Итогом всей этой работы становится ежегодное праздничное мероприятие с участием высшего руководства республики – День чеченского языка, отмечаемый 25 апреля.
Указом от 17 января 2011 года Главы ЧР Р. Кадырова воссоздан симфонический оркестр. С сентября 2011 г. оркестр начал регулярно выступать с концертами перед чеченскими любителями классической музыки.
10 марта 2014 года в зале Русского драматического театра состоялось праздничное торжество, посвященное 75-летию симфонического оркестра, где в качестве почетных гостей приняли участие ранее работавшие в оркестре музыканты и дирижеры.
Говоря о сегодняшнем состоянии культуры, с уверенностью можно констатировать, что важнейшим направлением в регионе стали государственная поддержка творческих деятелей, повышение общественной роли работников культуры, обеспечение социальной защиты институтов культуры, осуществление политики протекционизма по отношению к возрождению национальной культуры и национальных традиций чеченского народа.
Любовь к родине через краеведение
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину, такую,
какой её ты в детстве увидал”
К. Симонов
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз.
Наша республика славится достопримечательностями, героями и вдохновляющей историей. Ведение краеведение можно организаовать не только ради познавательской деятельности для учащихся, но и проста ради интереса, ради любви к своей Родине- Даймохк.
- Мечеть «Сердце Чечни»
- Одна из самых масштабных мечетей Европы находится в живописном и горном краю нашей страны, в сердце красивейшей кавказской республики Чечня, в стальном граде всего края городе Грозном. И название ее как нельзя лучше передает смысл, заложенный архитекторами и зодчими храма.
- Аргунское ущелье
- Колыбель нахов, край древних сторожевых башен и невероятной первозданной природы — все это живописное Аргунское ущелье. Именно здесь сегодня возводят ультра-современный горнолыжный курорт Ведучи и именно здесь находится визитная карточка Чечни.
- Итум-Кали
- Любой из тех, кому посчастливилось однажды побывать в Итум-Кали, соприкоснуться с историческим прошлым села, ознакомиться с обычаями и укладом жизни местных обитателей, подтвердит: это место — не просто отметка на карте Российской Федерации, а настоящий рай для ценителей девственной природы.
- Майста «Высокогорная»
- «Высокогорная» — так переводится название местности Майста, древнего исторического региона Чечни, расположенного вдоль течения реки Чанти-Аргун у самой границы с Грузией. Чеченцы единодушно признают, что Майста — самая красивая из высокогорных областей республики.
- Мемориальный комплекс Славы им. А. Кадырова
- Пожалуй, самая монументальная достопримечательность Грозного — это мемориальный комплекс Славы имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова. Удивительно, но этот исполинских размеров памятник, появившийся в сердце республики не так давно, посвящен победе в Великой Отечественной войне.
- Музей «Донди-Юрт» в селе Урус-Мартан
- Чечня в миниатюре — так точнее всего можно описать музей «Донди-Юрт» в селе Урус-Мартан. Стараниями местного энтузиаста на территории четырёх больших дворов Урус-Мартана возникла настоящая сокровищница тысячелетней истории чеченского народа.
- Национальный музей Чеченской Республики
- Официально Национальный музей Чеченской Республики возник не так уж и давно, а именно в 1996 г. Однако это не совсем верно и справедливо. Ведь современный национальный музей — это прямой наследник возникшего здесь в 1924-м музея краеведческого.
- Озеро Галанчож
- Давным-давно, в столь давние времена, что почти никто из ныне живущих их и не упомнит, даже рассказы о которых все дальше и дальше уходят в толщу веков, появилась на белый свет одна легенда. И вот о чем она рассказывает. В месте, называемом Амка, неподалеку от аула Алхорой плескалось удивительной чистоты и красот озеро. Но однажды случилось, что прибыли на берега его две женщины из соседнего селения и начали стирать в девственно чистых водах свое грязное белье. Страшен был гнев духа, что обитал в водах озера. За такое осквернение и неуважение он превратил несчастных женщин в два камня, которые и поныне можно видеть неподалеку от Амки. Озеро же не пожелало пребывать на старом месте. Могучие воды его обратились в тельца прекрасного вида, который отправился в соседнее скалистое ущелье, где ничто не должно было потревожить его покой. Долго шел бык, пока не вышел к земле, которую пахали местные жители. Увидев здорового, сильного и красивого быка, крестьяне запрягли его в плуг и начали копать земли. Через некоторое время вода, проступившая на целине, хлынула с такой силой, что затопила и быка, и людей, и само поле. Так и появилось красивейшее озеро Галанчож. Столь удивительная, красивая и страшноватая легенда повествует об образовании одного из самых красивых водоемов не только Чечни, но и всей России.
- Озеро Кезенойам
- Озеро в Кезенойам находится на южном склоне Андийского хребта, и впечатление от него очень отличается в зависимости от погоды. В солнечную погоду вам запомнится сверкающая голубизна вод и очаровывающие насыщенно-зеленые луга на горных склонах. В туманные дни — мрачная.
Глава 2. Этапы и содержание реализации проекта
Планирование еженедельных собраний группу «Юных историков»
Цель собраний – формирование у учащихся представлений об исследовательской работе и проведение исследовательских работ в области культурного наследия, профессиональной ориентации, краеведения.
п/п | Месяц | Тема собраний | Вид деятельности | Дата |
1 | Октябрь |
|
Экскурсия-отзыв | |
2 | Ноябрь |
|
«Я-как учитель», «Я- как мед работник», «Я-как воспитатель», «Я – как административный работник»
| |
3 | Декабрь Январь |
|
| |
4 | Февраль |
|
| |
5 | Март |
Экскурсия Галанжой, Галанжойское озеро.
|
Отзыв практиканта и наставника «Я-как учитель», «Я- как мед работник», «Я-как воспитатель», «Я – как административный работник» | |
6 | Апрель |
|
|
- Планирование маршрутизации по памятным объектам ЧР
Цель исследований научить ребенка видеть красоту родной природы, любить историю и традиции Чеченской республики, беречь и любить ее — одна из задач учителя. На экскурсиях зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, памятных мест родного края, формируя тесную связь с историей своего народа.
Изучив историю, архитектурные и историко-географические положения Чеченской Республики мы составили план маршрутизации школьных экскурсий по месяцам.
План
Октябрь | Ноябрь | Декабрь - Январь |
Экскурсия по памятным местам в Архитектурном музей в Шарое | Экскурсия в город мертвых-Цой педе, Пха коч, Майста, | Экскурсии в музеи и галереи г.Грозный, |
Февраль | Март | Апрель |
Экскурсии по Веденскому району: «Казеной», «Хой» | Подготовка Экскурсия Галанжой, Галанжойское озеро. | Экскурсия в Беной на реку Ясси Резерв- Музей Донди-Юрта |
Заключение
Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор. Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА
Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....

Статья: Экскурсионная работа и использование аудиовизуальной информации как способы развития культурно-исторической эрудиции у школьников 5 — 11 классов. II Московские методические чтения "Фестиваль методических идей". 2014 г.
Текст выступления на II Московских методических чтениях "Фестиваль методических идей"...

Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:· познакомить уч...
проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образования «Современные родители»)
проект программы работы с родителями...
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников»
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образо...

Л.С.Выготский-автор культурно-исторической теории развития высших психических функций.
Выготский Лев Семенович (17.11.1896 - 11.06.1934) основатель исследовательской традиции в психологии, которая получила название культурно-исторической теории.В 1913 г. поступил на медицинский фак...

