Урок истории для 10 класса "Политическая система 30-х годов"
план-конспект урока по истории (10 класс)


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

"Политическая система СССР 30-х годов"

Педагог-Музалевская Елена Александровна,

Учитель истории и обществознания,

МБОУ "Лицей №3" им.Главного маршала авиации А.Е.Голованова,

г. о.Дзержинский Московской области

Тема урока

"Политическая система СССР 30-х годов"

Целевая аудитория

 Обучающиеся 10 классов

Цель

Дать характеристику политической системе СССР в 30-е годы

Технологии

Технология развития критического мышления, кейс-технология

Задачи

Обучающие

определить, все ли положения Конституции СССР 1936 года соблюдались

- доказать фактами существование тоталитарного политического режима

- дать анализ политическим репрессиям

Развивающие

- научить определять самостоятельно цели деятельности и составлять план деятельности в группе;

- самостоятельно осуществлять деятельность по отбору и анализу информации из различного типа источников;

- развивать навыки: самостоятельного разрешения проблем, оценивания и принятия решений, анализа исторической информации и продолжить развитие исторического мышления;

- совершенствовать навыки и умения: сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение, анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные

- способствовать формированию правильного отношения к общечеловеческим ценностям; задуматься, какой памятник можно поставить на Лубянке.

- способствовать формированию ответственного отношения к выполняемой работе,

- способствовать развитию умения осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.

Методы и приемы

  • "Мозговой штурм"
  • Метод анализа и синтеза

Используемые интернет-сервисы и материалы

  • Google form
  • Учебник истории 1937 года

Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (выводы)

1. Мотивация

Фото Лубянки (здание ФСБ)

Вопросы:

  1. Что видите на фото?
  2. А вы или ваша семья с этим ведомством сталкивались?
  3. Какое отношение это здание имеет к нашему предмету?

Коммуникативная

Формулирование темы урока-, выход на проблему

2. Целеполагание

«Было создано суперведомство. Проще перечислить, чем оно не занималось, чем то, чем занималось. НКВД СССР затрагивало так или иначе все сферы жизнеобеспечения общества», - историк спецслужб Александр Колпакиди

О чем речь?

Из курса обществознания давайте вспомним, из каких компонентов состоит политическая система?

В каком документе мы можем найти полную характеристику политической системы?

Коммуникативная

Понимание учащимися понятия политическая система, тоталитарный политический режим

Проблема: характеристика политической системы по Конституции 1936 года и все ли положения соблюдались

План:

-нормативный

-идеологический

-организационный

- коммуникативный

4. Предоставление нового материала

1. Раздаточный материал «Конституция 1936 года» Глава 10

2. Доказать фактами все положения Конституции

- вспомните 1921 год, какой вывод из событий можно сделать?

- переименование городов

- роль общественных организаций

- идеологизация

- культ личности

- документы: репрессии

Групповая работа, создание структуры приложения

Организация учебного сотрудничества, решение кейса и проектной  задачи, беседа с учителем, заполнение схемы

5. Новый продукт

Схема характеристики политической системы СССР в 30- годы

Представление

Представляют, что получилось в течение урока

6. Рефлексия

В 1921 году в Москве на сайте активный гражданин прошло голосование за памятник на Лубянке.

А.Невский и Ф.Дзержинский получили примерно одинаковое количество голосов.

А какой памятник предложили бы вы и как объяснили свое предложение?

Рефлексивная, Гугл формы

Самоанализ теоретических знаний, особенностей мышления, Гугл форма

7. Домашнее задание

Параграф 21



Предварительный просмотр:

Документ 1.

Формула обвинения

Анализируя вышеизложенное, следствие считает установленным:

1) что в период 1932–1936 гг. организовался в гор. Москве объединенный троцкистско-зиновьевский центр, поставивший своей задачей в целях захвата власти совершение ряда террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства;

2) что в состав этого объединенного троцкистско-зиновьевского центра из числа привлеченных в качестве обвиняемых по настоящему делу вошли от зиновьевцев: Зиновьев Г. Е., Каменев Л. Б., Евдокимов Г. Е., Бакаев И. П. и от троцкистов: Смирнов И. Я., Тер-Ваганян В. А. и Мрачковский С. В.;

3) что в этот период времени объединенным троцкистско-зиновьевским центром был организован ряд террористических групп и был подготовлен ряд практических мероприятий по убийству тт. Сталина, Ворошилова, Жданова, Кагановича, Кирова, Косиора, Орджоникидзе и Постышева;

4) что одной из этих террористических групп, действовавших по прямым указаниям Зиновьева и Л.Троцкого и объединенного троцкистско-зиновьевского центра и под непосредственным руководством обвиняемого Бакаева, было осуществлено 1-го декабря 1934 года злодейское убийство тов. С. М. Кирова.

Привлеченные в качестве обвиняемых по настоящему делу Зиновьев Г. Е., Каменев Л. Б., Евдокимов Г. Е., Бакаев И. П., Тер-Ваганян В. А., Мрачковский С. В., Дрейцер Е. А., Ольберг В. П., Фриц Давид (Круглянский И. И.), Гольцман Э. С., Пикель Р. В., Рейнгольд И. И., Берман-Юрин К. Б., М. Лурье и Н. Лурье — полностью признали себя виновными в предъявленном им обвинении.

Обвиняемый И. Н. Смирнов, признавая свое участие в объединенном центре троцкистско-зиновьевского блока, личную связь с Л. Троцким и встречи его с Л. Седовым во время своего пребывания в 1931 г. за границей, а также и то обстоятельство, что связь с Троцким он поддерживал вплоть до своего ареста в 1933 г., признал, что ему была передана в 1931 г. Седовым и подтверждена в 1932 году директива Л. Троцкого об организации террора против руководителей ВКП(б) и советского государства и что эта директива была положена в основу организации троцкистско-зиновьевского блока.

В то же время обвиняемый И. Н. Смирнов категорически отрицает свое участие в террористической деятельности объединенного троцкистско-зиновьевского центра. Однако, обвиняемый И. Н. Смирнов изобличается в качестве участника террористической деятельности объединенного центра показаниями обвиняемых: С. В. Мрачковского (т. XXIX, л. д. 76–84), Дрейцера (т. XXXI, л. д. 63), Сафоновой А. Н. (т. XXXI, л. д. 295), Рейнгольда И. И. (т. XXXI, л. д. 138, 284), Зиновьева Г. Е. (т. XII, л. д. 35), Каменева Л. Б. (т. XV, л. д. 28), Евдокимова Г. Е. (т. 36, л. д. 9, 10) и Пикеля Р. В. (т. XXXI, л. д. 78).



Предварительный просмотр:

Документ 2.

Приказ НКО СССР № 072 «Обращение к армии по поводу раскрытия НКВД предательской контрреволюционной военно-фашистской организации в РККА». 7 июня 1937 г. (в сокращении)

Товарищи красноармейцы, командиры, политработники Рабочекрестьянской Красной армии!

С 1 по 4 июня с. г. в присутствии правительства состоялся Военный совет при народном комиссаре обороны СССР.

Советский суд уже не раз заслуженно карал выявленных из троцкистско-зиновьевских шаек террористов, диверсантов, шпионов и убийц…

К числу этих оставшихся до последнего времени не разоблаченными предателей и изменников относятся и участники контрреволюционной банды шпионов и заговорщиков, свившей себе гнездо в Красной армии. Руководящая верхушка этой военной фашистско-троцкистской банды состояла из людей, занимавших высокие командные посты в Рабоче-крестьянской Красной армии.

Как видно из материалов Народного комиссариата внутренних дел, сюда входили: бывшие заместители народного комиссара обороны Гамарник и Тухачевский, бывшие командующие войсками округов Якир и Уборевич, бывший начальник Военной академии имени т. Фрунзе Корк, бывшие заместители командующих войсками округов Примаков и Сангурский[1], бывший начальник Управления по начальствующему составу Фельдман, бывший военный атташе в Англии Путна, бывший председатель Центрального совета Осоавиахима Эйдеман. Врагу удалось путем подкупа, шантажа, провокации и обмана запутать в своих преступных сетях этих морально павших, забывших о своем долге, заживо загнивших людей, превратившихся в прямых агентов немецко-японского фашизма.

Конечной целью этой шайки было — ликвидировать во что бы то ни стало и какими угодно средствами советский строй в нашей стране, уничтожить в ней советскую власть, свергнуть рабоче-крестьянское правительство и восстановить в СССР ярмо помещиков и фабрикантов... Они рассчитывали, что своими предательскими действиями и вредительством в области технического и материального снабжения фронта и в деле руководства боевыми операциями смогут добиться в случае войны поражения Красной армии и свержения советского правительства.

Эти предатели хорошо знали, что они не могут найти поддержки среди рабочих и крестьян, среди бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии, и поэтому работали обманом, скрываясь от народа и красноармейцев, боясь открыть подлинное свое лицо. Они продавали врагам Советского Союза военные тайны нашего государства, вели подрывную вредительскую работу на всех участках обороны страны, вредили в области оборонительного и необоронительного строительства, вредили в деле изготовления и хранения предметов вооружения и боевой техники, вредили в боевой подготовке войсковых частей, вредили всюду, куда им удавалось проникнуть.

Они продавали нашу Родину германскому и японскому фашизму. Они ждали помощи от немецко-японских фашистов и за помощь готовы были отдать им Украину, Приморье на Дальнем Востоке…

Народный комиссар обороны СССР

Маршал Советского Союза К. Ворошилов



Предварительный просмотр:

Документ 3. Из приговора по делу «право-троцкистского блока» (отрывок)

Предварительным и судебным следствием установлено:

Подсудимые Бухарин, Рыков, Ягода, Крестинский, Розенгольц, Гринько, Шарангович, Ходжаев, Икрамов, Иванов, Зубарев, Зеленский и Чернов, являясь непримиримыми врагами Советской власти, в 1932-1933 года по заданию разведок враждебных СССР иностранных государств организовали заговорщическую группу под названием "право-троцкистский блок", который объединил подпольные антисоветские группы троцкистов, правых, зиновьевцев, меньшевиков, эсеров, буржуазных националистов Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Средне-Азиатских республик.

"Право-троцкистский блок" поставил своей целью свержение существующего в СССР социалистического общественного и государственного строя, восстановление в СССР капитализма и власти буржуазии путем диверсионно-вредительской, террористической, шпионско-изменнической деятельности, направленной на подрыв экономической и оборонной мощи Советского Союза и содействие иностранным агрессорам в поражении и расчленении СССР.

Лишенные всякой опоры внутри СССР, руководители "право-троцкистского блока" с целью осуществления своих преступных замыслов заключили через врага народа Л. Троцкого и отдельных участников антисоветского "право-троцкистского блока" соглашение с представителями некоторых иностранных государств о вооруженной помощи в свержении Советской власти в СССР на условиях его расчленения и отторжения от СССР Украины, Белоруссии, Приморья, Средне-Азиатских и Закавказских республик - в пользу упомянутых иностранных государств.

Этот изменнический сговор "право-троцкистского блока" с представителями иностранных государств облегчался тем, что руководящие участники антисоветского заговора являлись прямыми агентами иностранных разведок и осуществляли на протяжении многих лет шпионскую деятельность в пользу этих разведок.

По прямым директивам иностранных разведок участники "право-троцкистского блока" организовали диверсионно-вредительские группы, охватив ими ряд предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и системы товарооборота, и вели разрушительную деятельность, имея своей задачей парализовать хозяйственную жизнь страны и ослабить обороноспособность Советского Союза.

По указаниям японской разведки участники "право-троцкистского блока" организовали в Дальне-Восточном крае крушение поезда с воинским грузом на станций Волочаевка и поезда N 501 на перегоне Хор-Дормидонтовка, а также совершили несколько диверсий на шахтах в Сучане. Все эти диверсии сопровождались человеческими жертвами.

Бухарин и его сообщники по заговору имели целью сорвать Брестский договор, свергнуть Советское правительство, арестовать и убить В.И. Ленина, И.В. Сталина и Я.М. Свердлова и сформировать новое правительство из бухаринцев, троцкистов и "левых" эсеров.

Выполняя план заговора, "левые" эсеры в июле 1918 года, с ведома и согласия Бухарина, подняли в Москве мятеж с целью свержения Советского правительства; при этом установлено, что совершенное эсеркою Каплан 30-го августа 1918 года покушение на жизнь В. И. Ленина явилось прямым результатом преступных замыслов "левых коммунистов" во главе с Бухариным и их сообщников "левых" и правых эсеров.



Предварительный просмотр:

Конституция 1936 года (извлечения)

Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.

Статья 32. Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.

Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Народных Комиссаров СССР.

Статья 65. Совет Народных Комиссаров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности.

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.

Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

а) свобода слова,

б) свобода печати,

в) свобода собраний и митингов,

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Статья 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.

Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан СССР.

Статья 133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

урок истории в 11 классе "Октябрь 1917 года"

конспект урока по модульной технологии...

Презентация к уроку истории по теме "Голод 1931 - 1933 годы"

Материал к уроку поможет сформировать знания о социально-экономических последствиях сплошной коллективизации в Казахстане,  развивать мышление, речь, продолжать подготовку к ЕНТ,  воспитыват...

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...

Презентация у уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III".

Презентация к уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"....

План конспект урока истории по теме: " Экономическое развитие в годы правления Александра III" для 8 кл.

План - конспект урока построен на основе системно-деятельностного подхода к подаче учебного материала....