Конспект урока по истории 5 кл "Древний Вавилон"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Открытый урок в 5 классе – дата проведения 22.10. 2024г
Тема урока: «Древний Вавилон».
Цель урока: представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи; определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи; воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.
Планируемые результаты:
Предметные:
- давать образную характеристику Хаммурапи;
- объяснять причины создания законов;
- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи
- изучать и систематизировать информацию различных исторических источников
Метапредметные УУД:
- слушать других
- пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою
- выделять существенную информацию из текстов разных видов
- обобщать результаты исследовательской работы
- высказывать аргументированные суждения
Личностные УУД:
- обрести мотивацию к изучению нового материала
- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии– технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс Г.И. Годер, А.А. Вигасин и др.; под ред. А.А. Искандерова-М: Просвещение,. ;карта Вавилонского царства; презентация «Древний Вавилон»; раздаточный материал, рабочие листы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.5 КБ | |
| 780.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе – дата проведения 2024г
Тема урока: «Древний Вавилон».
Цель урока: представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи; определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи; воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.
Планируемые результаты:
Предметные:
- давать образную характеристику Хаммурапи;
- объяснять причины создания законов;
- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи
- изучать и систематизировать информацию различных исторических источников
Метапредметные УУД:
- слушать других
- пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою
- выделять существенную информацию из текстов разных видов
- обобщать результаты исследовательской работы
- высказывать аргументированные суждения
Личностные УУД:
- обрести мотивацию к изучению нового материала
- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии– технология проблемного обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс Г.И. Годер, А.А. Вигасин и др.; под ред. А.А. Искандерова-М: Просвещение,. ;карта Вавилонского царства; презентация «Древний Вавилон»; раздаточный материал, рабочие листы.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя. Мотивация и постановка проблемы.
II. Изучение новой темы.
III. Рефлексия по содержанию урока
IV. Комментирование домашнего задания.
#1052;отивация и постановка проблемы.
Ребята, улыбнитесь друг другу и скажите здравствуйте. (настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности)
Прежде чем начать, давайте вспомним, как называют науку, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам? Правильно, это археология – «наука о древности». Ученые-археологи производят раскопки и находят «следы» древних людей: сделанные ими предметы, развалины зданий и прочее. Но порой находками археологов становятся уникальные вещи. Об одной из них – каменном столбе с законами царя Хаммурапи – сегодня и пойдет речь.
На доске рДйвеин аВливно. (дети состаляют слова, называют тему урока, записывают в рабочий лист). (Слайд 1)
Сегодня мы с вами познакомимся с городом Вавилон – первым среди городов-государств Месопотамии, сумевшим подчинить всех остальных. Мы познакомимся с первым в мире сборником законов, дошедших до наших времён, его значением и связью с современностью.
Давайте определим цели урока.(Слайд 2)
- Должны узнать где расположено Вавилонское царство?
- Кто такой Хаммурапи?
- Справедливы ли были законы Хаммурапи?
#1048;зучение новой темы. (20 мин)
Для начала нам необходимо выяснить, где расположено Вавилонское царство, для этого давайте посмотрим на карту страница 70, и выполним задание №1 в рабочем листе. (работа с картой).(2 минуты). (Слайд 3)
Итак, мы уже знаем о том, что в Междуречье было много городов. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. И победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть.
Вавилон всех приветствовал вратами богини Иштар. Само слово Вавилон переводят как «врата бога».
Самым могущественным и знаменитым царем Вавилона был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э. (запись в тетрадях).(Слайд 4)
Хаммурапи был могущественным. И самым важным его качеством является его мудрость. Он был мудрым законодателем. А как вы понимаете слово законодатель?
(это человек, который пишет и принимает законы.
Скажите, какие ассоциации у вас возникают с понятием закон, что вам уже известно об этом явлении. Давайте составим кластер: Перед вами на доске ряд слов, вам необходимо выбрать слово, которое ассоциируется с нашим понятием и прикрепить к кластеру. Желающие по одному могут выйти, выбрать и прикрепить, а мы сформируем и запишем определение:
(кластер на доске: предписание, веление, граждане, соблюдать, государство, культура, Египет, наука)
Итак мы выделили слова которые ассоциируются с нашим понятием, давайте попробуем сформулировать что такое Закон. (Ответы учащихся).
Давайте запишем определение в рабочий лист.(Слайд 5).(Дети записывают определение). (Закон – это строгое предписание, веление, которое обязаны исполнять все граждане данного государства).(Слайд 5)
Подумайте, для чего государству нужен закон? (ответы детей)
, ( примерный ответ детей чтобы обеспечить мир и порядок, а также регулировать взаимоотношения между людьми и обеспечивать безопасность граждан).
Чем знаменит царь Хаммурапи? (Царь Хаммурапи знаменит своими законами).
Посмотрите на рисунок стр. 71. Это большой черный столб из Древнего Вавилона, на котором были записаны законы. Такие столбы стояли на территории всего государства, в каждом городе. (слайд 6)
- Как вы думаете, для чего это было сделано? (Чтобы все могли их прочитать)
- А все ли умели читать и писать? (Нет, только те кто учились в школе).
- Теперь давайте обратим внимание на изображение сверху. Здесь показано как верховный бог... Как его звали? ( информация в учебнике на стр. 71, Шамаш передает символ власти (жезл) царю Хаммурапи). Догадайтесь, кто из них кто? Как вы это определили? (Шамаш сидит, Хаммурапи стоит).
Физкультминутка.
Предлагаю поиграть в игру «Верю/не верю». Если утверждение верно вы встаёте, если не верно – садитесь.
- Междуречье располагалось между реками Нил и Евфрат (нет)
- Хаммурапи прославился, прежде всего, созданием сборника законов. (да)
- Город Вавилон был крупнейшим культурным и торговым центром. (да)
Итак царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи. Я предлагаю выполнить следующие задания:
Работа по парам:
1-й ряд. – Документ 1:
«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
- Как вы думаете, почему именно с этих слов начинает свои законы царь Хаммурапи? (Царь Хаммурапи начинает свои законы с этого пункта, потому что ложное обвинение в убийстве было эквивалентно покушению на убийство самого обвиняемого и каралось смертью обвинителя).
- Какие требования предъявлялись к судье? (Судить честно, по справедливости)
- Какими качествами должен обладать судья? ( справедливость, грамотность)
2-й ряд. – Документ 2:
«(п.218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил сё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен».
Вопросы к документу 2:
- Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне. (медицина находилась на достаточно высоком уровне, лекарь нес большую ответственность).
- Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2? (медицина, строитель и работа на воде)
3-й ряд. – Документ 3:
«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
- Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом? (Рабом в древнем Вавилоне могли назвать любого человека, который находился в зависимом положении и не имел свободы выбора).
- Какими путями можно было попасть в рабство? ( за долги)
- Каково было положение рабов в древнем Вавилоне? ( рабы считались вещью)
Ребята, можете ли вы сделать вывод-справедливые законы или не справедливые? (Абсолютно справедливых законов не существует, так как понятие справедливости у каждого человека индивидуально).
Какое мы наблюдаем противоречие? (с одной стороны, законы были жестокими, а с другой — защищали интересы людей).
Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?
Теперь обратите внимание на фразу: Если бедняку нечем платить...» Что в таком случае можно сделать? (взять в долг).
Взять в долг. Поэтому появились такие богатые люди, которые давали беднякам то, что им было необходимо. Например, давали 5 мешков зерна, а вернуть бедняку потом нужно было уже 6 мешков. Таких людей называли ростовщиками. Подумайте, от какого слова произошло слово ростовщик? (от слова рост).
Давайте найдем и запишем на стр. 72 учебника определение ростовщики его в рабочий лист. Ростовщики — это люди, дающие деньги «в рост» (5 мешков -6 мешков) (Слайд 7)
#1056;ефлексия
Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? (Должны узнать где расположено Вавилонское царство?- Кто такой Хаммурапи?
- Справедливы ли были законы Хаммурапи?)
Наш урок подошел к концу. Оцените ребята, свою работу на уроке и поставьте себе оценки в лист.
Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока. Все кому понравился наш урок поднимите ребята, зеленый смайлик те, кому не понравился красный. А вам всем говорю: «Спасибо за урок»
Д/з п.14 на выбор:
- Как вы понимаете, что означает выражение «око за око, зуб за зуб» ?
- Составить 4-5 предложений «Мое путешествие в Древний Вавилон» (Творческая работа) (Слайд 8).
Спасибо за внимание! (Слайд 9)
1-й ряд. – 1 парта Документ 1:
«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
- Как вы думаете, почему именно с этих слов начинает свои законы царь Хаммурапи?
1-й ряд. – 2 парта Документ 1:
«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
- Какие требования предъявлялись к судье?
1-й ряд. – 3 парта Документ 1:
«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
- Какими качествами должен обладать судья?
2-й ряд. – 1 парта Документ 2:
«(п.218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил сё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен».
Вопросы к документу 2:
1. Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
2-й ряд. – 2 парта Документ 2:
«(п.218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил сё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен».
Вопросы к документу 2:
2. Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
3-й ряд. – 1 парта Документ 3:
«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
- Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
3-й ряд. – 2 парта Документ 3:
«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
- Какими путями можно было попасть в рабство?
3-й ряд. –3 парта Документ 3:
«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
- Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
Моя оценка за урок:
Критерии | Показатели Оценка успешности | ||
«Я» | Себя чувствовал в процессе учения | Было ли мне комфортно | 5 4 3 2 1 |
«Мы» | Насколько мне было комфортно работать в составе пары | Какие у меня были затруднения в общении с группой, в паре. | 5 4 3 2 1 |
«Дело» | Я достиг цели учения | Учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен | 5 4 3 2 1 |
Моя оценка за урок:
Критерии | Показатели Оценка успешности | ||
«Я» | Себя чувствовал в процессе учения | Было ли мне комфортно | 5 4 3 2 1 |
«Мы» | Насколько мне было комфортно работать в составе пары | Какие у меня были затруднения в общении с группой, в паре. | 5 4 3 2 1 |
«Дело» | Я достиг цели учения | Учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен | 5 4 3 2 1 |
рДйвеин
аВливно
Предварительный просмотр:
ФИ ученика: ______________________________________________
Тема урока: ______________________________________________
рДйвеин аВливно.
Из предложенных букв составь слова, запиши тему урока.
Задание 1.Выполни задания по контурной карте.
1 Напиши название рек. 2. Напиши название страны и её главного города.
3 Обозначь границы Вавилонского царства при Хаммурапи
Задание 2. Закрасьте годы правления царя Хаммурапи
Задание 3. Запишите определение. Закон_______________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Напиши определение
Ростовщик________________________________________________________________________________________________________________________________________
.
Ответы.
Тема урока: Древний Вавилон.
Задание 1.
Задание 2. с 1792 по 1750 год до н.э
Задание 3 Закон – это строгое предписание, веление, которое обязаны исполнять все граждане данного государства
Задание 4 Ростовщики — это люди, дающие деньги «в рост» (5 мешков -6 мешков)
Задание 5. Преступников в Вавилонии заставляли испытывать то же самое, что они причинили своей жертве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....