Технологии атрибуции исторических источников в 10 классе на примере музыки и кино
план-конспект урока по истории (10 класс)

План-конспект урока посвящен проблеме анализа исторических источников в 10 классе в процессе изучения советской истории 1920-1950-х годов. Материал содержит отрывки из советских революционных песен, сведения об актерах советского кино, которые помогают определить метсо, время создания, ключевые проблемы эпохи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Технологии атрибуции исторических источников в 10 классе на примере музыки и кино

Разработали:

учитель истории и обществознания Лазновская Г.Ю.,

учитель музыки Егибарян Н.Ю.

Тип урока: Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Цели: сформировать интерес к истории, понимать связь между прошлым и настоящим, уметь вырабатывать собственное мнение, научиться определять время создания исторического источника и давать ему характеристику.

Оборудование: проектор, презентация, распечатка текстов песен, видеофрагменты фильмов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап (подготовка учащихся к работе на уроке; мотивация на успех учебной деятельности, создание благоприятной атмосферы на занятии)

Учитель приветствует учащихся, говорит, что рад их видеть. Напоминает о приближающихся майских праздниках:  «Сегодня мы поговорим о прошлом, как и все эти дни. Но без прошлого не бывает будущего. Изучая историю, мы обращаемся к источникам».

Возможные ответы  на вопросы учителя

2. Постановка цели урока. Мотивация учебной̆ деятельности обучающихся

Какие исторические источники вы знаете?

Какие исторические источники наиболее актуальны в XX в.?

Почему именно они?

Почему в настоящее время стало актуальным отличать правду от лжи?

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения.

3. Задание на урок

Первое задание – я покажу вам несколько фото известных людей. Это люди разных профессий.

Что их объединяет?

- Раднэр Зинятович Муратов (актер),

- Рэм Викторович Петров (советский и российский иммунолог),

- Владлен Егорович Бирюков (актер),

- Октябрина Алексеевна Ганичкина (советский и российский специалист по выращиванию сельскохозяйственных культур, телеведущая и писательница),

- Элем Германович Климов (китнорежиссер).

Что означают эти имена?

Правильный ответ: у них необычные имена.

Раднэр - «радуйся новой эре».

Рэм  - «Революция. Энгельс. Маркс».

Владлен - Владимир Ленин

Элем - «Энгельс, Ленин, Маркс»

Октябрина

Давайте попробуем определить, когда приблизительно могли родиться эти люди?

Правильный ответ:

так называли детей после революции и после Великой отечественной войны

Все они родились до войны или сразу после войны.

Вывод: по имени легко определить, какой идеологии придерживались родители этого человека и приблизительно время его появления на свет.

Имя очень многое говорит об эпохе и о человеке.

Второе задание

 По текстам песен очень легко понять о каком десятилетии XX в.  идет речь и о каких событиях. У вас на столах лежат распечатки с текстами советских песен и вопросы к текстам.

Давайте послушаем отрывки из них

И проанализируем песни как исторический источник, ответив на следующие вопросы:

- Какому событию посвящена эта песня. Какое это десятилетие?

- Основные акценты, симпатии и антипатии автора. Чьи взгляды он выражает?

- Какие «смысловые якоря» вы видите в источнике, позволяющие понять суть текста.

- Выделите и дайте определения основным понятиям, используемым в тексте.

- Какова основная мысль, главная проблема, представлена в тексте?

- Есть ли непонятные места в источнике?

  1. Смело, товарищи, в ногу!
    Духом окрепнем в борьбе,
    В царство свободы дорогу
    Грудью проложим себе.

    Вышли мы все из народа,
    Дети семьи трудовой.
    «Братский союз и свобода» -
    Вот наш девиз боевой!

    Долго в цепях нас держали,
    Долго нас голод томил;
    Черные дни миновали,
    Час искупленья пробил.

    Время за дело приняться.
    В бой поспешим поскорей,
    Нашей ли рати бояться
    Призрачной силы царей?

    Всё, чем держатся их троны, -
    Дело рабочей руки...
    Сами набьем мы патроны,
    К ружьям привинтим штыки.

    С верой святой в наше дело,
    Дружно сомкнувши ряды,
    В битву мы выступим смело
    С игом проклятой нужды.

    Свергнем могучей рукою
    Гнет роковой навсегда.
    И водрузим над землею
    Красное знамя труда.
  2. Белая армия, черный барон
    Снова готовят нам царский трон.
    Но от тайги до британских морей
    Красная Армия всех сильней.

    Так пусть же Красная
    Сжимает властно
    Свой штык мозолистой рукой,
    И все должны мы
    Неудержимо
    Идти в последний смертный бой!

    Красная Армия, марш вперед!
    Реввоенсовет нас в бой зовет.
    Ведь от тайги до британских морей
    Красная Армия всех сильней.

    Так пусть же Красная
    Сжимает властно
    Свой штык мозолистой рукой,
    И все должны мы
    Неудержимо
    Идти в последний смертный бой!

    Мы раздуваем пожар мировой,
    Церкви и тюрьмы сравняем с землей.
    Ведь от тайги до британских морей
    Красная Армия всех сильней.
  3. Ты лети с дороги птица,
    Зверь с дороги уходи,
    Видишь облако клубится,
    Кони мчатся впереди.
    И с налета, с поворота
    По цепи врагов густой
    Застрочит из пулемета
    Пулеметчик молодой.

    Эх, тачанка-ростовчанка,
    Наша гордость и краса,
    Конармейская тачанка,
    Все четыре колеса…

    По земле грохочут танки,
    Самолеты пули вьют.
    О буденовской тачанке
    В небе летчики поют.
    И врагу поныне снится дождь свинцовый и густой,
    Боевая колесница,
    Пулеметчик молодой.

    Эх, тачанка-полтавчанка,
    Наша гордость и краса,
    Пулеметная тачанка,
    Все четыре колеса.

Ответы на вопросы

Возможные ответы.

Предположения

Учащиеся делятся на мини-группы и работают с текстами, одновременно слушая запись песен.

Отвечают на вопросы.

  1. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.

Рефлексия

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

Учитель подводит итоги. Вместе с учащимися обсуждает, какую работу они проделали, понравился ли им урок, что нового они узнали, чему научились, также учащиеся сами оценивают свою работу.

Анализируют результаты работы

Список использованных источников:

  1. «Смело товарищи в ногу» (музыка народная, слова  Леонида Радина).
  2. «Красная армия всех сильней» (музыка Самуила Покрасса, слова Павла Григорьева).
  3. «Тачанка»  (музыка К. Листов, слова Михаил Рудерман).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...

Работа с историческим источником. 5 класс.

Подобные задания учат обучающихся работать с текстом: выделять главное, сопоставлять факты, отвечать на вопросы....

Атрибуция иллюстративного исторического источника

АтрАтрибуция иллюстративного исторического источникаибуция иллюстративного исторического истАтрибуция иллюстративного исторического источникаочника...