Формирование читательской грамотности на уроках истории
материал по истории (6 класс)
Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мединский В. Р., Торкунов А. В.История. История России, IX — начало XVI в. : 6-й класс : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. — Москва : Просвещение, 2025.
Вопросы и задания по учебному тексту
Великое переселение народов. Восточная Европа и Северная Азия в 1-м тыс. н. э.
1. Констатирующие вопросы по содержанию (3–5 вопросов)
- Когда учёные обычно датируют начало Великого переселения народов? Какие две основные версии существуют относительно первой волны переселения?
- Какие причины побуждали народы покидать обжитые территории в период Великого переселения? Перечислите не менее трёх причин.
- Какую роль в истории славян сыграло вторжение аваров в середине VI века? К каким последствиям оно привело?
- Какие три ветви славян сформировались в VII веке? Назовите географические пределы расселения славян в этот период.
- Что такое Аварский каганат? Когда он возник и почему распался?
2. Задания на локализацию информации по месту размещения (3–4 задания)
- Найдите в тексте абзац, где говорится о древних греческих городах-государствах на территории современного Крыма. Выпишите названия этих городов и укажите, какие из них сохранили свои исторические названия до наших дней.
- В каком фрагменте текста описывается клад, найденный в Надь-Сент-Миклоше? Укажите год находки, примерный возраст клада и общий вес золотых предметов.
- Найдите раздел, посвящённый Волжской Булгарии. Выпишите:
- название первой столицы государства;
- век, когда ислам стал официальной религией;
- три вида ремёсел, развитых в Волжской Булгарии.
- В каком абзаце рассказывается о финно-угорских племенах? Перечислите не менее пяти племён, упомянутых в этом фрагменте.
3. Задания на локализацию информации по смыслу (3–4 задания)
- В тексте упоминаются народы, говорившие на языках тюркской группы. Выпишите их названия и укажите, как они называли своих вождей.
- Найдите в тексте сведения о том, как славяне упоминались в трудах античных авторов. Какие три этнонима использовались для обозначения предков славян?
- В тексте говорится о двух государствах, возникших после распада Великой Болгарии. Назовите эти государства и укажите, куда откочевали их основатели.
- Найдите информацию о том, какие современные народы произошли от финно-угров. Выпишите не менее четырёх примеров.
4. Задания на локализацию информации по замыслу (3–4 задания)
- В тексте подчёркивается, что нашествие гуннов не стало для славян катастрофой, в отличие от вторжения аваров. Объясните, в чём заключалась разница в последствиях этих двух событий для славян. Опирайтесь на конкретные факты из текста.
- Автор текста отмечает, что Волжская Булгария находилась на пересечении важных торговых путей. Как это повлияло на развитие государства? Приведите не менее двух примеров из текста.
- В разделе «Подведём итоги» говорится, что в результате Великого переселения карта мира значительно изменилась. На основе текста приведите два примера исчезнувших государств и два примера новых государств, возникших в этот период.
- В тексте упоминается, что тюркская держава разделилась на две части в конце VI века. Как это событие повлияло на формирование народов Евразии? Сформулируйте краткий ответ (2–3 предложения), опираясь на информацию из текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории
Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "
quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».
Данные задания по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе
Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»
Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...
Формирование читательской грамотности на уроках истории
Статья содержит задания по читательской грамотности, которые можно использовать на уроках истории....