Формирование читательской грамотности на уроках истории
материал по истории (6 класс)

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  

Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мединский В. Р., Торкунов А. В.История. История России, IX — начало XVI в. : 6-й класс : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов. — Москва : Просвещение, 2025.

Вопросы и задания по учебному тексту

Великое переселение народов. Восточная Европа и Северная Азия в 1-м тыс. н. э.

1. Констатирующие вопросы по содержанию (3–5 вопросов)

  1. Когда учёные обычно датируют начало Великого переселения народов? Какие две основные версии существуют относительно первой волны переселения?
  2. Какие причины побуждали народы покидать обжитые территории в период Великого переселения? Перечислите не менее трёх причин.
  3. Какую роль в истории славян сыграло вторжение аваров в середине VI века? К каким последствиям оно привело?
  4. Какие три ветви славян сформировались в VII веке? Назовите географические пределы расселения славян в этот период.
  5. Что такое Аварский каганат? Когда он возник и почему распался?

2. Задания на локализацию информации по месту размещения (3–4 задания)

  1. Найдите в тексте абзац, где говорится о древних греческих городах-государствах на территории современного Крыма. Выпишите названия этих городов и укажите, какие из них сохранили свои исторические названия до наших дней.
  2. В каком фрагменте текста описывается клад, найденный в Надь-Сент-Миклоше? Укажите год находки, примерный возраст клада и общий вес золотых предметов.
  3. Найдите раздел, посвящённый Волжской Булгарии. Выпишите:
  • название первой столицы государства;
  • век, когда ислам стал официальной религией;
  • три вида ремёсел, развитых в Волжской Булгарии.
  1. В каком абзаце рассказывается о финно-угорских племенах? Перечислите не менее пяти племён, упомянутых в этом фрагменте.

3. Задания на локализацию информации по смыслу (3–4 задания)

  1. В тексте упоминаются народы, говорившие на языках тюркской группы. Выпишите их названия и укажите, как они называли своих вождей.
  2. Найдите в тексте сведения о том, как славяне упоминались в трудах античных авторов. Какие три этнонима использовались для обозначения предков славян?
  3. В тексте говорится о двух государствах, возникших после распада Великой Болгарии. Назовите эти государства и укажите, куда откочевали их основатели.
  4. Найдите информацию о том, какие современные народы произошли от финно-угров. Выпишите не менее четырёх примеров.

4. Задания на локализацию информации по замыслу (3–4 задания)

  1. В тексте подчёркивается, что нашествие гуннов не стало для славян катастрофой, в отличие от вторжения аваров. Объясните, в чём заключалась разница в последствиях этих двух событий для славян. Опирайтесь на конкретные факты из текста.
  2. Автор текста отмечает, что Волжская Булгария находилась на пересечении важных торговых путей. Как это повлияло на развитие государства? Приведите не менее двух примеров из текста.
  3. В разделе «Подведём итоги» говорится, что в результате Великого переселения карта мира значительно изменилась. На основе текста приведите два примера исчезнувших государств и два примера новых государств, возникших в этот период.
  4. В тексте упоминается, что тюркская держава разделилась на две части в конце VI века. Как это событие повлияло на формирование народов Евразии? Сформулируйте краткий ответ (2–3 предложения), опираясь на информацию из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "

quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе

Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»

Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Формирование читательской грамотности на уроках истории

Статья содержит задания по читательской грамотности, которые можно использовать на уроках истории....