Материал к уроку истории в 6 классе "Нашествие с востока"
учебно-методический материал по истории (6 класс)

Радченко Юлия Викторовна

Конспект урока, презентация и рабочий лист к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_uroka.docx11.95 КБ
Файл urok_istorii.docx19.82 КБ
Файл mongol.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока

«Нашествие с Востока»

  1. Монголо-татары

Образ жизни:________________________________________________

Занятия: ____________________________________________________

Глава монголо-татар - ________________

Темучин - …

  1. Битва на р.Калке :________________________
  2. Поход Батыя на Русь

Первый поход

Второй поход

Дата:

Города:

Дата:

Города:

 

4. Причина поражения Руси:

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

5. Нашествие монголо-татар на Русь можно сравнить с …



Предварительный просмотр:

Урок истории, 6 класс

Тема: Нашествие с Востока

Цель: сформировать представление о причинах победы монголо-татар, развивать умение анализировать, работать с картой, воспитание любви к родине,  стремление к взаимопомощи, неприязни к насилию.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, презентация Power Point .

Ход урока:

  1. Мотивация.

Ребята! Добрый день. Позвольте начать сегодняшний урок с прочтения басни Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».  Прослушайте басню и подумайте, чему она учит?

(чтение басни)

- итак, чему учит басня? (ответы детей)

-сегодня на уроке давайте так же дружно, как велел отец сыновьям ,будем работать, и узнавать новое. А еще подумайте в течение урока, и ответьте: как могла бы помочь эта басня русским князьям.

  1. Актуализация.

- летописец сообщает: О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская!”

Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!”

и горестно заключает: “И в те дни обрушилась беда на христиан”.(слайд 1)

- как вы думаете, какая беда обрушилась на русские земли?

-летописец отмечал: „Явились народы, которых как следует никто не знает, кто они, откуда пришли, каков язык их, какого они племени, какой веры, и зовут их – татары, а иные говорят – таумены,

- боролись ли ранее русские с кочевыми народами? Какими? С каким результатом?

-а кочевники, о которых пишет летописец смогли покорить Русь. Почему?   (предположения учащихся)

Это и будет главный вопрос нашего урока. (слайд 3)

- тема сегодняшнего урока «Нашествие с Востока» . Работаем с помощью рабочих листов, которые необходимо будет вклеить в тетрадь дома + д/з

- давайте вспомним, что представляла Русь накануне нашествия кочевников:

-какой период государственного развития переживала Русь? Чем он характеризуется?

-покажите на карте крупнейшие княжества удельной Руси

3. Изучение нового материала.

Итак у границ раздробленной Руси появился новый враг. Что же это был за народ? (слайды 8-11)

- в 1206 году монгольские племена обьединил Чингисхан (слайд 13)

Став  великим ханом Чингисхан создает великую армию (слайд 14-17)

Слайд 18. Походы Чингисхана

Слайд 19. Империя Чингисхана

Слайд 20. Первая встреча русских с монголо-татарами. Битва на р.Калка.

- чем закончилась битва? Давайте обратимся за ответом на этот вопрос к учебнику. Стр. 97, громкое чтение.  Вывод:  делают ученики.

Слайд 21. Завоевание Руси.

Батый – внук Чингисхана. Цель – завоевать себе земли, расширить свой улус.

1 поход Батыя (слайд 22-24)

Рязань. Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора –
Мехов, казны и серебра….
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Пришел рязанский князь тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
“Возьми дары, не тронь Рязань!”
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил.
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
“Коль хочешь мира русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!”
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен…

Жена князя Федора княгиня Евпраксия, узнав о гибели мужа и, отвергая рабью долю, вместе с сыном-младенцем бросилась вниз из окна высокого терема и оба насмерть разбились.

Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладеть с жестоким ханом.

С утра татары подошли близко к рязанским стенам, подтаскивая за собой лестницы. На стенах отчаянно защищались рязанские ратники, отбивая приступ. Им помогали женщины. Они выливали ведра кипящей воды на штурмующих, бросали камни и глыбы льда на всех, кто пытался взобраться по лестнице. Штурмы повторялись и днем и ночью в течение 5 суток.

Рязанцы упорно стояли на своих местах. Но ряды их уменьшались и некому было заменит павших.

Монголы, прячась за кожаные щиты, раскачивали бревна, со страшной силой ударяя ими в ворота. Дубовые доски трещали, отлетали щепки. С криками торжества ворвались в ворота татары и натолкнулись на толстую каменную стену, наглухо закрывающую вход. Ее сложили за дни штурма рязанские женщины, которым помогали дети.

Защитники города видели, что силы их слабеют, понимали, что конец близок. На шестой день осады, 21 декабря, татары поползли одновременно со всех сторон.

татары уже бежали по улицам, врывались в дома и рубили всех, старых и малых, никому не давая пощады. Они разбили церковные двери, вбежали внутрь храма, изрубили женщин и священников, подожгли здание.

К вечеру в Рязани в живых не осталось никого. Современник пишет: “Некому было стонать и плакать, некому скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – вместе лежали мертвые”. 

(Евпатий Коловрат – полулегендарный богатырь, боярин. Во время нашествия на рязанскую землю он был в отъезде. Вернувшись домой и став свидетелем страшного погрома, разорения и опустошения, учиненных монголами, Евпатий собрал дружину в 1700 человек и кинулся вдогонку врагу. Отряд Евпатия напал на орду Батыя. Храбро и яростно сражались воины князя, но силы были неравны. И сам Евпатий, и значительная часть его дружины погибли в этом сражении. Даже жестокий Батый не мог сдержать удивления и восхищения и приказал воздать погибшим русским героям воинские почести.)

Владимир. (слайд 23)

Не пошли к Новгороду. Почему? ( предположения учащихся)  (слайд 24)

Козельск (слайд 25) 25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску.

Козельск стоял на круче, омываемой двумя речками. Город надежно укрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной 25 метров. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на стенах и входных воротах.

Татары применили свою излюбленную хитрость. После очередного неудачного штурма они имитировали паническое бегство. Осажденные козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты. Ордынцы наконец ворвались в город и утопили в крови оставшихся там жителей.

6 дней продержалась под натиском татар Рязань,

5 дней – Москва,

10 дней – Владимир,

14 дней – Торжок,

а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!

Батый повелел, чтоб свой гнев показать
И страх по Руси всем навеять,
Разрушить Козельск и с землею сровнять,
То место, где был он, сохой запахать
И сорной травою засеять.
Исполнили волю владыки рабы,
С землей бедный город сровняли,
И городом злым за упорство борьбы
Козельск с той поры называли.
Какие чувства вызывает у вас история этого маленького города? Как вы относитесь к его жителям?

Второй поход Батыя. (слайд 26)

Батый в Европе (слайд 27) Как вы понимаете слова А.С. Пушкина?

- вернемся к началу урока, к басне и нашему главному вопросу: каковы же были причины поражения Руси? – (ответы детей) – слайд 29.

как могла бы помочь  басня  Л.Толстого русским князьям?

Рефлексия. С каким бы природным бедствием вы сравнили нашествие монголо-татар на Русь? Почему? (слайд 30)

Итог урока. ( оценки, благодарность за урок)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

“И в те дни обрушилась беда на христиан”. «О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!”

Слайд 3

почему монголо-татары победили русские княжества?

Слайд 4

Нашествие с Востока Урок истории 6 класс Д/з §10 + т.т. с.25 №9 С.27 №14 С.29 №2

Слайд 5

Монголо-татары

Слайд 6

Социальная структура

Слайд 7

Главное занятие – скотоводство Главное богатство – табуны коней, стада рогатого скота Постоянная борьба за пастбища С детства сидели в седле, владели оружием. МОНГОЛЫ

Слайд 8

ЮРТА

Слайд 9

КОЧЕВЬЕ МОНГОЛОВ

Слайд 10

1206 г. Объединение монголов Чингисханом.

Слайд 11

Темучин Родился в феврале 1155 году, на берегу реки Онона, в урочище Делюн-Болдох. В девять лет потерял отца Несколько лет провел в рабстве Считал что, счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, любуется слезами людей, им близких

Слайд 12

Организация монгольского войска

Слайд 13

Состав конного монгольского войска Легкая конница Тяжелая конница

Слайд 14

ВООРУЖЕНИЕ МОНГОЛОВ

Слайд 15

Тактика монголо-татар Глубокая разведка Умение осаждать крепости Использование таранов, штурмовых лестниц и камнеметных машин Использование зажигательной смеси, «свистящих» стрел

Слайд 16

Дата Направление Последствия 1206-1211 гг. Восточная Азия Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства 1211-1215 гг. Китай Захват Северного Китая. 1218 г. Корея Завоевание государства. 1219-1221 гг. Средняя Азия Завоевание Походы Чингисхана

Слайд 18

Битва на Калке - 31 мая 1223 г. Джебе-нойон Субэдэй-богатур хан Котян: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедши, возьмут». Мстислав Удалой Мстислав Романович Мстислав Святославович Даниил Романович

Слайд 19

Завоевание Руси Поход на Северо-Восточную Русь 1237-1238 гг. Поход на Южную Русь 1239-1240 гг.

Слайд 20

Первый удар нанесён по Рязанскому княжеству. 6 дней держались рязанцы. Город был взят монголо-татарами, разграблен и стёрт с лица земли .

Слайд 21

1238 г. – движение вверх по р. Оке во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение у г.Коломны, на границе Владимиро-Суздальской и Рязанской земель. Войско погибло. Сопротивление Москвы (во главе – Филипп Нянка). Москва сожжена, жители перебиты 4-7 февраля 1238 г. – осада Владимира. На четвертый день – через проломы в стенах ворвались в город. Княжеская семья укрылась – в Успенском соборе. Татары сожгли его вместе с людьми.

Слайд 22

погиб великий владимирский князь Юрий Всеволодович. 2 недели оборонялся Торжок.

Слайд 23

для восстановления потерь Приближение распутицы; Непригодность Новгородской земли для кочевого скотоводства; Нежелание разорять северные торговые пути.

Слайд 24

Местом сбора монгольских отрядов, шедших облавной цепью, был г. Козельск . 7 недель оборонялся город. Батый его назвал «злой город».

Слайд 26

Разорены: Польша, Венгрия, Чехия, Балканские страны. Дошли до границ Германской империи. НО постоянное сопротивление в тылу своих войск. Конец 1242 г. – ряд неудач в Венгрии и Чехии. Известие о смерти великого хана = повод для прекращения похода.

Слайд 27

«России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…» ( А.С..Пушкин ) «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…» ( А.С..Пушкин )

Слайд 28

Причины поражения Руси Политическая разобщенность Руси Отсутствие единства в военных действиях Великолепная организация монгольского войска

Слайд 29

ИТОГИ монголо-татарского нашествия - Сократилось население Руси. - Разрушено 49 (из 74)городов. - Гибель ремесленников привела к утрате профессий и ремесел. - Западная Европа была спасена от разгрома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю  Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....

Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.

Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их....

Материал к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Греки и критяне"

Папка содержит красочную презентацию к уроку, конспект урока, карты и рабочий лист с двумя заданиями. На первых слайдах презентации ученики могут проверить свои знания по истории изученных государств ...

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Разработка урока истории. Духовные ценности Древнего Востока

Урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Духовные ценности Древнего ВостокаИспользуемая педагогическая технология: технология уров...

Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)

Данные методические рекомендации направлены на  формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....