открытый урок
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Разработка урока по ИЗО

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека(итоговый урок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_itogovyy_dpiv_portfolio.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека (итоговый урок).

Тип урока. Урок – игра.                                                                                                                                              Цели и задачи.                                                                                                                               Образовательные: обобщать  изученный материал, определять степень усвоения выразительности форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, выступающих в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающих определенную реальность.                                                                              Развивающие:  развивать  интерес  к  декоративно – прикладному искусству, творческую фантазию, укреплять  межпредметные  связи (изобразительное искусство, литература, мировая  художественная культура, история).                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Воспитательные: воспитывать интереса к учебной деятельности, эстетический вкус, чувство патриотизма,  интерес  и любовь  к народному искусству                                                             Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, здоровье – сберегающие технологии.                                                                                                                                       Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический) и  исследовательский, метод обобщающих уроков.                                                                                                                Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, дидактические игры.

       Начиная с общего знакомства с различными видами декоративно – прикладного искусства, к концу обучения учащиеся легко ориентируются в многообразии промыслов, могу назвать их характерные особенности. В ходе восприятия декоративного искусства  и в процессе собственной практической деятельности,  дети учатся в первую очередь  обращать внимание на содержательный смысл  художественно – образного языка декоративного искусства, его условность, учатся связывать с теми явлениями в жизни общества, который порождает данный вид искусства.                                                                                      Данный урок включает в себя повторение уже полученных знаний. Ученики готовятся  к этому уроку дополнительно, т. е. самостоятельно находят необходимые сведения по народным промыслам. Проведение на заключительном уроке игры, позволяет в сжатой форме повторить большой объем пройденного материала.                                                             Оборудование: лучшие работы учащихся, таблицы.

Ход урока.                                                                                                                                                                            1.Организационный момент.                                                                                                                                                    Приветствие.                                                                                                                                                                  Учитель.   Ребята, мы познакомились с удивительным, особым миром – это мир декоративно – прикладного искусства. Теперь вы знаете, почему он называется декоративным и почему прикладным; каждый человек всю жизнь   окружен произведениями этого искусства, поэтому стоит его знать и понимать. Сегодня на уроке мы вспомним, что нового узнали, изучая декоративно – прикладное искусство, чему научились на уроках.                                                                                                                                                                  Учащиеся разбиваются на группы.

Интеллектуальная игра «Декоративно – прикладное искусство».                                                                     I.Тур.                                                                                                                                                                                                                  1.Расположите изделия декоративно – прикладного искусства в зависимости от времени их создания, начиная с самого древнего:                                                                                                                1).Китайская фарфоровая ваза, надглазурная роспись;                                                                                              2).Изделие из цветного стекла, гутная техника;                                                                                                      3).Краснофигурная амфора;                                                                                                                                           4).Гжельская майолика.                                                                                                                                               Ответ:                                                                                                                                                            3). 3).Древняя Греция, 5век до нашей эры;                                                                                                                     1).Китай, 16век;                                                                                                                                                                         4).Россия, 17век;                                                                                                                                                                  5).Европа, современное декоративное искусство.

2.Расположите, предложенные варианты одежды, в зависимости от времени ее ношения, в соответствии с художественным стилем конкретной эпохи, начиная с самого раннего:                 1).Гусарский мундир;                                                                                 2).Хитон;                                                                                                                                                                   3).Костюм стиля модерн;                                                                                   4).Рыцарские доспехи.                                                                                                                            Ответ:                                                                                                                    2).Древняя Греция;                                                                                                                                                      4).Европа, средние века;                                                                                                             1).Европа, 19 век;                                                                                                      3).Европа, начало 20 века.        

3.Расставьте конструктивные части русской избы в порядке их расположения сверху вниз:                   1).Конь -  охлупень;                                                                                                                                                  2).Цоколь;                                                                                                                                                                     3).Наличники;                                                                                                                                                                         4).Полотенца.                                                                                                                                                                Ответ: 1); 4); 3); 2).

4.Расположите народные праздники в порядке следования, начиная с января:                                                        1).Масленица;                                                                                                                                                                                        2).Крещение;                                                                                                                                                                                                       3).Пасха;                                                                                                                                                                                                 4).Иван Купала.                                                                                                                                                                                           Ответ: 2); 1); 3); 4).

Физкультминутка.

2.Тур.                                                                                                                                                                                     На 1 балл. Назовите народный праздник, на котором по традиции сжигается соломенное чучело.                                                                                                                                                                а) Масленица;                                     в) Святки;                                                               б Красная Горка;                               г) Крещение.                                                                                                    Что относится к произведениям декоративно – прикладного искусства?                               а) живопись;                                       в) игрушки;                                                                б) гравюры;                                       г) иллюстрации.                                                      

На 2 балла. На каких предметах народного быта нельзя увидеть изображения коня:               а) ковш;                                       в) лапти;                                                               б) игрушка;                                           г) сундук.                                                                                         Выбери декоративный элемент убранства избы.                                                               а) серьги;                                      в) наличник;                                                             б) воротник;                                            г) передник

На 3 балла. Какое животное изображено на гербе Москвы?                                                               а) конь;                                          в) лось;                                                                                           б) медведь;                                          г) волк                                                          Какому народному промыслу России соответствует роспись по металлу?                             а) Хохлома;                                    в) Филимоново;                                                    б) Жостово;                                    г) Полхов – Майдан                                            

На 4 балла. Нарядная женская фигура в Дымковском промысле называется:                     а) барыня;                                   в) девица – красавица;                                             б) сударыня;                                   г) матрешка.                                            Лопасть – это конструктивный элемент:                                                                               а) русской избы;                            в) прялки;                                                                                   б) народного костюма;                         г) гербового щита.                                                

На 5 баллов. Кокошник – это:                                                                                     а) предмет домашней утвари;                в) женский головной убор;                                     б) бревно, венчающее крышу избы;        г) элемент прялки.                                                                                                                                                                                      В гжельской росписи применяют особый мазок кистью, который называют:                                     а) мазок – дождик:                                в) мазок – лодочка;                                            б) мазок с растяжкой;                              г) мазок  с размывкой.                                                                                                        

На 6 баллов.  Назовите главный мотив хохломской росписи.                                                             а) стебелек;                                в) завиток;                                                         б) былинка;                                                г) травка.                                                                                         Передний угол избы, почетное место называется:                                                                      а) иконостас;                                в) гостевой;                                                                           б) красный;                                      г) светлый.                                                                                 На 7 баллов. Материал, который используют для своих игрушек  богородские мастера.                                   а) дерево;                                в) глина;                                                               б) ткань;                                г) береста.                                                         Бревно, венчающее крышу крестьянской избы, называют:                                                                а) причелина;                                в) конь – охлупень;                                                             б) фронтон;                                 г) полотенце.                                                               На 8 баллов. Предмет в русском народном костюме или изобразительный знак в русской вышивке, имеющий охранное значение:                                                                      а) талисман;                                в) амулет;                                                                        б) оберег;                                г) традиция.                                                                                                                                                                                                    Отличительный знак, символ рода, передаваемый по наследству:                                                    а) шпага;                                  в) герб;                                                                             б) перстень;                                  г) орден.                                                                      

На 9 баллов. Праздничный ковш с конской головой (предмет быта) называют:                                    а) кучер;                                в) конь;                                                                                б) скакун;                                г) конюх.                                                                                                             В переводе слово «Декор» означает:                                                                                                               а) орнамент;                                в) украшение;                                                    б) узор;                                      г) роспись.

На 10 баллов. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты:                                                                                                    а) утюг;                                в) лопасть;                                                            б) рубель;                                 г) бурак.                                                 Домашняя утварь для выколачивания мокрого белья:                                                                    а) валек;                                в) ендова;                                                                      б) черпак;                                г) доска.                                                        

На 11 баллов. Какой праздник на Руси связан с образом березки?                                 а) Покров;                                в) Святки;                                                                               б) Медовый Спас:                        г) Троица.                                                                                                                                                                                                                После,  какого праздника начинались посиделки?                                                                                а) Красная Горка;                        в) Крещение;                                                                          б) Илья – Пророк;                        г) Покров.                                                                                                                                                                                             На 12 баллов. Когда по народным поверьям следовало искать  одолень –  траву?                                                            а). На Ивана Купалу                            в). После сбора урожая                                                                                                                                                                                                                                                                  б). После Пасхи                                    г). После яблочного Спаса                                                                                         С какого праздника начинались хороводы?                                                          а) Пасха;                                в) Троица;                                                          б) Рождество;                              г) Красная Горка.                                                                   На 13 баллов. Цветное  окно, украшение средневековых соборов в Западной Европе:            а) мозаика;                                    в) стеклярус:                                                                                 б) панно;                                    г) витраж.                                                               Что не относится к понятию «керамика»?                                                                                 а) стекло;                                 в) фаянс;                                                                                       б) фарфор;                                  г) терракота.                                                        

На 14 баллов. Искусство росписи тканей называется:                                                 а) гобелен;                                      в) текстура;                                                          б) батик;                                      г) мануфактура.                                                                                                                                                               Художественно – тканый ковер для украшения стен:                                                                                  а) миниатюра;                        в) гобелен;                                                           б) панно;                                г) камея.                                                

На 15 баллов. С помощью какого инструмента строились деревянные сооружения на Руси:                                                                                                                                                                                а) пила;                                в) топор;                                                                            б) рубанок;                                г) долото.                                                                                                                                                                                                                          Какой материал в современном декоративном искусстве предполагает следующие приемы обработки:                                                                                                      а) стекло;                                в) стекло;                                                                    б) пластмасса;                        г) природный камень.                                                                

Итоги урока. Подведение итогов игры.                                                                                                             Учитель. Вот и закончилось наше путешествие  по волшебной стране декоративно – прикладного искусства. Вы познакомились с новыми понятиями, рассказывающими о многообразии и неповторимости окружающего нас мира, с образным языком декоративного искусства, с его выразительными возможностями.                                                  Можете ли вы утверждать, что все знаете об этом виде искусства! (Ответы учащихся).                                                              Конечно, нет. Пусть полученные вами знания откроют путь к познанию нового в мире искусства! Посещайте выставки и музеи, пополняйте свои впечатления созерцанием предметов изобразительного искусства.

Используемая литература.                                                                             1.Т.Б.Сапожникова,  О.А.Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». М. Педагогический университет «Первое сентября». 2007                                                                                                                                                   2.Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М «Просвещение». 2008.                                                                                                                                                  3.Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». М.: ПУ «Первое сентября» 2007.                                                                                                                                                                     4. История русской культуры. Книга для чтения. М.ООО Изд.  «РОСМЭН», 2003.                                                 5.Русская народная одежда. Автор и художник В. И Гордеева. М. Изобразительное искусство. 1974.                                                                                                                                                                                        6.Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Н.Соснина, И. Шагина. СПБ. 2006.                                                                                                                                                        

 

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...