Рабочая программа по ИЗО в 9 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Андрианова Ирина Кабировна

Данная рабочая программа по ИЗО для учащихся 9 класса предлагается для обучения по предмету "Искусство", составлена мной на основании программы под редакцией Б.М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_9klass.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Рассмотрено                                       «Согласовано»                                             «Утверждено»
  2.  на  заседании ШМО                      зам. директора по УР                                       приказ №
  3.  эстетического цикла                                                                                                От «           »________2011
  4.  Протокол №                                  ___________________                                    Директор МБОУ
  5. От «           »________2011
  6.  Руководитель ШМО:                           Осипова Л.П.                                                  ______________________  
  7.    ____________________                                                                                               Шарифуллина Э.Ю.
  8. Ермолаева Н.И.

  1. Рабочая программа
  2. по изобразительному искусству
  3. 9класс
  4. Андриановой Ирины Кабировны
  5. учителя  ИЗО
  6. второй квалификационной категории
  7.  МБОУ «Юлдузская средняя
  8. общеобразовательная школа»

                                             

   

2011-2012 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

 Цели   художественного образования:

 развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии  технической эволюции изобразительных средств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.                

  Художественная  деятельность  школьников  на  уроках находит  разнообразные  формы  выражения: изображение  на  плоскости  и  в  объеме  (рисование  с  натуры, по  памяти, по представлению),  декоративная  и  конструктивная  работа  восприятие явлений  действительности  и  произведений  искусства,  обсуждение работ  учащихся,  результатов  собственного  коллективного  творчества   и  индивидуальной  работы  на  уроках,  изучения художественного  наследия,  поисковая   работа  школьников  по  подбору иллюстративного  материала  к  изучаемым  темам,  прослушивание музыкальных  и  литературных  произведений  (народных,  классических, современных).

                    Развитие  художественного  восприятия  и  практическая деятельность  представлены  в   программе  в  их  содержательном  единстве.  Разнообразие  видов  практической  деятельности  подводит учащихся  к  пониманию  явлений  художественной  культуры,  изучение произведений  искусства  и  художественной   жизни  общества подкрепляется  практической  деятельностью  школьников.

          При  отборе  учебного  материала  принципиально  важное  значение  имеет  выявление  социально - нравственного,  эстетического содержания  разнообразных  художественных  явлений,  что прослеживается  как в  практической  работе,  так  и  при  восприятии  художественного  наследия.  Систематическое  освоение  художественного  наследия  помогает  школьникам  осознавать  искусство  как  духовную  летопись  человечества,  как  познание  человеком  правды  о  природе, обществе  и  о  человеческих  поисках  истины.  На  протяжении  этого  курса  обучения  школьники  знакомятся  с  выдающимися  произведениями  архитектуры, скульптуры,  живописи,  графики, декоративно - прикладного  искусства, изучают  классическое  и  народное  искусство  разных  стран  и  эпох.  Приобщение  к  искусству  начинается  в  начальной  школе, оно  постепенно  расширяется -  от  ближайшего  окружения  до  искусства  родного  народа,  искусства  народов  России, зарубежного  искусства

                 Принцип  введения  школьников  в  связи  искусства  с  жизнью  выражен  в  программе  в  темах,  которые  логически  связаны  между  собой  и  развивают  друг  друга.

               Тематическая  цельность  программы  помогает  обеспечить  прочные  эмоциональные  контакты  школьников  с  искусством,  приобщить  их  к  художественной  культуре.

               Художественные  знания, умения  и  навыки  являются  основным  средством  приобщения  к  художественной  культуре,  вводятся  в  широком  воспитательном  контексте.  Художественные  умения  и  навыки  группируются  вокруг  общих  проблем:  форма  и  пропорции,  пространство,  светотональность, цвет,  линия, объем, фактура  материала, ритм, композиция.  Эти  средства  художественной  выразительности  учащиеся  осваивают  на  протяжении  1-9 классов.

.Виды учебной деятельности:

Ученики данного класса, изучая программу прошлого учебного года по теме: «Архитектура и монументальные виды искусства», усвоили следующее:

  1. Могут анализировать произведения архитектуры; понимать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств их общее и специфику;
  2. Владеют понятием образного языка  конструктивных видов искусства; знают основные этапы развития и истории архитектуры;
  3. умеют моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;
  4. умеют работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

Ученики приобрели следующие навыки:

  1. владение формообразованием, объемом в дизайне и архитектуре;
  2. композиционного макетирования объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  3. создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
  4. использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля.

В целом класс справился с предложенной программой 8 класса. Готов  продолжить  программу 9 класса, по теме: «Синтез искусства».

При изучении каждой темы 15% времени отводится на региональный компонент образования. Учащиеся знакомятся с национальными особенностями Республики Татарстан. Предусмотрено изучение основных этапов формирования культурного наследия. Региональный компонент содержания обучения изобразительному искусству направлен на развитие у школьников способности к межкультурному взаимодействию, основанному на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и способствует полноценному личностному развитию и активному вовлечению учащихся в диалог культур.

В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды искусства и мировой художественной культуры.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
(базовый уровень)

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

-уметь анализировать произведения архитектуры;

-знать основные этапы развития и истории архитектуры;

-уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;

-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

-конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

-реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

-создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

-работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

-использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь,  карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки

- освоить элементарную азбуку фотографирования;

- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда;

- усвоить принципы киномонтажа  в создании художественного образа;

- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.

Учебно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

Класс – 9

Учитель – Андрианова Ирина Кабировна

Количество часов всего -  35; в неделю – 1 час

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего  образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по изобразительному искусству. Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО - Б.М. Неменского.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996


Учебно-тематическое планирование 9 класс.

«Синтез искусств»

п/п

 Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся, вид учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Синтетические искусства и изображение

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения.

Устные ответы

Знать представление о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии  технической эволюции изобразительных средств;

Книга искусствоведения, просмотр балетного спектакля др.

3.09.

2

Роль и место изображения в синтетических искусствах

1

Урок практической работы

Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов.

Вопросно-ответная работа

Усвоить сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах

Вещи и материалы, необходимые по теме этюда.

10.09.

3

Театр и экран-две грани изобразительной образности

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Начало работы над макетом спектакля

Вопросно-ответная работа

Знать материал о принципах художественной образности и специфике изображения в  экранных искусствах

Бумага, картон, клей, и др. материал.

17.09.

4

Сценография или театрально-декорационное искусство  - особый вид художественного творчества (нац.-рег. компонент «Театры РТ»)

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Создание эскиза декорации по мотивам фотографии или картины, изображающий интерьер или пейзаж. Театры г. Казани

тест

Усвоить сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах

Бумага, гуашь, ножницы, клей

24.09.

5

Изобразительные искусства актерского

перевоплощения:

костюм, грим и маска

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски

Устные ответы

Использование  выразительного языка при моделировании декораций театральных постановок

Бумага, гуашь, ножницы, клей

1.10.

6

Театр кукол

1

Урок практической работы

Создание эскиза кукольного спектакля, эскиз кукольного персонажа.

Самостоятельная работа

Уметь  анализировать театральное произведение, исходя из принципов художественности

Вещи и материалы, необходимые по теме этюда.

8.10.

7

2 четверть. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы.

Вопросно-ответная работа

Конструировать  основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию

Вещи и материалы, необходимые по теме этюда.

15.10.

8

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Обзор живописи, фотографии, экранных произведений

Устные ответы

Быть  готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео, копьютер

Видеофрагменты телерепортажей, компьютерное изображение.

22.10.

9

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства.

1

Урок практической работы

Изучение и освоение элементарных азов съемочного процесса

Вопросно-ответная работа

Освоить  элементарную азбуку фотографирования

Фотоаппарат

29.10.

10

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей, а так же отработка простейших приемов съемки статичных объектов с помощью камеры.

Самостоятельная работа

Усвоить материал о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах

Репродукции и слайды произведений живописи де Латура, Сурбарана, фотоработы фотографов

12.11.

11

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

1

Урок практической работы

Фотосъемка модели в различных ракурсах.

Устные ответы

Уметь  анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности

Репродукции и слайды произведений живописи Эль Греко, Рембранда, В.Серова, Тропинина и др.

19.11.

12

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. (нац.-рег. компонент «События из жизни РТ»)

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Поиск и подбор в «Мой фотоальбом» репортажных снимков: «День рождение Республики», «Этюды родного края»

Вопросно-ответная работа

Усвоить  принципы киномонтажа  в создании художественного образа;

Фотографии и снимки, слайды

26.11.

13

Азбука экранного искусства. Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Составление кинофразы, тренинг операторского умения снимать монтажно.

Фронтальный опрос

 Усвоить   принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда

Раскадровки и покадровые записи С Эзейнштейна, татарских режиссеров

3.12.

14

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка. (нац.-рег. компонент «Известные кинорежиссеры РТ»)

1

Урок практической работы

Работа над литературным сценарием на тему известной сказки Г.Тукая

Вопросно-ответная работа

Уметь  анализировать кинопроизведение, исходя из принципов художественности

Бумага, кисть, карандаши, краски, клей. ножницы

10.12.

15

Из истории кино. Киножанры.

1

Комбинированный; наглядный, словесный

Создание пейзажно-видового кинонаблюденияна свободно выбранную тему.

Устные ответы

Быть  готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.

Фрагменты фильмов, документальные ленты, видеозаписи.

17.12.

16

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

1

Урок обобщение и повторение

Сценарная запись и раскадровка фрагмента фильма или телевизионной передачи.

Устные ответы

Быть  готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.

Фрагменты кинопублицистики М. Рома и т.д.

24.12.

 Список методической литературы:

      1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...