Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Алтынник Антонина Николаевна

конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_5_klass_igrushki.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Автор: Учитель изобразительного искусства

Алтынник Антонина Николаевна

МОУ «Вейделевская СОШ»

2011- 2012 учебный год

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»

Цель и задачи: 

  1. Дать знания о традициях формы и росписи Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушек
  2. формировать навыки работы  художественной росписью;
  3. развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  4.  воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре;

Оборудование: 

  1. Презентация с изображением порядка изготовления игрушек.
  2. Таблицы с изображением орнаментов.
  3. Пластилиновые модели игрушек.
  4. Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Содержание  урока

Организационный момент

Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

 Объяснение нового материала

Тема нашего урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».

Мы сегодня будем знакомиться с разновидностями народных игрушек.  История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты дымковские (кировские), каргопольские и филимоновские игрушки.

 

Дымковская игрушка. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – дымка. Называют ее так по месту происхождения (слобода Дымково).

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

Филимоновская игрушка 

Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки. Кони, олени, барышни, петухи, бараны – всех не перечесть. Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи.

Карпогольская игрушка

Эта игрушка из Архангельской области, из Карпоголя.

Тематика Карпогольской игрушки заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Обратите внимание на узоры на этих игрушках.

   

 Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

 Беседа о приемах работы с пластилином

Игрушки, о которых мы говорили, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

Для производства Карпогольской и Дымковской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Игрушки лепят по частям. Отдельные части собирают и долепливают. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После просушки и обжига игрушки покрывают белилами, после чего наносят узоры.

В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их разглаживают пальцами, форма игрушки удлиняется.

Так как у нас на уроке пластилин, мы по таким же принципу будем лепить игрушки.

Основной кусок пластилина.  Из него формуем очертание будущей игрушки. Затем вытягиваем части тела. После этого их выгибаем нужным образом. Приемы работы рассмотреть на презентации.

После того как мы слепим форму игрушки, мы ее покроем белой гуашью, и затем как она высохнет, нанесем на нее роспись игрушки.

 Практическое выполнение задания

Учащиеся приступают к работе.

 Итог урока

Выставка детских работ.

Используемая литература

  1. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.
  2. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2004.
  3. Искусство-детям. Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Искусство-детям. Каргопольская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Искусство-детям. Филимоновская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс.  Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

конспект урока по изо"Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

Познакомить с историей , узорами и образами дымковской игрушки, развивать творческую и познавательную активность...

«Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»

Изобразительное искусство 5 класс            Тема: «Древние образы, единство формы и декора ...

Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3

В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...


 

Комментарии

Касаткина Лариса Николаевна

Спасибо! Очень содержательный и актуальный урок для развития наших детей.