«Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»
методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

 

Изобразительное искусство 5 класс

            Тема: «Древние образы, единство формы и декора

                                  в народных игрушках»

                               (по программе Б.М. Неменского)

Цели и задачи:

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи;
  • воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории;
  • развивать творческие способности;
  • совершенствовать  графические умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_izo_narodnye_igrushki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

г. Муром Владимирская область

МБОУ СОШ №13

Снисар Г.Д. учитель I категории

Изобразительное искусство 5 класс

            Тема: «Древние образы, единство формы и декора

                                  в народных игрушках»

                               (по программе Б.М. Неменского)

Цели и задачи:

  1. сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи;
  2. воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории;
  3. развивать творческие способности;
  4. совершенствовать  графические умения и навыки.

Оборудование:

  1. Т.Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования: Издательство «Просвещение»;
  2. Н.А. Горяева, О.В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (Школа Неменского): М., «Просвещение»;
  3. Изобразительное искусство 5 класс (Поурочные планы по программе Б.Н. Неменского: Волгоград, Издательство «Учитель»;
  4. зрительный ряд по теме;
  5. художественные материалы;
  6. ИКТ

 Тип урока: защита проекта

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение темы урока.
  4. Решение проблемы.
  5. Объяснение практической работы.
  6. Работа в группах над решением поставленной задачи.
  7. Подведение итогов.

                                                   Ход урока:

     - Здравствуйте ребята, садитесь.

     - Сегодня на уроке мы начинаем  работать над блоком  тем второй четверти, который называется «Связь времён в народном искусстве». И начнём первый урок со знакомства с народной игрушкой.

      С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего они сделаны? Где? Вот зайчик. Все фабричные зайчики похожи один на другой, не отличишь.

      Посмотрите на доску, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

      В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

     - Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская  игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. ( К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным)

      Чуть позже мы проверим, насколько  правильно сделана работа, а сейчас как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? Назовите тему сегодняшнего урока. (Варианты детей)

     - Тема сегодняшнего урока «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках». Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.

     Для этой работы мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание. Первая группа готовила проект о Дымковской игрушке, вторая группа – о Филимоновской, третья группа – о Каргопольской игрушке.

     И так начнём защиту проектов.

     Защита  проекта первой группы (сопровождается презентацией).

     

     1 ученик

     Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.

     Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город с этим же названием (ныне Киров), видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

      2 ученик

                Дымково

     Чем знаменито Дымково?

     Игрушкою своей.

     В ней нету цвета дымного,

     Что серости серей.

     В ней что-то есть от радуги,

     От капелек росы,

     В ней что-то есть от радости,

     Гремящей как басы.

     Она глядит не прянично,

     Ликующе и празднично,

     В ней молодость – изюминка,

     В ней удаль и размах.

     Синейте охра с суриком

     По всей земле в домах.

                                        В. Фафанов

     1 ученик

     Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

     Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

     Краски игрушки яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! ( На каждой игрушке могло быть до 10 – 12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

     Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

     В настоящее время в центре города Вятка (ныне Киров) работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

     Обобщение учителем

     - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке (самое главное ещё раз повторяется  учителем).

     Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. 

    Защита проекта второй группы (сопровождается презентацией).

     Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть. Образуют они весёлый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

     Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображающими людей и животных.

     Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.

     Жёлтый, красный, зелёный – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

     В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные сарафаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, своя поступь, свой голос.

     Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

Обобщение учителем

- Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке (самое главное ещё раз проговаривается учителем).

     А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила проект по Каргопольской игрушке.

     Защита проекта третьей группы (сопровождается презентацией).

     Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и близлежащих к нему деревень.

     Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.

     Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы.

     Тут и Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.

     В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

     А где мастера подглядывали узор для игрушки? Может, в поле, у полного зёрен колоса, у ёлки в лесу, у цветка на лугу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды…

     В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

     Обобщение учителем

     - Мы выслушали третью  группу, которая  рассказала нам о Каргопольской игрушке (самое главное ещё раз проговаривается учителем).

     Возвращаемся к началу урока.

     - Ребята, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

     - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части.

     Постановка задачи

     Класс разделён на три группы по 8 человек в каждой. Шесть учеников в  группе выполняют эскиз того промысла, проект по которому группа готовила. Желательно, чтобы игрушки в эскизах не повторялись, а два ученика готовят фон ватманского листа. Когда эскизы будут готовы, то они вырезаются, красиво располагаются на листе ватмана и приклеиваются.

     В конце урока все три коллективные работы вывешиваются на доске. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

     Во время практической  работы учащихся, учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает. Во время работы проходит гимнастика для глаз.

     Подведение итогов

     Работы всех групп вывешиваются на доске.

     - Ребята вам понравились работы?

     - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

     - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей  группе, почему?

     - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но  вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

     - Спасибо за работу. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс.  Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках

конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М. Неменского...

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

конспект урока по изо"Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

Познакомить с историей , узорами и образами дымковской игрушки, развивать творческую и познавательную активность...

Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3

В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...