Проект по ИЗО для 3 класса "Художник и зрелище"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

 

Учебный проект «Художник и зрелище»

 

Методическое представление

 

     Введение

     Методический паспорт учебного проекта

     Разработка учебного проекта «Художник и зрелище»

     Заключение

 

Введение

 

  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

  Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства не предусматривается программой Б. М. Неменского для общеобразовательной школы. Но я использую метод учебного проекта в обучении младших школьников. Обучение в начальной школе имеет свою специфику. Он в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития тех умений и навыков, которые закладываются с самого начала обучения.

  Самым сложным, на мой взгляд, моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Нужно сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. Кроме того, сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его воспитания.

  Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного времени.  

 

Методический паспорт учебного проекта

 

Предмет:изобразительное искусство

Класс: 3-й класс начальной школы.

Тип проекта: творческий.

Планируемый результат: ввести ребенка в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой составной частью зрелища, о деятельности художника в театре.

Цель:ввести ребенка в мир театра, дать ему представление о том, что   изобразительное искусство является необходимой составной частью зрелища,   выяснить роль художника в театре.

 

Задачи: 

            учебные-   выявить способности и умения учащихся работать

                                  самостоятельно и в команде, умение работать с

                                  дополнительной литературой, вести поиск нужной

                                  информации, выделять главную мысль;

                          

            воспитательные - воспитание у детей интереса к театральному искусству,

                                   культуре и традициям России;

            развивающие- развивать интерес к предмету, расширять кругозор, умение

                                   предъявить свою работу другим, развитие эстетического

                                    вкуса и творческих способностей.

Время работы над проектом: январь- февраль

Формы работы: урочно-внеурочная.

Режим работы: 8 учебных часов.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся к данной теме, самореализация, самомотивация от удовлетворения собственным трудом.

Информационно-техническое обеспечение: учащиеся использовали домашний и школьный компьютеры с доступом в Интернет, сканер, учебную и учебно-методическую литературу.

 

Разработка проекта

 

Актуализация проблемы

 Значимость обращения к этой теме вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает зрелище и праздники. Я не вправе отторгнуть от детской души, от детского восприятия это искусство, ибо оно постоянно влечет к себе детей и является у них самым популярным. Овладеть самыми элементарными представлениями о театре как искусстве невозможно за один - два урока. Решить эту проблему можно, применив метод проектного обучения.

 

Работа над проектом

   Работа над проектом состоит из  7 этапов

.

  • этап: подготовительный ( 1 урок, 15 мин.)

    На первом уроке учитель в доступной для этого возраста форме дает начальные представления о жанрово-видовом разнообразии зрелищных искусств. Урок сопровождается просмотром слайдов.

    Учащимся предлагается подготовить совместными усилиями презентацию по данной теме и организовать выставку работ. Для этого необходимо подобрать иллюстративный материал, стихотворения и загадки, рассказы о театрах нашей и зарубежных стран.

  Детям предлагается несколько тем для исследования:

- Что такое театр?

   История театрального искусства.

   Театры прошлого и настоящего.

- Театральные маски

   История создания маски.

   Разновидности масок.

- Образ театрального героя

   Театральные куклы и их разновидности.

    Процесс изготовления кукол.

    Костюм театрального персонажа.

- Декорации. Макет.

- Театральный занавес.

- Театральная афиша.

   По окончании работы учащиеся должны ответить на основополагающий вопрос:

   «Какова роль художника в театре?»

 

  • этап:организационный (1 урок, 30 мин.)

    Учащиеся разделились на группы, выбрали темы своего исследования, определили задачи и спланировали свою деятельность.

    Учитель обсуждает со школьниками возможные источники информации.

    Совместно с учениками обсуждаются критерии оценки качества проекта:

  • полнота  раскрытия темы;
  • ответ на основополагающий вопрос;
  • грамотность изложения, наличие иллюстраций;
  • самостоятельность выполнения;
  • степень активности каждого участника команды.

 

 

  • этап: поисково- исследовательский  (внеурочная деятельность)

Собирается и обсуждается информация по теме во внеурочное время

 ( факультативные занятия).

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся и консультирует их.

 

  • этап: Анализ и обобщение полученной информации

  (в течении шести уроков по 15 мин.)

В течении последующих пяти уроков каждая творческая группа представляет отчет о проделанной работе. Они сообщают краткую информацию по теме, сопровождают рассказ иллюстративным материалом. Учащимся предлагается выделить главные моменты в собранной информации.

 

  5 этап: оформление материала для презентации (внеурочная деятельность)

Учитель вместе с учениками, во внеурочное время, составляют презентацию из накопленного материала.

 

  6 этап: защита проекта и выставка рисунков учащихся(8-й урок)

На заключительном уроке результаты представляются на обсуждение всего класса.

 

  • этап:рефлексия ( 8-й урок)

Участники проекта делятся мнениями. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.

 

                                             Заключение

 

   Практика показала, что метод проектов применим на уроках ИЗО. Уроки ИЗО неразрывно связаны с процессом творчества. Учебный проект можно назвать творческим потому, что он требует от учащихся творческого подхода. В процессе  работы дети получают удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon hudozhnik_i_zrelishche_pptminimizer.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какой тусклый и однообразный был бы мир, не будь художника! Он создает в нашей жизни праздник, веселое красочное зрелище. И где бы ты ни был – в цирке или на концерте, в театре, тебя встречает его веселое и высокое искусство! Художник и зрелище

Слайд 2

Знаете ли вы виды зрелищных искусств?

Слайд 3

Виды зрелищных искусств: театр, кино, телевидение, цирк, балет, драма, опера.

Слайд 4

Тема проекта Художник и театр

Слайд 5

По окончанию работы вы должны будете ответить на основополагающий вопрос: Какова роль художника в театре ?

Слайд 6

Темы сообщений Что такое театр? История театрального искусства. Театры прошлого и настоящего. Образ театрального героя. Театральные куклы их разновидности. Процесс изготовления кукол. Костюм театрального персонажа. Театральные маски. История создания масок. Разновидности масок.

Слайд 7

Декорации. Макеты. Театральный занавес. Театральная афиша

Слайд 8

Этапы работы Подготовительный ( 1 урок 15 мин.) Организационный ( 1 урок 30 мин.) Поисково-исследовательский ( внеурочная деятельность) Анализ и обобщение полученной информации ( в течении пяти уроков по 15 мин.) Оформление материала для презентации ( внеурочная деятельность) Защита проекта и выставка рисунков, поделок учащихся ( 7-й урок ) Рефлексия ( 7-й урок)

Слайд 9

Художник и театр

Слайд 10

Театр – место зрелищ, вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие. Театры бывают: кукольные, оперные, драматические, балет, театр теней.

Слайд 11

Театр – это царство игры и фантазии, прекрасный мир театрального чуда.

Слайд 12

Уроки истории В Эпоху античной Греции существовал лишь один вид театра, истоком которого служило народное празднество в честь бога плодородия Диониса. Театр в Помпеях

Слайд 13

Колизей ( амфитеатр Флавиев ) Его считают вершиной римской архитектуры. Построен он был в 75-80 г.г. н.э. Он рассчитан на 50000 зрителей. Длина по окружности – свыше 520 м, высота – 48,5 м. На арену можно было одновременно выпускать 3000 гладиаторов. «… Какое другое место видело столь огромное сборище людей и такие торжества!» Стендаль

Слайд 14

Уроки истории Внутренний вид Колизея. Древний Рим II в. до н. э.

Слайд 15

Уроки истории Театр в Эпидавре Весной 1881 года, через шесть лет упорной работы, археолог Панагис Кавадиас извлек из-под земли поразительный по красоте и почти полностью сохранившийся театр. Его примерно в 330 году до н. э. построил Поликлет. Театр, надежно укрытый 6-метровым слоем почвы, полностью сохранился. Он вмещал 6000 зрителей. Во II веке до н. э. вверху был добавлен 21 ряд, и число зрительских мест составило 13000. Театр состоял из орхестры , круглой площадки для танцев и выступления хора. Посреди орхестры стоял алтарь. Позади располагалась скена ( помещение для переодевания актеров и хранения реквизита).

Слайд 16

Уроки истории Комедия масок – вид итальянского театра, сочетавший в себе черты веселого карнавала и народного представления. Разыгрывали такие спектакли бродячие актеры.

Слайд 17

Уроки истории Современные театры Сиднейский оперный театр Городской театр. Вена.

Слайд 18

Образ театрального героя Самый любимый театр у детей – кукольный театр. Актеры там – куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться.

Слайд 19

У Петрушки на голове был колпачок с кисточкой . Кукол такие артисты делали сами: головку и ручки вырезали из дерева или шили из тряпок, раскрашивали, придумывали костюмы. В давние времена по городам и селам нашей страны во времена народных праздников и гуляний выступали « петрушечники». Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали веселые куплеты. Главным героем этих представлений был Петрушка.

Слайд 20

Театральные куклы Театральная кукла – своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Сказку, басню можно сыграть при помощи кукол.

Слайд 21

Разновидности кукол Бывают куклы, которые надевают на руку. Таких кукол называют перчаточными, ими управляет один человек.

Слайд 22

Тростевые куклы Это куклы огромных размеров, которые на руку не наденешь. Ими управляют несколько человек сразу: один ноги переставляет, другой головой кивает, а третий руками машет.

Слайд 23

Куклы - марионетки Куклы, которые приводятся в движение за нити, прикрепленные к различным частям тела называются марионетками.

Слайд 24

Удивительные артисты! Они одеваются на пальцы.

Слайд 25

Куклы театра теней За кулисами театра теней

Слайд 26

Практическая работа Выполнить эскиз кукольного персонажа. Работа выполняется на белой бумаге размером ¼ ватманского листа гуашью.

Слайд 27

Варианты выполнения задания

Слайд 28

Театр кукол. Над созданием куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу, потом делают из какого-нибудь материала голову, руки, ноги, одежду.

Слайд 29

Голова куклы Голову куклы можно вылепить из пластилина, раскрасить гуашью. Главное, не забыть сделать заметными глаза! У куклы их делают крупными и выразительными. Начни лепку с главного объема – головы. Она имеет форму шара. Шея – цилиндр, необходимо найти соответствие величины головы и шеи. Определи величину частей лица Работу веди методом вытягивания, обрати внимание на проработку фактуры изображения: лицо – гладкое, волосы – объемные, пушистые.

Слайд 30

Папье- маше материалы и инструменты: пластилин, рыхлая , тонкая бумага или газета, клейстер, мыльный раствор, грунтовка( ПВА с белой гуашью)

Слайд 31

Практическая работа Вылепить из пластилина голову куклы . Головку можно лепить из цветного или одноцветного пластилина с последующей грунтовкой и росписью гуашью. Украшением самыми разными материалами.

Слайд 32

Костюм театрального персонажа Создание костюмов – это древнейшая работа художника в театре. Прежде чем куклу начать лепить, шить и раскрашивать ее нужно нарисовать, выполнить эскиз костюма красками.

Слайд 33

Можно изготовить костюм, использовав различные материалы: бумагу, ткань, мех, нитки, украсить тесьмой, пуговицами, бусинами, цепочками.

Слайд 34

Практическая работа Изготовь костюм для своей куклы

Слайд 35

Театральные маски В эпоху античной Греции на открытой площадке играло всего два-три актера, и они на глазах у зрителей должны были перевоплощаться в многочисленных персонажей действия. Люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске.

Слайд 36

Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее куклы. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

Слайд 37

Маски бывают самые разные. Они выражают характер персонажа. Маски могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.

Слайд 38

Маски бывают плоские и объемные. Самые простые маски делают из плотной бумаги или картона. Носы и брови можно нарисовать или приклеить. Украсить ее можно самыми разными материалами, а для причесок, усов и бороды используют мех, веревки, нитки и ли мочало.

Слайд 39

Объемная пластическая техника Маски из папье- маше

Слайд 40

Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Ее разрисовывают, украшают узорами, лентами.

Слайд 41

Здесь ты видишь примеры разных масок, которые можно сделать самому. Задание Сконструируй выразительную острохарактерную маску.

Слайд 42

Театр на столе Все на сцене, весь мир вокруг героев спектакля – и дворец короля, и лачуг дровосека и дремучий лес или море – нарисованные или сделанные декорации. Но мы соглашаемся верить. В эту игру вовлекает нас художник.

Слайд 43

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере « Снегурочка»

Слайд 44

Декорации к сказкам

Слайд 45

Прежде, чем все декорации начнут делать в больших размерах, художник сочиняет их небольшими: рисует, клеит, лепит. Он делает свой маленький театр. Театр на столе, который называется макет.

Слайд 46

Макеты. Детские работы.

Слайд 49

Твой театр на столе Задание Сделай свой театр на столе. Используй для макета коробку.

Слайд 50

Театральный занавес В театре занавес играет важную роль. Художник создает его специально для данной сказки. Он как бы вводит зрителя в атмосферу предстоящего зрелища.

Слайд 51

Задание Создай эскиз занавеса для сказки. Работу выполняй гуашевыми красками на листах цветной бумаги.

Слайд 52

Афиша Как в старину зазывалы, зовут нас наперебой на улицах города в цирк, театр афиши. Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции. Главная задача афиши – дать общее, целостное представление обо всем спектакле, сообщить название, привлечь и заинтересовать зрителя.

Слайд 53

В любой афише, кроме изображения, есть текст. Текст и рисунок должны быть видны издалека. Изображение должно быть яркое, броское, а текст кратким и ясным . Афиши наклеиваются на рекламные щиты или тумбы.

Слайд 54

Но сегодня реклама, чтобы привлечь к себе внимание, стала переходить на стены домов, на автобусы и трамваи, в вагоны метро.

Слайд 55

Основополагающий вопрос: Какова роль художника в театре?

Слайд 56

Роль художника в театре: создание театрального макета, масок, декораций, грима, костюмов, причесок, подбор реквизита, бутафории.