Восприятие цвета в развитии художественно – творческих способностей учащихся .
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности учащихся является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет это важное средство эмоционально- эстетической, художественно-образной выразительности.Успешное художественное развитие ребенка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, художественного восприятия цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Горького»

городского округа город Фролово  

Реферат

Восприятие цвета в развитии

художественно – творческих способностей учащихся

(теория обобщения опыта).

Выполнила:

учитель изобразительного искусства

Андреева Елена Павловна.

Фролово 2012 г.

Содержание

1 Ведение.

2. Цвет, восприятие, искусство.

3. Методические и практические основы изучения цвета.

3.1 Особенности творчества детей среднего школьного возраста.

3.2 Изучение выразительных средств живописи на уроках

изобразительного искусства в 5-6 классах.

4. Заключение.

5. Литература.            

Введение

Преподавателю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет. Причём в большей степени и чаще педагоги испытывают затруднения именно по вопросам цветоведения. Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним – это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства.                                                                                                                            Целью данной работы является попытка обобщить, систематизировать накопленный методический опыт, материал по вопросу развития способностей цветовосприятия у  детей, изучить воздействие и влияние его на их развитие. В свою очередь это попытка осмыслить то, как можно решать вопросы по обучению детей основам цветоведения, опираясь на программу Б.М.Неменского.      

 Достижение этой цели возможно через решение задач:

- учить детей уходить от цветовых стереотипов при изображении предметов в творческих работах;

- учить механическому смешению красок для получения сложных цветов;

- учить анализировать живописные произведения с точки зрения его колорита;

 развивать навыки работы акварельными, гуашевыми красками;

- развивать эмоционально-чувственное  восприятие цвета

- воспитание эстетического вкуса.

 

В школе учатся дети с разным уровнем подготовки, с разными способностями. При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие цвета. Они начинают понимать красоту красок. И, чем глубже и разнообразнее знания – тем шире возможности творческих способностей.

Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение ее цвета с окружающей природой, предметами, получение оттенков, смешение красок для получения нового цвета – во всех этих процессах много новых ощущений.

                                                                    

ЦВЕТ, ВОСПРИЯТИЕ, ИСКУССТВО.

Понятие «цветовосприятие» трактуется как восприятие цвета, то есть сложный процесс, обусловленный физическими и психическими стимулами.

Чувство цвета – выражение художественной культуры народа. Однако восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин. И все же можно найти много общего в восприятии цвета различными людьми.

Цветом можно мыслить и конструировать. Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, эмоциональное состояние.

Одно слово «цвет» определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства. Необходимый цвет для живописи обычно получают смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит.

На протяжении веков люди по разному воспринимали цвета.

Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала научились различать более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения.

В общем можно сказать, что восприятие мира было более живописным на Севере, где большая влажность атмосферного воздуха дает мягкие переходы цветовых тонов, и художники вынуждены были внимательнее вглядываться в богатейшую игру оттенков неба, земли, моря, далей. Это постепенно привело к  рождению колористической живописи. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух (пленэр). Это  развило их восприятие цвета.

Оказывается, развитию цветового восприятия у людей помогает сама природа. Сочетание цветов в природе, ее единство и гармония помогают художнику искать пути воспроизведения цвета природных явлений, предметов красками. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий. А возбуждающее -  пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Одним из первых исследователей цвета был И.Гёте. Как поэт он смог глубоко прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.  И.Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекло зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, бодрящий. Желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый; оранжевый цвет – радостный,  пламенный,  добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение. А вот синий цвет характеризуется как серьезный, печальный, тоскливый, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.

Действие цвета обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета в связи с предшествующей практикой человека. Единой системы символического значения цветов никогда не существовало,  однако за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем. С давних пор люди придавали цвету особое значение. Это можно заметить на примере изделий декоративно прикладного искусства любого народа, изделий народных промыслов, которые имеют свои глубинные корни. Так  происходит формирование представлений детей об использовании цвета на уроках в пятом классе. Например, красный цвет на Руси считался самым красивым цветом. Выражение «красная девица» значило, что она очень красива, пригожая. В русском народном костюме красный сарафан или красная рубаха считались особенным нарядом. Ярко выделялись костюмы красного цвета на фоне зелени полей и лесов, которыми так богата русская природа.

Восприятие цвета во многом зависит от освещения. Если в рисунке пространство  мы передаем с помощью линейной перспективы, то в живописи в этом случае не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений.

Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Очевидно, что  чем  определеннее набор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце, и т.д.), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦВЕТА КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

1  ОСОБЕННОСТИ  ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       

На втором этапе школьного обучения мы имеем дело с детьми 11-13 лет. Это дети младшего подросткового возраста. В сознании детей данной возрастной группы происходят заметные изменения. Учащиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды с взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах и т. д.

      В связи с этим меняется и принцип приобщения школьников к творчеству, связям его с жизнью. На этом этапе обучения знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, но становятся этапом постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом.

      Ребёнок данного возраста стремится стать самостоятельной личностью, и в силу этого откликается на отрицание опытов отцов и включение в ищущие новый смысл существования различные мистические группы.

      Потребность поиска духовного смысла существования естественна. Однако это является и плюсом и минусом подросткового возраста. Поэтому высокая человеческая культура должна идти к подростку не как догма, но как вечный поиск сути жизни, вечная борьба высокого и низкого, человеческого и бесчеловечного.

      Общение ребёнка с взрослыми, со всем внешним миром, служит для него основой для формирования у него новых нервных связей и образований, которые постепенно совершенствуются и усложняются, определяя всё поведение ребёнка.

      Глубокие знания об окружающей действительности школьник получает благодаря восприятию. Особенностью восприятия детей среднего возраста является малая детализированность. Это объясняется ограниченностью детского опыта, недостаточностью систем временных связей, образовавшихся в жизненном опыте ребёнка, и обуславливаются уровнем, содержанием воспитания и обучения. Так, если в процессе рисования чучела птицы предварительно показать части птицы и проанализировать их форму и объяснить, как они соединяются (исследования Е. И. Игнатьева, Н. П. Саккулиной),  восприятие становится значительно более полным и насыщенным по сравнению с восприятием детей этого же возраста, рисование которых не сопровождалось таким подробным анализом натуры.  

      У учеников среднего звена интенсивно развивается словесно логическая память. Интенсивное развитие словесно-логической памяти у подростков определённым образом влияет на развитие образной памяти. Иметь развитую зрительную память важно для умения изображать по представлению.

      Мышление школьников средних классов отличается стремлением к выяснению причин явлений реального мира. У учащихся формируется умение обосновывать свои суждения, логически раскрывать свои умозаключения, делать обобщения, выводы. Продолжает развиваться самостоятельность мышления, умение самому решать те или иные задачи в новых ситуациях, используя старые знания и имеющийся опыт. Растёт критичность ума, учащиеся критически подходят к доказательствам, явлениям, своим и чужим поступкам. И на этой основе могут найти ошибки, определить своё поведение товарища с морально-этической стороны. Самостоятельность, критичность, активность мысли ведут к творческому проявлению мысли.

      Указанные особенности умственной деятельности школьников развиваются постепенно и находят более яркое выражение лишь к концу обучения в школе. Но наблюдаются отдельные срывы в последовательном развитии мышления учащихся; эти срывы отражают сложность формирования мышления, которое является высшим отражательным процессом. Общая линия развития мышления школьника – это ряд этапов перехода количества в качество, неуклонное повышение уровня содержания мышления.

      Яркой особенностью художественного мышления является его ассоциативность. Ассоциации по контрасту, по сходству и по смежности постоянно присутствуют в художественной мыслительной деятельности на всех этапах творческого процесса. С богатством и разнообразием ассоциаций выразительней и интересней художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе.

       Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека имеет воображение. Развитие его на уроках у школьников – важнейшая задача. Любой продукт воображения основан на реальных фактах, наблюдениях. Чем больший запас наблюдений, тем больше есть возможностей его использования в деятельности воображения.

      Отсутствие, по какой либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестаёт заниматься рисованием, если он не получает своевременно необходимые знания и умения. Нередко можно наблюдать, как школьник 5-6-х классов начинает «не любить» рисовать потому, что возросший уровень требований к своему рисунку не может быть удовлетворён из - за недостатка знаний и умений в области изобразительной грамоты, из-за неумения владеть техническими приёмами рисования. Решающим условием успешного развития творческого воображения у школьников на уроках изобразительного искусства является специально организованное обучение рисования на темы, в основе которого лежит обучение языку изобразительного искусства.

       Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятия является одной из основных проблем методики обучения школьников изобразительному искусству. Объективной основой для художественной деятельности служит окружающая действительность.

      Создание художественного образа предполагает  передачу содержания в яркой, эмоциональной форме. Поэтому восприятие жизни художником должно объединять познавательную и эмоциональную стороны.

      Восприятие действительности не является пассивным актом, простым зеркальным отражением внешних черт воспринимаемых объектов. Правдивость искусства зависит от умения художника правильно отобразить, объяснить явления жизни так, чтобы они были правильно поняты зрителями, вызывали те же чувства, то же отношение, которое испытывал художник: в этом заключается общественная ценность произведений изобразительного искусства.

      Отношение к чему-либо всегда характеризуется эмоциональным состоянием. Мастерство художника будет заключаться в том, чтобы благодаря многогранному использованию изобразительных средств созданный образ волновал, воспитывал зрителей.

      Таким образом, творческая работа художника предполагает достаточно большого запаса жизненных впечатлений. Высокая культура восприятия делает его творчество убедительным.

      Детское изобразительное творчество также базируется на культуре восприятия. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует восприятию чувств, и формированию понятий.

      Опыт школьников недостаточно велик. Неумением видеть объясняются многие ошибки в детских рисунках.

Их опыт постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на уроках изобразительного искусства, экскурсиях, при восприятии телепередач, просмотре видеофильмов. Эти восприятия могут быть связаны с задачами последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы учитель рисования учитывал их на занятиях по всем видам изобразительной деятельности. Накопленные впечатления являются широкой базой для проведения творческих занятий по изобразительному искусству.

      В творческих работах школьников среднего возраста повышается критическое отношение к своей работе, их часто не удовлетворяет отсутствие сходства изображения с изображаемым объектом. Это требует детального изучения изображаемого как до урока, так и в ходе его.

      Изобразительная деятельность школьников способствует одновременному развитию у них абстрактного мышления и конкретных, чувственных переживаний. В процессе рисования ребёнок выделяет из целостного зрительного образа пропорции, цвет, силуэт, линию как общие и постоянные характеристики зрительно воспринимаемой им действительности и как координаты для сравнения конкретных предметов с их изображением.

      У подростков очень велика потребность в целостном отражении мира. Повествовательность изображения характерна для них. В то же время старые, знакомые формы изображения, которыми они пользовались раньше, их не удовлетворяют, а к более развитому изображению при существующем отношении к изобразительному искусству в школах они не подготовлены. К этому необходимо добавить, что у подростков теряются те предпосылки (активность непосредственных впечатлений, большая подвижность ассоциаций, доверие к своим возможностям), которые помогают успешно развивать элементарные умения у детей в младшем возрасте. Более сложные требования к изображению, критическое отношение к своему рисунку порождает у подростка неуверенность в своих возможностях, инертность, а часто и полный отказ от работы. Вместе с тем неоднократно приходилось наблюдать, что правильно поданное учителем задание, своевременная помощь ученику, указавшая ему путь к убедительному изображению, в корне изменила отношение подростка не только к выполняемому им заданию, но и к последующим.

      Рассмотрение явлений окружающей жизни под новым для учащихся углом, когда даже обыденное становится романтичным, помогает более острому и эмоциональному восприятию её в целом, систематическому овладению более сложными средствами изображения.

      Предпочитая большие темы, сюжет и повествовательность, учащиеся способны решать и вспомогательные задачи, подводящие их к овладению изображением.

      Процесс рисования подростка – это овладение законами изображения, выработанными человечеством, овладение предшествующим опытом отражения знаний, представлений, чувств, овладение особой формой общения между людьми. В освоении подростком специфического языка изобразительного искусства школа опирается на внутреннюю потребность подростка, о которой говорилось выше. Таким образом, в изобразительной деятельности школьников, в переходе от младшего школьного возраста к среднему происходят большие изменения, хотя в том и другом возрасте основным содержанием остаётся действительность, её изображение.

      В средней школе наряду с совершенствованием зрительного восприятия, умения видеть и чувствовать фактические отношения предметов в качестве важной задачи выступает изучение динамичности и нашего зрения (всё непостоянно, всё изменяется и в то же время эти изменения постоянны и закономерны).

      Зрение человека  всё время имеет дело с постоянными и видимыми величинами, локальными и временными. Уметь передавать их связи, гармонию трудно, нок этому подросток стремится.

      Восприятие подростка, направленное на решение задач изображения, заставляет его видеть действительность острее, активнее сопоставлять, сравнивать между собой предметы, раскрывать новые, ранее не знакомые у них стороны, давать им эстетическую оценку.

      На занятиях рисованием учащиеся должны приобрести также знания, умения и навыки, которые помогли бы им видеть и чувствовать окружающую среду полнее и богаче. Эти умения и навыки помогут им передавать на плоскости общее представление о предмете, виде местности, а также их отношение к изображаемому, когда в рисунке возникает художественно-образное отражение мира.  

2   ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5-6  КЛАССЕ.

 При определении содержания и методов преподавания в 5-6 классе учитываются педагогические и психологические особенности возраста: поиск положительного нравственного идеала; решение сферы эмоциональных переживаний; развитие понятийного мышления; по существу взрослые параметры восприятия пространства и окружающей действительности. Перечисленные особенности объясняются выбором изучаемых видов искусства: изобразительные виды искусства помогают детям разобраться в вопросах, которые возникают перед ними в этом возрасте: вместе с тем уровень развития художественного мышления подростка позволяет ему приобщаться к пониманию художественно-образных возможностей каждого вида изобразительного искусства, материалов, применяемых в процессе творчества.

      Большое эстетико-воспитательное значение в этом возрасте приобретают монографические уроки. Желательно, чтобы эти уроки не превращались в обзоры жизни и творчества художника, подготовленные учителем. К ним следует заранее готовить учащихся класса. Особое внимание и на этих уроках следует сосредоточить на одном важнейшем произведении мастера (или на одной линии творчества). Следует вести ребёнка в глубь понимания искусства, тогда в отношении к собственной деятельности будет приобретать серьёзный творческий характер. Владение основными средствами художественного языка на этом этапе закрепляется и доводится до определённого уровня изобразительной грамоты, а также способности понимать и выражать оттенки художественных эмоций.

      Жанрам изобразительного искусства уделяется определённое время, в течение которого анализируются теоретически и практически язык, возможности, образная природа данного вида искусства, а так же его связь с жизнью общества и человека, его специфическая роль в удовлетворении общественных и личных потребностей.

      В задачу этого года обучения входит систематизация и сознательное усвоение художественно-образных закономерностей изобразительных видов искусства. Процесс познания происходит посредством художественной личной деятельности и изучения искусства. Беседы об искусстве занимают как самостоятельное, так и совмещённое с практической частью место. Начиная изучение видов искусства с изобразительной группы, необходимо иметь в виду особые возможности и особые трудности в процессе обучения. В пятом классе подростки по возрастным психологическим особенностям ещё «открыты» для наивной изобразительной деятельности, критическое восприятие своей работы с позиций профессиональных только начинает формироваться.

      Фантазия ещё не подавлена «боязнью» сделать неумело. И в то же время всё острее рождается желание овладеть этим умением.

      Это желание при отсутствии боязни рождает возможность активного формирования элементарных изобразительных навыков. Именно с этой целью на многие задания планируется несколько уроков, вводятся профессиональные элементы языка и делаются упражнения на овладение ими. Однако программа ставит целью по возможности нигде не отрывать навыки изображения от образовательно-выразительной задачи. Навыки ради выражения отношения, состояния, настроения – так должно строиться каждое практическое задание.

      Полученные за этот год навыки постепенно закрепляются в последующих классах.

      От урока к уроку, от блока к блоку постепенно развивается и усложняется понимание детьми социальной функции изобразительного искусства. Однако педагогу следует иметь в виду, что всю содержательную многосложность произведений станкового искусства дети не могут осознать. Это возможно лишь, начиная с 9-10 классов, когда человек мыслит уже как взрослый, сознанием входит в мир взрослых социальных проблем.

       В процессе изучения изобразительных видов искусства обогащается и усложняется понятийное мышление подростков. Учащиеся изучают такие сложные понятия, как художественный образ, идеал (общественный  эстетический), прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, символическое значение изображённого. Это позволяет вывести подростков 5-6 класса на качественно новую ступень в осмыслении искусства и собственной изобразительной деятельности, сделать искусство и  окружающую действительность предметом постоянного осмысления, в связи с собственным и усложняющимися переживаниями окружающего мира и своего будущего места в нашем обществе.

Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение ее цвета с окружающей природой, предметами, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения  нового цвета – во всех этих процессах много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели.

Развивать восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая ребенка произведениями живописи, народного и декоративно- прикладного искусства, предметами быта, над которыми успешно трудились дизайнеры.

Выполнение специальных упражнений и творческих заданий по цветоведению очень помогают  развивать чувство цвета.

Знание рассмотренных закономерностей ощущения цвета приобретает в педагогической практике учителя изобразительного искусства важное значение. Это объясняется множеством причин. Во-первых, одной из основных задач, поставленных перед уроками изобразительного искусства, является развитие у школьников цветоразличия, раскрытие им (в доступной форме) законов цветоведения, основанных на закономерностях ощущения цвета.

Занятия по изучению живописи направлены на развитие восприятия цветовой гармонии и основаны на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками, цветными карандашами или пастелью.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности.

Методы и приемы к достижению успеха в педагогической деятельности:

- диалогичность;

-деятельно – творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление учащемуся необходимого пространства творчества.

Но следует помнить об особенностях среднего школьного возраста учащихся 5-6 классов, о которых идет речь в данном случае. Дети 11-13 лет нетерпеливы, не готовы к длительной, монотонной работе. Решая данные задачи, следует искать индивидуально- творческий подход к каждому ребенку.

Совершенствования процесса развития цветовосприятия у учащихся возможно при  внедрении в учебный процесс обучающую методику, направленную на следующие основные положения:

- изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется в тесной взаимосвязи с показом практического использования их в творчестве мастеров живописи, а также применение в изобразительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры, декоративного и тематического рисования;

-  формирование целостного представления о многообразии цвета;

- реализация взаимосвязи процессов цветовосприятия достигается посредством введения упражнений, направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференциации цветовых оттенков и овладения техническими приемами воспроизведения их и изобразительной деятельности;

- использование разнообразного натурного материала, дидактических игр, учебных таблиц, дидактических материалов, позволяют обеспечить изучение цветоведческих понятий и овладение умениями цветовосприятия и цветовоспроизведения.

Упражнения и творческие работы призваны обеспечить усвоение материала на теоретическом и практическом уровне. Но их роли на пути реализации данной цели различны.

Основная роль упражнений заключается в подготовке учащихся к самостоятельному выполнению творческих заданий. Значит, упражнения носят вспомогательный характер. Например, для того, чтобы научить писать детей натюрморт в технике лессировка не достаточно сделать это один раз. Чтобы в полной мере освоить данную тему, необходимы знания, умения, навык в данной области закрепить не единожды на разных уровнях. Или без умения проводить анализ цветотоновых отношений, не возможна грамотная работа над изображением, и его соответствие натуре.

Основная роль творческих работ заключается в обобщении пройденного материала.

Упражнения по цвету обычно выполняются в начале урока. Можно провести упражнения и в середине урока, если учитель почувствовал, что дети недостаточно подготовлены к выполнению задания, или в конце урока, если осталось свободное время и имеется возможность подготовить учащихся к следующему занятию.

Целесообразно для сравнения помещать на одном листе несколько рисунков с разным исполнением: монохромным  и контрастным, с близкими тонами в пасмурный день. Быстрые рисунки- фантазии, выполненные сразу кистью, доставляют учащимся много радостных минут. Такие упражнения помогают детям находить наиболее выразительные цветовые отношения при исполнении длительного рисунка. Количество выполненных упражнений на

прямую влияет на качество работы, уверенность в знаниях, умениях и навыках по изучаемой теме, на развитие определенных способностей.

         Различные формы сотрудничества педагога с детьми на занятиях позволяют выйти на необычный уровень общения – уровень цветодиалогов и цветомонологов.

                                  Заключение

Полученные в результате теоретического и практического исследования данные, позволили сформулировать следующие выводы:

- учебный процесс эффективен лишь при опоре на современные достижения психолого-педагогической науки, где обучение теоретических основ цветоведения, с учетом изложенных в работе принципиальных подходов, обеспечивает у учащихся развитие способностей цветовосприятия;

        -процесс организации ориентированной деятельности учащегося не может быть смоделирован без выявления личностных факторов, которые направлены на выполнение социальных и профессиональных задач стоящих перед обществом, таким образом, личностно-ориентированное обучение, развивая способность к цветовосприятию, формирует личность.

Возрастную динамику восприятия цвета можно охарактеризовать следующим образом: до четырех - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребенок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.  

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство 1965 г.
  2. Кириенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности. М., 1980 г.
  3. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1 – 6 классов общеобразовательной школе. М.,1980 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

«Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся на основе синтеза искусств».

Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно предстает перед нами в виде художествен­ных произведений, созданных писателями, музыкантами, жи­вописцами, скульпторами; рас­ш...