урок изо Натюрморт
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

 Методическая Разработка урока  ИЗО для 6-го класса +презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natyurmort_1422.pptx2.48 МБ
Файл natyurmort_1422.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Натюрморт

Слайд 2

Иван Иванович Шишкин "Рожь" 2

Слайд 3

Натюрморт «Мертвая натура» (франц.) «Тихая, недвижная жизнь» ( голланд .) «Безмолвная натура» (англ.) 3

Слайд 4

– это картины, «героями» которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь. С. Павлов. Натюрморт. К. Моне. Натюрморт с яблоками и виноградом Натюрморт 4

Слайд 5

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта. Очень часто натюрморты называли «завтраками». Натюрморт с ветчиной Клас П. Нидерланды 5

Слайд 6

6 В истории искусства сложились два основных типа натюрморта.

Слайд 7

Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. 7

Слайд 8

Большой популярностью в XVII столетии пользовался жанр натюрморта-“обманки”. Натюрморты-“обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. 8

Слайд 9

9 В начале XIX века в русском натюрморте появилась мода на «ботанический натюрморт»

Слайд 10

Изображение мира вещей увлекало очень многих русских художников . П. Кончаловский , И . Машков, К. Петров – Водкин … К. Петров – Водкин. Селёдка 10 К. Петров – Водкин. Завтрак

Слайд 11

В XIX в. многие ведущие мастера живописи писали натюрморты, особенно художники импрессионизма и постимпрессионизма , для которых мир вещей был одной из основных тем . В. Ван Гог. Подсолнух. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передать мир , прибегали к декоративной стилизации. 11

Слайд 12

12 X Х век натюрморт в авангардной живописи

Слайд 13

Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника. Размещение предметов должно быть подчинено единому замыслу. Интересно смотрятся натюрморты, в которых предметы тематически подобраны и родственные по своему практическому значению. Правила в ыполнения натюрморта

Слайд 14

Композицию можно развернуть по горизонтали И по вертикали

Слайд 15

Последовательность выполнения натюрморта Композиционное решение Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы .

Слайд 16

Выполнение основного рисунка. Используем: карандаш Удаление ненужных элементов рисунка и уточнение деталей . Используем: карандаш, резинку. Последовательность выполнения работы

Слайд 17

Светотень. Детализация. Законченная работа.

Слайд 18

Практическая работа

Слайд 19

I. Предварительный этап (анализ) Подумайте и решите *какой тип натюрморта вы будете создавать: - «завтрак» -бытовой -ботанический *какие предметы вы соедините в композицию *как вы развернете композицию -по вертикали -по горизонтали II. Этап практической работы *выполните общий набросок *распределите работу в группе *работайте каждый над своим заданием *соедините элементы , приклейте их на фон III. Защита проекта *короткий рассказ о работе 19

Слайд 20

Начинаем работу!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №14»

                     

Методическая разработка урока

по теме

«Натюрморт как жанр изобразительного искусства»

6 класс

Номинация:  Урок

 Автор: учитель ИЗО

Пимкова Татьяна Александровна

2012 год

Цели:

1. Обучающие.

  1. продолжить знакомство с основными жанрами живописи
  2. изучить историю натюрморта
  3. совершенствовать умения выделять характерные признаки у натюрмортов: по форме, цветовой гамме, по тематической направленности, композиции
  4. совершенствовать, расширить технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций

2. Развивающие.

  1. развивать творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление.
  2. дальнейшее развитие фантазии, развитие позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру.
  3. совершенствовать развитие модальности восприятия(острота восприятия, чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и музыки и т. п.)

3. Воспитательные.

  1. воспитывать любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе в группе.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Технология: проектная, проблемные, компьютерные

Компетенция: информационная

Оборудование: проектор, компьютеры, интерактивная доска

Раздаточный (дидактический) материал: гуашь, бумага А3 , цветная бумага, картон, ножницы, клей, репродукции.

Музыкальный ряд: Чайковский П.И.”Времена года”.

Зрительный ряд: презентация,  выставка натюрморта (интерактивная доска)

Цель урока: Ознакомить  учащихся с основами композиции и правилами постановки натюрморта.

Задачи урока:

  1. Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека
  2. Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы
  3. Умение словесно выразить настроение, состояние.

Организационный момент

Вводная часть

Посмотрите   на картину русского живописца И.И. Шишкина

– К какому жанру относится данная картина? (пейзаж)

– Что отличает этот жанр от других изобразительных жанров?

( здесь изображена  живая природа.)

А сегодня мы будем говорить с вами о другом жанре изобразительного искусства.

О  натюрморте.

Сегодня мы узнаем:

– что представляет собой жанр живописи – натюрморт

– научимся  составлять из разных предметов натюрморты на заданную тему

– каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки творческих проектов

Объяснение новой темы

Кто   из вас уже слышал это слово «натюрморт»?

Конечно, - что оно обозначает?

Правильно, это изображение предметов, овощей, фруктов

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. Эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи есть своя история и судьба, так же как и у людей. Скажите это все живые предметы? Нет.

Как раз все эти вещи мы и видим на  натюрморте.

 (слайд4)

В переводе НАТЮРМОРТ обозначает:

с французского – “мертвая натура”,
с голландского – “тихая, недвижная жизнь”,
с английского – “безмолвная натура”.

Итак, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве - натюрморт

Постановка проблемы:  Ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и определить основные критерии, по которым создают натюрморты.

-А сейчас немного истории…

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века.   Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.  Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу  - т.е. еду

) В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят  не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

          Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта-“обманки”. Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Натюрморты-“обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными, чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на “обманке». Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными.

Изображение мира вещей увлекало очень многих  русских художников: Пётр Кончаловский, Илья Машков, Константин Петров – Водкин …

В начале XIX века в русском натюрморте появилась мода на «ботанический натюрморт»

В XIX в. многие ведущие мастера живописи писали натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем.(слайд14)  Постимпрессионизм – художественный стиль в искусстве XIX – начала XX вв.  Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передать мир, прибегали к декоративной стилизации (Ван Гог, Дега, Сезанн, Матисс )

 XX  век  - натюрморт в авангардной живописи ( Аванга́рд (фр. Avant-garde — «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Казимир Малевич)

Натюрморты, как и люди, очень разные

Закрепление

Учитель: Итак, давайте  вспомним, что мы сегодня увидели

Стр.1    интерактивной доски – некоторые натюрморты с их названиями и авторами

 Стр.2  Задание -  соотнесите картины и их авторов

Стр.3. Задание – распределите натюрморты  по видам

Стр.4. Задание  - составить натюрморт из штампа  (ученик работает у доски)

 Так ли просто составить натюрморт?

 Ученик: Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов и эти предметы расположены неслучайно

Показываю натюрморт с ошибкой (рассматривается композиция, симметрия, что лишнее по теме, форма и объем предметов)

Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы  и склонности художника.

Учитель  вместе с учениками делает выводы

  1. Размещение предметов  должно быть подчинено единому замыслу.
  2. Интересно смотрятся натюрморты, в которых предметы тематически подобраны и родственные по своему практическому значению.
  3. Каждый элемент натюрморта имеет свое значение. Они объединены темой. Композиция, есть главный предмет.  
  4.  Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал.
  5. Композицию можно развернуть по горизонтали и по вертикали

Практическая работа.

Работаем над проектом «Натюрморт»

Сегодня будем работать  группами  и индивидуально:

 Группы работают с аппликацией. (Задания получают по жребию (вид натюрморта))  Остальные рисуют (рисовать тоже можно в группе)

Мы попробуем составить  или нарисовать натюрморт, соблюдая  требования к нему(на партах лежит памятка по натюрморту,  репродукции картин художников- на интерактивной доске).

А затем каждая команда будет  защищать свой проект

  Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

Подумайте, какие предметы будете изображать? (…). Как будете располагать лист?  

Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать( или составлять), начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы.

Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить цветочный горшок (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Проверяют соотношение размеров предметов. Намечаем штрихами.  После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. Какой он формы? Обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.  

Вырезанные предметы можно передвигать, выбирая лучшее положение (для тех, кто выполняет аппликацию) (Учитель напоминает о безопасной работе с ножницами)

Что помогает художнику передать настроение? Верно! Наше настроение передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый– грусть, покой, размышление. Цвета темные, холодные,– создадут настроение горя, несчастья.

Не забудем показать  светотень.  Удачи!

  1. Самостоятельная работа детей .
  2. Выставка работ.
  3. Защита работ ( ребята коротко рассказывают о своей работе, что хотели изобразить и что получилось и т.д.)

Учитель: Итак, сейчас вы сами оцените работы своих друзей, выберете лучшие.

Каждый ребенок  выбирает  (можно приклеивать звездочки) лучший  из вывешенных проектов на доске, тем самым индивидуально анализирует правильное выполнение работы (индивидуальная рефлексия).

Итак, сегодня мы научились составлять натюрморт.

Вспомните, какие учитываются критерии при составлении натюрморта.

Итог.Вы все отлично поработали. Главное, что работы получились яркие и жизнерадостные

Огромное всем спасибо за работу на уроке. (слайд 35)

Литература:

  1. Кузин В.С. Изобразительное искусство  учебник. М.: Дрофа, 2011
  2. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 2004.
  3. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – М.: Просвещение, 1998.
  6. http://clck.yandex.ru/redir
  7. http://ru.wikipedia.org
  8. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

Урок: "Бытовой натюрморт".

Рисование предметов разного материала и характера....

План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...

План урока " Рисунок натюрморта мягкими материалами"

План открытого урока по рисованию натюрморта мягкими материалами. Технология рисования натюрморта в 3 классе ДХШ...

Презентация к уроку "Живопись. Натюрморт"

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе....

Маршрутный лист к уроку "Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Подготовка к описанию картины Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка". Презентация к уроку....

Методическая разработка "Уроки живописи. Натюрморт"

Учебной программой на художественном отделении предусмотренно выполнение учебных заданий в жанре натюрморт. Данная методическая разработка предлагает рекомендации для обучения живописи по дополнительн...