Адаптированная программа по предмету «Батик»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Хомякова Ольга Сергеевна

 

Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

- овладение техникой батика: изображение животных, птиц, бабочек, сказочных цветов;

- изображение картин, натюрмортов, использование образцов для их моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon batik.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

,0


Принята на заседании

 педагогического совета

ШМКОУДОД «Детская школа искусств»

 пгт. Ленинское от _______________

УТВЕРЖДАЮ:____________

Директор ШМКОУДОД «ДШИ»

 пгт. Ленинское

«____»__________________20____г.

Адаптированная программа

по предмету «Батик»

трехлетний курс

Составитель:  

                                                               преподаватель изобразительного искусства

ШМКОУ ДОД

                                                                  «Детская школа искусств» пгт .Ленинское

                                                                                    Носкова Ольга Сергеевна

Пгт. Ленинское

Шабалинского района Кировской области

2009                                                                                                                                                                                         

Пояснительная записка.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Батик – это оригинальный способ украшения тканей, который заключается в нанесении узора воском с последующей окраской полотна, которые остались не закрашенными.

Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старших группах детского сада при подготовке их к обучению в школе.

Все занятия направлены на развитие творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Занятия батиком способствуют развитию у ребенка:

  1. мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  2. воображения;
  3. логического мышления;
  4. волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.д.);
  5. художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение резервом, трафаретим, рейсфедером, различными художественными материалами, клеем, ножницами), опыт рисования и ручного труда, получают знания о композиции, эскизе, законах перспективы, закрепляют основы цветоведения и имеют представления о цветовом круге, принципах стилизации. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

БАТИК - это не просто искусство росписи ткани, это медитация, это умение выразить себя и насладиться собой.

С первого же занятия создаются неповторимые изделия.

Освоив основные техники батика, дети получают безграничную свободу творчества, самовыражения.

1. Приобретение навыков различных техник росписи по ткани,

2.. Развитие творческого воображения

3. Освоение ремесла, как вида заработка

А также и, возможно и самое главное АРТТЕРАПИЯ:

1. Освоение конкретных методик гармонизации с применением арттерапии;

2. Поиск ресурсов и обнаружение скрытых возможностей;

3. Снятие эмоциональных блоков (страхи, тревоги, депрессии т. п.)

4. Приобретение свободы и расширение границ;

Цикл занятий состоит из двух разделов:

- овладение техникой батика: изображение животных, птиц, бабочек, сказочных цветов;

- изображение картин, натюрмортов, использование образцов для их моделирования.

Техника батика хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний, умений, позволяет им приобрести практические навыки.

Дети хорошо осваивают технологию, если строго придерживаются последовательности занятий, не нарушают систему. В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование творческого начала в личности ребенка;

- развитие его индивидуальности;

- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;

  1. - сотрудничество с детьми.

Образовательная программа базируется на следующих  педагогических идеях:

  1. идея личностно-ориентированного подхода - выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. ( И. С. Якиманская)
  2. - развитие самостоятельности и творческого мышления у учащихся – в каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании. (Л. Н. Толстой)
  3. -  формирование человека как активной и творческой личности - развитие у ученика желания и способности самостоятельно приобретать все новые познания (К. Д. Ушинский)
  4. -   дифференцированный подход  в развитии индивидуальности (М. Стар)

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  1. - Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  2. - Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  3. - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  4. - Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  5. - Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  6. - Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  7. - Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  8. - Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
  9. - Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
  10. - Принцип интегративности (синтез искусств).

Программа рассчитана на 3  года обучения. Программа рассчитана на учащихся 13-16 лет из расчета 1 час 2 раза в неделю.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек. В 1 год обучения принимаются все желающие учащиеся средней школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.

Данный курс преследует цель:

Создание условий для развития мотивации, формирования навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с искусством батика.

Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1. Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.

2. Использование техники росписи по ткани «Батик» и его видов, с применением нетрадиционных способов рисования на бумаге.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.

2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.

6. Обучать детей различным приемам преобразования ткани и бумаги, посредством нетрадиционных способов.

7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

9. Познакомить с новым видом прикладного искусства «Батик», закрепить полученные знания и навыки.

10. Дать возможность понять его преимущества, особенности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.

2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.

3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Чтобы научить детей владеть техникой батика, преподаватели  должны сами хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников.

Организационные основы обучения.

Реализация образовательного содержания курса предполагает 3 года освоения (216 учебных часа).

                Объём  учебных часов для каждого года обучения – 68 часа.

                Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Программа ориентирована на ребят среднего и старшего уровня обучения (13 - 16 лет), стремящихся овладеть художественными навыками, развить фантазию, внимание, развить интерес к творчеству.

Основными организационными формами образовательного процесса являются учебные занятия, включающие в себя теоретический  и практический компоненты.

Формы занятий.

Ведущей формой организации обучения является групповая. 

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

        

Методы обучения

  1. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

  1. Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
  2. Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

           Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  1.  Предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности. Это обеспечивает  овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
  3. В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент;
  4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
  5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  6. Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучение строится на следующих педагогических  принципах:

  1. индивидуализация обучения;
  2. развитие способностей к самостоятельному формированию знаний;
  3. дифференциация заданий в зависимости от способностей учеников;
  4. коллективной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы:

             Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый по-настоящему желающий этого ребенок.

Результаты освоения содержания программы отслеживаются по каждому учебному году. Образовательная программа каждого года обучения может корректироваться в зависимости от качественного и количественного состава обучающихся и динамики учебно-воспитательного процесса.

По окончанию обучения курса учащиеся должны знать:

-понятие о холодных и теплых цветах, составные цвета, основные и дополнительные.

- знать названия и особенности различных видов росписи ткани

- ориентироваться в инструментах, приспособлениях

- знать техники росписи ткани

По окончанию обучения курса учащиеся должны уметь:

- подбирать цвет к фону, получать цвет из двух составляющих

- различать составные цвета, основные и дополнительные.

- владеть ножницами, кистями, красками, резервом, рейсфедером.

-работать с трафаретом.

-работать в технике батика.

- владеть различными техниками росписи ткани

По итогам каждого года обучения проводятся выставки работ учащихся, что позволяет наилучшим образом определить степень полученных знаний и уровень удовлетворённости процессом обучения.

Цели занятий батиком для детей

 старшего дошкольного возраста.

Блок задач по сенсорному развитию.

  1. Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых цветах, научить подбирать цвет к фону.
  2. Научить получать цвет из двух составляющих.
  3. Научить различать составные цвета, основные и дополнительные.

Блок задач по умственному воспитанию.

  1. Развивать абстрактное мышление.
  2. Обучать плоскостному моделированию, стилизации растительных и животных форм в декоративные.
  3. Закрепить понятие «зеркальное отражение»

Блок задач по трудовому воспитанию.

  1. Научить владеть ножницами, кистями, красками, резервом, рейсфедером.
  2. Научить работать с трафаретом.
  3. Научить технике батика.

Блок задач по физическому воспитанию.

  1. Развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения.
  2. Развивать координацию движений рук под контролем глаза.

Блок задач по нравственному воспитанию.

  1. Воспитывать усидчивость, терпение, внимание, старательность.

Блок задач по эстетическому воспитанию.

  1. Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
  2. Воспитывать эстетический вкус.
  3. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
  4. Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык аппликации, лепки, конструирования).

Речевой блок

  1. Развивать активный и пассивный словарный запас детей.
  2. Развивать объяснительную и доказательную речь.
  3. Способствовать введению в активный словарь детей специальных терминов.

Учебно-тематический план :

1 год обучения (68 часов).

тема

Количество часов

всего

теория

практика


Ручная художественная роспись тканей. Искусство батика.

2

2

-


Горячий батик.

4

1

3


 Свободная роспись по ткани.

2

1

1

Творческая работа

«бабочки»

4

1

3

 Холодный батик

2

2

-

Двухслойная заливка «Букет»

6

1

5

Пейзаж в батике

10

-

10

Применение в композиции цветных контуров

«Зимние узоры»

6

1

5

Композиция «Замок»

12

1

11

Панно с использованием флористического материала «Подводный мир»

10

1

9

Панно «дождливый город» с использованием манной крупы

10

1

9

68

15

57

содержание программы:

1 год обучения.

Тема

Содержание

материалы

Всего        часов

Теория

Практика

1

Ручная художественная роспись тканей. Искусство батика.

Основные задачи образовательной программы. Знакомство с историей батика и его видами. Организация рабочего места.

Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса).

2

2

-

2

Горячий батик.

История. Инструменты и материалы для росписи. Способы росписи горячим батиком (простой, сложный, работа от пятна, эффект кракле). Выполнение салфетки с применением эффкта кракле.

Ткань, рама, резерв для горячего батика, кисти, краски, газеты, утюг

4

1

3


     3

 Свободная роспись по ткани.

Способы свободной росписи по ткани (роспись  применением солевого раствора, по тканям аппретируемым загустками, роспись масляными красками). Техника безопасности.

2

1

1

4

Творческая работа

«бабочки»

Работа над собственным изделием. Последовательность работы художника над картиной. Составление эскиза, подбор цветов, работа в красках.

Солевой раствор, ткань, краски, кисти, утюг, альбом, карандаш простой, акварель

4

1

3

5

 Холодный батик

Техника холодного батика. История. Инструменты и присобления. Последовательность работы. Практическая работа: выполнение упражнений с трубочкой для резерва.

Ткань, трубочка

2

2

-

6

Двухслойная заливка «Букет»

Техника двухслойной заливки.

Практическая работа: создание композиции из растительных форм «Букет» 21*30

- эскиз

- перенос рисунка на ткань

- работа красками(создание фона композиции)

- работа резервом

- нанесение 2 слоя краски

ткань, трубочка, резерв, рама, краски, кисти.

6

1

5

7

Пейзаж в батике




Практическая работа: работа над композицией «У озера» («Отражение») 25*35

-выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань

- работа резервом

- работа цветом

ткань, трубочка, резерв, рама, краски, кисти.

14

1

13


8.

Композиция «Замок»

Композиция в вытянутом формате. Подчинение композиции выбранному формату

Практическая работа: работа над композицией 30*50

-выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань

- работа резервом

- работа цветом

- декорирование композиции цветными контурами

ткань, трубочка, резерв, рама, краски, кисти.

12

1

11

10

Панно с использованием флористического материала «Подводный мир»

Сочетание росписи по ткани с другими техниками

Практическая работа: работа над композицией 25*25

-выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань

- работа резервом

- работа цветом

- работа с флористическим материалом, приклеивание на ткань в соответствие с рисунком

- декорирование композиции цветными контурами

ткань, трубочка, резерв, рама, краски, кисти., засушенные листья, цветы, перья ит.д.

10

1

9

11

Панно «дождливый город» с использованием манной крупы

Нетрадиционный способ рисования по ткани

Практическая работа: работа над композицией 25*25

-выполнение эскиза, перенос рисунка на ткань

Нанесение на ткань манной крупы (Приклеивание)

- работа цветом

- декорирование композиции цветными контурами, прорисовывание основного рисунка

ткань, трубочка, резерв, рама, краски акриловые, кисти.

10

1

9

итого

66

15

51

Учебно-тематический план

2 год (68 часов)



тема


Всего часов


теория

практика

1.


Фрукты (виноград, яблоко; сливы, яблоко; груши, яблоки)

8

1

7


2


Рыбки (золотая, телескоп, неончики). Солевая техника.

8

1

7

3

 Домик – теремок.

10

1

9


4

Витражи (роспись с помощью аэрографии)

10

1

9

5

Цветы (горячий батик)

6

1

5


6


Букет цветов (роспись от пятна)

10

1

9

7

Маки (узелковый батик)

6

1

5

8

Жар-птица.


10

-

10



итого

68

7

61


содержание программы:

2 год обучения.

Тема

Содержание

материалы

Всего        часов

Теория

Практика

1


Фрукты (виноград, яблоко; сливы, яблоко; груши, яблоки)

закрепление знаний работы в технике батик. подбор цвета красок

Практическая работа: создание декоративной композиции, включающей в себя фрукты


ткань, резерв, краски «Батик», кисти, трубочка

8

1

7

2


Рыбки (золотая, телескоп, неончики). Солевая техника.

солевая техника, как дополнительная для передачи изящной структуры рисунка (воды).

Практическая работа: - эскиз декоративной композиции

- рисование резервом

- работа красками по-сырому

- посыпание солью

- работа цветными контурами

Ткань, рама, резерв, кисти, краски, , утюг

8

1

7


     3

 Домик – теремок.



 рисование сложной конструкции дома – теремка. подбор краски для фона. Использование в работе резерва.

Практическая работа: - рисование резервом

- работа красками (фон-по-сырому, с вливанием 2-3 цветов)

- работа цветными контурами

ткань, резерв, краски «Батик», кисти, трубочка

10

1

9

    4

Витражи (роспись с помощью аэрографии)


понятие «витраж». знакомство с аэрографом.  Упражнение в изображении витража, подбирая краски с помощью цветового круга. выполнение задания по законам симметрии.

Практическая работа:-выполнение упражнением на овладение навыков работы с фломастером-аэрографом

- создание панно вытянутого формата с эффектом витража

 -эскиз витража

- рисование резервом

- работа красками (заполнение элементов с помощью аэрографа)

ткань, резерв, краски «Батик», кисти, трубочка, фломастер-аэрограф

10

1

9

5

Цветы (горячий батик)


рисование цветов в технике простого батика. Резервирующим составом заливать те места, которые не должны быть окрашены. Добиваться четкой прорисовки цветов. Вспомнить названия цветов и их внешний вид.

Практическая работа: выполнение композиции с применением элементов горячего батика

-эскиз

- заливка воском фрагментов, которые не подвергаются окраске

-работа красками

- убираем воск

- прорисовывание элементов контурами

ткань, , краски, кисти, воск(парафин)

6

1

5

6


Букет цветов (роспись от пятна)

рисование цветов в букете техникой батика (роспись от пятна). наносение на ткань расплывчатых пятен разных цветов резервирующим составом, далее покрывая другим цветом.. Подбор контрастных цветов.

Практическая работа: выполнение панно

- работа красками от пятна

- проработка контурами элементов рисунка

ткань,контуры, краски, кисти, трубочка,

10

1

9

     7

Маки (узелковый батик)


техника «узелкового батика». закручивание камушков и узелков. закрашивание фон жесткой кистью.

Практическая работа: -завязывание узелков с камушками на ткани различными способами

- прокраска ткани

- сушка изделия

- прорисовывание элементов контурами

ткань, резерв, краски, кисти, трубочка, нитки, игла. камушки

6

1

5

      8

Жар-птица.


жар-птица в технике холодного батика. Основные цвета, получение новых цветов из двух основных. Роспись с применением двухслойного нанесения краски

Практическая работа: выполнение панно

-эскиз

- рисование резервом

- работа красками «Батик»

- дополнение деталей с помощью резерва

- работа красками

- работа цветными контурами

ткань, трубочка, резерв, рама, краски, кисти. 

10

-

10

итого

68

7

61

Учебно-тематический план

3 год (68 часов)

Тема

Содержание

материалы

Всего        часов

1

Икебана


8

1

7


2

Птица с цветком.

10

1

9

3

 Дельфин (солевая техника)


8

1

7

4

Раковина (акварельная техника)


8

1

7

5

Подводное царство. (диптих)


12

1

11

6

Натюрморт (одуванчики, кувшин, бабочка). Солевая техника, аэрография.

10

1

9

7

Бабочка и цветы. триптих


12

1

11

Итого

68

7

61

содержание программы:

3 год обучения.

Тема

Содержание

материалы

Всего        часов

Теория

Практика

1

Икебана


составление икебаны, используя различный материал: рейсфедером, резервом для нанесения контура цветов. С помощью солевой техники нарисовать вазу (кувшин), фактуру ткани.

Практическая работа: создание композиции по замыслу учащихся с применением известных способов росписи ткани





ткань, резерв, краски, кисти, трубочка, нитки, игла. Камушки, пиродный материал,соль

8

1

7

2

Птица с цветком.

 рисование птиц, применяя стилизацию композиции. Добиваться выразительности образа.

Практическая работа: -эскиз стилизованной композиции

- рисование резервом

- работа красками «Батик»

- дополнение деталей с помощью резерва

- работа красками

- работа цветными контурами

Ткань, рама, резерв, кисти, краски, , утюг

10

1

9


     3

 Дельфин (солевая техника)




использование соли для высветления  некоторых участков ткани и создания причудливых контуров.

Практическая работа: работа над композицией панно

- эскиз декоративной композиции

- рисование резервом

- работа красками по-сырому

- посыпание солью

- работа цветными контурами

.

ткань, резерв, краски «Батик», кисти, трубочка

8

1

7

    4

Раковина (акварельная техника)


Изображение раковины в акварельной технике на шелковой ткани. Рисование по мокрому фону в теплых тонах. Прорисовка деталей рисунка тонкой кистью, рисуя ее концом.

Практическая работа: работа над панно


ткань, резерв, краски «Батик», кисти, трубочка,

8

1

7

5

Подводное царство. (диптих)


использование различных приемов стилизации для передачи сказочной композиции. передача выразительности образа рыб, ракушек, мидий, водорослей, раковин, коралл.


ткань, резерв, краски «Батик», кисти, трубочка, соль

12

1

11

6

Натюрморт (одуванчики, кувшин, бабочка). Солевая техника, аэрография.

плоскостное моделирование (создание бабочки). применениие различных техник батика (кувшин с помощью аэрографии, одуванчики с помощью солевой техники).  передача выразительности образа.

Практическая работа: : -эскиз стилизованной композиции

- рисование резервом

- работа красками «Батик»

- дополнение деталей с помощью резерва

- работа красками

- работа цветными контурами

ткань, резерв, краски «Батик», кисти, трубочка.аэрограф, соль

10

1

9

     7

Бабочка и цветы. триптих


составление сказочной композиции в технике батика.  Использование в работе трафарета и резерва для выполнения бабочки, цветов. применение стилизации для выполнения композиции. Триптих. Особенности композиции триптиха.

Практическая работа: последовательная работа над каждым панно триптиха.


ткань, резерв, краски «Батик», кисти, трубочка, соль

12

1

11

итого

68

7

61

Методика работы с детьми.

Прежде чем приступить к работе в технике батика, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения. Например, вы хотите, чтобы дети нарисовали цветы. Как это можно сделать? Можно выполнить аппликацию цветов, сконструировать (покажите бумажную конструкцию) и, наконец, их можно выполнить в технике батика. Сравнить все виды цветов. Постарайтесь заинтересовать детей цветами, выполненными в технике батика. Расскажите, как это сделано, дайте им хорошо рассмотреть цветы. Показать последовательность выполнения художественной росписи. Далее надо детей познакомить с инструментами и материалом для работы в технике батика, показать, как ими пользоваться.

Рассказав обо всем этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения батиком простых рисунков, действуя при этом медленно и последовательно, объясняя каждое действие.

Определив правила работы в технике батика, можно перейти к самостоятельному выполнению сначала простейших, затем более сложных рисунков. Но воспитатель не должен выполнять работу за ребенка. На этом этапе в его задачи входят советы, напоминания, о чем говорилось ранее. Можно задавать вопросы по ходу работы, показать приемы на своей работе.

Большое значение имеет пример сверстника (у кого-то лучше, у кого-то хуже получается). Можно посоветовать обратиться к помощи друга, у которого работа лучше спориться.

Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех. Старайтесь вселить в него уверенность, в тоже время ненавязчиво приучайте его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости.

Перед тем как приступить к занятиям в технике батика, не забудьте приготовить рабочее место.

Занимаясь с подгруппой детей,  постарайтесь, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы надо располагать так, чтобы вы могли видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно общаться друг с другом.

Обучение технике батика может осуществляться в разных формах: на занятиях с подгруппой детей, индивидуально, в кружках.

Ресурсное обеспечение программы

Для достижения прогнозируемых в программе образовательных результатов необходимы следующие ресурсные компоненты:

Методическое обеспечение: методическая литература по профилям программы, мультимедийный фонд, аудиотека, дидактический и раздаточный материал, методический фонд работ обучающихся по основным разделам программы, изделия, фотографии.

Кадровое обеспечение: преподаватель изобразительного искусства.

Финансовое обеспечение: программы осуществляется на основе бюджетного финансирования. Утвержденного директором образовательного учреждения.

Инструменты и материалы, необходимые для работы в технике батика.

Краски.

Выбор красок для росписи в технике батика очень велик, все зависит от вида ткани.

Анилиновые красители – ими работают по хлопку, шелку, шерсти.

Тушь, чернила – для пробных  работ.

Контурный состав (резерв).

Соль.

Соль необходима для свободной росписи. Ей посыпают расписные и еще влажные участки.

Ткань.

Шелк, шерсть, хлопок. Различного цвета и оттенка.

Подрамник, пяльцы.

Для натягивания картин.

Кнопки.

Разные: с пластмассовыми цветными или однотипными головками.

Кисти.

Толстые и тонкие беличьи кисти и жесткие щетинистые кисти крупные и плоские, разных размеров.

Мягкий цветной карандаш.

Используется для перенесения рисованной композиции на ткань.

Набор для росписи тканей «батик», «ученик».

В наборе 5 флаконов с краской, резервуар с полимерным резервом для нанесения контурных линий.

Литература

  1. Аллавердова Е.А. Батик.Глина.Дерево:Домашнее рукоделие,М.:ООО»Издательство Астрель», 2004

  1. Дворкина И.А. Батик.Горячий. Холодный.Узелковый, М.:ОАО Издательство           «Радуга», 2002 .

  1. Жолобчук А.Я. Подарки из батика, М.: ООО»Издательство АСТ»,2003

  1. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция, М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004

  1. Скребцова Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика, Ростов н\Дону , 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной программе. Предмет: "Беседа об искусстве"

Эти тесты по истории я использую при проверке знаний учащихся...

Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....

Мастер - класс: Батик - художественная роспись ткани. «Подарки из батика»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Закрепление  навыков работы по росписи тканей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса

Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...

Разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика"

Технология - девочки. 7 класс разработка урока "Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика" по ФГОС с презентацией....

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...