Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Галкина Ольга Леонидовна

 

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе,  рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной  под редакцией Б.М. Неменского Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Йе­менская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гуро­ва, А. А. Кобозева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской (Издательство «Просвещение», 2005—2010)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

,0,РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Рассмотрена на

методическом объединении

Протокол №_____от «___»_____20_г.

Согласована на НКМЦ

Протокол №_____от    

  «___»_____20_г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______________

Приказ №      от

«____»______20  г.

Рабочая программа

по  изобразительному искусству

(учебная дисциплина)

5-7

(классы)

    2012-2016

(сроки реализации)

Разработчик:

Галкина Ольга Леонидовна

Учитель высшей квалификационной категории

Игрим

2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе  нормативных документов, используемых  при составлении рабочих  программ учебных предметов:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.
  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  4. Примерная образовательная программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
  5. Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе,  рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной  под редакцией Б.М. Неменского Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Йеменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобозева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской (Издательство «Просвещение», 2005—2010)

Программа рассчитана  на 4 года - 5,6,7,8 классы – 136 часа (34 ч. в год -1 час в неделю).

Основные положения.

Данная программа обеспечивает реализацию  «Обязательного минимума содержания образования по предмету»

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. 

Большой вклад в достижение
главных целей основного общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:
—     на развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
—     на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;
—     на развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
—     на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Обучение детей изобразительному искусству направлено на достижение
комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
—     формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
—     принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
—     формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
—     готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
—     умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.


В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
в познавательной сфере:
—     познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
—     осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
—     приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
—     различать изученные виды пластических искусств;
—     воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
—     описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-ориентационной сфере:
—     формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
—     развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
—     понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
—     уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
—     ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
—     организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
—     реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
—     развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
—     воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
—     проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
—     применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:  возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

Основными
видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.

Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ВЫПУСКНИКОВ основной школы

Учащиеся должны знать:

— о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;

— об историческом многообразии художественных культур^ и о месте отечественной художественной культуры в мировом ш>] торико-культурном пространстве;

— об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;

— о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоратив но-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;

— о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфике их образного языка;

— об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;

— о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;

— о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;

— о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;

— основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;

— об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.

Учащиеся должны уметь:

— использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;

— работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;

— понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом ^осприятия и интерпретации образов художественных произведений;

— творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;

— владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

— высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В НЕПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ  ШКОЛЕ

Этап «Основ художественного мышления» строится блоками по видам искусств — сначала изобразительные, декоративные и конструктивные расчленяются, а под конец их объединяют не только между собой, но и с временными искусствами (музыка, литература). Сперва изучаются изобразительные искусства (два года — 5 и 6 классы), потом декоративные, (7 класс) и конструктивные (архитектура) вкупе с монументальными (8 класс).

Принцип распределения материала по четвертям основывается на содержательной специфики станковых искусств.

V - VI КЛАСС (70ч) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Темы четвертей  5 класс

I четверть — «Язык изобразительного искусства». Беседа о видах изобразительного искусства. Рисунок- основа языка всех видов изоискусства .Тон в рисунке

II четверть — «Отношение к миру природы». Познание окружающей действительности- основа изодеятельности. Деревья в различном состоянии. Пейзаж в живописи Отношение художников к миру природы.      Анималистический жанр. Коллективная работа. Новогодние гирлянды Новогодняя маска

III четверть — «Вещи человека и человек». Отношение художника к миру вещей. Натюрморт в графике. Отношение художника к миру вещей. Натюрморт в графике. Отношение художника к миру вещей. Натюрморт в живописи. Отношение художника к миру вещей. Натюрморт в живописи. Жанр портрета. Жанр портрета в скульптуре Жанр портрета в графике

IV четверть — «Музеи мира». Третьяковская галерея Государственный Эрмитаж

Русский музей Дрезденская галерея Лувр -знаменитый французский музей

Темы четвертей  6 класс

 I    четверть - «Понимание красоты человека» Красота пропорций фигуры человека. Красота фигуры человека в движении В рисунке и скульптуре. Композиция “ В спортивном зале”

II четверть - «Красота повседневной жизни». Бытовой жанр. Композиция по решению темы в бытовом жанре. Творческая работа “Моя будущая профессия”. Новогоднее оформление школы

III четверть -  «Великие темы жизни». Художник- выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Великие темы жизни в скульптурных композициях. Исторический жанр. Творчество К.Брюллова, В.Сурикова. Творческая композиция на тему “Спартак” Батальный жанр в живописи

 IV  четверть - «Декоративные искусства. Печатная графика» Шрифты в оформительском искусстве. Рубленый шрифт. Шрифт с засечками. Рукописные шрифты. Выполнение плаката. Книжная графика. Экслибрис.

VII КЛАСС (35 ч) ДЕКОРАТИВНЫЕ ИСКУССТВА

Темы четвертей         7 класса

        I четверть — «Древние корни искусства». Отличие станкового искусства от декоративного. Стилизация Городецкого цветка. Единство конструкции и декора в народном жилище. Конструкция и декор предметов народного быта. Хохлома.. Внутреннее убранство крестьянского дома. Гжель. Народная праздничная одежда.. Национальная одежда народов Ханты и Манси.

II четверть — «Связь времен в народном искусстве». Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках. Дымковская, Филимоновская, Абашевская игрушки. Единство формы и декора в игрушке. Матрешка. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Федоскино. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Палех. Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Жостово, Нижний Тагил.

III четверть — «Вещи человека и человек». Архитектура средневековья. Готический стиль. Стиль одежды средневекового жителя. (война , гражданина, женщины ) Что такое эмблемы, зачем они людям? Геральдика. Тематический рисунок  “рыцарский турнир” Современная рабочая и праздничная одежда Облик современного города.

IV четверть — «Изобразительная грамотность» Рисунок простых геометрических тел. Рисунок с натуры натюрморта Рисунок технических деталей, архитектурных сооружений

Базовые единицы в 5 и 6 классах

Блок станковых искусств

«Изобразительные искусства как познание и утверждение человеческих ценностей»

  1. Формирование элементарных изобразительных навыков на доступном возрасту уровне
  2. Развивается и усложняется понимание социальной функции изобразительного искусства (что и зачем изображено)
  3. Развитие навыков работы с натуры (натюрморт, человек).
  4. Продолжение знакомства с музеями мира: Лувр, Дрезденская галерея, Прадо и др.
  5. Знание художественного национального творчества.
  6. Развитие понимания и умения пользоваться основными элементами языка (объем, пространство, линия, цвет)
  7. Понимание специфики и общих элементов языка скульптуры, живописи, графики.
  8. Понимание Рисунка как общей основы языка изобразительных искусств
  9. Умение применять различные техники для решения изобразительных задач, передачи эмоциональных акцентов
  10. Способность оценочных суждений и целенаправленных действий
  11. Умение выполнять работу по этапам
  12. Навыки работы в скульптуре, навыки по овладению техникой рисунка карандашом: сгущение, разряжение штриха, характер нажима и др.
  13.  Знания средств выразительности в графике (линия, пятно, светотень и др.)
  14. Знание языка живописи (нюансированный цвет)
  15. Знакомство с понятиями: плановость, перспектива
  16. Более глубокое знание жанра натюрморта
  17. Знакомство с творчеством художников Я.Иорданс, Снайдерс, малые голландцы, К.Петров-Водкин, И.Машков, П.Кончаловский
  18. Знакомство с языком изображения в искусстве натюрморта: композиция, колорит, объем, пропорция, свет, фактура и т.д.
  19. Умение работать над натюрмортом в рисунке и в живописи
  20. Глубокое изучение портретного жанра (скульптура, живопись, графика)
  21. Умение выражать свое отношение к миру, свои переживания через портрет
  22. Знание античных пропорций головы, фигуры человека
  23. Умение составлять композицию с изображением фигуры человека
  24. Знание процесса работы над станковой композицией (сюжет и содержание, эскиз и сюжет, эскиз и натура, использование зарисовок в работе над композицией)
  25. Умение и навыки оформления работ к выставке

Учебно-тематический план уроков в 5 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

Творческие работы

Практические работы

Исследовательские работы

Проверочные работы

Тестовые работы

1

«Язык изобразительного искусства».

9

3

5

1

1

2

«Отношение к миру природы».

8

2

6

3

«Вещи человека и человек».

10

3

7

1

4

«Музеи, в которых хранятся картины».

8

5

1

2

Всего

35

13

19

2

1

2


Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 5 классе (35 часа в год)

Общая тема: ”Изобразительные искусства (5 и 6 классы) как познание и утверждение человеческих ценностей”



п/п


Календар –

ные сроки

Наименование разделов и тем

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Базовые единицы

Оборудование

и

 примечания

знаний

умений

навыков

1 четверть        Тема четверти: “Виды изобразительного искусства”

1

4.09

Тематическая композиция  “Мое лето”

Закладывать основы знаний и умений в области различных видов искусства. Воспитание любви к искусству и аккуратности в работе

Знание различных видов изоискусства

Умение видеть чувства художника в произведениях искусства

Ведение беседы по анализу произведений изоискусства

Набор репродукций и диапозитивов Альбомы, цветные материалы

2

11.09

 Виды изобразительного искусства.

Живопись. Цвет- основа

—     осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

Познакомить с теплой и холодной гаммой цвета.

Умение работы с цветовым кругом.

Работы с гуашью

Цветовой круг. Работы великих мастеров .Осенние листья. Гуашь.

3

18.09

Живопись. Нюансированный цвет.

практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах

Знакомство с творчеством Левитана, Коровина, Серова, Ван Гога, Моне и др.

Умение получать тонкие оттенки цвета, используя смешение красок, добавления белил.

Работы гуашью.

Цветовой круг, работы великих мастеров, гуашь, осенние листья

4

25.09

Рисунок – основа изоискусства. Перспектива.

—     осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

Передавать пространство на плоскости с помощью линий.

Знание законов линейной перспективы

Навыки работы простым карандашом

Учебные таблицы, доска, мел, работы мастеров.

5

2.10

Рисунок- основа изоискусства .Тон в графике. Светотень. Шар.

—     осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

Градации светотени на различных геометрических предметах.

Передавать в рисунке светотень

Работы карандашом, приемы работы, организация рабочего места.

Образцы работ, выполненные учениками и педагогами-художниками. Геометрические тела

6

9.10

Объем- основа языка скульптуры. Скульптура как вид изоискусства

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

Знания  конструктивного строения животных.

Умение передавать в объеме движение и пластику животного

Навыки аккуратной работы пластилином.

Фото работ великих скульпторов, образцы работ, пластилин, картон, стеки, тряпочка для рук

7

16.10

Декоративно-прикладное искусство

—     осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

Передавать пространство на плоскости с помощью линий.

Знание законов линейной перспективы

Навыки работы простым карандашом

Учебные таблицы, доска, мел, работы мастеров.

8

23.10

Архитектура как вид изоискусства

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

Знание некоторых выдающихся архитекторов. Понятие стиль в архитектуре.

Умение узнавать по образу здания эпоху, когда здание было построено.

Навыки работы с готовой формой коробки, флакона и др.

пустые коробки, флаконы, цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

9

30.10

Повторение видов изобразительного искусства Тест «Виды изобраз. искусства»

уважение культуры других народов; освоение эмоционально-ценностных отношений к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства

Правила оформления работы к выставке

Умение анализировать работу

Навыки эмоциональной, образной речи.

Ножницы, клей, бумага для оформления.

2 четверть   Тема четверти: “ Изобразительное искусство и мир природы”(5 часов ), “Мастерская Деда Мороза”

10

13.11

Анималистический жанр.

—      развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире

Продолжить изучение конструкции животных.

Умение осмысленно подходить к изображаемым объектам.

Навыки передачи движения. Работы графическими материалами.

Учебные таблицы, работы художников-анималистов. Альбомы, карандаши, уголь

11

20.11

Анималистический жанр.

—      развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире

Продолжить изучение конструкции животных.

Умение осмысленно подходить к изображаемым объектам.

Навыки передачи движения. Работы графическими материалами.

Учебные таблицы, работы художников-анималистов. Альбомы, карандаши, уголь

12

27.11

Деревья в различном состоянии.

Как растут деревья

Пейзаж

Познание окружающей действительности организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства

Изучение законов наблюдательной перспективы.

Умение передавать различные типы деревьев графическими материалами, передавать различное состояние природы.

Навыки работы графическими материалами.

Учебные таблицы, репродукции, альбомы, карандаши и фломастеры.

13

4.12

Пейзаж в живописи

развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 
•  развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти

Законы воздушной и линейной перспективы

Умение творчески использовать знания, полученные на уроках

Навыки работы акварелью

Педагогический рисунок, репродукции Шишкина, Левитана и др. Образцы детских работ. Музыка Чайковского “Времена года”

14

11.12

 творческая работа “Звери в лесу”


   гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирование целостного представления о мире;
—      развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире

Повторение законов линейной и воздушной перспективы, конструкции животного

Умение выражать мысли, настроения, эмоции, состояния природы с помощью изобразительных средств (выбор произволен)

Приемы работы различными материалами

Гуашь, акварель´мелки´фломастеры´цветные карандаши.

15

18.12

Новогодние гирлянды

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
—     развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

Законы формообразования из бумаги

Умения использования основ бумагопластики в выполнении элемента гирлянды, умение подчинять свою деятельность общему замыслу.

Навыки работы с бумагой, ножницами, клеем.

Цветная и белая бумаг

а, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш.

16

25.12

Новогодняя маска

—     реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

Применение знаний, полученных ранее

Работы над образованием объемной формы из бумаги, умение творчески использовать знания, полученные ранее.

Продолжаем развивать навыки работы с бумагой.

Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, фольга, цветные лоскутки ткани, пуговицы и т. д.


Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 5 классе (35 часа в год)

Общая тема: ”Изобразительные искусства (5 и 6 классы) как познание и утверждение человеческих ценностей”



п/п


Календар –

ные сроки

Наименование разделов и тем

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Базовые единицы

Оборудование

и

 примечания

знаний

умений

навыков

1II четверть        Тема четверти: «Вещи человека и человек». ”

17

15/01

Отношение художника к миру вещей. Натюрморт

Эстетическое воспитание организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства  

Знание законов композиции.

Умение сравнивать пропорции предметов, передача объема предметов простых геометрических тел, простых бытовых предметов.

Навыки композиционного размещения изображения предметов на листе, работы карандашом.

Репродукции и слайды (малые голландцы, фламандский натюрморт, П. Сезан, Коровин и др.),альбомы, карандаши, предметы постановки.

18

22/01

Отношение художника к миру вещей. Натюрморт

Эстетическое воспитание организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства  

Знание законов композиции.

Умение сравнивать пропорции предметов, передача объема предметов простых геометрических тел, простых бытовых предметов.

Навыки композиционного размещения изображения предметов на листе, работы карандашом.

Репродукции и слайды (малые голландцы, фламандский натюрморт, П. Сезан, Коровин и др.),альбомы, карандаши, предметы постановки.

19

29/01

Отношение художника к миру вещей. Натюрморт

Эстетическое воспитание

Знание основных этапов истории развития жанра в русском и советском искусстве. Продолжение знакомства с законами воздушной перспективы.

Умение составлять гармоничные цветовые сочетания при передаче настроения,

Навыки составления натюрмортов гармоничных по цвету и по объему.

Репродукции Коровина, Машкова, Стожарова. Предметы постановок. Акварель, альбомы.

20

5/02

Отношение художника к миру вещей. Натюрморт

Эстетическое воспитание

Знание основных этапов истории развития жанра в русском и советском искусстве. Продолжение знакомства с законами воздушной перспективы.

Умение составлять гармоничные цветовые сочетания при передаче настроения,

Навыки составления натюрмортов гармоничных по цвету и по объему.

Репродукции Коровина, Машкова, Стожарова. Предметы постановок. Акварель, альбомы.

21

12/02

Пропорции головы человека

Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности.

Пропорции головы

Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти.

Навыки работы графически над портретом, подбор  материала

Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др.

Гуашь, акварель.

22

19/02

Портрет в живописи.

Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности.

Приемы работы над портретом в цвете. Повторение знаний о колорите, нюансированном цвете.

Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти.

Навыки работы цветом над портретом, подбор цвета

Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др.

Гуашь, акварель.

23

26/02

Портрет литературных героев

Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности.

Приемы работы над портретом в цвете. Повторение знаний о колорите, нюансированном цвете.

Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти.

Навыки работы цветом над портретом, подбор цвета

Навыки эмоциональной выразительности

Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др.

Гуашь, акварель.

24

5/03

Портрет литературных героев

Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности.

Приемы работы над портретом в цвете. Повторение знаний о колорите, нюансированном цвете.

Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти.

Навыки работы цветом над портретом, подбор цвета

Навыки эмоциональной выразительности

Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др.

Гуашь, акварель.

25

12/03

Портрет друга

Приобщение творческого опыта и жизненного опыта. Воспитание эмоционально- эстетического отношения к действительности.

Приемы работы над зарисовками с натуры

Умение вглядываться в человека, развитие зрительной памяти.

Навыки работы цветом над портретом, подбор цвета

Навыки эмоциональной выразительности

Образцы работ, репродукции картин Репина,Кустодиева,Врубеля, Вермеера Делфейского и др.

Гуашь, акварель.

26

19/03

Подведение итогов четверти. Закрепление и обобщения знаний. Подготовка работ к выставке.

осуществление самоопределения и самореализации личности на эстетическом уровне

Знакомство с творчеством Тропинина, Матвеева, Коненкова и др.

Умение оформить работу к выставке.

Навыки анализа своего произведения и работ товарищей.

Набор репродукций, работы учащихся за четверть, бумага для оформления, линейка, ножницы, клей ПВА.

27

2/04

Третьяковская галерея

Патриотическое воспитание

Знание истории возникновения знаменитого музея. Знание некоторых произведений, хранящихся в музее.(Рублев, Левицкий,

Кипренский, Крамской, Шишкин, Иванов, Репин, Суриков и др.)

эмоционального восприятия произведения, умение быть квалифицированным зрителем.

Навыки поисковой работы.

Набор репродукций, слайдов произведений Третьяковской галереи, классическая музыка.

28

9/04

Русский музей

Патриотическое воспитание. Исследовательская деятельность

Знание истории возникновения знаменитого музея. Знание некоторых произведений, хранящихся в музее.(Брюллов,  Суриков и др.)

эмоционального восприятия произведения, умение быть квалифицированным зрителем.

Навыки поисковой работы.

Набор репродукций, слайдов произведений Русского музея, классическая музыка.

29

16/04

Государственный Эрмитаж

Исследовательская деятельность

Эстетическое воспитание.

Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства

История возникновения музея, Знакомство с шедеврами музея ( Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт и др.)  

Эмоциональные переживания при просмотре репродукций

Навыки поисковой работы.

Набор репродукций, слайдов произведений Эрмитажа,классическая музыка

30

23/04

Лондонская национальная галерея

Расширение кругозора учащихся.

Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства

Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем.

Развитие кругозора

Навыки поисковой работы.

31

30/04

Дрезденская галерея

Расширение кругозора учащихся.

Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства

Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем.

Развитие кругозора

Навыки поисковой работы.

32

7/05

Дрезденская галерея

Расширение кругозора учащихся.

Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства

Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем.

Развитие кругозора

Навыки поисковой работы.

33

14.05

Картинная галерея в Ханты-Мансийске

Расширение кругозора учащихся.

Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства

Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем.

Развитие кругозора

Навыки поисковой работы.

34

21.05

Картинная галерея в Ханты-Мансийске

Расширение кругозора учащихся.

Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства

Знакомство с музеем и шедеврами, хранящимися в нем.

Развитие кругозора

Навыки поисковой работы.

35

28/05

Обобщающий урок четверти. Творческая работа учащихся “ Музеи, где хранятся картины”.

Организация диалоговых форм общения с произведениями искусства

Умение на плоскости передать пространство помещения и расположить картины на стенах.

Закрепить навыки работы изобразительными материалами, полученные в этом году.

Образцы работ учащихся. Предварительное посещение поселкового выставочного зала.


Базовые единицы 6 классе  Блок станковых искусств «Изобразительные искусства как познание и утверждение человеческих ценностей»

  1. Формирование элементарных изобразительных навыков на доступном возрасту уровне
  2. Развивается и усложняется понимание социальной функции изобразительного искусства (что и зачем изображено)
  3. Формирование понятия- станковое искусство
  4. Формирование понятия- художественный образ, идеал (общественный и эстетический), прекрасное и безобразное, комическое и трагическое.
  5. Развитие навыков работы с натуры (натюрморт, человек)..
  6. Знание художественного национального творчества.
  7. Развитие понимания и умения пользоваться основными элементами языка (объем, пространство, линия, цвет)
  8. Понимание специфики и общих элементов языка скульптуры, живописи, графики.
  9. Понимание Рисунка как общей основы языка изобразительных искусств
  10. Умение применять различные техники для решения изобразительных задач, передачи эмоциональных акцентов
  11. Способность оценочных суждений и целенаправленных действий
  12. Умение выполнять работу по этапам
  13. Навыки работы в скульптуре, навыки по овладению техникой рисунка карандашом: сгущение, разряжение штриха, характер нажима и др.
  14.  Знания средств выразительности в графике (линия, пятно, светотень и др.)
  15. Знание языка живописи (нюансированный цвет)
  16. Понимание социальной роли искусства пейзажа
  17. Знакомство с понятиями: плановость, перспектива
  18. Знание принципа движения человека
  19. Навыки работы над набросками и зарисовками портрета и фигуры человека с натуры
  20. Умение составлять композицию с изображением фигуры человека
  21. Умение воспринимать физическую и духовную красоту человека как личности
  22. Знакомство с творчеством художников: Ж.Милле, Я.Вермер Делфтский, Рембрандт, Г.Курбе, И.Репин, Ю.Пименов, А.Пластов, А.Дейнека
  23. Знание процесса работы над станковой композицией (сюжет и содержание, эскиз и сюжет, эскиз и натура, использование зарисовок в работе над композицией)
  24. Понимание ребенком того, что личность художника является выразителем идей своего времени
  25. Знакомство с творчеством Ф. Гойя, К, Кольвиц, Д. Шмаринов
  26. Знакомство с историческим жанром, знакомство с творчеством В. Сурикова, К.Брюллова
  27. Навыки работы над сбором материала при выполнении исторической картины
  28. Навыки поисковой работы (индивидуально и в группах)
  29. Умение и навыки оформления работ к выставке
  30. Знакомство с искусством плаката и карикатурным жанром.
  31. Знакомство с творчеством Кукрыниксов, Б. Ефимова
  32. Умение выполнять различные виды оформительских шрифтов
  33. Знание правил оформления альбома, книги

Учебно-тематический план уроков в 6 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

Творческие работы

Практические работы

Исследовательские работы

Проверочные работы

Тестовые работы

Выставки

1

«Понимание красоты человека»

9

2

6

1

2

«Красота повседневной жизни».

8

6

1

1

3

«Великие темы жизни».

10

3

5

1

1

4

«Декоративные искусства. Печатная графика»

8

2

6

Всего

35

13

18

1

3

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе ( 35 часа в год)

Общая тема 5-6 классов: ”Изобразительное искусство и мир человека


№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Базовые единицы

Оборудование и примечание

Тема 1 четверти «Понимание красоты человека»

41

     4.09

Творческая работа ”Мое лето” Пропорции фигуры человека


Воспитание творческого отношения к работе, доброго отношения к творчеству товарищей, умение увидеть преимущества и недостатки в работах одноклассников.


Повторение законов перспективы


Изображение фигуры человека


Работы с фигурой человека


Учебная таблица” Перспектива”. детские работы,. Свободный выбор материала.


2          



111.09

 Фигура человека в движении.


Формирования понимания искусства как средства отражение познания мира.

 развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира


Основные пропорции фигуры человека


Передавать пропорции фигуры с учетом компоновки листа


Проведения прямых без использования чертежных инструментов.


Учебное пособие “Пропорции фигуры человека’ Фотографии скульптур Древней Греции. Альбомы карандаши.


3

218.09


Фигура человека в движении. Пропорции фигуры человека


Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Умение применять знание пропорций фигуры человека при изображении ее в движении.


Законы равновесия при движении человека.


Упрощенное изображение фигуры человека с последующей ее доработкой


Работы над зарисовками.


Учебные таблицы “Фигура человека в движении”. альбом, карандаш.

4

225.09

 фигура человека в движении


Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Умение применять знание пропорций фигуры человека при изображении ее в движении.


Законы равновесия при движении человека.


Упрощенное изображение фигуры человека с последующей ее доработкой


Работы над зарисовками.


Учебные таблицы “Фигура человека в движении”. альбом, карандаш.


5

42.10


Красота фигуры человека в движении.



Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Желание совершенствовать свои умения и навыки. Заботится о своем здоровье и красоте тела.


Повторение пропорций фигуры человека, условий равновесия при движении фигуры.


Применять знания при работе в объеме.


Работы с пластилином, продолжение развития моторики руки.


Фотографии скульптур Древней Греции, диафильм “Искусство Древней Греции». Пластилин, проволка лля каркаса, стеки, тряпочка для рук.

66

19.10


 фигуры человека в движении. Скульптура



Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Желание совершенствовать свои умения и навыки. Заботится о своем здоровье и красоте тела.


Повторение пропорций фигуры человека, условий равновесия при движении фигуры.


Применять знания при работе в объеме. Зачет «Пропорции фигуры человека»


Работы с пластилином, продолжение развития моторики руки.


Фотографии скульптур Древней Греции, диафильм “Искусство Древней Греции». Пластилин, проволка лля каркаса, стеки, тряпочка для рук.


7

116.10

Микеланджело Давид. Зарисовки скульптурного изображения


Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Желание совершенствовать свои умения и навыки. Заботится о своем здоровье и красоте тела.


Повторение пропорций фигуры человека, условий равновесия при движении фигуры.


Применять знания при работе в объеме.


Работы графическими материалами, продолжение развития моторики руки.


Копия скульптуры Микеланджело Давид

    8

   23.10

Зарисовки простым карандашом

Композиция “ В спортивном зале”

Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Желание совершенствовать свои умения и навыки. Заботится о своем здоровье и красоте тела.

Знание пропорций отдельных частей фигуры


Работы графическими материалами, продолжение развития моторики руки.


Работы графическими материалами, продолжение развития моторики руки.

Индивидуальные учебные  таблицы

89

230.10


Композиция “ В спортивном зале”




Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Воспитание вести здоровый образ жизни.


Основы композиции. Этапы работы над картиной.


Компоновки листа, с учетом линейной и воздушной перспективы.


Навыки работы над фигурой в движении.


Репродукции Дейнеко, Жилинского и др. Альбомы, карандаши, акварель.
















2  четверть  ‘ Ценности повседневной жизни”        (5 часов )  ,  “ Украшаем школу к празднику”   ( 2 часа)

10

113.11


Бытовой жанр


Формирование понимания общественного назначения как средство отражения окружающего мира


Понятие -бытовой жанр. Творчество художников Федотова и др.


Умение анализировать картину, высказывать свое мнение.


Навыки выполнения зарисовок к картине.

1

Набор репродукций и диапозитивов. Дома поисковая работа

 

11

20.11

Бытовой жанр

Мой дом

Формировать нравственно-эстетической отзывчивость  на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Продолжение знакомства с художниками 18, 19, 20 веков. Знакомство с особенностями бытового жанра. Знакомство со станковой живописью.

Умение выполнять зарисовки различными материалами в подготовке работы над основной композицией

Продолжаем развивать навыки работы с многофигурной композицией

Набор репродукций мастеров живописи 18, 19, 20 веков. Альбом, цветные материалы.

12

27.11

Творческая композиция «Мой край»

Формированиг нравственно-эстетическую отзывчивость  на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Продолжение знакомства с художниками 18, 19, 20 веков. Знакомство с особенностями бытового жанра. Знакомство со станковой живописью.

Умение выполнять зарисовки различными материалами в подготовке работы над основной композицией

Продолжаем развивать навыки работы с многофигурной композицией

Набор репродукций мастеров живописи 18, 19, 20 веков. Альбом, цветные материалы.

13

4.12

Творческая работа “Моя будущая профессия”.

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ

Новые знания о разнообразных профессиях, о творческом подходе художника к изображаемому

Умение выражать свою мечту изобразительными средствами..

Навыки изображения фигуры человека, компоновки листа.

Набор репродукций Пименова и др. художников 20 века. Учебник Сокольниковой “Композиция”. Альбом цветные материалы.

14

11.12

Творческая работа “Моя будущая профессия”

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ

Новые знания о разнообразных профессиях, о творческом подходе художника к изображаемому

Умение выражать свою мечту изобразительными средствами..

Навыки изображения фигуры человека, компоновки листа.

Набор репродукций Пименова и др. художников 20 века. Учебник Сокольниковой “Композиция”. Альбом цветные материалы.

15

18.12

Новогодняя гирлянда

Воспитание любви к школе, радости коллективного труда.

Приемы работы бумагопластикой. Законы цветоведения.

Умения подчинять свою работу и творчество общей задаче.

Развитие навыков аккуратной работы клеем.

Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, линейка.

16

25.12

Новогодняя шапочка.






Воспитание творческой активности

Понятие стиль, гармония

Умение использовать бросовый материал, умение подчинять элементы украшения главной цели- созданию определенного образа.

Навыки работы с бумагой, клеем.

Газеты, цветные обложки журналов, фольга, пуговицы и т.д., клей ПВА, ножницы.    

3 четверть  Общая тема: “Великие темы жизни”   (10 часов)

17

15.01

Исторический жанр. Творчество В.Сурикова

Воспитание через искусство, отражающее представление о добре и зле, отвечающем на проблемы, поставленные жизнью..

Знакомство с творчеством Рембрандта, Брейгеля,Гойи, Пикассо, Дейнеко, Пластова.

Творчески относится к анализу работ мастеров

Поисковая деятельность

Набор репродукций, слайдов

18

22.01

Исторический жанр. Творчество В.Сурикова

Формирование художественно-творческой активности.

О процессе работы художника над созданием произведения, знание приемов, применяемых скульптором для выражения накала чувств

Связывать объемные изображения с замыслом

Передавать в объемной форме пропорции фигуры человека, ее характер и эмоциональное состояние

Фотографии скульптур Родена, Мухиной, Голубкиой и др. Пластилин, стеки

19

29.01

Исторический жанр. Творчество В.Сурикова

Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира

Знакомство с жизнью и творчеством К.Брюллова. Создание картины “Последний день Помпеи”

Работать на заданную тему, применяя зарисовки  

Составление подготовительного материала (эскизов зарисовок) для создания картины исторического жанра

Диапозитив с репродукций картины “Последний день Помпеи”, учебные таблицы “Одежды воинов древнего Рима”

20

5.02

Исторический жанр. Творчество К.Брюллова

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Изучение композиции и художественных средств выразительности на примере картин “Утро стрелецкой казни”

Умение творчески работать над композицией, Используя наблюдения и зарисовки

Навыки работы над подготовительными зарисовками, коллективного обсуждения произведения искусства

Репродукции и диапозитивы по творчеству В.Сурикова. Учебные таблицы “Одежда древних римлян”.”Предметы быта древнего Рима”

21

12.02

Исторический жанр. Творчество В.СуриковаПовторение. Композиция на исторический жанр

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Изучение композиции и художественных средств выразительности на примере картин “Боярыня Морозова”,

Умение творчески работать над композицией, Используя наблюдения и зарисовки

Навыки работы над подготовительными зарисовками, коллективного обсуждения произведения искусства

Репродукции и диапозитивы по творчеству В.Сурикова. Учебные таблицы “Одежда древних римлян”.”Предметы быта древнего Рима”

22

19.02

Композиция по историческому жанруна тему “Спартак”

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Изучение композиции и художественных средств выразительности на примере картин “Взятие снежного городка”

Умение творчески работать над композицией, Используя наблюдения и зарисовки

Навыки работы над подготовительными зарисовками, коллективного обсуждения произведения искусства

Репродукции и диапозитивы по творчеству В.Сурикова. Учебные таблицы “Одежда древних римлян”.”Предметы быта древнего Рима”

23

26.02

Исторический жанр. Творческая композиция на тему “Спартак”

Умение подчинять средства художественной выразительности главному замыслу

Продолжение изучения законов композиции и средств художественной выразительности

Творчески применять полученные знания в ходе работы над картиной

Навыки передачи фигур людей в пространстве с учетом наблюдательной перспективы

Репродукции картин исторического жанра. Учебные таблицы

24

5.03

Исторический жанр композиция на тему “Спартак”

Выставка-отчет

«Исторический жанр»

Умение подчинять средства художественной выразительности главному замыслу

Продолжение изучения законов композиции и средств художественной выразительности

Творчески применять полученные знания в ходе работы над картиной

Навыки передачи фигур людей в пространстве с учетом наблюдательной перспективы

Репродукции картин исторического жанра. Учебные таблицы

25

12.03

Батальный жанр в живописи

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров

Изучение творчества художников Верещагина, художников студии Грекова

Анализировать картину

Навыки работы над станковой картиной

Репродукции художников. Альбомы, цветные материалы

26

19.03

Обобщение темы четверти

Тест «Я знаю жанры изоискусства»

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров

Умение проанализировать творчество за четверть и выделить картину для выставки

Навыки оформления работы к выставке

4 четверть  Общая тема: “Оформительское искусство”   (7 часов)

27

2.04

Шрифты в оформилельском искусстве. Рубленый шрифт.

Применение различных выразительных средств, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Построения рубленого шрифта.

Умение использовать метод отмывок.

Развитие графических навыков.

Учебные таблицы, альбомы, линейки, карандаши, акварель.

28

9.04

Шрифты в оформилельском искусстве. Рубленый шрифт.

Применение различных выразительных средств, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Построения рубленого шрифта.

Умение использовать метод отмывок.

Развитие графических навыков.

Учебные таблицы, альбомы, линейки, карандаши, акварель.

29

16.04

Шрифт с засечками

Применение различных выразительных средств, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Правила выполнения шрифта с засечками.

Умение работать с помощью линейки и от руки.

Развитие графических навыков.

Учебная таблица, альбом, линейка, карандаш, фломастер.

30

23.04

Рукописные шрифты.

Воспитание эстетическое, экологическое, патриотическое, нравственное.

Выполнение рукописных шрифтов.

Умение выбрать соответствие между значением слова и типом шрифта.

Развитие навыков работы от руки, развитие глазомера.

Учебные таблицы, альбом, карандаш, фломастер.

31

30.04

Выполнение плаката на тему…

Воспитание экологическое, патриотическое, эстетическое. Развитие творческих способностей.

Знание требований, выдвигаемых перед плакатом.

Умение компоновать лист, выбирать подходящий теме шрифт, использовать лаконичное выразительное изображение.

Навыки оформительской работы.

Образцы плакатов на различные темы, формат  А3, линейка карандаш, свободный выбор изобразительных материалов.

32

7.05

Книжная графика. Экслибрис.

.Воспитание любви к книгам.

Знание нового вида печатной графики.

Умение в лаконичной форме передать особенность автора библиотеки.

Развитие графических навыков.

Образцы экслибриса из книг известных людей. Альбом, тушь, перо.

33

14.05

Книжная графика. Обложка книги.

воспитание уважительного отношения к книге, к людям, создающим ее.

Знание требований к обложке книги.

Развитие эстетического вкуса

Развитие графических навыков.

Образцы книг издательства Кнебеля, альбом, карандаш, линейка, фломастеры.

34

21.05

Книжная графика. Обложка книги.

воспитание уважительного отношения к книге, к людям, создающим ее.

Знание требований к обложке книги.

Развитие эстетического вкуса

Развитие графических навыков.

Образцы книг издательства Кнебеля, альбом, карандаш, линейка, фломастеры.

35

28.05

Книжная графика. Обложка книги.

Подведение итогов за год.

Зачетная работа

«Макет книги»

воспитание уважительного отношения к книге, к людям, создающим ее.

Знание требований к обложке книги.

Развитие эстетического вкуса

Развитие графических навыков.

Образцы книг издательства Кнебеля, альбом, карандаш, линейка, фломастеры.


 Базовые единицы в 7 классе

Учащиеся должны знать:

— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

— семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

— различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

— владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

Учебно-тематический план уроков в 7 классе.  Общая тема:“Мудрость и красота вещей”(блок декоративных искусств)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

Творческие работы

Практические работы

Исследовательские работы

Проверочные работы

Тестовые работы

Выставки

1

«Древние корни искусства».

9

5

2

1

1

2

«Связь времен в народном искусстве».

7

3

3

1

3

«Вещи человека и человек».

10

4

6

4

«Изобразительная грамотность»

9

1

7

1

Всего

35

13

18

2

2

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 7 классе   (35 часа)

Общая тема: “Мудрость и красота вещей” (блок декоративных искусств)


п/п

Календар –

ные сроки

Наименование разделов и тем

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Базовые единицы

Оборудование и примечание

Первая четверть. Общая тема: ”Древние корни народного искусства”(9 часов)

1

7.09

Введение Изображение цветка с натуры и стилизованного цветка

 развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире

О месте декоративного искусства в организации жизни общества. Понятие стилизация.

Выявлять при восприятии декоративного искусства связь времен, место декоративного искусства в жизни людей. Умение отличать стилизованное изображение от изображения с натуры.

Навыки выполнения цветка с натуры, преобразование его в стилизованное изображение. Развитие навыков работы акварелью.

Предметы различных декоративно-прикладных промыслов, учебные таблицы, диапозитивы. Цвкток в стакане, альбомы, карандаши.

2

14.09

Городецкий цветок.

Стилизация

Воспитание любви и уважения к русским традициям при оформлении жилища, умение обобщать форму

Построение Городецкого цветка(круг, дуги, «оживки»)

Умение работать круговыми движениями кисти и концом кисти

Работы гуашью при выполнении отдельных элементов

Учебные таблицы, фотографии , предметы, расписанные Городецкой росписью, учебники , таблицы»Городецкая роспись»

3

21.09

Единство конструкции и декора в народном жилище

Формирование художественного вкуса. Патриотическое воспитание.

Знание народного промысла, истории его развития.

Умение подчинять композицию изображения форме предмета.

Навыки кистевой росписи

Учебные таблицы, фотографии , предметы, расписанные Городецкой росписью, учебники , таблицы»Городецкая роспись» Шаблоны изделий для росписи.

4

28.09

Единство конструкции и декора в народном жилище.

Формирование художественного вкуса. Патриотическое воспитание.

Знание народного промысла, истории его развития.

Умение подчинять композицию изображения форме предмета.

Навыки кистевой росписи

Учебные таблицы, фотографии , предметы, расписанные Городецкой росписью, учебники , таблицы»Городецкая роспись» Шаблоны изделий для росписи. Выставка изделий, расписанных в стиле Городецкой росписи

5

5.10

. Единство конструкции и декора в народном жилище Хохлома.

Воспитание гордости за русское народное искусство

История развития промысла. Виды росписи: “ верховая “ и “ фоновая  “

Умение выполнять на различных изделиях разные виды росписи.

Развитие навыков кистевой росписи.

Изделия Хохломской росписи, учебные таблицы, альбомы. кисть беличья № 3,5, гуашь.

6

12.10

. Внутреннее убранство крестьянского дома. Гжель

 развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире

История развития промысла. Виды росписи: “ верховая “ и “ фоновая  “

Умение выполнять на различных изделиях разные виды росписи.

Развитие навыков кистевой росписи.

Изделия Хохломской росписи, учебные таблицы, альбомы. кисть беличья № 3,5, гуашь.

7

19.10

Внутреннее убранство крестьянского дома. Гжель

Развитие художественного вкуса. Воспитание художественно-эмоционального восприятия

История возникновения промысла. Теория техники росписи.

Умение применить характерной росписи при выполнении эскиза изделия.

Работы гуашевыми красками.

Изделия или фотографии изделий гжельских мастеров. Альбом, гуашь, беличьи кисти № 3,5.

8

26.10

Народная праздничная одежда.

Эстетическое воспитание. Развитие вкуса учащихся.

Знание особенностей украшения праздничной народной одежды.

Умение создавать свой эскиз соблюдая традиционные особенности оформления.

Навыки работы в технике коллажа.

Образцы народной одежды, фотографии одежды. альбом, карандаш, акварель, цветная бумага, тесьма, клей ПВА.

9

2.11

Национальная одежда народов Ханты и Манси.

Воспитание уважения к культуре края, в котором мы живем.

Проявление устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры

Знание построения национального орнамента

Умение использовать бумагу в клетку при построении орнамента.

Развитие графических навыков, чувства ритма, образного мышления.

Изделия мастеров, украшенные орнаментом. Учебные таблицы. Бумага в клетку, карандаш, фломастеры, альбом, цветная бумага, ножницы.

2 четверть “Связь времен и народов”  (7 часов)

10

11

16.11

23.11

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Федоскино.

Воспитание эстетических чувств. Развитие эмоциональной сферы.

Знать историю развития промысла, особенности технологии выполнения шкатулок, отличительные черты по которым промысел узнается.

Выявлять главное в каждом промысле, уметь создавать эскиз изделия промысла, используя традиции.

Навыки работы с миниатюрным изображением.

Образцы предметов этого промысла. Учебные таблицы. Альбом, карандаш, акварель(гуашь), беличьи кисти№2,3.

12

30.11

Народные промыслы -истоки и современное развитие. Палех.




Воспитывать художественный вкус, бережное уважительное отношение к культурному наследию.

Знание истории возникновения и развития промысла, знание центров традиционной росписи матрешки.

Уметь различать особенности народных промыслов, умение воспринимать связь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.

Овладение приемами кистевой росписи, навыками композиционного размещение орнамента на переднике матрешки.

Образцы матрешек, учебные таблицы, образцы работ. Альбом, акварель, шаблоны силуэтов матрешек, беличьи кисти №3 и №5.

13

7.12

Народные промыслы - истоки и современное развитие. Палех.

Воспитание эстетических чувств. Развитие эмоциональной сферы.

Знать историю развития промысла, особенности технологии выполнения шкатулок, отличительные черты по которым промысел узнается.

Выявлять главное в каждом промысле, уметь создавать эскиз изделия промысла, используя традиции.

Навыки работы с миниатюрным изображением.

Образцы предметов этого промысла. Учебные таблицы. Альбом, карандаш, акварель(гуашь), беличьи кисти№2,3.

14

14.12

Единство формы и декора в игрушке. Матрешка.


Воспитание эстетических чувств. Развитие эмоциональной сферы. Патриотическое воспитание.

Знать историю развития промысла, особенности технологии выполнения шкатулок, отличительные черты по которым промысел узнается.

Выявлять главное в каждом промысле, уметь создавать эскиз изделия промысла, используя традиции.

Навыки работы с миниатюрным изображением.

Образцы предметов этого промысла. Учебные таблицы. Альбом, карандаш, акварель(гуашь), беличьи кисти№2,3.

15

21.12

Зачетная работа по народным промыслам

Воспитание эстетических чувств. Развитие эмоциональной сферы.

Знать историю развития промысла, особенности технологии выполнения подносов.

Отличительные черты по которым промысел узнается.

Выявлять главное в каждом промысле, уметь создавать эскиз изделия промысла, используя традиции

Навыки работы над декоративным букетом, используя прием от “пятна”.

Образцы предметов этих промыслов, учебные таблицы. Черная бумага, гуашь, беличьи кисти № 3,5

16

28.12

Обобщение темы четверти.Тест “Cвязь времен в народном искусстве “.

Умение обобщать знания по пройденному материалу.

Закрепление и повторение знаний за полугодие.

Умение составить рассказ о главном, характерном для каждого промысла.

Навыки определения промысла по фотографии.

Образцы различных промыслов, карточки-задания.

3 четверть Общая тема “ Декор: человек, общество, время “.(10 часов)

17

18.01

Введение в проблематику четверти. Архитектура средневековья.

Добиться осмысления учащимися социальной роли декора, о влиянии мировоззрения, условий  жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративного искусства.

Понятие стиль. Романский и Готический стили.

Умение узнавать по облику эпоху и стиль в котором построено здание.

Навыки выполнения проектов архитектурных сооружений.

Слайды, фотографии средневековых  соборов Франции, Германии, Прибалтики и др. Альбомы, линейки, карандаши, акварель, фломастеры.

18

25.01

Стиль одежды средневекового жителя.

Научить в процессе восприятия и практической деятельности обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-19образного языка декоративного искусства.

Различать особенности кроя, цвета, фактуры одежды в зависимости от классовой принадлежности.

Умения создавать эскизы народных костюмов, соблюдая характер и стиль времени.

Навыки работы над фигурой человека, навыки работы над складками одежды.

Слайды, учебные таблицы. Альбом, цветные карандаши, фломастеры

20

26.01

Стиль одежды средневекового жителя. (война , гражданина, женщины )

Научить в процессе восприятия и практической деятельности обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства.

Различать особенности кроя, цвета, фактуры одежды в зависимости от классовой принадлежности.

Умения создавать эскизы народных костюмов, соблюдая характер и стиль времени.

Навыки работы над фигурой человека, навыки работы над складками одежды.

Слайды, учебные таблицы. Альбом, цветные карандаши, фломастеры

21

2.02

Что такое эмблемы, зачем они людям? Геральдика.

развитие художественно-образного, эстетического типа мышления,

История возникновения геральдики. Значение геральдики в наша дни. Символика цвета и образов

Умение через традиционные символы выражать чувства, стремления, понятия

Навыки композиционного расположения символов на щите герба, выбора цвета и тд.

Учебные таблицы, книга-атлас “Геральдика”, шаблоны щитов. Альбомы, карандаши, фломастеры

22

9.02

Обобщение темы. Одежда средневекового жителя

развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира

Обобщение знаний. Знание теории построения целостной композиции

Умение последовательно работать над композицией

Навыки передачи объема и пространства, согласуя единые элементы в единое целое

Для коллективной работы: подготовить фон рыцарского турнира. Для индивидуальной работы: альбомы, акварельные краски, фломастеры

23

16.02

Тематический рисунок  “рыцарский турнир”

развитие художественно-образного, эстетического типа мышления

Обобщение знаний. Знание теории построения целостной композиции

Умение последовательно работать над композицией

Навыки передачи объема и пространства, согласуя единые элементы в единое целое

Для коллективной работы: подготовить фон рыцарского турнира. Для индивидуальной работы: альбомы, акварельные краски, фломастеры

24

1.03

Современная рабочая и праздничная одежда

. Развитие конструкторского мышления.

Современный стиль в одежде

Умение подчинять обилие форм, линий. деталей общему стилю

Свободного изображения фигуры человека с соблюдением  пропорций.

Учебные таблицы, альбомы, тушь, фломастеры.

25

15.03

Облик современного города.

. Развитие конструкторского мышления.

Познакомить с развитием современной архитектуры.

Умение составлять проекты своего архитектурного сооружения.

Передача объемов зданий с применением линейной и воздушной перспективы.

Фотографии современной архитектуры. Альбом, карандаш, линейка, акварель, фломастеры.

26

22.03

Обобщение темы четверти. Подведение итогов.

Умение обобщать знания по пройденному материалу.

Развитие навыков оформления работы к выставке.

Подготовить работы к выставке.

Работы четверти, белая бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей ПВА.

4 четверть. Общая тема: «Рисунок с натуры – основа изобразительного искусства»

27

5.04

Рисунок простых геометрических тел.

Развитие пространственного воображения.

Знание законов линейной и воздушной перспективы, законов распределения светотени.

Умение выполнять в объеме простые геометрические тела с передачей светотени.

Графические навыки, пространственное мышление.

Набор геометрических тел, учебные таблицы. Альбом, карандаш.

28

12.04

Рисунок простых геометрических тел.

Развитие пространственного воображения..

Знание законов линейной и воздушной перспективы, законов распределения светотени.

Умение выполнять в объеме простые геометрические тела с передачей светотени.

Графические навыки, пространственное мышление.

Набор геометрических тел, учебные таблицы. Альбом, карандаш.

29

19.04

Рисунок технической детали (простой формы)

Развитие пространственного воображения.

Знание законов линейной и воздушной перспективы

Умение передавать объем, светотень, фактуру

Развитие графических навыков

Набор технических деталей простой формы. Альбом, карандаш

30

26.04

Рисунок технической детали (простой формы)

Развитие пространственного воображения.

Знание законов линейной и воздушной перспективы

Умение передавать объем, светотень, фактуру

Развитие графических навыков

Набор технических деталей простой формы. Альбом, карандаш

31

3.05

Рисунок технических деталей (сложной формы)

Развитие пространственного воображения,

Знание законов перспективы

Умение применять знания при работе над сложными деталями.

Развитие графических навыков Навыки передачи объема, светотени, фактуры

Набор технических деталей сложной формы. Альбом, карандаш

32

10.05

Рисунок с натуры натюрморта

Воспитание осмысленного подхода к работе

Развитие пространственного воображения

Показать знания линейной и воздушной перспективы, законов цветоведения при работе над натюрмортом

Показать умения изображать на плоскости объемные предметы, передавать их пропорции, взаимное расположение, цвет, фактуру, освещение

Показать навыки работы различными техниками акварельной живописи

Предметы постановки. Листы бумаги(формат А3), карандаш, акварель, беличья кисть №5,7

33

17.05

Рисунок с натуры натюрморта

Выставка лучших работ

Воспитание осмысленного подхода к работе

Умение обобщать знания по пройденному материалу.

Показать знания линейной и воздушной перспективы, законов цветоведения при работе над натюрмортом

Показать умения изображать на плоскости объемные предметы, передавать их пропорции, взаимное расположение, цвет, фактуру, освещение

Показать навыки работы различными техниками акварельной живописи

Предметы постановки. Листы бумаги(формат А3), карандаш, акварель, беличья кисть №5,7

34

24.05

Подведение итогов за год

Умение анализировать работы.

Умение давать самооценку

Оформленные работы “Натюрморт”

1 час резерв

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы основного общеобразовательных учреждений. 1-9 классы, разработанной  под редакцией Б.М. Неменского Коллектив авторов: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Йеменская, А. С. Питерских, при участии В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, А. А. Кобозева, М. Т. Ломоносовой, О. В. Островской (Издательство М. «Просвещение», 2010)
  2. Оросова  Изобразительное искусство. 7 класс Поурочные планы по программе Неменского ИДТ «Корифей» 2009
  3. Порохневская Изобразительное искусство. 6 класс Поурочные планы по программе Неменского, Волгоград 2004
  4. Порохневская Изобразительное искусство. 5 класс Поурочные планы по программе Неменского, Волгоград 2004
  5. Порохневская Изобразительное искусство. 8 класс Поурочные планы по программе Неменского, Волгоград 2004
  6. Сокольникова Рисунок
  7. Сокольникова Живопись
  8. Сокольникова  Основы композиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Искусство 8-9 класс"

разработка рабочей программа по искусству для 8 класса по программе Критская...

Рабочая программа "Искусство" для 9 класса.

Эта программа разработана для 9 класса, как элективный курс "Искусство". Я веду его на английском языке. Занятия проходят очень продуктивно и интересно....

Рабочая программа "Искусство" для 9 класса

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:-формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры;-овладение культурой восприятия традиционных и современных видов ис...

Рабочая программа Искусство "Музыка" 8 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова

                                        Пояснительная запискаРабочая учебная программа р...

Рабочая программа Искусство "Музыка" 9 класс Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова

№ п\п урокаНаименование разделов и тем Кол-во часов     Вид урока  ИКТ, наглядные пособияДомашнее задание Вид контроля        ДатаI...

Рабочая программа Искусство 8-9 классы

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пр...

Рабочая программа искусство 8-9 класс

Рабочая программа искусство 8-9 класс...