Арт - терапия на уроках в школе
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Помошникова Ирина Валентиновна

Арт-педагогические техники реализуются посредствам игровых приемов обучения с использованием приемов художественной выразительности. Игра, является приемом, который способствует всестороннему развитию личности. Изобразительная деятельность, является мощным средством сближения людей, развития креативности, преодоления пассивности, а также вызывает положительные эмоции, создающие необходимый фон для успешного усвоения знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-terapiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 « Арт – терапия на уроках в школе»

Учитель МХК, ИЗО ГБОУ СОШ №114  Помошникова И.В.

Теоретические основы арт-терапии формировались влиянием идей З.Фрейда и К.Г.Юнга, а в дальнейшем приобретали более широкую концептуальную базу, основываясь на гуманистические модели развития личности К.Роджерса и А.Мослоу. По мнению представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку практически неограниченных возможностей для     самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Применение данного направления в образовательном процессе заключается в обучении и воспитании учеников посредствам применения художественного творчества. Арт-педагогика, является, также альтернативой стандартным средствам образования, т.к. арт-техники обращены к сильным сторонам личности и обладает свойствами внутренней поддержки и восстановления целостности человека.

Арт-педагогические техники реализуются посредствам игровых приемов обучения с использованием приемов художественной выразительности. Игра, является приемом, который способствует всестороннему развитию личности. Изобразительная деятельность, является мощным средством сближения людей, развития креативности, преодоления пассивности, а также вызывает положительные эмоции, создающие необходимый фон для успешного усвоения знаний.

Использование арттехнологий в образовании позволяет решать следующие задачи:

Диагностика. Арт-педагогические игротеки позволяют получить сведения о развитии обучаемого, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть неповторимость, личностное своеобразие. В процессе работы легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение каждого члена группы.

Воспитание. Участники учатся корректному общению, бережному отношениям со сверстниками. Данный способ построения занятий обеспечивает усвоение этики поведения. Вместе с тем происходит более глубокое понимание себя, собственного внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).

Развитие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый участник переживает успех в той или иной деятельности. Развивается чувство собственного достоинства, самоуважения.

Коррекция. Рабочая атмосфера позволяет корригировать самооценку и уровень притязаний. Также групповые формы работы способствуют коррекции межличностных отношений.

Применение арт-педагогических игротек наиболее адекватно в ситуациях, предполагающих:

формирование целенаправленной межличностной коммуникации;

активизацию мыслительных процессов;

эмоциональную регуляцию учебной деятельности;

творческую активность.

Арт-терапия как научно-практический подход реализуется в следующих основных направлениях.

Динамически ориентированная терапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Согласно этому подходу, каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализировать и объяснить свои переживания. В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии. К её средствам относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделку из меха и тканей, плетение, шитьё, выжигание.

Гештальториентированная арт-терапия. Целями коррекции в этом виде арт-терапии выступают:

Излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;

Помощь человеку в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

Пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Приемами арт-терапии в гештальториентированном подходе являются рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, пение, музыка, выразительные движения тела. Независимо от направлений, существуют две основные формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме человек «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арттерапии человек сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. Кроме того, арт-терапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

В структуре арт-терапевтических занятий с учащимися выделяем две основные части. Одну – невербальную, творческую, неструктурированную, где средством самовыражения студентов является изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Другую – вербальную, апперцептивную и формально более структурированную, которая предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Таким образом, учащиеся передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. При этом создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность отношений поддержки и взаимопомощи.

Существую различные варианты использования метода арт-терапии в образовательном процессе:

Использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию;

Побуждение к самостоятельному творчеству;

Использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество человека;

Творчество самого преподавателя (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия со студентом.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии:

Рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве;

Библиотерапию – как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, это метод, нацеленный на формирование у человека навыков и развитие способности противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе «синтезирования ситуации чтения»;

Музыкотерапию – лечение музыкой. Уже в древности было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на всё живое.

По мнению биохимиков, каждой ноте звукового ряда соответствует свой фраг-мент в организме человека;

Сказкотерапия – лечение сказкой, метод, находящийся на стыке психологии и педагогики. Основные направления работы в сказкотерапии: «Психологический потенциал сказки», «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки», «Конструктивное восприятие ответной реакции», «Сочинение метафор»;

Танцевальная терапия – лечение танцем. Древняя традиция рассматривает танец, как взаимодействие тела, души и духа. Движения, позы человека находятся в неразрывном взаимодействии с его психикой. Особый интерес вызывают специфика движений в танцах, которая рассматривается как связь с народной, духовной традицией, или шире менталитетом нации. Например, в русских народных танцах: широта движений и четкое движение стройного хоровода, и др.

Методическими особенностями реализации арт-терапевтических технологий в образовательном процессе является принцип взаимодействия преподавателя и ученика – «субъект-субъектный».

Кроме того, арт-технологии реализуются в три этапа:

Подготовительный этап. На этом этапе первое, что должен сделать преподаватель – ввести участников в определенную реальность, в которой будет происходить их работа, т.к. поведенческие проявления учеников в этой реальности, результаты их индивидуальной или совместной деятельности будут предметом последующего анализа. Также необходимо обозначить ролевые позиции участников, пояснить, что они будут делать и с какой целью, затем определить логику прохождения занятий и в завершении организовать пространство и регламентировать работу.

Этап реализации. Этот этап включает в себя:


Работу участников по выполнению задания;
Демонстрацию участниками полученных ими результатов (рисунок, коллаж, скульптур и т.д.)
Во время работы участников преподаватель: 
Перемещается по аудитории;
Отвечает на возникшие вопросы;
Информирует их об оставшемся времени;
Следит за тем, чтобы группы работали примерно в одинаковом темпе, - просит поторопиться тех, кто отстает в выполнении задания, а участников, которые взяли очень быстрый темп, обращает на качество работы

3.Этап обсуждения и получения результатов. В результате занятия должно возникнуть ощущение интеллектуального приобретения. В начале анализируются работы участников, а затем смоделированная ситуация переносится в реальную жизнь.

Применение арт-технологий позволяют получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Полученные продукты художественного творчества отражают интересы, ценности и межличностные отношения студентов. А также рабочая атмосфера позволяет корректировать самооценку и уровень притязаний. Также групповые формы работы способствуют коррекции межличностных отношений.

Из конкретного опыта работы можно определенно сказать, что учителя используют очень многие из приемов не догадываясь о том, что это методы арт- терапии.

Что кается лично меня, то я могла бы классифицировать темы с использованием методик  арт- терапии следующим образом:

связанные с освоением изобразительных материалов

связанные с исследованием круга проблем « Что такое Я?»

связанные с исследованием круга скрытых проблем и переживаний

связанные с исследованием работы в малых группах.

Задания должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.  Необходимо учитывать, что задание должно быть понятно ребенку и выполнимо. Приведу несколько примеров тем уроков и техник выполнения с учетом возрастных групп и предмета:  

«Настроение» техника Монотипия – акварель -5 класс

« Найди МЕНЯ»  пятно - акварель -5 класс

« Я и природа»  бумажная пластика - акварель -5 класс – групповая работа( 2-4 человека, затем общая работа класса « Мир вокруг нас»)

« Цветы в подарок» бумажная пластика - акварель -5-6 класс ( скульптура из мятой бумаги)

« Объем, плоскость, геометрия, природа» танграмм- бумага -6 класс (заданное количество определенных геометрических объектов из которых необходимо сложить конкретное изображение используя все тела. Продумать пространство)

« Я не ошибка, не бойся меня» графика – маркер- 6 класс( рисуем замкнутую фигуру не отрывая руки, которая потом оживает. Планета неведомых животных)

Автопортрет из любимых вещичек ( предметы характеризующие конкретного человека) 7 -8класс

РАФТЫ для средней и старшей школы. Деление на 4 группы, по методу театральных приемов ( Ершова, Букатов)задания в рамках изучаемых тем, например: « Ассамблея Петра» , « Идеал французской революции»итд

« Психологический портрет исторического лица» малые группы- старшая школа

  Элементы  технологии –Дебаты ( моделирование проблемной ситуации)малые группы- старшая школаю.

В заключении хочется сказать, что каждая новая педагогическая  разработка интересна по –своему ( Ахмедова Л.А., Неменский Б. м, Мейстер Н.Г., Букатов , Ершова и др) важно, что все они призваны повысить интерес к предмету, как следствие мотивацию к обучению, а значит и качество обученности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия на уроках ИЗО

Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека. Задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмы...

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

 Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

Методическая разработка. "Танцевальная терапия на уроках хореографии".

Данный материал имеет целью призвать к использованию возможностей танцевальной терапии на уроках хореографии и ритмики. Он построен на разъяснении необходимости применения таковой и содержит конкретны...

СТАТЬЯ Арт-терапия на уроках музыки в современной школе

Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе представляются уникальными. Важным направлением работы учителя музыки является разработка целей и задач здоровье...

Использование элементов су-джок терапии на уроках в начальной школе с обучающимися с нарушением интеллекта

В статье представлен материал по использованию элементов су-джок терапии на уроках в начальных классах с обучающимися с нарушением интеллекта...

Формы музыкальной терапии на уроках музыки в коррекционной школе

Статья опубликована в сборнике"ЗОЖ: профилактика физических, психологических и нравственных патологий учащихся" ( материалы областной научно-практической конференции. Воронеж-2014) Статья ра...