Конспект занятия "Теория выразительности цвета"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Ледовских Е.В.
Цель: формирование и развитие творческой личности через художественные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие26.76 КБ
Файл Анализ18.05 КБ
Файл Приложение208.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Теория выразительности цвета»

Цель: формирование и развитие творческой личности через художественные средства.

Задачи:

способствовать развитию эстетического вкуса и интуитивного отношения к творческому процессу;

развивать ассоциативно – образное мышление в области работы с цветом;

формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;

совершенствовать умения и навыки художественно – творческой деятельности;

воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма.

Материалы:

различные фактуры бумаги;

картон гофрированный;

фольга разных цветов;

обычная цветная бумага;

клей и ножницы.

Вводная часть.

Цель: создание положительного, эмоционального фона.

- Ребята, пришла весна, начало ласково пригревать солнышко, весело щебечут птички, радуясь тёплым весенним денькам. В такие минуты человек добреет и улыбается. И очень хорошо, когда среди членов команды дружеские отношения, все друг другу улыбаются, помогают справиться с трудными делами.

Дети сидят в кругу, руки на коленях ладонями вверх. Ведущий (воспитатель) поворачивается к соседу слева, кладет свои ладони на его и приветствует улыбкой.

Упражнение выполняется по кругу, каждый участник, поворачиваясь к соседу, дарит добрую, положительную, тёплую улыбку.

Настроение хорошее, вот с таким настроением можно начинать наше занятие.

Воспитатель 

Ребята! На занятии у нас присутствуют гости. Давайте им покажем, какими знаниями в области работы с цветом мы владеем.

Сегодня на занятии мы познакомимся с особенностями выразительности цвета и его изменением в зависимости от помещенных рядом с ним цветов. 

2.Основная часть. 

Воспитатель 

Неправда ли, у каждого времени года есть своё лицо? И у каждого сезона своя неповторимая цветовая гамма?

(вопросы ) 

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. Огонь рябины. Прозрачные дали, синий холод лесной речушки, замечаешь синюю струйку костра между ветками, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Серебристые ниточки паутины. Что ни шаг – новые краски.

Воспитатель 

А теперь обратите внимание на эти композиции.  Показ фотовыставки (весна, лето, осень, зима.) 

Показ слайдов

Мы просмотрели слайды о четырех временах года.

- Такое состояние природы.

Наша сегодняшняя встреча будет посвящена одному из них. Какому? Об этом чуть позже.

Для того чтобы нам лучше разобраться с красками времён года, давайте вспомним,

какие цвета, и оттенки вы знаем?

Основные -  желтый, красный и синий. В гармоническом построении они образуют триаду цветов, которые при смешении дают черный цвет. И при смешении различных цветов и оттенков их  нельзя получить.

Дополнительные – между основными цветами располагаются смежные оттенки - оранжевый, фиолетовый и зеленый цвета. При компьютерном разложении четко образуются пары противоположных, так называемых дополнительных цветов, которые при сопоставлении дополняют, усиливают звучание друг друга. А остальные – оттенки которые образовываются при разложении основных и дополнительных цветов.

Светлота. Второе важное композиционное свойство цвета — светлота. Она означает степень присутствия в нем белого или черного цвета. При разном количестве отраженного света  цвет выглядит светлым или темным. Его крайние состояния — собственно белый и черный цвета (нейтральные).

 - Молодцы.

Воспитатель

Сегодня, нас интересует изменение выразительности цвета. И сейчас, давайте поговорим о том, как ведет себя цвет у каждого времени года.

Красота природы всегда привлекала внимание не только художников, композиторов, но и поэтов.

Дети зачитывают отрывки из стихотворений к каждому времени года и отвечают на поставленные вопросы.

Лето

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

С. Я. Маршак.

Назовите месяца.

Какие цвета и оттенки художник использует?

 (яркие, жесткие мягкие, теплые и холодные) Где используются?

Какие цвета неба и травы вы можете назвать?

Осень

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь в дали красуются, там на дне далин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

А.К. Толстой.

Какие цвета и оттенки художник использует?

Назовите месяца.

 (теплые, яркие) Где используются?

Почему осень называют золотой? (время, когда желтеют и золотятся листья).

Обратили ли вы внимание на окраску осенних листьев на деревьях и кустарниках?

Какие оттенки желтого, коричневого, красного цветов вы заметили на опавших листьях?

Зима 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С. Пушкин

Какие цвета и оттенки художник использует?

Назовите месяца.

 (светлые и темные, тусклые и холодные оттенки). Где используются?

Красив ли лес (парк)?

Весна

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

И. Никитин

Назовите месяца.

Поздняя, ранняя, дружная в народной поэзии: ясная, радостная весна.

Какие цвета и оттенки художник использует?

 (блеклые (тусклые) и светлые, легкие холодные) Где используются?

Какие признаки наступающей весны передал художник?

Какие оттенки тающего снега можно перечислить?

Какого цвета небо?

Цвет теней на снегу?

Какого цвета трава?

Почему мы испытываем радость от картин о весне? (От весеннего тепла оживает природа) 

Пришла весна, начало ласково пригревать солнышко, весело щебечут птички, радуясь теплым весенним денькам. Все мы ждем появления первых зеленых листочков и надеемся увидеть подснежник, пробившейся из промерзлой земли.

Март – первый весенний месяц, его называют «утором весны», «солнечником». Март – месяц переменчивый – то снег сеет, то солнце греет. В конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят – «грач зиму ломает». Есть и такая пословица – «Если грач на гору, то весна на дворе».

Апрель. Второй месяц – апрель – середина весны. Апрель называют «месяцем живой воды». В конце месяца реки вскрываются, начинается ледоход.

Май – сердце весны. Солнце поднимается высоко и греет землю. В мае часто бывают грозы – сверкает молния, сердито гремит гром. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.

Воспитатель

Кто мне скажет, из каких цветов состоит радуга?

Ответы детей.

Игра «Радуга»

Давайте разделимся на две группы. Каждый по очереди с завязанными глазами проведет дугу – определенного цвета, стараясь как можно ровнее нарисовать радугу. Команда продолжает работу до завершения рисунка. Побеждает та команда, у которой радуга получилась ровно, быстро и правильно.

Воспитатель

- Сейчас мы поднимемся еще на одну ступеньку мастерства и поучимся играть «гаммы цветов» времен года.

Воспитатель

Давно известно, что человек в разное время года реагирует по-разному на те или иные сочетания цветов. Чтобы научиться играть «гаммы цветов» времен года, давайте поговорим об ощущениях, которые нам дарят те или иные цветовые сочетания. На доске представлены схемы цветовых сочетаний – желтого с основными и составными цветами; затем красного и синего с основными и составными цветами. А также приготовлены «листки ощущений», вызываемых теми или иными цветовыми сочетаниями. Ваша задача – для каждой пары цветовых сочетаний подобрать соответствующее ей ощущение (ярко, празднично или глухо, тускло).

(Воспитатель предлагает детям поделиться на три группы и приглашает к доске. Одна группа подбирает ассоциации к парам с желтым,  другая - с красным, третья – с синим цветами).

Обсуждение

Воспитатель

Сегодня каждая группа будет работать над созданием фрагмента календаря, а именно весенних страниц. От каждой группы приглашается по одному человеку для выбора билета с названием месяца, страничку которого будет разрабатывать вся группа.

Итак, месяц выбран. Посмотрите внимательно на цветовые сочетания. Как вы думаете, могли бы они подойти нам для оформления страничек календаря и быть выбранными за основу портрета какого – либо месяца? Вот, например, желтый фон о зеленый квадрат посередине. К какому месяцу могли бы мы отнести это сочетание?

Ответы детей.

Воспитатель

Так как дизайнеры работают как с цветом, так и с формой, то, пожалуй надо настроить наши ассоциации не только на цвет, но и на форму, в этом нам поможет ассоциативный диктант. Я буду вам называть различные явления природы а вы попробуйте их схематично и абстрактно изобразить фломастерами.

Итак -  лужи, опавшая листва, проклевывается трава, пригревает солнце, накрапывает дождь, пахнет хвоей и мандаринами, небо чище и прозрачней, раскаты молнии, капель, обильное таяние снега (ледоход), первый снег, синий холод лесной речушки, первые почки, стожки на поляне, первые проталины, никем не сорванный гриб, яблоня в цвету, огонь рябины, мать-и-мачеха, цветущие сады, сугробы, снежинки, пушистые облака, яркое солнце, радуга, тучи, стога на полянах.

Подчеркните те слова и абстрактные формы, которые относятся к вашему месяцу. Теперь подумайте, чем особенным отличается ваш месяц от двух других вашего сезона? Например, чем отличается  снег? Или трава?

Ответы детей.

Март – небо становится чище и прозрачней, пригревает солнце, первая капель первые проталины.

Апрель – обильное таяние снега, первые почки, прилетает грач, проклёвывается трава.

Май - солнце поднимается высоко и греет землю, цветут сады, гремят грозы сверкает молния. После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.

Воспитатель

Еще раз посмотрите на доску, выберите какое-нибудь из данных цветовых сочетаний или придумайте свое. В работе нам сегодня помогут различные фактуры бумаги – картон гофрированный, фольга разных цветов и обычная цветная бумага, а так же клей и ножницы. Ваша задача – составление абстрактной композиции на тему «Странички календаря». С этим заданием вам помогут справиться результаты вашего диктанта и те знания, которые мы получили в процессе обсуждения влияния друг на друга тех или иных цветов.

Я заранее приготовила для будущих страниц календаря их название и надпись, я думаю у нас получится оригинальный календарь. Приступайте к работе. 

Дети приступают к работе.

Итог:

Воспитатель

   Монтирует на доске завершенные страницы таким образом, чтобы получился целый календарь. По окончанию общей работы проходит обсуждение результатов.

Сегодня мы работали над созданием  весенних страниц календаря. В дальнейшем мы продолжим работу над созданием летних, осенних и зимних страниц по мере наступления каждого сезона.

Обсуждение с детьми:

Как ведёт себя цвет?

 Назовите сочетания цветов?

Особенности вашего месяца.

1. Сегодня на занятии мы познакомились с изменением выразительности цвета.

2. Повторили тему пройденного материала.

3. Просмотрели композиции о временах года, поговорим о том, как ведет себя цвет у каждого времени года.

4. Играли в игру «Радуга»

5. Научилисъ иrpатъ «гаммы цветов» и познакомилисъ с двумя новыми сочетаниями «контрастными и нюансными».

6. Настроили свои ассоциации на форму.

7. Мы работали над созданием  весенних страниц календаря. В дальнейшем мы продолжим работу над созданием летних, осенних и зимних страниц по мере наступления каждого сезона.

Обсуждение с детьми:

Скажите вам было интересно на занятии? Может быть кому-то из вас было трудно? В чём? Что запомнилось больше всего? Почему? А что показалось  легче? А настроение у вас улучшилось?

Ребята, я очень довольна вами! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Было трудно, но вы молодцы, справились со всеми заданиями и получили новые знания.

Ну, а теперь давайте отправим наши улыбки, весёлое, хорошее настроение, которые сегодня были вместе с нами всем – всем – всем: людям, солнцу, небу, следующему дню и всему что нас окружает…



Предварительный просмотр:

Анализ

Тема: «Теория цветовой выразительности»

Цель: формирование и развитие творческой личности через художественные средства.

Задачи:

способствовать развитию эстетического вкуса и интуитивного отношения к творческому процессу;

развивать ассоциативно – образное мышление в области работы с цветом;

формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;

совершенствовать умения и навыки художественно – творческой деятельности;

воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма.

Данное занятие относится к разделу «Эстетическое воспитание», в нем рассматривается комплекс тем по самообразованию «Эстетическое воспитание подростков путём использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».

Данное занятие занимает важное место в системе всех занятий данной темы. Использовала следующие задачи:

Образовательные – знания получаемые на занятии, основываются на уже ранее усвоенных детьми понятиях. Этим обеспечивается лучшее усвоение новых знаний.

Коррекционно – развивающие - развитие мышления, памяти, внимания, эмоционально – волевых качеств, трудоспособности.

Воспитательные – воспитывать чувство коллективизма; ответственности за себя и товарищей во время совместной деятельности; настойчивость, терпение во время выполнения практических упражнений; самостоятельность; аккуратноть; способствовать развитию эстетического вкуса и эстетических норм поведения.

Занятие разработано в форме комбинированного урока, на котором сочетаются различные виды работы: актуализация знаний пройденного материала, изучение нового, закрепление, практическая работа, подведение итогов.

Занятие имеет чёткую структуру. Общими элементами занятия является;

Организация начала занятия,  учитывая недостаточную переключаемость детей с одного вида деятельности на другой, необходимо снять у них излишнее возбуждение создать положительный эмоциональный фон и переключить их внимание на другой вид деятельности.  Для достижения цели занятия, было использовано  упражнение «Улыбка» для коррекции эмоционального фона детей, которое сплотило, создало атмосферу доверия, между воспитателем и воспитанниками.

Актуализация знаний, повторение пройденного материала «Цветовые гармонии», в которой дети были ознакомлены, с большим цветовым кругом Освальда и больших, средних и малых интервалах. Это помогло детям актуализировать сведения, которые были использованы в процессе изучения нового материала. От этой части занятия непосредственно зависела познавательная деятельность и интерес детей к новому материалу.

Для изложение нового материала использовала следующие методы:

Устный рассказ с использованием технических средств .Так как такие дети испытывают затруднение в восприятии устной речи, так как внимание у них неустойчиво, через небольшой промежуток времени они отвлекаются и теряют смысловую нить рассказа воспитателя. Поэтому использовала «видео» составленные композиции о временах года.

Метод объяснительного чтения. Работая с печатным текстом в данном случае чтение «отрывков из стихотворений», дети постепенно овладевают навыками самостоятельного чтения и  понимания прочитанного, приобретают общеобразовательные знания и в связи с этим, накапливают запас слов.

Упражнение  «Гаммы цветов». Дети подбирали «листки ощущений» для каждой пары цветовых сочетаний (ярко, празднично или  глухо, тускло.) В ходе  это упражнение, дети знакомятся с двумя новыми сочетаниями «контрастными и нюансными», у них развивается ассоциативно образное мышление в работе с цветом, так же мы видим  эмоциональное состояние детей по выбору цветовых сочетаний.

Ассоциативный диктант в виде записей и зарисовок, который помог детям настроиться не только на цвет, но и на форму. В дальнейшем им предлагается выделить основную мысль, т.е. подчеркнуть те слова и абстрактные формы которые необходимы для следующего задания. Для правильного ведения записей дети нуждаются в руководстве воспитателя.  Благодаря этому упражнению дети учатся записывать основные положения для памяти, на будущее. 

Чередование деятельности и упражнений, сочетаются с материалом, логически вытекают одно из другого, подводя к практической части занятия «созданию фрагмента календаря».

Закрепление – данному этапу уделялось особое внимание. Учитывая особенности детей, для учёта знаний я использовала  практическую форму работы, потому что такие дети не всегда владеют речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания, поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. В процессе закрепления сосредотачивается внимание на сочетании теоретических знаний с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определённых умений и навыков.

В занятии использовался метод арт - терапии: дети рисовали радугу. При этом активизировалась как познавательная  деятельность, так и физическая. В игре ребёнок чувствует себя самостоятельным, преодолевает трудности, развивает способности и ум.

Ритуал «Прощания»  явился логическим завершением занятия.

 Учитывая особенности детей, считаю, что развитие самостоятельности мышления и деятельности детей на различных этапах хорошие.

На занятии царили взаимопонимание, увлеченность в совместной работе. Дети  работали активно, работой детей удовлетворена. Взаимосвязь в формировании знаний, умений и навыков достигнута.

Общее впечатление от занятия хорошее. Все задуманное выполнили.

Занятие длилось около 40 минут, что соответствует регламенту занятий данной возрастной категории детей.

Цель и задачи занятия достигнуты и реализованы в полном объеме.

В своей работе использую личностно-ориентированные технологии – признаю ребёнка объектом обучения, придаю ему активную роль в процессе присвоения знаний и умений, комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития.



Предварительный просмотр:

1

2

3

1

2

3

МАРТ                                                                                                  АПРЕЛЬ                                                                                                            МАЙ

Лето

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

Самуил Яковлевич Маршак.

Осень

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь в дали красуются, там на дне далин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Алексей Константинович Толстой

Зима

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Александр Сергеевич Пушкин

Весна

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Иван Саввич Никитин

Основной ахроматический круг

        

Основной цветовой круг (композиционный)

Триада основных «отражаемых» (красочных) цветов

ОСНОВНЫЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫ

 Основной ахроматический круг

Триада основных «отражаемых» (красочных) цветов

Теплые

Холодные

Светлые

Темные

Яркие

Тусклые

контрастное сочетание

Резко выраженная противоположность

             

Нюансное сочетание

Оттенок, тонкое различие, едва заметный переход.

                   

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова «Деревья»

Конспект урока: Выразительное чтение стихотворения Н. И. Рыленкова  «Деревья»...

Конспект занятия "Мир цветов"

Цель:  сформировать представления о цветах – символах разных стран и изготовить цветок ромашку как символ России в смешанной технике.      Задачи.Обучающие:·  ...

Урок "Эмоциональная выразительность цвета на примере Городецкой росписи".

Данная разработка урока для 5 класса будет интересна учителям изобразительного искусства....

План - конспект мастер-класса "Цветы из флиса"

У каждой рукодельницы накапливается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и если у Вас  есть кусочки флиса, я предлагаю использовать их для изготовления цветов, которые подч...

Конспект урока выразительного чтения по английскому языку в 10-11 классах «Красота слова в поэзии Байрона. Анализ стихотворения «Она идёт во всей красе…»

Дать понятие о творческом переводе, выработать умение использовать наиболее точные лексические соответствия, умение видеть слова в контексте, понять замысел автора, показать учащимся всё богатство рус...