Урок 5 класс "Форма и декор в народной игрушке, матрешке"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Салмова Вера Александровна

Театрализованный урок по программе Б.Неменского. Все о русской матрешке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_izo_5_klass.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «Единство формы и декора в народной игрушке – матрешке»»

Цели:

1. Сформировать понятие о русской народной игрушке – матрешке, ее видах (Загорская, Вятская, Семеновская, Полохов-Майдановская и т.д.).

2.Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

3.Формировать навыки работы с художественной росписью.

4.Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Тип урока: Работа над новым материалом.

ФОПД: Урок-презентация с элементами театрализации

Оборудование и материалы:

1.Модели матрешек.

2.Презентации учащихся.

3.Таблицы- иллюстрации с изображением глиняных игрушек.

4.Таблица с изображением орнаментов росписи игрушек.

5.Литературный ряд.

6.Музыкальный ряд: русские народные песни.

7.Художественные материалы.

Ход урока.

1. Орг. Момант. (Народные наигрыши)».

2.Подготовка рабочего стола.

3. Проверка домашнего задания

Театрализация (звучит народная музыка «Коробейники»)

1 скоморошина. Тары-бары растабары, есть хорошие товары!

Не товары – чистый клад!

2 скоморошина. Покупают?

1 скоморошина. Нарасхват. Мы товар не продаем, просто даром отдаем!

2 скоморошина. За ответы, загадки и шутки!.

1 скоморошина. Кто ответы отгадает, тот товар и получает!

2 скоморошина. Вопрос первый. Какие игрушки вы изучили на прошлом уроке?

(ответы детей)

1 скоморошина.Что это за игрушка? Родом из Архангельской области. Чаще всего это игрушки люди-животные.

2 скоморошина. А что вы про них знаете? (ответы детей) Покажите их на иллюстрациях.

1 скоморошина. Другая загадка. Родом эти игрушки из тульской области деревни Филимоново. Кони, олени, барыни, ковалеры – всех не перечесть! Что вы про них знаете? (ответы детей) Покажите их на иллюстрациях.

2 скоморошина. А эти игрушки посвящены празднику солнца. Их и называют свистопляски. А делают их в Дымковской слободе Вятской губернии. Что вы о них знаете? (ответы детей).

1 скоморошина. Тары-бары растабары все распродали товары! (звучит русская плясовая скоморошины уходят)

Учитель: Ну что же наш урок-ярмарку считаю открытым. Мы сегодня будем покупать и продавать свои знания, сами их оценивать, радовать всех своими умениями.

4.Сообщение новой темы.

Учитель: Ребята, здесь в шкатулке у меня лежит то, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Кто угадает, что это? (Дети угадывают при помощи наводящих вопросов, что в шкатулке матрешка).

5. Беседа.

Учитель: Правильно, сегодня мы узнаем очень много интересного о обыкновенной русской матрешке. Но так ли она проста?

      Подарили мне матрешку,

      Допустила я оплошку:

      Разложила пополам –

      Интересно: что же там?

      Там еще одна матрешка,

      Улыбается, дурешка,

      Хоть и жаль ее ломать буду дальше разбирать.

Матрешка пустая внутри, деревянная ярко разрисованная кукла. А сколько матрешке лет? Ей чуть больше 100 лет. Биография ее начинается с одного, казалось бы незначительного случая. В Подмосковье на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову – богачу и щедрому меценату, место это превратилось в творческую мастерскую художников, музыкантов, писателей  и артистов.

 И вот однажды к обитателям Абрамцево попала японская кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца ФУКУРУМУ, у которого голова вытянулась вверх от постоянных размышлений. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрешки.

Из прославленного игрушечного царства Троецко-Сергиевского посада, а по-нынешнему Загорска, был призван лучший мастер игрушечных дел В. Звездочкин. С большим старанием изготовил он первую модель. А художник С.Малютин расписал ее в истинно крестьянском духе. Изображала она девочку в сарафане с нарядным передником и с черным петухом в руках. Эта матрешка состояла из 8 фигур. За девочкой шел мальчик, потом девочка и т.д.

Вот так явилась миру новая игрушка и окрестили ее «матрешкой».

  Вот поставленные  в ряд,

  Сестры-куколки стоят.

  Сколько вас у них мы спросим

  И ответят куклы -8!

  Восемь кукол деревянных,

  Круглолицых и румяных

  В разноцветных сарафанах

  На столе у нас живут,

  Их матрешками зовут.

В самом начале 1900 г. мастерская Саввы Мамонтова, «Детское воспитание» закрылось. Ассортимент игрушек этой мастерской перешел к Московскому губернскому земству, которое еще в 1891 г. открыло в Сергиевском –Посаде учебно-показательную мастерскую.

  За время производства матрешек пытались изменить их форму. Начали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема и конусообразные, но они не нашли спроса и распространения и производство их прекратилось.

6. Сообщение поисковых групп.

1 Ученик. Способ изготовления игрушки.

Для изготовления игрушки выбирают березу и липу. Спиленные ранней весной деревья, привозят во двор производства. Здесь их очищают, оставляя однако кольца  из коры (чтобы при сушке древесина не трескалась), затем бревна укладывают штабелями, чтобы между ними проходил воздух.  Так на ветру дерево высыхает до нужной влажности. Бревна разрезают на чураки-заготовки и закрепляют на токарном станке. Затем начинают вытачивать фигурки. Сначала вытачивается самая маленькая неоткрывающаяся фигурка, затем следующая, причем точится сначала нижняя часть. Так ряд за рядом. Заготовки сушат, грунтуют, покрывают лаком. Потом матрешка попадает к художнику. Техника росписи разная.

Театрализованная физминутка . (Звучит музыка «Неваляшки». Дети делают движения. Учитель рассказывает, что неваляшка это тоже матрешка)

2 ученик. Загорская матрешка.

На загорской матрешке локальными цветами (красным, зеленым, синим) четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой»

3 ученик. Семеновская матрешка.

Семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигурку игрушки, занимая почти весь фартук. И край платка этой матрешки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. В легкой и виртуозной манере письма цветов укладывается влияние традиционной кистевой росписи золотой Хохломы.

4 ученик. Полохов-Майдановская матрешка.

Полохов-майдановская матрешка имеет свой стиль: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука вместо этого – условный овал на двухцветном фоне –верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и т.д.

Учитель. Делали матрешек, изображающих девушку в полушубке и валенках, пастушка  со свирелью, старика с черной бородой и палкой. Невесту в платье и жениха во фраке, а внутри фигурок размещались родственника и родственницы. Изображали исторические события и юбилейные даты. Например к юбилею Пушкина былисделаны матрешки, в которых помещались сказочные персонажи. А изготовляли матрешек от 2 до 24 местных. А на праздник 60-летия Советской власти загорский мастер Мокеев изготовил 60 местную матрешку. Самые разные они и по росту. Некоторые с ноготок, а некоторые с человеческий рост.

На весь мир прославилась матрешка. Где она только не побывала? Брюссель-Сидней-Мехико-Израиль- Париж-Нью-Йорк.

 А недавно матрешка заговорила. Внутри ее спрятали маленький транзистр. Вот вам и матрешка!

7,Практическое выполнение задачи.

Учитель: А сегодня мы с вами будем мастерами по росписи матрешек Каждый из вас                  может расписать свою матрешку  так, как вы сегодня видели из сообщений, а может придумать свою роспись.

(Звучит русская народная музыка)

8. Практическая работа.

1. Сначала карандашом намечаем контур будущего рисунка. Начнем с лица (овал, брови, глаза, прическа, губы)

2. Рассмотреть образцы росписи или придумать свою. Можно брать подсказку на рабочем столе учителя.

3.Самостоятельная  работа.  Роспись матрешки по заготовкам.

9. Рефлексия. Покажите, матрешки  улыбаются? Вам понравился урок. И матрешкам глядя на их лица тоже.

10. Итог урока. О каких матрешках мы сегодня узнали? Что для вас было интересно?

11. Оценивание. Поставьте оценку себе сами. Ведь вы сегодня были на ярмарке, вы продавали и покупали свои знания. Поэтому судить вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс.  Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

конспект урока по изо"Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

Познакомить с историей , узорами и образами дымковской игрушки, развивать творческую и познавательную активность...

Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3

В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний) Класс: 5 класс, II четверть

Предмет: Изобразительное искусствоЦель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.Задачи урока:...

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки

Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...