Презентация и план-коспект к уроку "П. А. Федотов" 7 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Воробьёва Юлия Владимировна

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ЖАНРАВ РУССКОМ ИСКУССТВЕ.

РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ В РОССИИ:

П. ФЕДОТОВ (7 класс)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством русских художни­ков: П. Федотова.
  2. Воспитывать любовь к России и ее национальному искус­ству.
  3. Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую

 активность и мышление, а также навыки пуб­личных выступлений.

Оборудование и материалы:

  1. Творческие работы учащихся.
  2. Репродукции картин П. Федотова

3. Мультимедийное оборудование

ПЛАН УРОКА

1.Беседа о развитии бытового жанра в русском искусстве. (презентация)

2. Физ. Минутка

3.Беседа о развитии бытового жанра в русском искусстве. (презентация)

4.Домашнее задание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedotov.rar834.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ЖАНРАВ РУССКОМ ИСКУССТВЕ.

РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ В РОССИИ:

П. ФЕДОТОВ (7 класс)

Цели:

Познакомить учащихся с творчеством русских художников: П. Федотова.

Воспитывать любовь к России и ее национальному искусству.

Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую

 активность и мышление, а также навыки публичных выступлений.

Оборудование и материалы:

Творческие работы учащихся.

Репродукции картин П. Федотова

3. Мультимедийное оборудование

ПЛАН УРОКА

1.Беседа о развитии бытового жанра в русском искусстве. (презентация)

2. Физ. Минутка

3.Беседа о развитии бытового жанра в русском искусстве. (презентация)

4.Домашнее задание

Ход урока

Сегодня мы познакомимся с историей развития этого жанра в России, обратившись к творчеству русских художников: П. Федотова.

Творчество П. А. Федотова. (1 слайд)

Родился будущий художник в Москве в семье титулярного советника. Его первые детские впечатления формировались в общении с мелкочиновничьей и купеческой средой, с которой были связаны родные и близкие.

Отец, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере. И потому десяти лет от роду мальчик был определен в московский Кадетский корпус, который он блестяще окончил, после чего направлен в Петербург, на службу в лейб-гвардии Финляндский полк.
Здесь молодой офицер в первое время закружился в вихре петербургской светской жизни, но скоро понял, что с его скудными средствами ему нельзя тянуться за товарищами. Да и давний интерес Федотова к живописи в Петербурге еще больше окреп. И вместо балов он начал посещать вечерние классы Академии художеств. (слайд 2)

Пребывание в Корпусе, а затем знакомство с полковыми нравами давали будущему художнику богатый материал. Ранние работы Федотова изображают обычно сцены казарменной жизни, портреты офицеров и близких знакомых. С добродушным юмором высмеивает он в своих несложных набросках неполадки воинского быта. Но уже в этих ученических рисунках ощущается неизменное стремление к правде. ( слайд 3)

В 1844 г. Федотов оставляет военную службу, чтобы свободно заняться живописью. С выходом в отставку он вынужден довольствоваться скромным ежемесячным содержанием в 100 рублей.
Большую часть этой суммы он отсылал родным в Москву. Остальное уходило на художественные материалы и скромную жизнь в маленькой квартирке из двух комнат: в одной была мастерская и спальня художника, в другой жил его денщик Коршунов. ( слайд 4)

   В 1847 году им была написана первая картина, которую он решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась "Свежий кавалер". "Утро чиновника, получившего первый крестик" и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. ( слайд 5) Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог.( слайд 6)  Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета.

 ( слайд 7)  Еще более последнее влияние чувствуется на другой картине "Разборчивая невеста", написанной на текст известной басни Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.

   ( слайд 8)   На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная — "Сватовство майора". За последнюю картину художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою Женитьбу, опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни.

     ( слайд 9)   Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов

     ( слайд 10)   Дочка в жизнь в первый раз,                      

 Как боярышня у нас,                          

 Ни простуды не боясь,                        

   Ни мужчин не страшась,                          

  Плечи выставила напоказ.                            

 Шейка чиста,

    Да без креста.

     А извольте посмотреть,                          

  Как наша невеста                          

 Не найдет сдуру места:                        

   "Мужчина чужой!                          

  Ой, срам-то какой!                      

 Никогда с ними я не бывала,                    

  Коль и придут, бывало, -                          

  Мать тотчас на ушко:                      

 "Тебе, девушке, здесь не пристало!"                      

    Век в светличке своей я высокой                    

  Прожила, проспала одинокой;                      

 Кружева лишь плела к полотенцам,                      

     И все в доме меня чтут младенцем!                          

 Гость замолвит, чай, речь...                          

 Ай, ай, ай! - стыд какой!..                    

   А тут нечем скрыть плеч:                          

 Шарф сквозистый такой -                          

  Всё насквозь, на виду!..                          

 Нет, в светлицу уйду!"                      

 И вот извольте посмотреть,                    

  Как наша пташка сбирается улететь;                          

     А умная мать                          

 За платье ее хвать!

( слайд 11)   А вот извольте посмотреть:                        

   Вот сам хозяин-купец,                        

   Денег полон ларец;                          

  Есть что пить и что есть...                    

  Уж чего ж бы еще?

 Да взманила, вишь, честь                          

  "Не хочу, вишь, зятька с бородою!

 И своя борода -                          

  Мне лихая беда.                      

 На улице всякий толкает,                      

 А чуть-чуть под хмельком,                    

  Да пойди-ка пешком вечерком,                        

   Глядь! - очутишься в будке,                          

  Прометешь потом улицу сутки.                        

    А в густых-то будь зять -                          

 Не посмеют нас взять...                      

 Мне, по крайности, дай хоть майора,                      

 Без того никому не отдам свою дочь!.."

И вот извольте посмотреть,                          

  Как хозяин-купец,                          

  Невестин отец,                          

 Не сладит с сюртуком,                      

 Он знаком больше с армяком;                        

   Как он бьется, пыхтит,                          

  Застегнуться спешит:                      

 Нараспашку принять - неучтиво.

( слайд 12)   Только хозяйка купца                    

  Не нашла, знать, по головке чепца.                    

   По-старинному - в сизом платочке.

( слайд 13)   А вот извольте посмотреть,                          

 Как жениха ждут,                          

 Кулебяку несут                      

 И заморские вина

 первейших сортов                          

 К столу подают.                          

 А вот и самое панское,                          

  Сиречь шампанское,                      

 На подносе на стуле стоит.                                            

  А вот извольте посмотреть,                          

  Как в параде весь дом:                          

  Всё с иголочки в нем;

( слайд 14)   А вот извольте посмотреть,                    

  Как, справа,

отставная деревенская пряха,                          

 Панкратьевна-сваха,                          

  Бессовестная привираха,                    

  В парчовом шугае, толстая складом,                            

Пришла с докладом:                      

 Жених, мол, изволил пожаловать.

( слайд 15)   И вот извольте посмотреть,                          

 Как в другой горнице                          

 Грозит ястреб горлице, -                            

Как майор толстый, бравый,                          

 Карман дырявый,                          

  Крутит свой ус:                      

"Я, дескать, до денежек доберусь!"

 

Физ. Минутка

  ( слайд 17)    Мысль о картине « Вдовушка» зародилась у Федотова (и, верно, сразу с названием) еще в Москве, когда с бессилием терзался над судьбой сестры Любиньки, мучившейся при жизни мужа, а теперь, после его смерти, повергнутой в пучину новых бедствий — долгов, нищеты, да еще в ожидании готового вот-вот явиться на свет ребенка. Уже тогда употребил он в письме к Дружинину слово «вдовушка», использовав свойство, кажется, одному русскому языку свойственное — придавать ласковый оттенок уменьшительному обороту.

  ( слайд 18)    На переднем плане разместилась Вдовушка, облокотившись на комод.

( слайд 19)   Вещей немного. Стул, придвинутый к опечатанной двери, на стуле свеча. Постель. На всем болтаются ярлыки с печатями.

( слайд 20)   Только несколько вещей остались не поруганы казенным сургучом. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы  бережливо обернутые чистой тряпицей.

( слайд 21)   Это маленький островок— то немногое, что у Вдовушки осталась— кусочек ее прошлой жизни, состоявшей из незатейливых радостей и необременительных забот.

( слайд 22)   Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор!» (1851-1852 гг.) и «Игроки» (1852 г.). Они не похожи на все предыдущие работы художника. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Живопись становится выразителем душевного состояния — тревоги, тоски, подавленности и духовного опустошения. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта, и жизни в целом. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора...» и «Игроков».
Люди — жертвы «пустого времени». Лица заменены масками, фигуры — манекенами. Возникает страх от ощущения эфемерности происходящего. Сам художник, подобно своим героям, бьется в это время в тисках нужды, непонимания, безрадостного существования.

   ( слайд 23)   Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в художнике тяжкой психической болезни. Весной 1852 года его характер круто изменился; из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение.. Для того чтобы добыть средства для жизни и работы Федотов повторил "Сватовство майора" и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. Его пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование, изредка посещаемый приятелями, иногда кроткий, иногда буйный, с руками, скрученными назад. Хоронили его 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.

Домашнее задание: 

познакомиться с творчеством художников, которые вошли в историю искусства под именем «передвижники».

Отдельные учащиеся или творческие группы получают индивидуальное задание учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

план-коспект урока по физике "Законы распространения света" 8 класс

подробный план урока по физике в 8 классе по теме "Законы распространения света"...

План-коспект урока по французскому языку в 6 классе по теме "Достопримечательности Парижа. Эйфелева башня"

Данный урок проводится при прохождении Unite 12 “Bonjour, Paris!” учебника «Синяя птица -6» авторов Н.А. Селивановой и А.Ю. Шашуриной. Невозможно говорить о Париже, не видя его. Использованные в уроке...

План-коспект урока на тему "Дни недели. Порядковые числительные" в 5-м классе.

Урок английского языка разработан по учебнику Кауфман для 5 класса....

План-коспект урока по физической культуре для 3 класса на тему: Прыжки под скакалку. Перестрелки.

На уроке используются нетрадиционные формы проведения: проходной метод проведения ОРУ с мячами под музыкальное сопровождение, используется подвижная игра: Перестрелки.Решаются следующие задачи:Закрепл...

План-коспекты для 8 класса

Контрольные работы...