Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 6 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Сапелина Юлия Ивановна

 

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 6 класс,

составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г.

Учебник «Искусство в жизни человека» 2008 г.в. Автор учебника: Л.А. Неменская.

 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к КТП

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 6 класс,

составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г.

Учебник «Искусство в жизни человека» 2008 г.в. Автор учебника: Л.А. Неменская.

 1 ч в неделю, всего 34 ч.



ТЕМА

Количество

часов по

программе

Количество часов по календарно-тематическому планированию

Добавлено/

сокращено

За счёт  чего

1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

8-16

9

7

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Рисунок – основа изобразительного искусства.

Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

2. Мир наших вещей. Натюрморт.

8-16

7

9

2.1 Реальность и фантазия в творчестве художника.

2.2 Изображение предметного мира - натюрморт.

2.3 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

2.4 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

2.5 Освещение. Свет и тень.

2.6 Натюрморт в графике.

2.7 Цвет в натюрморте.

2.8 Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

3. Вглядываясь в человека. Портрет.

12-24

10

14

3.1 Образ человека – главная тема искусства.

3.2 Конструкция головы человека и ее пропорции.

3.3 Изображение головы человека в пространстве.

3.4 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

3.5 Портрет в скульптуре.

3.6 Сатирические образы человека.

3.7 Образные возможности освещения в портрете.

3.8 Портрет в живописи.

3.9 Роль цвета в портрете.

3.10 Великие портретисты.

4. Человек и пространство в изобразительном искусстве.

7-14

8

6

4.1 Жанры в изобразительном искусстве.

4.2 Изображение пространства.

4.3 Правила линейной и воздушной перспективы.

4.4 Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

4.5 Пейзаж – настроение. Природа и художник.

4.6 Городской пейзаж.

4.7 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

№ урока

№ урока в теме


Дата

Кол-во часов



Содержание учебного материала



Тип урока



Основные учебные цели



Требования к уровню подготовки учащихся



Вид контроля

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

1

1.1

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Сообщение новых знаний

Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их деление на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные; развивать интерес к искусству; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Знать виды изобразительного искусства.

Изобразить пейзаж

в 3 видах изобразительного искусства.

2

1.2

1

Рисунок – основа изобразительного искусства

Познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком.

Учить выполнять рисунок карандашом с натуры.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Знать виды рисунка, технику рисования.

Уметь выполнять рисунок карандашом с натуры.

Зарисовка с натуры и по памяти или по представлению отдельных

травянистых растений или веточек. Работа карандашом разной твёрдости.

3

1.3

1

Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии. Виды и характер линии. Ритм линий, ритмическая организация листа.

4

1.4

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений.

Познакомить с ролью пятна в изображении.

Развивать приёмы работы красками.

Воспитывать интерес к предмету.

Знать что такое силуэт, тёмное и светлое, тональная шкала.

Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками.

5

1.5

1

Цвет.

Основы цветоведения

Сообщение новых знаний

Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов; Светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета.

Воспитывать художественный вкус.

Развивать творческую фантазию.

Уметь ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; находить гармонические сочетания.

Знать цветовой круг, теплые и холодные цвета, палитру.

Выполнить фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета.

6

1.6



2

Цвет в произведениях живописи

Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония». Учить находить цветовые сочетания; развивать технику работы с красками. Воспитывать художественный вкус.

Знать понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония».

Уметь находить цветовые сочетания.

Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением

(работа красками).

7

8




1.7

1

Объёмные изображения в скульптуре

Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений.

Воспитывать интерес к  учебной деятельности и скульптурному искусству.

Знать виды скульптурных изображений; художественные материалы, применяемые в скульптуре, их свойства.

Уметь создавать объёмные изображения животных, используя разные материалы

Выполнить объёмные

изображения

животных, используя разные материалы

9

1.8

1

Основы языка изображения

Обобщение знаний

Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии

Знать жанры изобразительного искусства, основы изобразительного языка.

Уметь работать над самостоятельно выбранной темой.

Выполнить на свободную тему красками или карандашами.

Всего в 1 четверти: 9 ч




Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт

10

2.1

1

Реальность и фантазия в творчестве художника

Сообщение новых знаний

Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.

Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения.

Развивать навыки решения композиционных задач.

Уметь работать карандашом различными приёмами.

Знать выразительные средства и правила изображения.

Выполнить рисунок

 на тему «Этот фантастический мир»

11

2.2

1

Изображение предметного мира - натюрморт

Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре. Учить изображать различные предметы; развивать приёмы работы красками. Воспитывать эстетическую восприимчивость.

Знать что такое натюрморт.

Уметь изображать различные предметы (построение предметов).

Выполнить красками натюрморт, составленный из плоских предметов кухонной утвари.

12

2.3

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Познакомить учащихся с многообразием форм в мире, ввести понятие формы, линейных, плоскостных и объёмных форм. Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов.

Развивать пространственные представления.

Уметь конструировать из бумаги.

Знать понятия линейных, плоскостных и объёмных форм.

Выполнить конструирование из бумаги геометрических тел (куб, параллелепипед,

конус).

13

2.4

1

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве. Ввести понятие «ракурс». Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки.

Знать правила объёмного изображения геометрических тел, что такое ракурс, перспектива.

Уметь изображать предметы в пространстве.

Выполнить

 построение конструкций из нескольких объёмных геометрических тел, применяя правила линейной перспективы (работа карандашом)

14

2.5

1

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объёма предмета; ввести понятие «блик», «полутени», «собственные тени», «рефлекс», «падающая тень». Учить изображать предметы с натуры с боковым освещением.

Воспитывать наблюдательность.

Знать понятия: «блик», «полутени», «собственные тени», «рефлекс», «падающая тень».

Уметь изображать предметы с боковым освещением.

Выполнить рисунок какого-либо объёмного геометрического тела (шар, куб и т. д.) с боковым освещением.

(работа красками).

15

2.6

1

Натюрморт в графике

Воспитывать художественный вкус.

Знать определение натюрморта.

Уметь выполнять линейное построение предметов.

Выполнить рисунок-

натюрморт в каком-либо эмоциональном состоянии (грусть, радость, праздничность, таинственность

 и т. д.)

16

2.7

1

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта

Расширить представления учащихся о цвете в живописи. Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания. Развивать технику работы кистью.

Знать определение натюрморта.

Уметь использовать цвет для выявления своих переживаний и настроений.

Уметь работать кистью.

Выполнить рисунок-

натюрморт в каком-либо эмоциональном состоянии (грусть, радость, праздничность, таинственность

 и т. д.) в цвете.

Всего во 2 четверти: 7 ч


Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет

17

3.1

1

Образ человека – главная тема искусства

Сообщение новых знаний

Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох.

Формировать умение находить гармонию, красоту во внутреннем и внешнем облике человека.

Знать что такое портрет, виды портрета,

анатомические особенности лица человека.

Уметь выполнять художественный образ человека.

Выполнить рисунок

 на свободную тему.

18

3.2

1

Конструкция головы человека и ее пропорции

Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорции лица.

Дать понятие средней линии и симметрии лица.

Развивать наблюдательность.

Формировать умение находить красоту, гармонию во внутреннем и внешнем облике человека.

Уметь изображать голову человека с различно соотнесёнными деталями лица.

Знать симметрию лица, пропорции лица.

Выполнить учебный рисунок головы человека.

19

3.3

1

Изображение головы человека в пространстве

Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека.

Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать эстетический вкус.

Знать пропорции лица человека;

технику рисования головы.

Уметь правильно выбирать поворот или ракурс головы.

Выполнить изображение головы человека (работа карандашом).

20

3.4

1

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями.

Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер, настроение портретируемого.

Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность.

Знать историей изображения образа человека в графическом портрете.

Уметь отражать в портрете индивидуальные особенности, характер, настроение портретируемого.

Выполнить

портретный рисунок карандашом.

21

3.5

1

Портрет в скульптуре

Познакомить учащихся с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями в скульптуре.

Учить изображать портрет из пластилина, соблюдая пропорции, добиваясь сходства.

Развивать пространственное мышление.

Воспитывать интерес к человеку, творчеству.

Знать историей портрета в скульптуре.

Уметь изображать портрет из пластилина, соблюдая пропорции.

Вылепить из

пластилина

скульптуру-портрет выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

22

3.6

1

Сатирические образы человека

Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приёмам художественного преувеличения, сатирическими образа искусства, с видом изобразительного искусства -карикатурой и её разновидностями.

Учить обострять образ при изображении сатирических образов.

Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом.

Формировать умение находить саркастические образы человека.

Знать приёмы художественного преувеличения; карикатуру и её разновидности.

Уметь обострять образ при изображении сатирических образов.

Выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя и дружеского шаржа.

23

3.7

1

Образные возможности освещения в портрете

Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения.

Развивать приёмы изображения человека, наблюдательность.

Знать особенности изображения человека при различном освещении.

Уметь работать в технике одноцветной акварели.

Выполнить наброски с изображением

человека в различном освещении (чёрная акварель).

24

3.8

1

Портрет в живописи

Познакомить учащихся с ролью местом живописного портрета в истории искусства.

Учить составлять композицию в портрете.

Развивать приёмы изображения человека, наблюдательность.

Знать место живописного портрета в истории искусства.

Уметь составлять композицию в портрете, работать карандашом и красками.

Выполнить зарисовки композиций  

 Портретов с натуры (работа карандашом).

25

3.9

1

Роль цвета в портрете

Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете.

Дать понятие цвета, тона, освещения в портрете.

Развивать понимание того, что можно выражать настроение и характер героя портрета.

Знать понятие цвета, тона, освещения в портрете.

Уметь выражать настроение и характер героя портрета.

Выполнить рисунок-автопортрет или портрет близкого человека (работа красками).

26

3.10

1

Великие портретисты

Обобщение знаний

Обобщить знания учащихся о жанре  портрета.

Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Воспитывать творческую активность, интерес к искусству.

Знать жанр портрета.

Уметь находить творческую индивидуальность художника в созданных им портретных образах.

Копирование  

Портрета любого художника.

Всего в 3 четверти: 10 ч


Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве.

27

4.1

1

Жанры в изобразительном искусстве

Сообщение новых знаний

Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видении в разные эпохи.

Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству.

Знать жанры изобразительного искусства.

Уметь раскрыть  в рисунке жанры изобразительного искусства.

Проиллюстрировать жанры изобразительного искусства.

28

4.2

1

Изображение пространства

Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобрази -  тельном искусстве.

Познакомить с особенностями изображения  в пространстве в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия.  

Знать законы перспективы.

Уметь изображать пространство в рисунке.

Проиллюстрировать особенности

изображения  в пространстве

 Древней Греции, Древнего Египта.

29

4.3

1

Правила линейной и воздушной перспективы

Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве.

Дать понятие точки зрения, точки схода.

Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменении контрастности.

Совершенствовать технику работы карандашом и гуашью.

Знать понятие точки зрения, точки схода; правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь изображать предметы в соответствии с правилами линейной и воздушной перспективы.

Выполнить рисунок уходящей вдаль

 аллеи (работа красками с ограниченной палитрой).

30

4.4

1

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

Расширить знания учащихся как  самостоятельном жанре в искусстве.

Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае, Европе.

Учить находить правильное композиционное решение при заполнении пространства.

Развивать творческое воображение.

Знать что такое пейзаж, виды пейзажа; задачи, стоящие перед художником-пейзажистом.

Уметь находить правильное композиционное решение при заполнении пространства.

Выполнить изображение

большого эпического пейзажа «Путь реки»,

«Дорога в большой мир».

31

4.5

1

Пейзаж – настроение. Природа и художник






























Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения.

Показать роль колорита в пейзаже, настроение и мироощущении.

Развивать творческое воображение, технику работы кистью.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Знать изменчивость состояния природы в зависимости от освещения;

Роль колорита в пейзаже.

Уметь передавать красками цветовые сочетания в природе

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и по

памяти с

предварительным

выбором яркого личного впечатления от состояния

в природе

32

33

4.6

2

Городской пейзаж

Познакомить учащихся с изображением города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства;

Учить выполнять пейзаж с  соблюдением правил линейной  и воздушной перспективы;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать воображение, эстетический вкус

Знать особенности городского пейзажа;

Уметь выполнять пейзаж с  соблюдением правил линейной  и воздушной перспективы

Создание графической композиции «Наш город»

Обобщение и закрепление знаний

34

4.7

1

Выразительные возможности изобразительного искусства

Язык и смысл

Обобщить изученный за прошедший учебный год материал;

Воспитывать на интерес и уважительное отношение отечественному искусству

Знать виды изобразительного искусства, жанры;  художников, их картины; знать какие материалы используются в изобразительном искусстве

Урок-игра

Всего в 4 четверти: 8 ч

Всего в учебном году: 34 ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Урок изобразительного искусства «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского. 4 класс.

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского интересен сочетанием индивидуа...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...

календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского

Календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...