календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Овчинникова Татьяна Геннадьевна1

Календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal-tem._-6_kl.doc85 КБ
Microsoft Office document icon kal-_tem_7_kl.doc86.5 КБ
Microsoft Office document icon kal-tem._-8_kl.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon kal-_tem.-9_kl.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план  6 класс

№ уроков

Дата проведения урока

Тема урока (раздела)

Компонент учебного плана

Контроль

Практическая

часть

Примечания

План

Факт

1 четверть – 9ч.

 Виды изобразительного искусства и основы образного языка

феде

раль

ный

1

Что такое изобразительное искусство и зачем оно нужно людям? Изобразительное искусство в семье пластических искусств, виды изобразительных искусств.

Проверочные   карточки «Виды изобразительного искусства»

Составление таблицы  

«Виды

изобразительного искусства»

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

Графика, выразительные средства графики: линия, штрих, тон. Правила работы инструментами. Техники и материалы в графике.

Знать выразительные средства графики:

точка, линия, штрих, тон

Упражнения графическими материалами Выполнение упражнения:

«Деревья»

3

Виды графики. Печатная графика – гравюра. Черное и белое – основа языка графики.

Знать виды гравюр,

виды графики

Составление таблицы «Виды графики», рисование тоновой шкалы

4

Обобщение и контроль по теме «Графика». Пятно как средство выражения. Графическая декоративная композиция. Равновесие, доминанта.

Тест по «Графике»

Декоративная аппликация «Черное и белое» (с доминантой и без неё)

5

Цвет – основа языка живописи. Техники и материалы в живописи.

Спектр, дополнительные цвета, оттенок

Задание в учебнике – с.42

6

Цвет в картинах художников. Колорит.  Теплые и холодные цвета. Свойства цвета

Выразительные средства живописи: колорит, характер мазка, цветовое пятно

«Таблица цветного настроения»

7

Выразительные средства живописи (фактура и фактурный мазок) Чудеса цвета. (Цвет мы слышим, видим и чувствуем)

Тест «Живопись»

Упражнения и тренинги на развитие цвета и чувств

8

Объемные изображения в скульптуре.

Выразительные средства скульптуры: объем, материал, техника выполнения

Выразительные средства скульптуры: объем, материал, техника выполнения

Создание фигурок  мелкой пластики из пластичных  материалов (глина, пластилин, соленое тесто, бумага)

9

Обобщение и контроль по темам четверти

«Виды изобразительного искусства» – наглядные проверочные  карточки

Подготовка докладов по скульптурам известных мастеров

2 четверть – 7 ч.  

 Человек и пространство.

10

Отношение художника к миру природы. Пейзаж – жанр изобразительного искусства. Пейзаж настроения в зарубежной и русской живописи.

Выполнение упражнения:

 акварельная заливка

«по сырому»

11

Построение пространства в пейзаже.

Правила построения пейзажа с низким и высоким горизонтом

Рисование эскизов с низким горизонтом в акварели

12

13

Воздушная перспектива в пейзаже.

Роль колорита в пейзаже.

«Жанры изобразительного искусства» – наглядные карточки

Рисование пейзажа высоким и низким горизонтом.

Изображение природной стихии.

14

Акварельные эскизы.

Художники анималистического жанра.

Рисование животных леса

15

Художник выражает свое понимание красоты природы. Декоративный пейзаж.

Основы построения плоскостной декоративной композиции

Декоративный зимний пейзаж.

16

Городской пейзаж. Метод «загораживания» объектов.

Построение на плоскости листа городского пейзажа методом загораживания

Выполнение творческих эскизов.

3 четверть – 10ч. Мир наших вещей.

17

Жанр – натюрморт. Отношение художника к миру вещей. Реальность и фантазия в творчестве художника.

Рисование в графике. Пропорции.

Понятие «пропорции» в построении предметов на плоскости рисунка

Построение кувшина.

18

Понятие формы. Элементы формообразования.

Контрольная карточка  «геометрические тела»

Изображение конструкции предметов и геометрических тел.

19

20

Изображение объемных конструкций  на плоскости и линейная перспектива.

Правила построения натюрморта на плоскости

Выполнение упражнений, использование точек схода  и линии горизонта

21

Натюрморт  в графике. Построение.

Светотень.

Выполнение светотеневой моделировки на геометрических формах  (округлых и плоскогранных).

22

Форма, материал, фактура, цвет, тон.

Композиция натюрморта «Два предмета разной фактуры»

23

Натюрморт в живописи. Свойства цвета  и освещение в натюрморте.

«Жанры изобразительного искусства» - наглядные карточки

Рисование эскиза:

«Настроение в картине  -натюрморт»

24

Натюрморты в различных жанрах изобразительного искусства

«Жанры изобразительного искусства» - наглядные карточки

Рисование эскиза:

«Настроение в картине  -натюрморт»

комп. презентация

25

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Творческий конкурс.

Выполнение творческих конкурсных заданий

26

Натюрморт  с характером.

Обобщение знаний по теме «Натюрморт»

Знать основы декоративного рисования

Рисование декоративного натюрморта.

4 четверть -8ч.

Вглядываясь в человека.

27

Портрет – жанр изобразительного искусства. История создания портрета. Возникновение жанра портрет в России.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

комп. презентация

28

Человек – главная   тема в искусстве. Виды портретов. Портрет в графике.

Рисование мужского и женского образа в анфас.

29

Рисование головы  с поворотом. Великие портретисты прошлого.

Изображение головы человека в пространстве.

30

31

Настроение в портрете. Роль цвета в портрете.

Композиция в портрете

Тест -«Выразительные средства в изобразительных видах  искусства»

Выполнение рисунка или аппликации «Портрет друга»

комп. презентация

32

33

Тематический эскиз по теме «Композиция в портрете» -  «Я и мой питомец»

Выполнение эскиза в цвете «Я и мой питомец»

34

Обобщение и контроль  по теме «Портрет». Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

Контроль  по теме

«Портрет»

Выступления с докладами о русских художниках портретистах

комп. презентация



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план  7 класс

№ уроков

Дата проведения урока

Тема урока (раздела)

Компонент учебного плана

Контроль

Практическая

часть

Примечания

План

Факт

1 четверть – 9ч.   Изображение фигуры человека и образ человека.

феде

раль

ный

1

Повторение видов и жанров изобразительного искусства.

Человек в  искусстве. Красота – это …

«Жанры изобразительного искусства» – наглядные карточки

Обсуждение картин

«Человек во всех видах искусства»

2

Пропорции человека. Рисование эскизов фигуры человека пропорционально  его возрасту.

Выполнение упражнений

3

Красота движений человека.

конструирование из модулей  фигуры человека в движении

Выполнение аппликации, рисование эскизов человека в движении

4

Красота и выразительность пропорций человека.  «Тяжелоатлет и гимнаст»,

«Силач и балерина».  Ознакомление с работой скульптора.

Изображение контрастных фигур

в технике лепка из пластилина

5

Красота согласованности движений людей.

Правила рисования передачи движения человека.

Составление композиции «Спортивная игра»

6

Продолжение работы над композицией «Спортивная игра».

работа над эскизом в цвете (акварель)

7

Знаешь ли ты выразительные средства композиции? (формат, центр композиции, статика, динамика, ритм, симметрия, баланс)

Выразительные средства композиции

Анализ произведений.

8

Правила построения композиции. Схемы построения композиции для передачи замысла художником.

Составляем композицию  «Летние каникулы»

9

Создаем образ по впечатлению.

Способы передачи движения в композиции.

Выразительные средства композици

Составляем композицию с приемами передачи движения.

2 четверть – 7 ч.  Поэзия повседневности

10

«Обычная жизнь каждого дня – большая тема в искусстве». Представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.

Обсуждение и анализ произведений

Комп. презентация «Искусство разных народов»

11

Сюжет и содержание в картине.  

Понятия: сюжет и содержание.

Построение композиции

Составление композиции «Мой дом – моя семья», «Мама готовит ужин»

Комп. презентация «Бытовой жанр в живописи»

12

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве.

Живопись Венецианова  и  Федотова.

Знать имена художников и их произведения

Работа над композицией в цвете

13

14

 Бытовой жанр в искусстве  передвижников

Уметь анализировать произведения искусства.

Знать имена художников и их произведения

Анализ произведений

художников бытового жанра

Комп. презентация «Жанры в изобразительном искусстве»

15

Бытовой жанр в искусстве  импрессионистов

Знать имена художников и их произведения

Анализ произведений

художников бытового жанра

16

Обобщение и контроль  по темам четверти.   «Знакомые картины и художники»

Искусствоведческие работы

3 четверть- 10ч. Великие темы жизни

17

Беседа. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Анализ произведений

художников

Комп. презентация

«Историчес

кие и мифологические темы в искусстве»

18

Картины на темы истории. Творчество В.И Сурикова и его произведения.

Анализ живописного произведения

19

С чего начинается картина? Создание исторической картины невозможно без изучения материальной культуры времени.

«Выразительные средства композиции в изобразительном искусстве»

Рисование эскиза на историческую тему.

20

Творчество И.К.Айвазовского. Русский художник исторического жанра.

Анализировать произведения искусства.

Знать имена художников и их произведения

Продолжение работы над эскизом.

21

В каждой картине есть главные герои. Зрительские умения и  их значение для современного человека. Знакомство с картиной Брюллова «Последний день Помпеи». (Сюжет, содержание, колорит, выразительные художественные средства)

«Художники исторического жанра» - тест

Анализ произведения

22

23

Сказочно-былинная картина. Средства выразительности в сказочной картине. Произведения Билибина, Васнецова, Рериха, Врубеля.

Уметь анализировать произведения искусства.

Знать имена художников и их произведения

Составление композиции

«Моя любимая сказка».

Завершение эскиза

в цвете

24

25

 Библейские темы в изобразительном искусстве. Русская иконопись и композиции на библейские темы. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков

Рисование композиции на библейские темы:

«Поклонение волхвов», «Рождество»

Комп. презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве»

26

«Знакомые картины и художники»  - контроль

Знать имена художников и их произведения,

анализировать картины

Отвечаем на вопросы викторины, придумываем задания.

4 четверть- 8 ч.   Основы композиции в конструктивных искусствах

27

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Словарь: пространственные и временные искусства, архитектура, дизайн

Беседа о пространственных и временных искусствах и развитии дизайна

28

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

Понятия: Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

Учебные работы по составлению фронтальной и глубинной композиций

на с.17-18

     29

Движение и статика. Ритм.

Понятия: ритм и зрительное равновесие

Учебные работы по составлению композиций

открытой и закрытой, сгущенности и разреженности

упр.3,4 на с. 20

30

Прямые линии и организация пространства.   Цвет – элемент композиционного творчества.

Выразительные возможности  прямой линии

Учебные работы по составлению композиций

с прямыми линиями

на с. 24

31

Свободные формы.

Абстрактные формы в искусстве

Творческие учебные работы на с.27

32

Искусство шрифта. Буква – строка  –текст.  

Буква -  изобразительный элемент композиции Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

Создание эмблемы или торговой марки

33

Слово и изображение.  Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.   Многообразие форм графического дизайна.

Художественно-творческие проекты.

Проектирование страницы журнала

34

 Обобщение и контроль по темам четверти.

Сравнительный анализ изобразительных и конструктивных видов искусства

Составление сравнительной таблицы



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план  8 класс

№ уроков

Дата проведения урока

Тема урока (раздела)

Компонент учебного плана

Контроль

Практическая

часть

Примеч-я

План

Факт

1 четверть – 9ч.   Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

феде

раль

ный

1

Повторение темы  «Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

Словарь: дизайн и архитектура, конструктивные виды искусства

Составление таблицы: пространственные, временные и конструктивные виды искусства.

Повторение основ в композиции дизайна

2

Художественный язык конструктивных искусств.

В мире вещей и зданий.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Понятия: соразмерность и пропорциональность

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Практические упражнения

прочтение плоскостных изображений композиций как чертежа-схемы, баланс объемов.

3

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Построение трех уровней рельефа и архитектурного объема

4

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.  

Понятие модуля.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объемов

5

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Анализ творческих работ.

Проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания

6

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Творческая работа в материале в технике коллаж

7

8

Роль и значение материала в конструкции.

Цвет в архитектуре и дизайне.

Значение цвета в дизайне.

Анализ творческих работ.

Макетирование подарочной упаковки для вещей различного назначения

9

Обобщение и контроль по темам 1 четверти

Знать основные понятия и выразительные средства конструктивных искусств.

Контрольная работа

2 четверть – 7ч.    

Город и человек.  Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

10

Город сквозь времена и страны. Почему архитектуру относят к произведениям искусства?

Создать узнаваемый силуэт города

11

Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.  Античный и романский стиль.

Зарисовка архитектуры, отличительные черты

12

Готический стиль и Возрождение в архитектуре

Зарисовка архитектуры, отличительные черты

13

Барокко и  классицизм в архитектуре.

Зарисовка архитектуры, отличительные черты

14

Русская архитектура.

Зарисовка архитектуры, отличительные черты

15

Модерн и эклектика  - стили в архитектуре

Анализ образцов архитектуры разных стилей

Фото -коллаж  - архитектура определенного стиля

16

Защита проектов

Изображения архитектуры и дизайна прошедших эпох одного стиля

Создание историко-художественного проекта

3 четверть – 10 ч.

Город сегодня и завтра.

17

18

Пути  развития современной архитектуры и дизайна.

Современные стили в архитектуре.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Фантазийная зарисовка и макетирование на тему «Архитектура будущего»

19

20

Город, микрорайон, улица

Анализ образцов архитектуры разных стилей

Создание проекта парка с городской мебелью: беседка, скамья, фонарь, фонтан, киоск, ограждения

21

22

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Дизайн городской среды. Создание витрины, рекламы

23

24

Интерьер и вещь в доме

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Фото -коллаж в одном стиле (здание, мебель, костюм, предметы быта)

25

26

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Создание макета, плана, сквера, парка, усадьбы

4 четверть – 8 ч.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

27

28

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Выполнение эскиза

частного дома в городе, в деревне по выбору.

Проектирование

«Дом моей мечты»

29

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Проект «Портрет моей комнаты»

30

31

Мода, культура и ты.   Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды в историческом и современном костюме.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Создание панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодежного костюма «Мы на дискотеке»,  «Наши в турпоходе»

32

33

Мой костюм – мой облик.   Дизайн современной одежды.

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.  Имидж: лик или личина?

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Проект платья, костюма для дома, работы, улицы, вечернее платье, костюм  для праздника. Подобрать варианты прически и грима для создания различных образов

34

Обобщение и контроль по темам года.

Выставка лучших работ

Поясни высказывание: «Моделируешь себя – моделируешь мир»



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план 9  класс

№ уроков

Дата проведения урока

Тема урока (раздела)

Компонент учебного плана

Контроль

Практическая

часть

Примечания

План

Факт

1 четверть – 9 ч.

Изобразительный язык и эмоционально -ценностное

содержание искусств

феде

раль

ный

1

Искусство в жизни современного человека. Виды искусства.

Отличительные черты западной, восточной, русской культуры произведений разных видов искусства

2

Художественный образ – стиль – язык.

Словарь: композиция, содержание, сюжет, ритм, пропорции, форма, фактура

Художественный образ, стиль,  язык.

Как понимаете выражения: «Стиль – это эпоха», «Стиль – это человек»

3

4

Искусство рассказывает о красоте земли

Средства художественной выразительности, с помощью которых созданы образы природы.

Презентация  «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

Написать небольшой рассказ об одном  из пейзажей

5

6

 Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Подготовить презентацию или сообщение «Жанр портрета в культуре разных времен»

7

8

Искусство как универсальный способ общения.

Роль искусства в сближении народов.  Как переходит передача сообщения в искусстве.

Подготовка докладов о скульптурах, арх. памятниках

9

Обобщение и контроль по темам четверти

Выполнение контрольного теста

Подготовка  творческих работ

2 четверть – 7ч.

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

10

11

Знаки и символы искусства.

Художники - символисты

Сравнительный анализ изображения и живописи

Подбор материала по теме «Язык знаков и символов в произведениях искусства»

12

13

Художественные послания предков

Словарь: ритуал, обряд, мифы.

 Знаки-символы, раскрывающие содержание праздника

Разработать сценарий одного из  народных праздников осенины, Рождество, Масленица

14

15

Красота в искусстве и жизни.

Откровение вечной красоты.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту?

Ответы  –рассуждения:

«Искусство пробуждает в людях художников»,

 «Искусство представляет только красивые образы?»

16

 Обобщение.  Есть ли у красоты свои законы?

Словарь:

Симметрия, пропорции, ритм

Создать композицию  на выбранную тему  с выразительным художественным образом

3 четверть – 10ч.  

Массовые, общедоступные искусства.

17

Воздействующая сила искусства.  Искусство и власть.

По произведениям различных видов искусства  представить целостный образ любой эпохи

Привести примеры воздействия искусства на человека

18

19

Какими средствами воздействует искусство?

Словарь: композиция, содержание, сюжет, ритм, пропорции, форма, фактура

Выполнение заданий с.115

учебника

20

21

Храмовый синтез искусства.

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Понятие – синтетические виды искусства

Подбор иллюстративного материала и его анализ

22

 Синтез искусств  в театре.

Сценография как искусство и производство. Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества.

Особенности синтетических видов искусства Понятие «сценография»

Подготовка и защита докладов по теме «Театральное искусство»

23

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска.

Изготовление маски любимого героя

Отвечаем на вопрос:

«Может ли современный театр состояться без сценографии?»

24

25

История возникновения и развития театра в разные  эпохи

подготовка докладов об истории театра

Выполнение рефератов о театрах

26

Обобщение и контроль по темам четверти

Выполнение контрольного теста

4 четверть – 7 ч.

Художник – зритель – современность.

27

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Фотография – документ или искусство.

Сравнительный анализ фотоизображения и живописи

Подбор материала по теме «Современные художественные профессии»

28

Фотография – искусство светописи.

История фотоаппарата.

Грамота фотографирования и операторского мастерства. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки.

Роль света в фотографии

Понятие «светопись»

Практическая работа по фотографированию

29

Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. Пейзаж и видовая фотография.

Анализ фотографий

Практическая работа по фотографированию

30

 Человек на фотографии. Освещение и ракурс в фотопортрете.

Событийная репортажная фотография.  Информативность фотоизображения.

Слайд-фильм с жанровыми фотографиями

Практическая работа по фотографированию

31

Кино – запечатленное движение.

Из истории кино.

Отвечаем на вопрос: «Как рождалось кино?»

32

33

Что такое экранное искусство? Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка.

Изобразительный язык кино и монтаж.

Звук и цвет в кино.

Понятия:

сюжет и раскадровка

Практическая работа по раскадровке Озвучивание фрагмента «немого» кино

34

Искусство и открытие мира для себя. Искусство учит видеть и чувствовать мир по - новому. Вечные истины искусства. Есть ли прогресс в искусстве?

Озвучивание живописной картины.

Выступления обучающихся по теме «Зритель. Вкус. Мода. Кич»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма и календарно - тематическое планирование 5 класса по "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование  5 класс "Технология"  ФГОС "ООО"...

Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрит...

Календарно-тематическое планирование 6 класс по Изобразительному искусству

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...

Календарно-тематическое планирование 5 класс по Изобразительному искусству

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного средняя общеобразовательная школа №11"Составитель: Даниелян Нелли Геворковна Тип программы: общеобразовательна...

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 5 классах на основе авторской программы Б.М. Неменского,

   Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способам...

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 6 классах на основе авторской программы Б.М. Неменского,

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающ...

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 7 классах на основе авторской программы Б.М. Неменского,

  Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей ра...