Рабочая прграмма и календарно - тематическое планирование 5 класса по "Изобразительное искусство" ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Миляхова Любовь Епифановна

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование  5 класс "Технология"  ФГОС "ООО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1. Художественные ремесла

Образовательные цели / задачи учащегося на уроках:

• повторить понятия правила безопасности

• овладеть умением:

– обобщать и систематизировать знания по основным темам курса «технология» начальной школы;

– выполнять задания по выбранному способу действия;

– выбирать наиболее рациональный способ  решения

Образовательные цели / задачи педагога на уроках:

создать условия:

• для обобщения и систематизации знаний по основным темам курса начальной школы;

• формирования умений логически обосновывать суждения , выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, использовать для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


п/п

Тема
и тип
урока

Количество часов

Вид пед. деятельности и дидакт. модель пед. процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность,
осваиваемая
в системе занятости
(на уроке)

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые образовательные
результаты

Информационно-методическое обеспечение педагогической  системы урочной
и внеурочной
занятости
учащихся

Педагогическая
система урочной
и внеурочной
занятости ученика

объем освоения
и уровень владения
компетенциями

компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

внеурочная
занятость

самостоятельная работа
(д/з)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1-2

Декоративно-прикладное искуство)

2

Объяснение

Беседа, работа с тетрадью на печатной основе, практикум

Учебная, познавательная

Коллективная, индивидуальная

Определять: предмет  изучения технология.

Осваивать:  безопасные  приемы работы.

Анализировать : требования  к соблюдению  технологических процессов.

Личностные: формирование ответственного отношения  к учению, готовности  и способности  обучающихся  к саморазвитию и самообразованию на основе  мотивации к обучению и познанию.

Метопредметные: умение работать с различными  источниками  информации.

Раздаточный дифференци рованный материал.

Поиск информации из справочной литературы -

Поиск информа ции с ис-
пользованием библиотечного фонда

работа по карточкам




3-4

 Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

2

Репродуктивная

Беседа, работа
с тетрадью на печатной ос-

Учебная, познавательная

Коллективная, индивидуальная

определять  соответствие композиционного решения  функциональному   назначению  изделия

зарисовывать  мотивы с натуры  и осуществлять  их стилизацию.

Выполнять эскизы  орнаментов  для  платка, одежды , декоративных панно

Личностные:

Сформировывать познавательнее  интересы  и мотивы о видах декоративно-прикладного творчества  и его применении в народном костюме

Метопредметные:

Умение  создавать, применять и  преобразовывать знаки и символы , модели  и схемы для решения  учебных  и познавательных задач.

Раздаточный дифференци рованный материал.

Поиск информации из справочной литературы

Поиск информа ции с ис-
пользованием библиотечного фонда

 Самостоятельная работа

5-6

Выполнение  простейших вышивальных швов : « вперед иголку»,  «назад иголку». Способы безузелко закрепления  рабочей нити.

2

Участие в диалоге, выполнение

Самостоятельное планирование  деятельности.

Индивидуальная

закреплять нити разными способами ; выполнять  швы «вперед иголку», «назад иголку»,

. Личностные:

Проявление познавательных интересов  и активности  в данной области  предметной технологической деятельности.  

Становление  самоопределения  в выбранной  сфере  будущей профессиональной  деятельности.

Метопредметные:

Умение самостоятельно  определять цели своего  обучения, ставить и  формулировать  для себя  новые  задачи  в учебе  и познавательной деятельности.

Раздаточный дифференци рованный материал.

Поиск информации из справочной литературы

Поиск информа ции с ис-
пользованием библиотечного фонда

 Самостоятельная работа

7-8

Увеличение  и уменьшение рисунка. Перевод  рисунка на ткань . Свободная вышивка по рисованному  контуру.

2

Репродуктивная

Самостоятельное планирование  деятельности.

Познавательная, рефлексивная

Индивидуальная

 способы  изменения величины  рисунка и  перевода его на  ткань.

выбирать  материалы и  технику  выполнения  вышивки по рисунку

Личностные:

Приобретать навыки  по выполнению простейших швов. Развивать  трудолюбия и ответственности   за качество  своей деятельности .

Осознание полезности общественно полезного труда.

Метопредметные:

Умение самостоятельно  определять  цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Раздаточный дифференци рованный материал.

Поиск информации из справочной литературы

Поиск информа ции с ис-
пользованием библиотечного фонда

 Самостоятельная работа

9-10

Лоскутное шитье

2

Комбинированный

Самостоятельное планирование  деятельности.

Познавательная, рефлексивная

Индивидуальная

-Составлять орнаменты для  лоскутного  шитья на компьютере с помощью графического редактора.

подбирать лоскуты  ткани , соответствующие  по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава.

. Личностные : знание основных принципов и правил перевода рисунка на ткань.

Формирование бережного отношения к  природным и хозяйственным ресурсам.

Метопредметные : умение самостоятельно систематизировать и  планировать  процесс познавательно-трудовой деятельности.

Поиск информации из справочной литературы.

Пользование интернет ресурсами.

Создание презентации по этой теме .

Самостоятельная работа









Раздел 2. Кулинария( 10 ч)

Образовательные цели / задачи учащегося на уроках:

 • повторить понятия: общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены

– выполнять задания по организации рабочего места

– выбирать наиболее рациональный способ решения задач «технологических процессов приготовления пищи»

Образовательные цели / задачи педагога на уроках:

. создать условия:

  1. для обобщения и систематизации знаний по основным темам по кулинарии
  2. формирования умений оказания первой помощи при ожогах и порезах, освоения безопасных приемов  работы  с кухонным оборудованием.

          Для освоения исследовательских навыков при проведении   лабораторных работ по определению  качества  пищевых продуктов с применением экспресс-лаборатории.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: проводить сравнение, по заданным критериям.

Коммуникативные: контролировать действие партнера.


п/п

Тема
и тип
урока

Количество часов

Вид пед. деятельности и дидакт. модель пед. процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность,
осваиваемая
в системе занятости
(на уроке)

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые образовательные
результаты

Информационно-методическое обеспечение педагогической  системы урочной
и внеурочной
занятости
учащихся

Педагогическая
система урочной
и внеурочной
занятости ученика

объем освоения
и уровень владения
компетенциями

компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

внеурочная
занятость

самостоятельная работа
(д/з)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11-12

Санитария и гигиена.

Физиология питания

Правила  ТБ при  кулинарных работах и оказание первой помощи при ожогах.

Тип урока комбинированный

2

Объяснение

Беседа, работа с тетрадью на печатной основе, практикум

Учебная, познавательная

Коллективная, индивидуальная

Имеют представление о правилах  санитарии и гигиены, ТБ  на кухне и оказание первой помощи безопасности .

использовать  их на практике.

Имеют представление   о рациональном питании , обмене веществ

Личностные: Формирование коммуникативной компетенции , развитие трудолюбия  и ответственности   за качество  своей деятельности .

Метопредметные :умение самостоятельно диагностировать   результатов   познавательно-трудовой  деятельности   по  принятым критериям  и показателям.

Раздаточный дифференци рованный материал.

Поиск информации из справочной литературы -

Поиск информа ции с ис-
пользованием библиотечного фонда

работа по карточкам




13-14

Блюда из яиц, бутерброды  , горячие напитки

2

Иллюстративная, поисковая, практическая

Рассказ , лекция, беседа , работа с книгой , демонстрация

Учебная, познавательная

Коллективная, работа в группах

технологию приготовления  блюд из яиц.

определять свежесть яиц.

Имеют представления о разновидностях бутербродов и горячих напитков, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях.

Личностные: формировать навыки по определению  свежести яиц, Формировать  познавательный интерес  направленные на изучение приспособления и оборудования для взбивания и приготовления блюд.

Метопредметные: умение самостоятельно определять цели  своего обучения , ставить и сформировывать  для себя  новые  задачи в учебе  и познавательной  деятельности , развивать мотивы  и интересы своей познавательной

Опорные конспекты учащихся, поиск информации из справочного материала.

Представление  результатов  индивидуальной или групповой позновательной деятельности в форме  исследовательского проекта

индивидуально творческие задания.

15-16

Блюда из овощей

2

комбинированный

Рассказ , лекция, беседа , работа с книгой , демонстрация

Учебная, познавательная.

Освоение практических навыков

Коллективная, работа в группах

 Определять  доброкачественность   овощей  по  внешнему виду  и при  помощи  индикаторов.

Выполнять фигурную нарезку овощей.

Участие в диалоге, выполнение работы по предъявленному алгоритму, контроль и оценка  деятельности.

Поиск информации из справочного материала.

Представление  результатов  индивидуальной или групповой позновательной деятельности в форме  исследовательского проекта

Индивидуально творческие задания.

17-18

Блюда из овощей

2

комбинированный

Рассказ , лекция, беседа , работа с книгой , демонстрация

Учебная, познавательная

Коллективная, работа в группах

Объяснять: правила готовить гарниры и   блюда из  вареных овощей.

Умеют:  соблюдать  последовательность   приготовления   блюд  по инструкционной карте

. Метопредметные: соблюдение  норм   и правил  безопасности  труда , технологической дисциплины.

Расчет себестоимости  продукта труда.

Раздаточный материал

Представление результатов в форме публичной презентации, доклада.

груповые творческие задания.

19-20

Сервировка стола. Этикет

2

комбинированный

Демонстрация, проблемные задачи.

Учебная, познавательная

Групповая работа

Имеют представление   о правилах подачи   горячих напитков  , столовых приборах, правилах этикета   и пользования ими.

Соблюдают правила за столом .

Умеют накрывать стол.

рассчитывать   количество  и стоимость  продуктов  для  праздничного  стола.

Знают как составить меню.

Использование приобретенных  знаний и умений  в практической деятельности  и повседневной жизни .

Раздаточный материал

Представление результатов в форме исследовательского проекта..

груповые творческие задания.

Раздел 3. Создание изделий  из текстильных материалов

Образовательные цели / задачи учащегося на уроках:

 • повторить понятия: общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены

  1.  овладеть умением:

-  делать рисунки и чертежи

 - работать с чертежными инструментами

Образовательные цели / задачи педагога на уроках:

. создать условия:

  1. Для формирования  представления  о правилах выполнения чертежа
  2. Приобретения знания об обозначении  мерок.
  3. Развития умения  сравнивать,  измерять длины

.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Регулятивные : осуществлять  итоговый и пошаговый  контроль по результатам

Познавательны е : проводить сравнение, по заданным критериям.

Коммуникативные : контролировать действие партнера, договариваться и приходить  к общему  решению совместной  деятельности , в том  числе   в ситуации столкновения   интересов

21-22

Свойства текстильных  материалов

2

Комбинированный,

Лабораторная работа

Проблемная лекция, беседа   , работа с книгой.

Познавательная, рефлексивная.

Коллективная индивидуальная.

Имеют  представление 

о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них.

Объяснять характеристики   различных видов волокна

Исследовать  свойства тканей  из натуральных  и химических  волокн.

Исследовать  свойства  долевой  и уточной  нитей в ткани.

Определять  лицевую и изнаночную  сторону ткани.

Личностные : давать определения понятиям, классифицировать , делать выводы  и заключения, структурировать материал, умения использовать  речевые средства для   дискуссии , сравнивать разные  точки зрения , отстаивать свою точку зрения.

Метопредметные: умение самостоятельно определять  цели своего  обучения, развивать мотивы и  интересы   своей познавательной   деятельности.

Опорные конспекты  учащихся

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

индивидуальные творческие задания

23-24

Элементы машиноведения

2

Комбинированный

беседа

Познавательная,

 Практическая работа

Коллективная индивидуальная.

Имеют

представление  о технических  характеристиках швейной  машины и назначении  основных узлов .

умеют: организовать рабочее  место и знать  правила ТБ

Личностные: формирование  ответственного отношения к учению, готовности  и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию. На основе мотивации  к обучению и познанию.

Развитие  трудолюбия  и ответственности   за  качество  своей деятельности.

Метопредметные: умение самостоятельно организовать рабочее место и знать правила ТБ.

Обоснование  путей  и средств устранения  ошибок  или   разрешения  противоречий  в выполняемых  технологических процессах

Создание презентации по данной теме.

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

индивидуальное задание

25-26

Элементы машиноведения

2

Комбинированный

беседа

Познавательная,

 Практическая работа

Коллективная индивидуальная.

Имеют

представление  о технических  характеристиках швейной  машины и назначении  основных узлов .

умеют: организовать рабочее  место и знать  правила ТБ

Личностные : проявление технико – технологического  и экологического  мышления  при организации  своей  деятельности.

Метопредметные : подбор инструментов  и оборудования  с учетом  требований  технологии  и материально-энергетических ресурсов.

Контроль промежуточных и конечных  результатов труда по установленным  критериям  и показателям с использованием  контрольных и  измерительных  инструментов.

Создание презентации по данной теме.

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

индивидуальное задание

27-28

Конструирование швейных  изделий

2

комбинированный

Демонстрация, проблемные задачи.

Учебная, познавательная

Групповая работа

Имеют представление  о рабочей одежде  и требованиях к ней.

Умеют анализировать  особенности  фигуры  человека различных типов.

Знают  правила  снятия мерок.

Личностные : бережное отношение  к природным и хозяйственным  ресурсам.


Метопредметные: осознание  ответственности   за качество  результатов труда.

Подбор материалов с учетом   характера  объекта труда

Владение  алгоритмами  и методами  решения  организационных  и технико -технологических задач.

Опорные конспекты

Подготовка к практической работе.

Групповые творческие задания.

29

Конструирование швейных  изделий

1

комбинированный

Демонстрация, проблемные задачи.

Учебная, познавательная

Групповая работа

Имеют представление 

о рабочей одежде и требованиях к ней .

Анализировать : особенности  фигуры  человека  различных типов.

Объяснять: современные направления в моде.

Личностные: самостоятельная  организация  и выполнение различных творческих задач.

Бережное отношение к природным и  и хозяйственным ресурсам.

Метопредметные:

Умение  самостоятельно определять  цели своего обучения.  

Умение работать  с разными  источниками  информации.

Опорные конспекты

Подготовка к практической работе.

Групповые творческие задания.

30-31-32

Моделирование   швейных изделий

3

Комбинированный, практическая работа

Проблемная лекция, беседа   , работа с книгой.

Познавательная, рефлексивная.

Коллективная индивидуальная.

Имеют представление о  правилах пользования  чертежными инструментами   и пренадлежностями , типах линий, масштабе, чертеже, эскизе. Использование  приобретенных знаний и умений.

Владение умениями   передачи, поиска, преобразования информации

Личностные: Формировать  познавательные интересы  и мотивы направленные на  изучение правила снятия мерок.

Метопредметные: умение самостоятельно снимать мерки

Раздаточный дифференцированный материал.

Представление  результатов  индивидуальной  или  групповой  познавательной деятельности.

индивидуальная творческая работа .

33-34

Технология  изготовления  швейных изделий

(14)

2

Практическая работа

Информационно-коммуникационная

Познавательная, рефлексивная.

Индивидуальная

Имеют представление

о рациональной раскладке, подготовке ткани и выкройки.

Знают  правила ТБ.  Находить лицевую сторону ткани

Личностные: формирование умений пользоватся чертежными инструментами .Формирование  личностных  представлений  о коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями , со сверстниками.

Метопредметные: умение  самостоятельно определять цели  своего обучения, ставить  и сформировывать для  себя  новые задачи в учебе  и  познавательной деятельности

Участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений

Опорные конспекты учащихся

Представление результатов индивидуальной или групповой познавательной деятельности в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта.

35-36

Организация  рабочего места  для  ручных работ. Выполнение   ручных стежков   строчек  и швов  

2

Практическая работа

Комбинированный . Практическая работа

Познавательная, рефлексивная.

Индивидуальная

Выполнять  образцы  ручных и машинных стежков , строчек и швов .

Отрабатывать  точность  движений  , координацию и глазомер при  выполнении  швов.

Личностные самостоятельная  организация  и выполнение различных творческих задач.

Метопредметные: эстетическое  и рациональное  оснащение  рабочего места  с учетом  требований  эргономики  и научной  организации  труда .

Развитие моторики и координации  движений рук при  работе с ручными  инструментами  и выполнении операции  с помощью машин и  механизмов.

Раздаточный дифференцированный материал.

Создание презентации по данной теме

Подготовка к практической работе

Представление результатов индивидуальной работы

37-38

Перенос контурных и  контрольных  линий  и точек  на ткани.

2

Практическая работа

Познавательная, рефлексивная.

Индивидуальная

Описывать основные  направления

о способах переноса линий и точек на ткани.

Личностные: развитие трудолюбия  и ответственности  за  качество  своей  деятельности .

Метопредметные: проектирование  последовательности  операций  и составление  операционной  карты  работы.

Поиск информации из справочной литературы

Опорные конспекты, справочный материал.

Представление результатов индивидуальной работы

39-40

Краевые и соединительные швы. Конструкция машинного шва . Условные  обозначения  и технология  выполнения.

2

Практическая работа

Комбинированный . Практическая работа

Познавательная, рефлексивная.

Индивидуальная

 особенности   выбора  вида  соединительных, краевых и отделочных  швов

Имеют представление   о конструкции машинных швов .

 Умеют читать графические  схемы швов  и  выполнять их.

Личностные: проявление  познавательных  интересов  и активности  в  данной  области  предметной  технологической деятельности .

Метопредметные: самостоятельная  организация  и выполнение  различных творческих работ  по  созданию технических изделий. Соблюдение  норм  и правил  культуры  труда  в  соответствии   с технологической   культурой производства.

Личностные: развитие трудолюбия  и ответственности  за  качество  своей деятельности.

Метопредметные: использование дополнительной информации и создании объектов, имеющих личностью или     общественно  значимую  потребительную стоимость .

Владение  алгоритмами  и методами  решения  организационных  и технико-технологических задач.

Соблюдение   норм и  правил  безопасности   труда , пожарной  безопасности  , правил санитарии и  гигиены.

Поиск информации из справочной литературы

Поиск информации с ис-
пользованием интернет-ресурсов

Представление результатов индивидуальной работы

41-42

Обработка  нагрудника  и нижней части фартука

2

Практическая работа

Комбинированный .

Освоение практического навыка

Индивидуальное решение поставленной задачи

 Имеют представление   о способах обработки  нагрудника  и нижней части  фартука.

выполнение работы по предъявленному алгоритму, контроль и оценка  деятельности

Поиск информации из справочной литературы

Поиск информации с ис-
пользованием интернет-ресурсов

Представление результатов индивидуальной работы

43-44

Обработка  накладных  карманов , бретелей и пояса.

2

Комбинированный, практическая работа

Проблемная лекция, беседа   , работа с книгой.

Познавательная, рефлексивная.

Коллективная ,индивидуальная.

Имеют представление 

о методах обработки карманов, бретелей, пояса.

Соблюдать правила подготовки   и проводить  примерку , исправлять дефекты.

Стачивать   детали  и выполнять   отделочные работы.

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности  за  качество  своей деятельности.


Метопредметные: Владение  алгоритмами  и методами  решения  организационных  и технико-технологических задач.

Соблюдение   норм и  правил  безопасности   труда , пожарной  безопасности  , правил санитарии и  гигиены.

Опорные конспекты  учащихся

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

индивидуальные творческие задания

45-46

Сборка и отделка   изделия . Влажно-тепловая  обработка  изделия  и ТБ утюжильных работ

2

Комбинированный, практическая работа

Проблемная лекция, беседа   , работа с книгой.

Познавательная, рефлексивная.

Коллективная ,индивидуальная.

Определять последовательность  сборки   фартука , правила  ТБ  при гладильных работах, критерии оценки  качества   изделия.

Личностные :  Овладение   установками  , нормами   и правилами   научной  организации  умственного и   физического труда .

Бережное   отношение   к природным и  хозяйственным  ресурсам.

Метопредметные: Использование дополнительной   информации  при   проектирований  и создании объектов , имеющих личностную или  общественно значимую  потребительную стоимость.    Умение  организовывать учебное сотрудничество.   Соблюдение  норм и правил безопасности   труда , пожарной   безопасности  , , правил  санитарии и гигиены.

Контроль промежуточных и конечных   результатов труда.Умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения

Опорные конспекты  учащихся

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

индивидуальные творческие задания

                                                                                 Раздел 4: Оформление  интерьера (4)

Образовательные цели / задачи учащегося на уроках:

  1. овладеть умениями  по оформлению интерьера кухни.
  1. Делать рисунки  по оформлению интерьера


Образовательные цели / задачи педагога на уроках:

. создать условия:

  1. для обобщения и систематизации знаний по  основным  темам оформление интерьера
  2. формирования навыков  по    созданию интерьера кухни.
  3.         Для освоения исследовательских навыков при проведении   лабораторных работ по кухни  изделиями собственного изготовления.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: проводить сравнение, по заданным критериям.

Коммуникативные: контролировать действие партнера.


п/п

Тема
и тип
урока

Количество часов

Вид пед. деятельности и дидакт. модель пед. процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность,
осваиваемая
в системе занятости
(на уроке)

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые образовательные
результаты

Информационно-методическое обеспечение педагогической  системы урочной
и внеурочной
занятости
учащихся

Педагогическая
система урочной
и внеурочной
занятости ученика

объем освоения
и уровень владения
компетенциями

компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

внеурочная
занятость

самостоятельная работа
(д/з)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

47-48

Интерьер  кухни, столовой

2

Комбинированная работа

Демонстрация, объяснение

Познаватнльная , индивидуальная

Индивидуальная, коллективная

Имеют представление : о требованиях к интерьеру кухни и столовой ;

Оборудование  и его влияние на человека

Умение выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой.

Конспекты  учащихся, справочный материал

По темам

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

индивидуальные творческие задания.







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

49-50

Интерьер  жилого дома

2

комбинированный

объяснение

позновательная

Индивидуальная, коллективная

Находить и представлять  информацию по истории  интерьера  народов мира.

Знакомиться с функциональными , эстетическими  , санитарно -гигиеническими   требованиями  к интерьеру .

Личностные: бережное отношение   к природным и хозяйственным  ресурсам.

Формирование коммуникативной компетенции , развитие трудолюбия  и ответственности   за качество  своей деятельности .

Метопредметные: умение самостоятельно диагностировать  результатов   познавательной- трудовой  деятельности   по  принятым критериям и показателям.

Осознание  ответственности  за  качество  результатов труда.

Конспекты  учащихся , справочный материал.

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

творческие задания, подготовка

презентации

Раздел 5. Электротехника

Образовательные цели / задачи учащегося на уроках:

  1. овладеть умениями  по оформлению интерьера кухни.
  1. Делать рисунки  по оформлению интерьера


Образовательные цели / задачи педагога на уроках:

. создать условия:

  1. для обобщения и систематизации знаний по  основным  темам оформление интерьера
  2. формирования навыков  по    созданию интерьера кухни.
  3.         Для освоения исследовательских навыков при проведении   лабораторных работ по кухни  изделиями собственного изготовления.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: проводить сравнение, по заданным критериям.

Коммуникативные: контролировать действие партнера.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

51-52

Бытовые  электроприборы

2

комбинированный

объяснение

позновательная

коллективная

Знают о роли электрической энергии в промышленности , на транспорте  и в быту.

Имеют представление : о бытовых приборах, электронагревательных приборах.

Умеют находить информацию  и анализировать  технические характеристики энергосберегающих осветительных приборов.

Участие в диалоге, отражение в письменной форме  свои решения

Раздаточный дифференцированный материал

Представление результатов  индивидуальной  или  групповой  позновательной  деятельности   в форме исследовательского  проекта.

Творческие задания.(составить презентации)

Раздел 6. Современное производство и профессиональное самоопределение

Образовательные цели / задачи учащегося на уроках:

  1. Знакомиться  по справочнику  с массовыми  профессиями.
  2. Овладеть умением: находить  информацию о профессиях



Образовательные цели / задачи педагога на уроках:

. создать условия:

  1. Для формирования  представления о профессиях.
  2. Для развития умений  находить по справочнику  информацию о профессиях.

.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)


Регулятивные : вносить необходимые коррективы

Познавательные : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: контролировать действие партнера.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

53-54

Сфера  производства , профессиональное  образование  и профессиональная  карьера

2

Объяснительно иллю
стративная

Рассказ, лекция, беседа,

Учебная, познавательная

коллективная

Имеют представление :о профессиях связанные с технологиями  обработки текстильных материалов..

Знают: о приоритетных направлениях развития техники  и технологий.

Участие в диалоге, выполнение  практической работы

Раздаточный дифференцированный  материал.

Создание презентации по данной теме

Поиск информации  в интернет ресурсах.

Творческое

задание.


Раздел 7. Технология  исследовательской  и опытнической  деятельности. 10ч

Образовательные цели / задачи учащегося на уроках:

• повторить понятия : проектная деятельность.

• овладеть умением:

– решать задачи по поиску информации

– систематизировать  знания и умения по оформлению проекта

Образовательные цели / задачи педагога на уроках:

создать условия:

• для формирования представления поиска необходимой  информации

• овладения умением  обосновывать свой выбор.

  1. Формирование навыков исследовательской деятельности.

                                                                                         УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)


Регулятивные : вносить необходимые коррективы

Познавательные : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проекта с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: контролировать результат.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

55-56

Исследовательская и созидательная деятельность

2

Объяснительно иллю
стративная

Рассказ, лекция, беседа

Учебно-позновательная, поисковая.

индивидуальная

Собирать  коллекцию образцов  декоративно- прикладного искусства края выбирать посильную
и необходимую работу;

– аргументированно защищать свой выбор;

– делать эскизы и подбирать материалы для выполнения.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовность  и способности  обучающихся  к саморазвитию и самообразованию на основе  мотивации к обучению и познанию.

Метопредметные: структурировать  материал, объяснять , доказывать , защищать свои идеи.

Опорные конспекты учащихся

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

Индивидуальная работа

57-58

Тематика творческих проектов и этапы  их выполнения

Объяснительно -иллю
стративная

Рассказ, лекция, беседа

Учебно-позновательная, поисковая.

индивидуальная

-выбирать посильную и необходимую работу;

- аргументировано  защищать свой  выбор;

-делать эскизы и подбирать материалы для  выполнения.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовность  и способности  обучающихся  к саморазвитию и самообразованию на основе  мотивации к обучению и познанию.

Метопредметные: структурировать  материал, объяснять , доказывать , защищать свои идеи

Опорные конспекты учащихся, справочная литература, интернет ресурсы.

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

Индивидуальная работа.

59-60

Выбор оборудования  инструментов и  приспособлений, составление технологической  последовательности выполнения проекта

2

Комбинированный

Беседа, работа
с тетрадью
на печатной основе, практикум

Учебно-позновательная, поисковая.

индивидуальная

Приобретать навыки  конструировать
и моделировать, выполнять намеченные работы

Личностные:

Формирование коммуникативной  компетентности  в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками.

Метопредметные: структурировать  материал, объяснять , доказывать , защищать свои идеи.

Опорные конспекты учащихся, справочная литература, интернет ресурсы.

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

Индивидуальная работа.

61-62

Технологический этап выполнения  творческого проекта(конструирование, моделирование, изготовление изделия)

2

Комбинированный, поисковый

Беседа, работа
с тетрадью
на печатной основе, практикум

Познавательная, рефлексивная

индивидуальная


Конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы.

Личностные: формирование  ответственного отношения  к учению, готовности  и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метопредметные:умение  самостоятельно определять цели своего обучения развивать  мотивы и  интересы своей познавательной деятельности, владение основами  самоконтроля, самооценки.

Опорные конспекты учащихся

Поиск информации с ис-
пользованием библиотечного фонда

индивидуальные творческие задания

63-64,-68(резерв)

Заключительный этап (оценка проделанной  работы и защита проекта)

4

комбинированный

Учебно-позновательная

индивидуальная

Умеют: оценивать выполненную работу  и защищать ее.

Представление результатов групповой познавательной деятельности в форме публичной презентации

индивидуальные творческие задания



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ванзетурская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

гуманитарного цикла

__________А.П. Глушанкова

«____»___________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_________Л.И. Крышко

«_______»____________2013г.

«Утверждено»

Директор МКОУ

 «Ванзетурская СОШ»

_______Т.В. Кондратьева

«_______»___________2013г.

Рабочая программа

по учебному предмету

 «Технология»

Обслуживающий труд.

5 класс ООО

 (базовый уровень)

на 2013-2018 учебный год

Миляхова Любовь Епифановна

учитель изобразительного искусства

1 категория

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;
  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,     утвержденный приказом Минобразования РФ;
  3. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Примерная программа включает четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки выпускников.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

Цель учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у обучащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономи-ческих условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого обучащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни-ченности ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку обучащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности обучащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение обучащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Общая характеристика предмета

Базовыми для программы являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Художественные ремесла». Программа включает в себя также раздел «Технологии ведения дома».  Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.  Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.         В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Место предмета в базисном учебном плане

Для изучения образовательной области «Технология» учебным планом ОУ отведено в 5 классах по 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обучащийся выполняет 4 проекта (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Программа включает также разделы «Технологии ведения дома» (Культура дома), «Современное производство и профессиональное образование», предусмотрены вводный урок и раздел «Проектирование и изготовление изделий». Этот раздел может изучаться в конце года, или его часы могут быть соединены с часами того раздела, в рамках которого будет выполняться учебный творческий проект.

Личностные, метопредметные и предметные результаты освоение учебного предмета

   УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы ) В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

       Личностные УУД:

  - действие смыслообразования (интерес, мотивация);

  - действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

             Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

       Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Содержание учебного предмета

Вводное занятие

Основные теоретические сведения

Содержание курса « Технология» 5 класс. Требования техники безопасности и охраны труда в мастерской. Организация рабочего места. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Объекты труда.

Рабочее место бригады на кухне.

Рукоделие. Художественные ремесла

Декоративно-прикладное искусство.

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

             Зарисовка традиционных видов ДПИ, определение колорита и материалов. Национальные традиции в декоративно-прикладном творчестве народов Сибири. Организация рабочего места для занятий ДПИ.

Варианты объектов труда.

           Образцы ДПИ. Ткани. Нитки.

Лоскутное шитье.

Основные теоретические сведения.                                                                                                                                                                                 Лоскутная пластика - один из видов ДПИ. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме. Знакомство с технологией изготовления изделий в лоскутной технике. Основы построения узора. Выполнение эскиза и создание шаблона. Технология раскроя и соединения деталей в лоскутной пластике.

Практические работы

Создание эскиза и шаблонов. Изготовление изделий (прихваток, подставок и т.д.) в технике лоскутного шитья. Применение лоскутной пластики в народном и современном костюме.

Варианты объектов труда.

Салфетка, прихватка, подставка под горячее.

Вышивка

Основные теоретические сведения

Традиционные виды вышивки. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой.

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Практические работы

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы  закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой образца, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труда.

Образец, салфетка, фартук, носовой платок.

 Кулинария

Физиология питания

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах.  Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих  суточную потребность человека в витаминах.

Объекты труда.

Таблицы, справочные материалы.

Технология приготовления пищи

 Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Объекты труда.

Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Крашение и роспись яиц.

Объекты труда.

Омлет, яичница, вареные яйца.

Блюда из овощей

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы

Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Объекты труда.

Фигурная нарезка овощей Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.

Заготовка продуктов

Основные теоретические сведения

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы

Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике. Домашние заготовки.

Варианты объектов труда.

Фрукты, ягоды, грибы, коренья, зелень, лекарственные травы.

Проект по теме: День рождения подруги

Основные теоретические сведения

Составление меню на праздник. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к празднику. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Объекты труда.

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.

Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов.

Элементы материаловедения. Натуральные волокна растительного происхождения.

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Объекты труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Ручные стежки и строчки

Основные теоретические сведения

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Практические работы

Подготовка рабочего места для ручных работ. Выполнение образца с ручными строчками.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Элементы машиноведения

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Объекты труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Конструирование и моделирование рабочей одежды

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды

Основные теоретические сведения

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Технология изготовления фартука и косынки. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора, раскрой ткани. Обработка деталей кроя. Обработка срезов фартука. Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Объекты труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.

Технологии ведения дома

Оформление интерьера.

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.  Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы: Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение поделки декоративного оформления окна кухни, столовой.                                        

Объект труда. Интерьер кухни.

Электротехника

Бытовые  электроприборы

 Современное производство и профессиональное самоопределение

Сфера  производства , профессиональное  образование  и профессиональная  карьера

 Технология  исследовательской  и опытнической  деятельности.

Исследовательская и созидательная деятельность

Тематика творческих проектов и этапы  их выполнения

Выбор оборудования  инструментов и  приспособлений, составление технологической  последовательности выполнения проекта

Технологический этап выполнения  творческого проекта(конструирование, моделирование, изготовление изделия)

Заключительный этап (оценка проделанной  работы и защита проекта)

Творческие, проектные работы.

Примерные темы

  1. Кулинария:
  1. праздничный стол из салатов,
  2. этот удивительный бутерброд,
  3. сервировка стола
  4. день рождения подруги
  1. Художественная обработка материалов:
  1. вышивка – древнее рукоделие,
  2. обрезки ткани для пользы дела,
  3. прихватки, салфетки, грелки на чайник и кастрюлю (ткань – лоскутная техника)
  4. тайны бабушкиного сундука,
  5. веселые лоскутки,
  6. отделка швейного изделия вышивкой,
  7. панно для украшения кухни (ткань, бисер, использование народных промыслов и т.п.)
  1. Изготовление швейного изделия:
  1. простейшие виды одежды (топ, фартук, косынка – ткань),
  1. Электробытовые приборы – наши помощники.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ 5 классов ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

 контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

 обеспечения безопасности труда;

 оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

Требования по разделам технологической подготовки

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:

Создание изделий из текстильных
и поделочных материалов

Знать/понимать

  1. назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

Уметь

  1. выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять технологические операции по изготовлению рабочей одежды; выполнять художественное оформление швейного изделия; проводить примерку изделия; выполнять вышивку и лоскутную пластику

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Кулинария

Знать/понимать

влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

Уметь

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку овощей; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Технологии ведения дома

Знать/понимать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;  назначение основных видов современной бытовой техники;

Уметь

соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Описание УМК

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  2. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожинав, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.: ил.
  3. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
  4. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
  6. Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
  7. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
  8. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана -Граф, 2009. – 192 с.: ил.
  9. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил.

Планируемые результаты по изучению предмета технологии

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

 в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.


Изучение технологии призвано обеспечить:
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.


В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.


В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.


В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс (Б.М.Неменский)

В календарно-тематическом планировании обозначены темы уроков, оборудование, виды деятельности и УУД по всем темам учебного года в 5-7 классах.....

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 2 класс (По программе Б.М.Неменского)

Очень подробно по каждому уроку расписаны тема, деятельности учащихся и учителя, форма организации урока и формируемые УУД....

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 3 класс (По программе Б.М.Неменского)

Очень подробно по каждому уроку расписаны тема, деятельности учащихся и учителя, форма работы и формируемые УУД....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......