Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 9 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Сапелина Юлия Ивановна

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 9 класс,

составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г.

1 ч в неделю, всего 34 ч., 1 ч - резерв

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к КТП

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 9 класс,

составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» под руководством Б.М. Неменского, 2005г.

1 ч в неделю, всего 34 ч., 1 ч - резерв



ТЕМА

Количество

часов по

программе

Количество часов по календарно-тематическому планированию

Добавлено/

сокращено

За счёт  чего

1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.

8-16

9

7

1.1 Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

1.2 Роль и место изображения в синтетических искусствах.

1.3 Театр и экран - две грани изобразительной образности.

1.4 Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.

1.5 Сценография как искусство и производство.

1.6 Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.

1.7 Театр кукол.

1.8 Театрализованный показ проделанной работы.

2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

8-16

8

8

2.1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

2.2 Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

2.3 Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.

2.4 Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые – темы фотографии.

2.5 Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

2.6 Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

2.7 «Мой фотоальбом.  Выставка учащихся».

3. Азбука экранного искусства.

12-24

10

14

3.1 Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.

3.2 Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

3.3 Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

3.4 Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

3.5 Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

3.6 Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

4. Художник – зритель – современность.

7-14

7

7

4.1 О природе художественного творчества.

4.2 Связи искусства с жизнью каждого человека.

4.3 Искусство среди нас.

4.4 Каждый народ Земли – художник.

4.5 Язык  и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.

4.6 Синтетические искусства. Их виды и язык.

4.7 Современные проблемы пластических искусств.

4.8 Вечные истины искусства (обобщение темы).

№ урока



№ в теме

Кол-во  часов

Дата


Содержание учебного материала

Тип урока


Основные учебные цели


Требования к уровню подготовки учащихся


Вид контроля

Раздел 1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.

1

1.1

1

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Изучение нового материала

Объяснить учащимся смысл понятия «синтетические искусства»;

выявить специфику синтетических искусств;

развивать художественно-творческое воображение учащихся

Знать:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента

2

1.2

1

Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Изучение нового материала

3

1.3

1

Театр и экран - две грани изобразительной образности.

Изучение нового материала

Объяснить учащимся условность театрального искусства;

роль актёра, режиссёра и художника в коллективном творчестве;

изучить виды театрально- зрелищных и игровых представлений;

выявить понятие «сценография»

Уметь:

- выполнять сравнительный анализ сценического и экранного образов;

- создавать сценический образ места действия

Знать:

- игровую природу сценографии

Создание сценического образа места действия(лес, море и т. п.)

4

1.4

1

Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.

Изучение нового материала

Изучить два направления художнической деятельности сценографа;

выразительные средства сценографии;

виды сценического оформления

Уметь:

- использовать выразительные средства сценографии;

Разбираться в сценическом мире

Решение образа спектакля в виде инсталляции

5

1.5

1

Сценография как искусство и производство.

Изучение нового материала

Изучить театральные службы и цеха, театральное здание и устройство сцены;

Элементы декорационного оформления спектакля;

Этапы оформления спектакля

Знать:

Макет и специфику театрального оформления;

Уметь:

Работать в технике аппликации, коллажа;

создавать объёмно-пространственные композиции

Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж

6

7

1.6

2

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.

Изучение нового материала

Иметь представление об искусстве и специфике театрального костюма;

определить роль костюма и грима в быту

Знать:

- театральный костюм;

- способы перевоплощения актёра;

Уметь:

- выполнять эскиз костюма, театрального грима

Создание эскиза костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски

8

1.7

1

Театр кукол.

Изучение нового материала

Иметь представление о кукольном театре, как о виде сценического искусства;

Изучить виды театральных кукол;

Уметь:

- выполнять эскизы кукольных персонажей, эскизы спектаклей

Знать:

- виды театральных кукол и способы работы с ними

Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа

9

1.8

1

Театрализованный показ проделанной работы.

Обобщение и закрепление знаний

Обобщить и закрепить знания по теме;

Продолжить формирование нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни

Уметь представить собственные разработки сценических костюмов

Театрализованный показ сценических костюмов

1 четверть: 9 ч

Раздел 2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

10

2.1

1

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

Изучение нового материала

Проследить роль художественных инструментов в творческом художественном процессе;

Знать:

объективное и субъективное в живописи и фотографии, в кино;

Уметь:

дискутировать на предложенную тему

Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ

11

12

2.2

2

Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

Изучение нового материала

Получить представление о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;

о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды

Уметь:

Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике

Информационные сообщения или краткие реферативные резюме «Современная съёмочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»

13

2.3

1

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые  темы фотографии.

Изучение нового материала

Изучить художественно-композиционные  моменты в съёмке;

композицию в живописи;

познакомить учащихся с основой операторского искусства.

Уметь:

использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;


Расширение навыков  и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съёмке: осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения

14

15

2.4

2

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Изучение нового материала

Познакомить учащихся со своеобразием художественной образности портрета;

изучить виды портрета: автопортрет, постановочный и репортажный портреты;

развивать художественно-творческую активность при изучении синтетических искусств

Освоить теорию и практику фотографии и экранных искусств;

уметь применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике

Фотосъёмка модели  с различно поставленным светом и в различных ракурсах

16

2.5

1

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

Изучение нового материала

Изучить событие как объект репортажной съёмки;

фотоизображение как документ времени;

научить учащихся выполнять анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы

Уметь:

работать с фотоальбомом -поиск и подбор репортажных снимков;

передавать в фотографиях неповторимые моменты, особенности событий, выражение лиц людей;

работать статичной и ручной камерой;

анализировать первые типичные ошибки при съёмки (дрожание камеры, короткие планы, прерывистость съёмки, выпадение объекта из кадра и т. д.)

Проведение выездной фото -  или видеосъёмки или репортажная съёмка в школьных условиях

17

2.6

1

«Мой фотоальбом.  Выставка учащихся».

Обобщение и закрепление знаний

Повторить значение термина «фотография», различные жанры фотографии с точки зрения композиционного построения;

научиться вести диспут по теме

Уметь:

презентовать свои работы перед аудиторией;

вести открытий диспут по теме;

владеть навыками работы с фото – и видео камерой

Выставка работ, диспут

2 четверть: 8 ч

Раздел 3. Азбука экранного искусства.

18

19

3.1

2

Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.

Изучение нового материала

Изучить новый вид изображения – движущееся экранное изображение;

Научить учащихся правильно излагать киномысли;

Изучить монтаж, монтажную прерывистость последовательного дейстия или движения в кино

Уметь:

грамотно излагать киномысли в построении кинокадра;

чередовать крупные и общие планы, монтажное соединение разнонаправленных движений;

передавать на экране параллельное и последовательное действие

Составление кинофразы и  рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров

20

21

3.2

2

Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

Изучение нового материала

Изучить фильм как последовательность кадров;

элементарную грамоту записи сценарного плана;

познакомить учащихся с замыслом, сценарием, покадровой раскадровкой фильма

Уметь:

создавать видеоряд;

записывать сценарий;

выполнять покадровую раскадровку

Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа, а также работа по созданию раскадровки

22

3.3

1

Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с историей чёрно-белого кино от братьев Люмьеров;

изучить жанры кино;

развивать художественно-творческое мышление учащихся

Знать:

жанры кино;

историю кино;

Уметь:

использовать многообразие сюжетной событийности;

создавать видеоэтюды на тему

Создание учениками пейзажно-видового кинонаблюдения на свободно выбранную тему; применение в этюде приобретённых операторских навыков

23

24

3.4

2

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

Изучение нового материала

Изучить социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация и т.д.;

познакомить учащихся с интервью-искусством диалога и общения;

Уметь:

использовать сиюминутность-специфику телевизионного изображения;

принципы работы с человеком в кадре

Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе

25

26

3.5

2

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с динамическим сочетанием различных действий в кино;

Суть музыки и шумов в фильме;

Изучить сущность актёрской профессии

Уметь:

составлять драматургию звукомузыкальной составной фильма;

работать над звуковым оформлнием фильма

Сценарная запись и раскадровка своего музыкального типа

27

3.6

1

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

Изучение нового материала

Изучить новые способы получения изображения;

Компьютерный анимационный фильм

Уметь:

 использовать компьютерную графику при создании анимационного фильма

Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма

3 четверть: 10 ч

Раздел 4. Художник – зритель – современность.

28

4.1

1

О природе художественного творчества.

Изучение нового материала

Изучить понятие «процесс творчества»;

Составные процесса творчества;

Развивать художественно-творческое мышление, воображение

Знать:

что такое процесс творчества;

виды изобразительного искусства;

Уметь:

дискутировать на тему;

составлять описание художественного произведения

Подготовка учащимися устных и письменных рефератов

29

4.2

1

Связи искусства с жизнью каждого человека.

Изучение нового материала

Изучить три формы художественного мышления;

Проследить в ходе урока личные связи человека с окружающим его искусством

Знать:

три формы художественного мышления;

как зрителю право и возможность на формирование  собственной позиции и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций

Устный или письменный реферат по теме

30

4.3

1

Искусство среди нас.

Изучение нового материала

Повторить в ходе урока три группы пластических искусств;

Проследить рынок видеофильмов, их влияние на развитие вкуса;

Изучить роль рекламы

Уметь:

защитить свою точку зрения на проблему;

находить дополнительный материал по теме;

Знать:

три группы пластических искусств;

влияние на развитие вкуса рекламы и различных художественных (видео) фильмов

Устные или письменные сообщения, практические проекты

31

4.4

1

Каждый народ Земли – художник.

Изучение нового материала

Повторить в ходе урока тему 4 класса «Каждый народ художник»;

синтезировать информацию, полученную на уроках истории, МХК, через книги, журналы, СМИ для раскрытия темы урока;

формировать художественно-творческую активность учащихся

Знать:

нравственно-эстетические границы, которые авторы не должны переступать в своих сюжетах;

Уметь:

осмыслить, осознать суть проблемы-богатства, разнообразия и единства культур

Практические и теоретические проекты на тему

32

4.5

1

Язык  и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.

Изучение нового материала

Повторить группы пластических искусств;

выявить в ходе урока роль каждой группы пластических искусств в жизни человека;

проследить национальную, историческую, региональную специфику этих искусств

Знать:

группы пластических искусств;

роль каждой группы пластических искусств в жизни человека;

Уметь:

использовать виды и жанры пластических искусств при составлении реферата

Устные и письменные сообщения по теме

33

4.6

1

Синтетические искусства. Их виды и язык.

Изучение нового материала

Изучить возникновение синтетических видов искусств;

проследить их связь с жизнью;

обозначить особую роль СМИ в использовании синтетических искусств;

Знать:

виды синтетических искусств;

технологию кино- и видеосъёмок;

Уметь:

раскрывать образность и художественность, правду и условность в кино или на телевидении

Теоретический проект на тему «Роль СМИ в использовании синтетических искусств»

34

4.7

1

Современные проблемы пластических искусств.

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с искусством постмодернизма и реализма, андеграунда;

Изучить технологию кино-  и видеосъёмок на примере работы режиссера, художника, сценариста, оператора, актёра

Понимать художественно-образный язык пластических  и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;

Уметь:

Работать цветом, тоном, линией пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты

Проект на тему: «Роль искусств на формирование мироотношения человека »

35

4.8

1

Вечные истины искусства (обобщение темы).

Обобщение и закрепление знаний

Проследить в ходе урока какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему;

Выявить проблему взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов;

Развивать художественно-творческое мышление учащихся

Уметь:

Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных  и синтетических искусств;

Высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства

Защита проектов по теме

4 четверть: 7 (8) ч

Всего в учебном году: 34 ч, 1 ч - резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Урок изобразительного искусства «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского. 4 класс.

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе «Образ художественной культуры Средней Азии. Среднеазиатский город. Город в песках» по программе Б.М.Неменского интересен сочетанием индивидуа...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит темати...

календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского

Календарно-тематическое планирование 5-9 класс по изобразительному искусству. Программа Б.М.Неменского...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского в условиях внедрения  ФГОС основного общего образования. Данная программа содержит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...