Рабочая программа по ИЗО 5 класс. Программа Т.Я.Шпикаловой
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Садовская Дина Ивановна

Рабочая программа по ИЗО 5 класс. Программа Т.Я.Шпикаловой. Программа имеет небольшие отличия от примерной программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа

учебного курса

«Изобразительное искусство»

в 5 - 8 классах

АВТОР: Садовская Дина Ивановна,

первая квалификационная категория

МБОУ «Патракеевская ООШ», 2012г


Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану (авторы Т. Я. Шпикалова и др.).

Цели программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Задачи программы:

  1. воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства;
  2. воспитывать интерес к искусству народов мира;
  3. формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения ими умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, а также опыта собственной художественно-творческой деятельности;
  4. развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образов различных изобразительных материалах и техниках;
  5. развивать умение создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования;
  6. развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию учащихся через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона, с опорой на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установкой на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

  1. содержательно-деятельностный подход;
  2. системно-комплексный подход;
  3. личностью ориентированный подход;
  4. региональный подход.

Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

•        ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);

  1. изобразительная деятельность (основы художественного изображения) - графика, живопись, скульптура;
  2. декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
  3. художественно-конструкторская деятельность;
  4. художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство», из них в 5, 6, 7 и 8 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


5 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» авторского коллектива под руководством Т. Я. Шпикаловой (М.: Просвещение, 2010).

Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников и др.

Цели программы: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Задачи  программы:

  1. воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
  2. раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (в пейзаже, натюрморте, портрете, анималистическом жанре);
  3. углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
  4. знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
  5. показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
  6. развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
  7. развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
  8. развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных в классе работ.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2010.
  2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство : учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /
    Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2008.
  3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство, 5 кл. Методическое пособие : пособие для
    учителя / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. - М. : Просвещение, 2008.

В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом Примерной программы обучающиеся к концу 5 класса должны

знать:

  1. жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
  2. имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
  1. выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;
  1. основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);
  2. несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецк, мезенская роспись)

уметь:

  1. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
  2. применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
  3. применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
  4. изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
  5. изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с передачей движения и пропорций;
  6. выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;
  7. сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;
  8. самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края;
  9. создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;
  10. работать в творческих группах;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для эстетической оценки явлений окружающего мира;
  2. восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
  3. участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
  4. сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.

Средства обучения

  1. Печатные пособия (таблицы, художественные альбомы)
  2. Информационно-коммуникационные средства (энциклопедия искусства на CD)

  1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, музыкальный центр.
  2. Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска

Тематическое планирование 5 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Региональный компонент

Элементы содержания

Учебно-творческие задания

Требования к уровню подготовки учащихся. Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее

задание

Образ матери-земли в искусстве

Блок 1 . Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве (3 ч)

1

Красота

осеннего

пейзажа

1

«Осенний пейзаж» - 30 мин

Диалоги об искусстве.

Пейзаж как жанр изобрази-

тельного искусства. Пейзаж в творчестве художников

разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.

Колорит

Урок живописи. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии

Знать особенности

колорита осеннего

пейзажа; имена

русских художников-пейзажистов.

Уметь выполнять

пейзаж в монотипии

МП осенних пейзажей в живописи «Русские художники-пейзажисты»

Гуашь, бумага

Подобрать

иллюстрации

на тему «Пейзаж в графике»

2

Осенние

мотивы

I

«Осенний пейзаж» - 40 мин

Диалоги об искусстве.

Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, значение светлых и темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики

Урок графики.

Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению и впечатлению от музыкальных и поэтических произведений

Знать значение в пейзаже линии, штриха, силуэта, светлых и темных пятен.

Уметь применять художественно-выразительные средства графики

МП «Осенний

пейзаж в графике»

Кисть, карандаш, гелевая ручка

Подобрать

лирические стихи русских поэтов на тему осени

3

Осеннее

настроение

1

Диалоги об искусстве.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Особенности книжной графики. Иллюстрация

Урок изобразительного творчества.

Выполнение иллюстраций к лирическим

стихам русских поэтов

Знать особенности

книжной графики.

Уметь выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы

МП осенних пейзажей - иллюстрации к стихам

С. Есенина

Акварель, бумага

Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов

Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 ч)

4

Дары осени

1

«Дары осени» - 30 мин

Диалоги об искусстве.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох.

Средства выделения главного и характера связи между предметами. Художественно-образный язык изображения окружающей действительности в жанре натюрморта

Урок графики.

Рисование с натуры натюрморта из

овощей, фруктов, грибов.

Передача разнообразия природных форм и их изобилия

Знать имена художников разных эпох, писавших натюрморты.

Уметь: передавать разнообразие природных форм в графике; применять художественно-выразительные средства графики

МП «Осенний

натюрморт»

Карандаш, бумага, акварель

Подготовить со-

общение на тему «Натюрморт

в живописи»

5

Богатый

урожай

1

«Богатый урожай» - 30 мин

Диалоги об искусстве.

Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре.

Понятие собственного цвета

предмета. Зависимость цвета

предмета от его освещения

и окружения: цвет света и тени, рефлекс

Урок живописи. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка

Знать определение

локальный цвет.

Уметь выполнять

приемы выявления

формы предмета

цветом, применяя

«мазок по форме»

МП «Техника работы гуашью»

Карандаш, бумага, акварель, гуашь

ЦБ, фломастер, ткань, ПВА, ножницы

6-

7

Осень в твоем

натюрморте

2

Диалоги об искусстве.

Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм, масштаб цветовых пятен, силуэт как главные средства выразительности. Фактура

Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной

композиции натюрморта на темы

«Осень», «Дары осени», «Букет цветов

и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д.

в технике коллажа (по выбору учащихся)

Иметь представление о декоративной стилизации формы и цвета предмета.

Уметь: применять художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства; сравнивать изображаемые предметы по форме, размеру, фактуре материала

МП «Стилизация

в народном

декоративно-

прикладном

искусстве»

ЦБ, фломастер, ткань, ПВА, ножницы

Пластилин, стека, клеенка, ЦК

8

Чудо-

дерево

1

Диалоги об искусстве.

Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве

Урок скульптуры. Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация растительных форм

Знать: предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни.

Уметь создать фантастический образ чудо-дерева в пластилине

МП «Древо жизни в искусстве

народов мира»

Пластилин, стека, клеенка, ЦК

Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага

Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве

Блок 3.  Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 ч)

9

Человек

и земля-

кормилица

1

Диалоги об искусстве.

Народное изобразительное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Неповторимое своеобразие русской народной культуры

Урок графики.

Работа над композицией «Осенние посиделки». Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию (начало работы над композицией)

Знать народные традиции общения людей в совместном труде и забавах.

Уметь изображать фигуру человека с передачей движения и пропорций по памяти

и по представлению

МП «Народные

традиции. Лубочные картинки»

Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага

Подготовить со-

общение на тему «Народные традиции»

Цветные мелки, фломастеры, бумага

10

Делу - время, потехе - час

1

Диалоги об искусстве.

Традиции русских посиделок

в изобразительном искусстве.

Народные традиции общения

молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике

Урок графики.

Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над композицией)

Знать истоки зарождения традиций, обычаев.

Уметь творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной композиции

МП «Народные

традиции» Цветные мелки, фломастеры, бумага

Закончить по-

исковые

эскизы

11-

12

Осенние

посиделки

2

Диалоги об искусстве.

Е. Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника

Уроки живописи. Выполнение много-

Фигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы)

Знать наиболее значимые работы Е. Честнякова.

Уметь применять художественно-вырази-тельные средства живописи в своей работе

Варианты тем: «Капустинские вечера», «Девичьи засидки»,

«Чаепитие» 

Акварель, бумага

Подобрать

иллюстрации

с изображением зимних пейзажей

Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений

о различных состояниях природы и жизни человека (2 ч)

13-

14

Зимняя пора

2

«Заснеженные деревья» - 10 мин

Диалоги об искусстве.

Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. Роль линий и цвета в изображении главных зимних признаков в графике. Художники-графики

Урок графики.

Выполнение по памяти и по представлению пейзажа «Зимние причуды».

Поиск выразительной композиции.

Красота заснеженных деревьев и кустарников, архитектурных построек и фигур людей на их фоне

Знать имена русских художников-пейзажистов и их наиболее значимые

произведения.

Уметь: построить тематическую композицию; изображать по памяти или по представлению предметы несложной формы в графике; применять художественно-

выразительные средства графики

МП «Средства

выразительности различных видов

искусства»

Акварель, бумага

Наблюдения

окружающей действительности

Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч)

15-

16

Изображение героев сказок и былин для

школьной

новогодней

галереи

2

Диалоги об искусстве.

Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись. графика, скульптура, театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство)

Уроки декоративно-прикладного творчества. Выполнение

изображений былинно-сказочных героев – создание портретной галереи к новогоднему празднику

Знать героев русских былин и сказок, сказок народов мира.

Уметь: выразить в портрете особенности характера былинно-сказочных героев; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы

МП «Герои былин и сказок» Акварель, бумага

Закончить работу 

Цветные карандаши, фломастеры

Лад народной жизни и образы его в искусстве

Блок 6.  Польза и красота в образах деревянного русского зодчества (6 ч)

17

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

1

«Крестьянский дом» - 40 мин

Диалоги об искусстве.

Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые

Карелы - уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов. Деревянные постройки своего города, поселка, деревни

Урок графики.

Зарисовки деревянных построек своего

города, поселка, деревни. Выбор точки

зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения

Знать, как в жилище разных народов выражается представление об идеале, совершенстве.

Уметь выбрать точку зрения и применить линейную и воздушную перспективы

МП «Уникальные заповедники

деревянного

зодчества»

Цветные карандаши, фломастеры

Подготовить со-

общение на тему

«Архитектура

Малых Карел»

18

Изба как

модель мироздания

1

«Крестьянский дом» - 20 мин

Диалоги об искусстве.

Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье и др.)

Уроки народного творчества.

Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад

крестьянского дома: причелины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни

Знать: народную символику в убранстве избы; своеобразность декора разных регионов

России.

Уметь выразить духовную целостность семьи посредством знаков-

символов

МП «Русская

изба»

акварель, бумага

Подобрать ил-

люстрации с изображением

фасадов русской

избы


Ножницы, ПВА, А4, линейка

19-

20

Изба -произведение русских древоделов

2

«Крестьянская изба» - 40 мин

Диалоги об искусстве.

Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.

Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» - творческих групп

Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап)

Знать: народную символику в убранстве избы; конструкцию русской

избы.

Уметь: применять приемы художественного конструирования объемных предметов; работать в творческих

группах

МП «Русская

изба» 

Ножницы, ПВА, А4, линейка

Подобрать ил-

люстрации с изображением

фасадов русской

избы

Ножницы, ПВА, А4, линейка

21-

22

Фасад -

лицо избы,

окна - ее

глаза

2

«Крестьянское подворье» - 20 мин

Диалоги об искусстве.

Дом как материальная основа

духовной целостности семьи.

Составление коллективного

макета «Сельская улица» или

«Красная улица нашего села». Приемы работы с бумагой при создании объемного макета

Уроки народного творчества. Конструирование крестьянского подворья. Украшение готового макета крестьянской

избы (завершающий этап)

МП «Русская

изба»

Ножницы, ПВА, А4, линейка

Подобрать изображения росписи посуды


Акварель, гуашь, бумага

Блок 7.  Орнамент – образ эпохи. Декоративно-прикладное искусство (4 ч)

23-24

Искусство Городца. Истоки и со-временное развитие промысла

2

Диалоги об искусстве.

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций.

Уроки народного творчества. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи

Знать: народную символику в городецкой росписи

Уметь применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

МП «Городецкая роспись»

Акварель, гуашь, бумага

Закончить работу


Подобрать изображения северных росписей Акварель, гуашь, бумага

25-26

Мезенская роспись. Истоки и со-временное развитие промысла

2

«Элементы мезенской росписи» - 45мин

«Композиция по мотивам мезенской росписи» - 45 мин

Диалоги об искусстве.

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций.

Уроки народного творчества. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи

Знать: народную символику в мезенской  росписи

Уметь применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

МП «Мезенская роспись»

 Акварель, гуашь, бумага

Закончить работу


Подобрать ил-

люстрации

к сказке «Снегурочка»

акварель, бумага

Блок 8.  Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 ч)

27

Декорации

к опере-сказке

«Снегурочка»

1

Диалоги об искусстве.

Народные традиции как источник творчества мастерови скусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов), их работа над оперой-сказкой «Снегурочка»

Уроки декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ деревни Берендеевки

Знать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения.

Уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели

МП «В. Васнецов, А. Островский, Н. Римский-Корсаков»

акварель, бумага

Закончить эскизы декорации

28

Герои сказки

в оперной

постановке

1

Диалоги об искусстве.

Народные традиции в театральном искусстве. Эскизы театральных костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»

Уроки декоративного творчества. Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка»

Знать народные традиции в театральном искусстве.

Уметь: разработать эскизы костюмов мифологических и реальных героев;

МП «Театральные костюмы.

Петрушка»

акварель, бумага

Подготовить со-

общение на тему

«Традиции Масленицы»

Блок 9.  Календарный праздник Широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 ч)

29

Масленица - праздник конца зимы и начала весны

1

«Широкая Масленица» - 10 мин

Диалоги об искусстве.

Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Традиции и современность

Урок графики.

Зарисовки с натуры, по памяти людей

в народных костюмах(в движении) для панно «Широкая

Масленица»

Знать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы.

Уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать

фигуру человека

в движении

МП «Масленица.

Традиции и современность» акварель, бумага

Подобрать ил-

люстрации

с изображением

театра Петрушки

30-31

Гулянье на Широкую Масленицу

2

«Широкая Масленица» - 10 мин

Диалоги об искусстве.

Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Праздничное действо на ярмарке

Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица»

МП «Масленица.

Традиции и современность» акварель, бумага

Закончить работу


Принести фотографии животных

Акварель, бумага

Образ единения человека и природы в искусстве

Блок  10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и как опоэтизированный художественный образ (3 ч)

32

Братья наши меньшие

в твоей

жизни

1

«Наши любимые животные» - 10 мин

Диалоги об искусстве.

Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-

прикладном искусстве. Реальные образы животных

и декоративная их разработка

Урок графики.

Наброски и зарисовки животных по памяти и по представлению.

Главное в наброске - движение и энергия линии

Иметь представление об анималистическом жанре в искусстве.





Знать имена российских художников-анималистов: В. Ватагина, И. Ефимова,

А. Сотникова и др.





Уметь выразить повадки животных посредством изобразительного искусства

МП «Художники-анималисты»

акварель, бумага

Закончить эскиз


Пластилин, стека, ЦК, клеенка

33

Животное и его повадки в

творчестве анималистов

1

Диалоги об искусстве.

Изображение животных в современном ДПИ. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов. Художники-анималисты

Урок скульптуры. Лепка животного с натуры, по памяти

и по представлению с использованием

различных приемов

МП «Животные в искусстве»

Пластилин, стека, ЦК, клеенка

 Цветные карандаши, акварель, соль

34

Акварельные эффекты «Плавающая черепаха»

1

Диалоги об искусстве.

Изображение животных в современном искусстве. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов.

Урок живописи

Изображение животных по памяти и по представлению.

Главное в наброске – использование нестандартных приемов, акварельных эффектов.

Цветные карандаши, акварель, соль

Подобрать

иллюстрации

на экологические

темы

Цв карандаши, фломистеры, ЦБ акварель, бумага,

Блок 11. Тема защиты природы в искусстве (1 ч)

35

Экологическая тема в плакате

1

«Экологические проблемы нашей местности» - 10 мин

Диалоги об искусстве.

Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в выполнении плаката. Специфика художественного языка плаката

Уроки графики. Выполнение эскизов

плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология

в картинках»

(по выбору)

Знать специфику художественного языка плаката.

Уметь: создать композицию для плаката; применять художественно-выразительные

средства печатной

графики

МП «Искусство

плаката»

Цв. карандаши, фломистеры, акварель, бумага, ЦБ

Подобрать материалы для конструирования

куклы

«Утверждена» приказом

директора школы

№ _____ от ____________

______________ (подпись)

№ _____ от ____________

______________ (подпись)

№ _____ от ____________

______________ (подпись)

№ _____ от ____________

______________ (подпись)

№ _____ от ____________

______________ (подпись)

«Согласовано» на методическом объединении

«____» __________ 20___г ______________ (подпись)

«____» __________ 20___г ______________ (подпись)

«____» __________ 20___г ______________ (подпись)

«____» __________ 20___г ______________ (подпись)

«____» __________ 20___г ______________ (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...