Рабочая программа по ИЗО 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Туроверова Любовь Александровна

Рабочая программа по Искусству  8  класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАДОНО – КАГАЛЬНИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению»

Руководитель ШМО

учитель математики

Окишева Л.Н.

Протокол № 1 от

«27» августа 2012 год

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Задоно Кагальницкая» СОШ

______________Гниляков Я.В.

Приказ  № 286 от 30.08. 2012 г.

Рабочая  программа

«Искусство» – 8 класс

 (базовый уровень)

                                                                   Туроверова Л.А – учитель изо и  технологии.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка                                                                                                                                                            к рабочей программе по Искусству                                                                                                     для  8 класса

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования                          по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» (Приказ МО РФ от 5 марта2004 г. №1089)
  2. Примерной программы по изобразительному искусству  и музыки (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
  3. Учебной программы «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской                     (2011 год издания).

Структура документа.

Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно–тематический план; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа составлена на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9  классах. 

Данная программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства  в целом и их роли в жизни человека и общества.

Из каждой примерной программы взят раздел, указанный для изучения интегрированного курса «Искусство» в 8-9 классах. Из предмета «Изобразительное искусство» раздел «Синтез искусств» (35 часов), а из предмета «Музыка» раздел «Музыка в формировании духовной культуры личности» (35 часов). Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Составление этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство.

 Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы  в 8  классе на учебный предмет «Искусство» отводится                    35 часов (из расчета 1 час в  неделю).                                                                                                                                     Для реализации рабочей программы используется  учебник:                                                    «Искусство» 8-9 класс /Сергеева И.Э., Кашекова Е.Д., Крицкая М. М.Просвещение 2011г.                                            Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному стандарту по изобразительному искусству.                                                                                                                                            Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный год. (Приказом МО и НРФ № 2080 от 24.12.2010)

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  1. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
  2. воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
  3. освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
  4. овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
  5. формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  6. использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.                                                                                                                                               Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данной программы:

  1. актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  2. культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  3. формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  4. углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно- творческой деятельности в каком-либо виде искусства.  
  5. воспитание художественного вкуса;
  6. приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;                         
  7. формирование умений и навыков художественного самообразования. 

Программа предмета «Искусство» (8-9 класс)  состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи, в 8 классе программа, общая тема которой называется  «Искусство в духовном формировании личности, содержит 5 разделов:                                                                                                                                           * Искусство в жизни современного человека                                                                                                    * Искусство открывает новые грани мира                                                                                                          * Искусство как универсальный способ общения                                                                                                   * Красота в искусстве и жизни                                                                                                                                          * Прекрасное пробуждает доброе.                                                                                                                                  Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО, Примерной программы по ИЗО и авторской программы «Искусство»  выявило, что программа, разработанная Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской,  реализует обязательный минимум содержания образования.                                                                                                                                     

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  1. освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  2. знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  3. устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

 Выпускники основной школы научатся:

•  воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

•  понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

•  описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  1. сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  2. работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  3. культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.

 Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

      Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы – прозы и поэзии, изобразительного искусства – живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок – оперы, а так же кино.

       Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

    Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного   общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять через практическую и творческую деятельность, срезы и тестовые работы, анализ  произведений искусств.

Контроль осуществляется в форме  теста  на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итогового годового контрольного теста.                                                                                                  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по ИЗО
VIII–IX классы (35 час)

Синтез искусств (2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Синтез искусств в архитектуре (10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.).

Изображение в полиграфии (6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Синтез искусств в театре (4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в фотографии (2 час). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (4 час). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

Изображение на компьютере (2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

Повторение изученного в 5-9 классах (4 часа). Виды  и жанры пластических искусств. Выдающиеся музеи мира и выдающиеся художники прошлого и современности (кроссворды, тесты, викторины, интеллектуальные игры)

Содержание программы «Искусство 8-9 класс».

8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

  1. Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

  1. Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору). 

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  1. Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  1. Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

  1. Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр)

Контроль уровня   обученности

8 класс

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

9

Музыкальный портрет. Александр Невский. Предназначение музыкального искусства и его  возможности  в духовном совершенствовании личности.

Текущий - письменный

Тест1

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

Текущий - письменный

Тест 2

26

Как соотносится красота и польза.  

Текущий - письменный

Тест 3

34

Исследовательский проект: синтез искусств, в создании художественных образов.

 Итоговый

Тест 4
(контрольный)

33-34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Итоговый

 

Защита проекта

Календарно-тематическое планирование

Туроверова Любовь Александровна

учителя изобразительного искусства на 2012/2013 учебный год

План составлен согласно Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программе общего образования по изобразительному искусству ФГУП, Просвещение. – М.: Просвещение, 2011 г.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

Автор учебника,

год издания

Контр. работ/ тестов

Зачетов

Тестовых заданий

 Практических работ

 

Мультимедиауроков


Г.П.Сергеева,  И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская.   8-9 класс. ИСКУССТВО: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просещение, 2011 год.  

Искусство

8 а, б

35

1

1

-

4

18

35

Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

                                   

Методическая тема на 2012-2013 учебный год

Развитие творческой активности через применение инновационных методов обучения на уроках изобразительного искусства для достижения более высокого качества образования

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

•    ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

•    организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

•    мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

•    воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  1. развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
  2. реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
  3. оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

 Выпускники научатся:

•  аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

•   использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:

  1. основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  3. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  4. наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  5. значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  2. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  3. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Требования к уровню подготовки учащихся

8 класс

*  иметь представление о значении искусства в жизни человека;

*  понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

*  рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

*  размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

*  иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;

*  использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках,  во внеурочных и внешкольных занятий искусством;

*  иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;

* определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;

* знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их произведения;

* размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;                       *   давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

*  исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;                                                                                                                                                 * выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;                       *  использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

Результаты изучения интегрированного курса «Искусство: 8-9 классы», приведенные ниже, полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем пространстве, значимыми для сохранения и развития культуры. В результате изучения искусства ученик должен                                               знать / понимать:

- возможности искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- значение музыки и изобразительного искусства в художественной культуре и их роль в синтетических видах творчества;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);

- многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- основные формы музыки;

- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;

уметь:

 эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведения искусства;

 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);

 устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыке, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Контроль за выполнением  Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:

  1. степень самостоятельности учащихся при выполнении  заданий;
  2. характер деятельности (репродуктивная, творческая);
  3. качество выполняемых работ и итогового рисунка.

         

 При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

Устный ответ:

«5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его ожении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

«3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«2» -  учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные  примеры, не может ответить  на дополнительные вопросы учителя.

            Практические работы

оцениваются по следующим критериям:

  1. качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
  1. степень самостоятельности;
  1. уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим

находкам.

Нормы оценки практической работы учащихся:

 «5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и  изученные техники  рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

«2» -  ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.

Критерии оценки творческих работ.

  1. Законченность:

      «2»  - отсутствие законченности рисунка.

«3»  - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.

«4»  - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.

«5»  - в работе чувствуется законченность.

  1. Передача формы:

 «2» - форма полностью искажена.

«3»  - форма искажена значительно.

«4»  - форма искажена незначительно.

«5»  - форма передана точно.

  1. Передача пропорций:

«2»  - нет понятия о пропорциях.

«3»  - пропорции переданы неверно.  

«4»  - пропорции переданы верно, есть небольшие неточности.

«5»  - пропорции переданы верно.

  1. Композиционное решение:

      «2»  - нет понятия о композиции.

«3»  - композиция носит случайный характер.

«4»  - композиция не продумана.

«5»  - равновесие на всем рисунке.

  1. Отношение по величине разнообразных предметов.

  1. Цветовое решение как средство передачи настроения и состояния.

  1. Анализ техники работы: 

  рассматривается характер линий, пятна и тона.

  1. Оценивается творческий подход к избранной теме.

Критерии оценки овладения учащимися

изобразительной деятельностью.

  1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.

  1. Передача формы:
  1. форма передана точно;
  2. есть незначительные искажения;
  3. искажения значительные, форма не удалась.
  1. Строение предмета:
  1. части расположены верно;
  2. есть незначительные искажения;
  3. части предмета расположены неверно.
  1. Передача пропорции предмета в изображении:
  1. пропорции предмета соблюдаются;
  2. есть незначительные искажения;
  3. пропорции предмета переданы неверно.
  1. Композиция:

А) расположение изображения на листе:

  1. по всему листу;
  2. на полосе листа;
  3. не продумана, носит случайный характер.

      Б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  1. соблюдается пропорциональность  в изображении разных предметов;
  2. есть незначительные искажения;
  3. пропорциональность разных предметов передана неверно.
  1. Передача движения:
  1. движение передано достаточно четко;
  2. движение передано неопределенно, неумело;
  3. изображение статичное.

Эта задача оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на уроке или вытекает из темы урока.

  1. Цвет:

А) цветовое решение изображения:

  1. передан реальный цвет предметов;
  2. есть отступления от реальной окраски;
  3. цвет предметов передан неверно.

      Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  1. многоцветная или ограниченная гамма, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  2. преобладание нескольких цветов или оттенков в большой степени случайно;
  3. безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»

  1. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
  2. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
  3. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
  4. «Хрестоматия музыкального материала»
  5.  Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
  6.  Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,
  7. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.                    

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Сайты для работы:

1.http://school.univertv.ru/   - видеоуроки

2.http://www.ped-sovet.ru/

3.http://www.rusedu.ru/ 

4.http://metodisty.ru/

5.http://www.proshkolu.ru/ 

6.http://www.openclass.ru/ 

7.http://forum.in-ku.com/ 

8.http://www.zavuch.info/ 

9.http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции

10.http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо

11.http://www.koob.ru/books/draw/  по ИЗО – репродукции.

12.http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/  - школьникам о животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8класс УМК Новошинский И.И.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание материала, ктп, требования к знаниям и умениям....

рабочая программа по географии -8класс

рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...

рабочая программа по географии -8класс

рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...

Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...

Рабочая программа по географии 8класс

Данная рабочая программа составлена на основании: - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.,  примерная программа основного общего образования по географии...

Рабочая программа по химии 8класс

Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой О.С. Габриеляна и реализуется с использованием  учебника О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс». В примерное поурочное пла...

рабочая программа английский язык.8класс Биболетова

составлено перед новым учебным годом...