Деревянное кружево русской избы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Садковская Светлана Николаевна

Декор русской избы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derev_kruzh_russkoy_izby_5_kl.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Молчановская средняя общеобразовательная школа № 1»

Эксперементальная разработка урока изобразительного искусства в 5 классе с использованием инновационных технологий.

Тема: «Деревянное кружево русской избы»

По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2005 г.

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие, автор Н.А. Горяева

                                                                     Выполнила: учитель технологии и ИЗО

                                        МБОУ «МСОШ № 1»  

                                                                Садковская Светлана Николаевна

                                                                            Томская область,

                                                                            Молчановский район,

                                                                            село Молчаново,

                                                                            Ул. Заводская 10 - 2

Молчаново - 2013


Эксперементальная разработка урока изобразительного искусства в 5 классе с использованием инновационных технологий.

Тема: «Деревянное кружево русской избы»

Цель:

Образовательная:

  1. Изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно – декоративной композицией.
  2. Знакомство с архитектурными особенностями русской избы,
  3. Знакомство с деревянным зодчеством

Развивающая:

  1. Развитие кругозора по деревянному зодчеству,
  2. Интерес и познание прекрасного,
  3. Наблюдение и воспроизведение увиденного,

Воспитывающая:

  1. Любовь к миру красоты,
  2. Интерес к резьбе по дереву.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  1. Актуализация опорных знаний.(технология постановки проблемной ситуации)

Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

                                                    В. Федотов  

       Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем  90% населения России. Это легко изнашиваемая  постройка и до нас дошли избы  не старше середины XIX в. Но в

своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из  лиственницы.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками.

Северные избы смотрятся величавыми хоромами. Совсем другое дело – избы средней полосы России. В сравнении с северными они выглядят более приземистыми, низкорослыми, однако в них есть своя особенная красота и стать.

         Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

        ?     Что значило построить дом?

Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроении жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.    

 

  1. Формирование новых знаний. (технология эмоционального погружения)

?  -  Что такое изба?

Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.

        В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.

        В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени».

Жилище крестьянина Древней Руси отличалось разумным устройством, а утварь была простой и скромной. Ничего лишнего, ненужного. Всё было приспособлено для труда и отдыха.

  1. Места добрые и недобрые.
  2. Выбор деревьев для строительства.
  3. «Без Троицы дом не строится».

С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

?  -  Зачем людям дом?

Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром.

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

? - Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?

   - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

        Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

        Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.

Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.

Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым,

показав природную красоту дерева и усилив её.

        Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов.

        На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.

?  - Вспомните, что символизировал образ коня?

Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда  кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев.

        Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины.

Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее.

В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

        В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.

 ?  - Какой смысл они несут?

Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные».

Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром.

        Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблёной, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон.

Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от  злых сил, были "оберегами".                                                                                                 Одним из важных элементов украшения избы были наличники.

         !     Вслушайтесь в это слово: "наличник" –   "находящийся на лице". (технология смыслового понятия).

      Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники  делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.

     Орнамент - язык тысячелетий , поэтому  выбор узоров  избы не случаен.

Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.

        Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.

 !    - Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников.

        Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранились народные традиции.

Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли сферу, землю и водную стихию.

        Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.

              

  1. Закрепление.

? !        1. Зачем люди украшают свои жилища?

        2. О чём может рассказать декор избы?

        3. Постарайся рассмотреть крестьянскую избу, отдельные детали её оформления

          с  точки зрения конструктивной, декоративной и изобразительной

          деятельности.

        4. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов. Что между ними

          общего и в чем разница?

  1. Практическая работа.(технология креативного мышления)

Материалы и инструменты: бумага, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, ножницы, клей.

Задание:

  1. Изобразить фронтон дома, украшенный резьбой в стиле древних мастеров.
  2. Изобразить украшение наличника.
  3. Изготовить и вырезать ажурный наличник и приклеить его к нарисованному окну.

       Зрительный ряд: презентация, опорные карточки с изображением элементов декора.

       Музыкальный ряд: народная музыка.

  1. Анализ работ. Рефлексия.

Оценка за работу.

  1. Домашнее задание.

Альбом, рабочая тетрадь, кисть, гуашь, баночка для воды,

Иллюстративный материал с изображением интерьера русской избы с предметами быта,

Книги русских сказок с изображением интерьера избы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)

Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...

Конкурс "Деревянные кружева". Методическая разработка.

Методическая разработка внеурочного мероприятия по технологии. Представлено разработанное Положение и пакет документов для проведения межшкольного конкурса учащихся 5 - 6 классов "Деревянные кружева."...

"Деревянные кружева".

Презентация к программе "Ходужественная обработка дерева"....

Протокол районного конкурса для учащихся 5-6 классов "Деревянные кружева"

В протоколе представлены результаты участия команд в районном конкурсе учащихся 5-6 классов Красносельского района г.Санкт-Петербурга...

Протокол районного конкурса "Деревянные кружева" 2017 год

Протокол районного конкурса для 5-6 классов "Деревянные кружева"...

Деревянные кружева домов Иркутска

Данная презентация содержит краеведческий материал по памятникам г.Иркутска. Также содержит материал для изучения деревянного зодчества, потому что именно этим может гордиться столица Восточной Сибири...


 

Комментарии

Шмыгова Ольга Викторовна

Светлана Николаевна, спасибо за публикацию прекрасной, профессиональной разработки урока для 5 класса "Деревянное кружево русской избы". Удачи Вам и Вашим ученикам. С уважением, Ольга Викторовна, учитель ИЗО, методист.