Урок в 5 кл "Береза - символ России и красоты"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Салчак Анаймаа Чигжитовна

Интегрированный урок по ИЗО+литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированный урок25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Белая береза – символ России и красоты».

            (иллюстрирование стихотворения С. А. Есенина «Берёза»)

Вид урока: нетрадиционно-интегрированный по памяти и

                      представлению;

Тип урока: урок получения новых знаний и применение  на

                     практике;

Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомить учащихся с произведением  С. А. Есенина «Береза» и научить учащихся выполнять иллюстрации к произведениям литературы, применяя ахроматические цвета, обогащать мир чувств и эмоций;
  2. Развивающая: Развивать читательские умения, представления учащихся о средствах создания образа поэтом и художником, мышление, воображение, графические навыки;
  3. Воспитательная: Воспитать культуру восприятия художественной литературы, патриотические чувства, аккуратность в выполнении графических приемов рисования кистью;

Оборудование: Альбомные листы с декоративно – оформленной рамкой (домашнее задание); кисти №1, №2, №3; палитра, баночки с водой, салфетки, клей ПВА,  мультимедийный проектор, презентация к уроку;

План урока:

  1. Орг.момент;
  2. Введение в тему урока;
  3. Выразительное чтение стихотворений уч-ся;
  4. Анализ текста стихотворения с элементами художественных средств изображения графическими приемами.
  5. Психологический тренинг.
  6. Завершение рисунка;
  7. Закрепление (кроссворд);
  8. Итоги урока;

 

Ход урока:

I.Организационный момент:

  1. Учащиеся должны до начала урока подготовить свои рабочие места и правильно расставить необходимые принадлежности, замачивание красок;
  2. Эмоциональная подготовка к восприятию тексту  (презентация: слайд  №1 с изображением зимней березы под сопровождением песни на стихотворение «Береза» С.А. Есенина);

II.Введение в тему урока:

(Слайд №2: портрет поэта + текст стихотворения + фото зимней березы );

Учитель:

---Это замечательное произведение написал русский поэт – Сергей Александрович Есенин в 1913 году, когда ему было всего 18 лет. Чуть повзрослев, он напишет такое изречение: (слайд №3)

               «…Было время, когда из предместья

                 Я мечтал по- мальчишески --- в дым,

                 Что я буду богат и известен

                 И что всеми  буду я любим».

Учитель:

--- В этом году  исполняется 100-летний юбилей всемирно известного и любимого стихотворения С. А. Есенина «Береза». Видимо, поэт не предвидел, что его трогательное и затрагивающее произведение до глубины чувств многих людей станет известен и богатым, волновать многие поколения. Благодаря такому тонкому описанию поэтом  к стихотворению слагают музыку композиторы, конечно же, и художники не остались в стороне, пишут картину, с каждым разом все своеобразнее, неповторимее…

На прошлом уроке было задано домашнее задание: Найти  из разных источников понравившееся стихотворения про березу. Прочитайте, пожалуйста по желанию.

III. Выразительное чтение стихотворений:

      (Выступают ученики)

Учитель:

     Сегодня, на уроке мы научимся иллюстрировать  стихотворение.  Для этого нужно знать смысл и содержание текста произведения, а также иметь знания по цветоведению, применять приемы изображения. (Слайд №4: Определение «Ахроматические цвета», палитра цветов серых тонов)  

     А для этого выполним психологический тренинг.  

Упражнение называется «Изображаем березу».

iV.Анализ текста стихотворения с элементами художественного изображения графическими приемами:

(слайд №5: )

«Белая береза

  Под моим окном…»

  Слово «белый»  является ключевым. Белый цвет олицетворяет: Белая Русь, с его белоснежными просторными полями и белокаменными церквями; Белый цвет с древних времен сравнивали как божественный. Это цвет чистоты сияющего света и поэтому имеется на флаге РФ.  Теперь изобразим ствол высокой березы приемом «всей кистью» (идет видеофрагмент этого процесса);

(слайд №6:)

 

«Принакрылась снегом

Точно серебром».

--- «Принакрылось» означает  как «оделась». И «оделась» как бы слегка.

---С чем принакрылась береза? (снегом). Словно невеста в белом платье.

---Скажите, пожалуйста, с чем сравнивает поэт снег?  ( серебром). Серебряный цвет придает березе звонкость.  

   Давайте найдем палитру цвета серебра. Берем больше белой краски и поменьше черной. И «оденем» снег на ветвях серебром.( На слайде видеофрагмент).

 

(Слайд №7):

«На пушистых ветках

 Снежною каймой… »

 «Кайма» - это  полоска по краю чего- либо, обвод озера, рама к фотографиям. В качестве примера, посмотрите тесьму, которую продают в магазинах. Она пришивается к одежде и является отделкой  и выполняет декоративное предназначение.    

     Давайте изобразим пушистость веток «штрихами» в виде полоски приемом «концом кистью». (видеофрагмент)

(слайд №8):

«…Распустились кисти

   Белой бахромой ».

«Бахрома» - это кружево или тесьма с висячими нитями или мягкими волокнами. Она напоминает невесту в подвенечном наряде.

 Как вы думаете, каким приемом можно изобразить «бахрому» на кистях березы? (тонкими штрихами)

(слайд №9):

«И стоит береза

  В сонной тишине

  И горят снежинки

  В золотом огне.»

v. Психологический тренинг  «Изображаем березу»

 --- Давайте, на этот момент ощутим тишину и почувствуем, что мы одни с самой березой.  

Упражнение называется «Изображаем березу».

(Дети совместно с учителем изображают березу)

1.        Встали, закрыли глаза, представим себя красивой березой. Мы такие тоненькие и стройные.

2.        Подняли руки вверх и потянулись к солнцу к теплу и свету.

3.        Медленно опустили руки – это ветки березы.

4.        Опустили кисти рук – это тоже кисти березы.

5.        Открыли глаза. Позвеним кистями рук – это мы не замерзли, нам -  тепло и уютно.

6.        Тихо сели.

vi. Завершение рисунка:

---А теперь, перейдем к анализу следующего текста:

(Слайд №10):

«А заря лениво

  Обходя кругом.

  Обсыпает ветки

  Новым серебром».

Заря появляется как мать, оберегая свою дочь – невесту теплом и нежностью в зимнее время. Она особенная и не принадлежит к ахроматическим цветам. Она единственная и поэтому является теплым цветом (хроматический цвет).

Осталось  завершить рисунок техникой «разбрызгивания». Вокруг березы концом кисти чуть-чуть намачиваем золотистым цветом (этот цвет можно получить путем смешивания красного и желтого цветов).   Слайд №11  ( видеофрагмент)

VII.Закрепление знаний и умений, полученных на уроке: (отгадывание кроссворда)

(Фронтальный опрос)

По горизонтали:

  1. Кто автор стихотворения?

4. Какой цвет является ключевым в стихотворении? (белый)

5. С чем сравнивает поэт снег? (снег)

7. Какому жанру изобразительного искусства

    Относится наш рисунок ? (пейзаж)

     8.Какая деталь одежды служит декоративной отделкой? (кайма)

     

По вертикали:

     2.Как называется весь спектр цветов от черного до белого? (ахроматические)

6. Какой цвет получится при смешивании белого и черного цветов? (серый)

9. Название нашей республики? (тыва)  

VIII.Итог:

  1. Оценить ответы учащихся;
  2. Выставка рисунков;
  3. Домашнее задание: Выполнить иллюстрации по произведениям тувинской литературы;
  4. Уборка мест;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Государственные символы России"

Урок-игра "Государственные символы России" … Для полного счастья человекунеобходимо иметь славное Отечество … Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. ) Цели и зад...

Урок истории "Великие символы России"

Разработка урока предназначена для учителей истории, классных руководителей. Для учащихся среднего звена....

урок по государственным символам России, Калмыкии и США

сценарий игры "Умники и умницы" по теме "Государственные символы"...

Символы России, символы Воронежской области

Урок обществознания в 6 классе, краеведение...

презентация к уроку изо: Белая береза - символ России и красоты

интегрированный урок по изобразительному искусству с литературой....