Народные промыслы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Апалькова Раиса Михайловна

 

 

«Работа хороша, если в ней  польза и душа».

Ремёсел очень много на земле на русской есть.

               И всех ремёсел нам сейчас не перечесть!

                Велика Россия наша,
                И талантлив наш народ.
                О Руси родной умельцах,
                На весь мир молва идет

               Очень часто за событиями,
                 И за сутолокой дней
                 Старину не вспоминаем,
                 Забываем мы о ней.
                 Хоть и более привычны,
                 Нам полеты на Луну,
                 Вспомним русские обычаи,
                 Вспомним нашу старину

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_narodnye_promysly.docx773.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   МОУ ЖСОШ №22

Конспект урока

изобразительного искусства в 5 классе.

             

Тема урока: «Народные промыслы России».                                

Учитель : Апалькова Р.М.

Тема урока: «Народные промыслы России».

Эпиграф: «Работа хороша, если в ней  польза и душа».

Задача урока: выполнение росписи тарелки.

Задачи:

  1. Образовательная  - систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами, гжель и хохлома.
  2. Развивающая  – развитие умения выполнять  орнаментальные композиций на основе народных росписей России гжели и хохломы
  3. Воспитательная  – формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе.

Класс оформлен детскими рисунками с предыдущих уроков,  изделиями народных промыслов, на доске гжельская и хохломская росписи.

На столах эскизы  росписей произведений художественных промыслов  Хохломы, Гжели, таблички-вывески с названиями “творческих групп” народных промыслов.

Литературный ряд: стихи на тему народных промыслов.

Музыкальный ряд:  русские народные песни в исполнении ансамблей русских народных инструментов.

Материалы и оборудование: компьютер, магнитофон, гуашь, кисти художественные, тарелки (папье – маше) сделанные учащимися для росписи на предыдущих занятиях.

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка учащихся к усвоению и применению знаний.
  3. Самостоятельная работа по комплексному применению знаний.
  4. Защита работ.
  5. Анализ работ учащихся.
  6. Подведение итогов урока.

Содержание урока

  1. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

 (звучит музыка «Посвящение земле русской»).

Учитель: Ремёсел очень много на земле на русской есть.

               И всех ремёсел нам сейчас не перечесть!

                Велика Россия наша,
                И талантлив наш народ.
                О Руси родной умельцах,
                На весь мир молва идет

Ученик:   Очень часто за событиями,
                И за сутолокой дней
                Старину не вспоминаем,
                Забываем мы о ней.
                Хоть и более привычны,
                Нам полеты на Луну,
                Вспомним русские обычаи,
                Вспомним нашу старину
.

2.Подготовка учащихся к усвоению и применению знаний.

Учитель:

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.

Просмотр слайд-шоу напомнит вам виды и особенности народных промыслов, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях.

Учитель: Что общее в росписях?

Ученик:  Изображены птицы, растения.

Учитель: Краски гжели с каким временем года можем сравнить?

Ученик: Зимой.

Учитель: А краски хохломы с каким временем года можем сравнить?

Ученик: Осенью.

(В классе работают две творческие группы: “Гжель”,  “Хохлома”.)

Учитель: Ваша задача выполнить роспись на тарелке.

3. Самостоятельная работа.

Задание мастерам творческих групп:

  1. выполнить эскизы  изделий по мотивам промыслов;
  2. подготовить их к выставке.
  3.  прорекламировать свои работы. На доске и столах.( на доске и каждой группе)

4. Защита работ.

Ученики-мастера творческой группы “Гжель”.

Вот уже более 200лет завораживает своей красотой необыкновенная бело – голубая керамика, которую делают в городе Гжель под Москвой. А сначала был простой горшок. Глиняный дутый, как говорят сторожилы Гжели – «пузатенький».

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родниковая

И дыхание ветра свежей –

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель.

Рядом с осинками в синих рябинках,

Синие гроздья на синих рябинках,

Синие зори и синие птицы

С этой красой нечто не сравнится.

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блистали анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не  смог повториться.

Ученики – мастера творческой группы «Хохлома».

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

(Выступление заранее подготовленных учеников с сообщением.)

Ученик:   Разное, рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.  Не из сказки ли появилась эта удивительная рукотворная красота, которая зовется хохломой, золотой хохломой?! 

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди служишь России!

Хохлома, хохлома!

Весь народ с ума свела!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Сколько сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где – то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Где бы, нас не ждали, перекрёстки судеб,

Никакие дали память не осудят. (Дети дарят тарелочки гостям)

5. Анализ работ учащихся.

Замечательно выполнили работы.

 6. Заключение.

Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего занятия.

Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое-что новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.

И сегодня увидели внуки.

То, что дедам не снилось вчера.

Золотые российские руки.

В каждом доме живут мастера.

( В каждой творческой группе 1 девочка в фартуке и в кокошнике в стиле гжели и хохломы. Уровень выполнения работ  слабо рисующие – цветочек,  средне – птичка,  творчески – цветочек и птичка)

Русские народные песни без слов

  1.  тонкая рябина.
  2. Уральская рябинушка.
  3. Бывали дни весёлые
  4. С ярмарки ехал ухарь купец.
  5. Калина красная.
  6. Калинка.
  7. Коробейники.
  8. Ой, при лужку, при лужке.
  9. Под окном черёмуха.
  10. Тонкая рябина.
  11. Во поле берёза стояла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Сказка наяву»(Народные промыслы), 5 класс

1. Хохлома2.Городецкая роспись3. Тест...

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы.

Экскурсия - путешествие "Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы"....