Изобразительное искусство 6 класс по теме "Мозаика"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Румянцева Ирина Геннадьевна

Поурочное планирование урока по теме "Мозаика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока: Мозаика. "На морском дне".

Цели урока: Образовательные:

  •  обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;
  •  способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;
  •  создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика с использованием возможностей графического редактора “Paint”.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой фантазии;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
  • способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные:

  •  создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
  •  способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению

    одноклассников и их работам).

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

Оборудование урока: кабинет информатики; компьютеры; рисунки; коллекция мрамора; репродукции мозаичных картин; мозаичные картины, созданные техникой “аппликация”; живописные картины; картины, выполненные в цветной графике.

Опорные понятия и термины: мозаика, смальта, глина, галька, камень.

Методы обучения: проблемный; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая.

Ход урока.

I. Орг. м.

II. Актуализация знаний учащихся.

  • Что понимаем под словом "Мозаика"? (художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла). 

                                                        “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова.

Давайте раскроем  понятие “Мозаика” с точки зрения изобразительного искусства.

  • Вспомните пять видов изобразительного искусства. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
  • Определите, в каких видах  изобразительного искусства выполнены картины, представленные на доске. (Живопись, графика).
  • Определите, к какому виду изобразительного искусства ближе мозаика и почему? (живопись, архитектура).
  • Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины? (Дворец творчества, бассейн).

III. Изучение новой темы.

План

1) Исторические сведения.

2) Практическая работа "На морском дне".

Мозаика - особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.

Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки. Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол.

В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло - смальта.

В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики - флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Показать разноцветный мрамор).

В России смальтовую мозаику возродил М. В. Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. Самая большая его мозаичная картина “Полтавская битва”, созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге.

Физкультминутка

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три - четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 - 6 повторить 1 -2 раза.

IV. Закрепление знаний.

  • Какие материалы, используют для создания мозаики? (глина, галька, камень, мрамор, смальта).
  • Что такое смальта? Дать определение (как поняли) (разноцветное непрозрачное искусственное стекло).
  • Кто возродил смальтовую мозаику в России? (М. В. Ломоносов).

1. Практическая работа учащихся.

Вводный инструктаж.

  •   Сообщение названия практической работы “На морском дне”.
  •   Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов). И записать на доске.
  1. Рамка.
  2. Изображение рыбы (копирование).
  3. Морское дно.
  4. Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).
  5. Выбор палитры.

V. Итог урока.

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
  • Что узнали нового?
  • Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?
  • Просмотр работ.
  • Выставление отметок в классный журнал.

Д/з  Альбом, краски, кисти.

Мозаика - рисунок или картина из разноцветных кусков дерева, стекла, камней, кости, перламутра и др. материалов, употребляемых в форме приблизительно одинаковой величины кубиков, столбиков или пластинок, скрепляемых на плоскости с помощью цемента, воска, мастики или клея. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в декоре вода. Упрощенный характер рисунка и ограниченное число красок усиливают декоративный эффект мозаик. Мозаика сочетает в себе принципы живописи и архитектуры, в то же время являясь самостоятельным видом искусства.
Флорентийская мозаика Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали. Сами пластинки идеально подгоняют друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5

Методическая разработкапо теме: «Связь времён в народном искусстве».Предмет: Изобразительное искусствоКласс 5Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев». Предмет: изобразительное искусство Класс: 3 класс

Проект урока «Мамин платок. Композиция из кленовых листьев».Предмет: изобразительное искусствоКласс: 3 классМесто в учебном плане: I триместр, урок 6Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна, уч...

Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, игр...