Значение пластических (изобразительных) искусств в эколого-краеведческой подготовке детей и подростков.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Платонов Сергей Александрович

Статья: "Значение пластических (изобразительных) искусств в эколого-краеведческой подготовке детей и подростков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_plasticheskikh_iskusstv.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Платонов С.А., кандидат педагогических наук,

лауреат премии Президента Российской Федерации, Почетный работник общего образования РФ, учитель ИЗО и МХК, руководитель авторской мастерской-студии «Трёхозёрье» ГБОУ г. Москвы ЦО № 1048,

член Исполнительного Совета Международной ассоциации «Природа и творчество»

неправительственной организации при ООН, член Международного художественного фонда

Значение пластических (изобразительных) искусств

в эколого-краеведческой подготовке детей и подростков

С ранних лет, познавая целостность пластических искусств, ребенок познает окружающий мир. Это имеет большое социальное значение для общества. Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано с человеком и определено его деятельностью.

Важно воспитывать в детях и подростках культуру восприятия окружающей среды, развитие духовных качеств, творческих способностей, воспитание – экологии души. В этом плане большое значение имеет экологическая подготовка детей и подростков при знакомстве с различными видами пластических искусств: живопись, графика, композиция, плакат, промышленный дизайн, архитектура малых форм, проектирование интерьеров, выставок и реклам, моделирование и конструирование одежды, керамика.

Важной развивающей средой для раскрытия способности как творческой личности ребенка является познание целостности пластических искусств по многим видам художественного творчества под руководством одного педагога. Деятельность направлена на выполнение конкретных задач: обеспечивать раннее выявление склонностей и способностей учащихся, прогнозировать и осуществлять индивидуальную возможность творческого развития каждого студийца, развивать его способности и творческую активность, формировать художественно-образное мышление, расширять творческий потенциал.

Познание окружающего мира детьми должно начинаться с природы. Юный художник без изучения природы не может развиваться творчески и овладевать мастерством. Каждый вид пластического искусства дополняет и обогащает творчество детей.

Одни виды отражают реальную действительность, а с помощью других дети учатся проектировать искусственную среду для жизни человека. Только в художественном восприятии мир раскрывается в своём единстве.

Познание пластических искусств во всем своём многообразии представляет собой сферу формирование целостной индивидуальности, которая в качестве эстетического субъекта придает неповторимую индивидуальность всем формам созидаемого творчество.

Человеку и человечеству, чтобы выжить, необходимо учитывать законы окружающей среды и своей биологической природы. Необходимо воспитывать у детей любовь к природе, окружающему миру через искусство.

  1. Какие же условия определяют решение этих задач?
  2. Что является базой для создания культурно образовательной среды эстетического образования?

В 60-ых годах ребенком я занимался в изостудии Дома культуры совхоза им. Моссовета у педагога И.И.Дробышева. Совсем недавно я узнал, что мой детский рисунок «В саду» (бумага, гуашь) и три декоративные тарелки – «Две рыбки», «Птичка», «Космос», экспонировавшиеся на XIII Всесоюзной выставки детского изобразительного творчества в 1962 году находятся в фонде Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. По названиям видна взаимосвязь с экологией, природой.

Мы живем в красивом месте Косино с живописным ландшафтом трёх озёр: Белого, Чёрного и Святого. Наша художественная мастерская – студия получила название « Трёхозёрье». В решении поставленных задач мы исходим, прежде всего, из краеведческого принципа, поэтому не случайно были выбраны краеведческие объекты для познания красоты окружающей среды. Последовательность знакомства с объектами начинается с первых дней занятий в студии, когда приходит ребенок или подросток. Ему предлагается выполнить работу на свободную тему. Это может быть пейзаж, который окружает нас, озеро или река, в которой дети купались, лес. После чего определяется план дальнейшей работы с каждым учеником.

В дальнейшем проводится экскурсия в природу – это познание своего края, того места, где мы живем, учимся. По своему характеру эти экскурсии не только созерцательные, но и познавательные, так как ученики получают задания отразить в художественной форме природные объекты. На природе хорошо, наглядно можно показать композицию пейзажа, линию горизонта, построение перспективы. Здесь на природе мы полюбовались красотой деревьев цветовыми красками реального мира.

Учебные задачи созерцательные и аналитические вместе объединяются в художественно-творческую деятельность. Дальнейшая работа выполнялась с натуры, чтобы обучить законам построения и композиции, а также работа с палитрой. Палитра для юного художника имеет большое значение. Поиск новых цветовых оттенков, цветовых отношений, открытие новых цветов, вызывает творческий восторг ребенка, желание заниматься творчеством.

В мастерской-студии занятия проводятся по авторской программе Платонова С.А. «Постижение целостности пластических искусств: изобразительного (графика, живопись, композиция, плакат), декоративно-прикладного (керамика, коллаж), конструктивного (дизайн, моделирование и конструирование  одежды, проектирование интерьеров, выставок и реклам)».

Главная задача, которую ставит руководитель студии – дать почувствовать счастье творчества, приобщить к целостному познанию художественного эстетического мира.

Изучая окружающую природу, ее экологическое состояние мы изучаем, историю и культуру своего края. Это знакомство с историческими событиями, памятниками истории и культуры. История, культура, окружающая природа дают темы для творческих работ, развивают мышление и воображение.

С раннего школьного возраста вместе с живописью, композицией, графикой необходимо одновременно заниматься керамикой (лепкой), а также выполнять дизайнерские, архитектурные разработки под руководством одного педагога

Преимущество занятий в одной мастерской под руководством одного педагога является:

  • происходит предварительный поиск направления на примере работы в различных областях художественного творчества;
  • осуществляется единая и органичная пластика выражения в различных видах творчества (декоративные формы, выполненные в виде проектов);
  • происходит раскрытие возможностей каждого индивида в разных областях творчества (живопись, графика, мелкая пластика, дизайн, архитектура);
  • проявляется большая заинтересованность к конкретным аспектам творчества, выраженного не только на плоскости листа, но и в мелкой пластике, конструировании и моделировании (на плоскости и в пространстве);
  • знание педагогом потенциальных возможностей ученика способствует верному выбору будущей профессии;
  • совместная художественно-творческая деятельность педагога и ученика;
  • проведение методических художественных выставок «Учитель и ученик», ретроспективных персональных выставок студийцев;
  • мотивационный компонент, составляющий интерес к пластическим искусствам в самовыражении и саморазвитии, потребность в приобретении знаний.

Организация процесса познания проходит при знакомстве с различными видами пластических искусств на основе принципа эстетики и экологии.

Оно заключается в следующем:

  • познание целостности пластических искусств на эколого-краеведческой основе по специально разработанной программе;
  • на основе разработанной системы уроков и практических занятий способствующих формированию экологических и краеведческих знаний на базе познания окружающей среды, и отражённых в художественных формах;
  • в разработке системы экскурсий позволяющих организовать познавательную деятельность детей, видеть, созерцать и определять черты художественного образа объектов и уметь затем отобразить в различных видах пластических искусств;
  • в создании учебно-материальной базы, обеспечивающей различными средствами обучения учебно-познавательный процесс и оборудованием студийной мастерской;
  • при использовании метода проектов (каждая учебная работа рассматривается как маленький проект, имеющий социальную, групповую или индивидуальную значительность) и использование метода конкурсных работ: в рамках проведения занятий в мастерской-студии знакомства детей с условиями конкурсов и подготовка детских творческих работ к конкурсам;
  • при функционировании модели эстетического образования, основанной на принципе непрерывного образования – детский сад –школа - вуз.

Школьный период имеет большое значение в воспитании разносторонней личности и профессиональной ориентации. Занятия в мастерской-студии дополняют и расширяют базовые знания о разных видах искусств, готовят детей и подростков к практической жизни, ориентируя на поступления в колледжи, техникумы и высшие учебные заведения.

В целях объединения творчески подготовленных детей разного возраста, разных учреждений образования на базе Детской мастерской-студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трёхозёрье» прошли: Межрегиональная выставка детского рисунка «Моя Россия» (2002 г.), Всероссийский конкурс на лучший эскиз костюма современного Деда Мороза (2003 г.), Международный конкурс детского рисунка «Как я хочу провести каникулы» (2004 г.), студийная выставка «Экология в творчестве детей и подростков» (2004 – 2005 гг.), Международный конкурс «Природа и мы» (2012 – 2013 гг.), в которых отражена экологическая направленность. В данных конкурсах организатором и председателем жюри был руководитель авторской мастерской-студии «Трёхозёрье», кандидат педагогических наук С.А. Платонов.

Формы построения учебно-воспитательного процесса в мастерской-студии не должны быть традиционными. Наиболее эффективными формами работы могут быть построены по типу урок-мастерская, урок-студия, где учащиеся-студийцы составляют структурирующуюся группу, работающую над определенной темой. Эта форма занятий пригодна для проведения, направленных на овладение, как теоретическими знаниями, так и выполнения практических учебных и творческих работ.

При организации работы в такой форме очень важным является постановка проблемы. Проблема должна быть объективно интересной студийцам, посильной для их понимания и обладать свойствами оказания стимулирующего воздействия на интересы учащихся к изучению других предметов, в которых включены элементы эколого-краеведческого содержания.

В выставочном зале и мастерской представлены учебные и творческие работы по всем направлениям. Экспозиция детских произведений является одним из обучающихся элементов в учебной работе.

Для проведения занятий используются:

  • учебные пособия, таблицы, иллюстративный материал;
  • комплекты детских работ по направлениям и темам;
  • натурные экспонаты (гипсы, муляжи и т. д.);
  • работы педагога;
  • оборудование (столы, мольберты, подставки для постановок, печь для обжига глины, манекены и т. д.)

Дети занимаются по группам и направлениям, подход педагога индивидуальный. Мастерская поделена на две зоны. Одни работают за столами, другие за мольбертами (в зависимости от специфики занятий). В мастерской дети разделены на группы по интересам. Каждая группа индивидуально, творчески работает над своим проектом. Вся работа направлена на любовь к своему краю, малой Родине, ее истокам, сохранению природы и экологии, культуры, развитию творческих способностей и профессиональной ориентации.

Изучение творческого развития 360 студийцев, из которых 304 девочки, 56 мальчиков, показало, что 58 человек поступили в художественные, дизайнерские, архитектурные высшие учебные заведения (12 юношей, остальные девушки); 8 человек – в технические высшие учебные заведения; 1 человек – в Московский государственный литературный институт; 1 человек – в Академию бизнеса; 11 человек выбрали педагогические и психологические направления высших учебных заведений; 5 человек поступило в колледжи по обучению парикмахеров и кондитеров; 2 человека – в экономический колледж; 1 человек – в полиграфический колледж; 3 человека – в машиностроительный колледж; 2 человека – в колледж по моделированию одежды; 3 человека – в медицинские училища. Более 100 учеников поступили в различные учебные заведения. Многие дети и подростки продолжают обучаться в мастерской-студии.

В процессе освоения разных видов пластических искусств у учащихся изостудии возникает профессиональный интерес к определенным видам творчества, отдается предпочтение какому-то одному из его видов: архитектуре, дизайну, моделированию костюма, декоративно-прикладному искусству и пр. В старших классах формируется чисто профессиональная потребность к творчеству в конкретной сфере деятельности, готовность к сотрудничеству с педагогом в области определенного вида искусства.

Педагогу, обладающему определенными знаниями в области методики обучения и владеющему специальной информацией о стандартах и требованиях, которые в дальнейшем будут нужны при поступлении в художественные вузы, необходимо чувствовать творческие наклонности своего ученика. Знание педагогом потенциальных возможностей студийцев в дальнейшем способствует развитию задатков и качеств личности.

Большое значение в художественном развитии учащихся изостудии имеет содержательная целостность разнообразных творческих и учебных заданий: работа с натуры, иллюстрации к литературным произведениям, композиции на исторические сюжеты, плакаты на разные проблемы современной жизни, дизайн машин, моделирование и конструирование одежды, проектирование интерьеров, ландшафтный дизайн, архитектура малых форм и др. Они способствуют интеллектуальному развитию, формируют фантазию, устойчивость внимания. При этом большое значение приобретает связь с базовыми образовательными предметами такими, как литература (иллюстрации к литературным произведениям, проектирование одежды и костюмов героев); ботаника (этюдные работы, зарисовки растений на природе, использование конструкций растений в дизайнерских разработках); биология (изучение строения и анатомические зарисовки животных), анатомия и физиология человека (изучение пластической анатомии); физика (законы Ньютона о свете и цвете); черчение (машиностроительное и строительное, необходимое при дизайнерском проектировании); история (выполнение произведений на исторические сюжеты); мировая художественная культура (выполнение работ, изображающих природные и культурные памятники, охраняемые ЮНЕСКО).

Творчество учащихся актуализирует участие в различных тематических выставках, конкурсах, фестивалях (от районных до международных). Подобные проекты служат стимулом дальнейшего творческого развития.

Экспериментальная апробация и практическая реализация концепции творческой мастерской-изостудии в процессе работы с учащимися подтвердила эффективность педагогических методов, направленных на самоопределение:

  • пятиуровневая программа творческой деятельности изостудии

«Постижение целостности пластических искусств» позволила оптимально организовать творческий учебно-воспитательный процесс в соответствии с познавательными особенностями и возможностями учащихся в 5 – 6 лет (дошкольники) и 6 – 7 лет (школьники) – знакомство с основами рисунка, живописи, мелкой пластики, дизайна и архитектуры малых форм и композиционной деятельности; в 8 – 10 лет – сочетание творческих заданий с академическим рисунком и живописью в тесной взаимосвязи с мелкой пластикой, дизайном и архитектурой малых форм; в 11 – 13 лет – выявление творческих приоритетов и профессиональное ориентирование, активное участие в выставках, олимпиадах, фестивалях разного уровня; в 14 – 16 лет – профессиональная подготовка к поступлению в конкретные профильные учебные заведения);

  • создание условий, адекватных для развития группы наиболее способных и одаренных детей;
  • введение новых предметов художественного цикла (дизайн, проектирование интерьеров, выставок и реклам и др.) стимулировало поиск оригинальных композиционных решений в рамках выбранных видов пластических искусств;
  • синтез методов обучения, включающий (как итог) разработку выставочных проектов, позволил расширить рамки традиционных занятий, которые состоят из коллективных и индивидуальных занятий, мастер-классов, этюдных занятий на природе.

Большое значение в мировом сообществе имеет развитие национальных традиций культуры каждого народа. Большое значение этому уделяет Организация Объединенных Наций (ООН). Авторская мастерская-студия изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трёхозёрье» является коллективным членом Международной Ассоциации «Природа и творчество» неправительственной организации при ООН активно принимает участие в реализации программ и проектов Ассоциации, направленные на сохранение и защиту природы и культуры как одного из условий выживания человечества, а также ведет систематическую работу по поддержке народной культуры и искусства на основе преемственности поколений.

Культурные и природные объекты наследия формируют окружающую среду, от которой люди зависят физически, информационно, религиозно и экологически. Их разрушение может губительно сказаться на сохранении нашей индивидуальности.

Художником-педагогом Платоновым С. А. издано 10 книг и опубликовано более 120 статей теоретического и практико-ориентированного характера.

Инновации, педагогические технологии передаются на международных, российских, московских, окружных конференциях, семинарах, выставках, в научной и периодической печати, по телевидению, радио.

Являясь экспертом Краеведческого общества «Кузьминки» выступаю за создание особого природного и культурного заповедника, который объединял бы районы: Кузьминки, Косино, Кусково, Люберецкий район (Краеведческий музей, Николо-Угрешский монастырь, церковь в Ухтомской), Балашихинский район (церковь Казанской Божией Матери в Реутове, церковь в Никольском, Музей ремесел в Салтыковке. Богатство водными ресурсами данного края требует срочной защиты, а этому должно помогать художественное творчество детей и взрослых.

Литература:

КНИГИ

1. Платонов С.А. От школы до ВУЗа. Рисунок, живопись, композиция, дизайн, керамика. – М.: ГУП «Агропрогресс», 1999. – 40 с.: ил.

2. Платонов С.А. Истоки творчества. – М.: ГУП «Агропрогресс», 1999. – 64 с.: ил.

3. Платонов С.А. Познание целостности пластических искусств: Авторская программа. – М.: ГУП «Агропрогресс», 2002. – 54 с.

4. Платонов С.А. Юбилейная выставка «5 лет детской студии «Трехозерье»: Каталог. – М.: ГУП «Агропрогресс», 2002. – 34 с.: ил.

5. Платонов С.А. Моя Россия. Межрегиональная выставка детского рисунка, посвященная 5-летию Детской мастерской–студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трехозерье»: Каталог. – Псков: ООО Фирма «Псковское возрождение», 2002. – 44 с.: цв. ил.

6. Платонов С.А. Искусство начинается с детства. – М.: Отдел оперативной полиграфии ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2003. – 49 с.: ил.

7. Платонов С.А. Авторская мастерская-студия изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трехозерье» под руководством одного педагога. – М.: Отдел оперативной полиграфии ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2006. – 72 с.

8. Платонов С.А. Мой родной край. Передвижная международная выставка детского творчества, посвященная 10-летию мастерской-студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трехозерье»: Каталог. – М: Новый индекс, 2007. – 48 с.: ил.

9. Косинский художник Сергей Александрович Платонов. – М: Новый индекс, 2009. – 128 с.: цв. ил.

10. Платонов С.А. Постижение целостности пластических искусств: изобразительного, декоративно-прикладного, конструктивного. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей. Монография. – М: Новый индекс, 2012. – 140 с.: цв. ил.

СТАТЬИ

11. Платонов С.А. Проблемы дизайна // Красное знамя. – 1988. – № 15. – С. 3.

12. Платонов С.А. Хождение по мукам // Красное знамя. – 1989. – № 14. – С. 3.

13. Платонов С.А. Парадоксы новизны // Красное знамя. – 1989. – № 26. – С. 3.

14. Платонов С.А. Кто возьмет на себя // Красное знамя. – 1989. – № 31. – С. 3.

15. Платонов С.А. Упаковка – 89. Отчеты есть, результатов нет // Красное знамя. – 1989. – № 39. – С. 3.

16. Платонов С.А. Продолжение следует? // Красное знамя. – 1990. – № 7. – С. 3.

17. Платонов С.А. Радость счастья // Новокосино. – 1999. – № 2. – С. 3.

18. Платонов С.А. Эльфы с кисточкой // Учительская газета. – 1999. – № 28. – С. 4.

19. Платонов С.А. Обучение и воспитание детей средствами искусства // Стратегия опережающего развития для России XXI века: Межд. науч. конф. – Т. 3. – Ч. 1. – М., 1999. – С. 78 – 80.

20. Платонов С.А. Творчество на уроках изобразительного искусства // Новые педагогические технологии: проблемы и решения. – М.: Подрост, 1999. – С. 128 – 130.

21. Платонов С.А. Советы художника: работа акварелью по-сырому // Свирелька. – 2000. – № 5. – С. 24 – 25.

22. Платонов С.А. Авторская npограмма студии живописи, дизайна и керамики «Тpехозерье». Школьная студия «Трехозерье». Воспитание гармоничной личности // Майская копилка: Книга 1. – М.: Подрост, 2000. – С. 100-107.

23. Платонов С.А. Моя Москва // Юный художник. – 2001. – № 8. – С. 28 – 29.

24. Платонов С.А. Краеведение на студийных занятиях // Сборник творческих pабот учащихся: Книга 2. – М.: Подрост, 2002. – С. 45 – 46.

25. Sergey Platonov. Children’s creative arts // NOOSPHERE. – 2002. – № 14. – P. 62 – 64.

26. Платонов С.А. Трехозерье ждет вас // Реут. – 2002. – № 32. – С. 11.

27. Платонов С.А. Дети о планете // Ноосфера. – 2002. – № 15. – С. 74 – 76.

28. Платонов С.А. Детской художественной студии «Трехозерье» исполнилось 5 лет // Подмосковная правда. – 2002. – № 47. – С. 8.

29. Платонов С.А. «Пою мою Россию» // Косино-Ухтомский Вестник районной Управы. – 2002. – № 12. – С.8.

30. Платонов С.А. В каждом рисунке Россия // Реут. – 2002. – № 50. – С. 2.

31. Платонов С.А. В мастерской – студии «Трехозерье» // Художник России. – 2002. – № 21 – 24. – С. 3.

32. Платонов С.А. Трехозерье // Правда России. – 2003. – № 7 – С. 12

33. Платонов С.А. Юбилей детской студии «Трехозерье» // Правда. – 2003. – № 39. – С. 2.

34. Платонов С.А. Педагогический опыт «Трехозерье» // Детское творчество. –, 2003. – № 2. – С. 38-40, с. 3 обложки.

35. Платонов С.А. Творческое художественное развитие в Детской студии «Трехозерье». Creative Artistic Development of children in Trekhozerie Studio Shop // Сборник материалов Международной творческой конференции под эгидой ЮНЕСКО «Семейные мастерские: национальные традиции и современные культуры». – М., 2003. – С. 27 – 31, С.81 – 84.

36. Платонов С.А. О конкурсах детского творчества // Такая классная газета. – 2003. – № 5. – С. 3.

37. Платонов С.А. Пластические искусства в школе // Наша школа. – 2003. – № 6; Школьные перспективы: Прилож. – 2003. – № 4. – С. 11 – 13.

38. Платонов С.А. Юбилей первой учительницы // Такая классная газета. – 2003. – № 8. – С. 8.

39. Платонов С.А. Юбилей первой учительницы // Новокосино. – 2003. – №7. – С. 4.

40. Платонов С.А. Наш конкурс // Детское творчество. – 2003. – № 6. – С. 34 – 36, с. 3 обложки.

41. Платонов С.А. Хоть и Дед, а по моде одет // Пионерская правда. – 2004. – № 1. – С. 7.

42. Платонов С.А. Благодарность педагогу // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2004. – № 3. – С. 3.

43. Платонов С.А. Успехи юного художника из Косино // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2004. – № 4. – С. 2.

44. Платонов С.А. Искусство начинается с детства // Новокосино. – 2004. – № 6. – С. 8.

45. Платонов С.А. Я мечтаю о том времени… // Косинский аграрник. – 2004. – № 7. – С. 2.

46. Платонов С.А. Учитель и ученики // Косино-Ухтомский вестник управы района. – 2004. – № 7. – С. 4.

47. Платонов С.А. Детская студия «Трехозерье» // Русь Державная. – 2004. – №8. – С. 8.

48. Платонов С.А. Богатство выбора // Благо. – 2004. – № 1. – С. 55.

49. Платонов С.А. Встречи в Париже // Новокосино. – 2004. – № 7. – С. 8.

50. Платонов С.А. Богатство выбора // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2004. – № 8. – С. 3.

51. Платонов С.А. Юбилей // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2004. – № 11. – С. 3.

52. Платонов С.А. Роль «художественной мастерской» как одной из форм в обучении будущих специалистов // Пед. науки. – 2004. – № 5. – С. 102 – 105.

53. Платонов С.А. Выставка в Министерстве иностранных дел РФ // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2004. – № 10. – С. 3.

54. Платонов С.А. Профессиональное ориентирование под руководством одного педагога // Воп. гуманит. наук. – 2004. – № 6. – С. 237 – 239.

55. Платонов С.А. Выставка в Министерстве иностранных дел Российской федерации // Новокосино. – 2004. – № 10. – С. 8.

56. Платонов С.А. Экология в творчестве детей и подростков // Новокосино. – 2005. – № 1. – С. 8.

57. Платонов С.А. Экологическое воспитание в художественной мастерской-студии // Экспериментальная деятельность Центра образования № 1048. – М.: Подрост, 2005. – С. 16 – 18.

58. Платонов С.А. Обучение детей и подростков пластическим искусствам во взаимосвязи с экологией // Экспериментальная деятельность Центра образования № 1048. – М.: Подрост, 2005. – С. 19 – 25.

59. Платонов С.А. Экология в художественном творчестве детей и подростков // Экспериментальная деятельность Центра образования № 1048. – М.: Подрост, 2005. – С. 26 – 27.

60. Платонов С.А. Дети рисуют войну // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2005. – № 5. – С. 2.

61. Платонов С.А. Эстетическое и художественное воспитание и обучение на примере дополнительного образования // Образование в современной школе. – 2005. – № 8. – С. 46 – 51.

62. Платонов С.А. Успехи выпускника // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2005. – № 8. – С. 3.

63. Платонов С.А. Знай свою историю // Трехозерье. – 2005. – № 1. – С. 9.

64. Платонов С.А. В мастерской-студии «Трехозерье» // Трехозерье. – 2005. – № 1. – С. 10 – 11.

65. Платонов С.А. Обучение разными видами художественного творчества в условиях изостудии // Воспитание школьников. – 2005. – № 10. – С. 45 – 47.

66. Платонов С.А. Творческая мастерская художника-педагога как метод профессиональной самореализации учащихся // Образование в современной школе. – 2005. – № 11. – С. 42 – 45.

67. Платонов С.А. Познавая мир, формируется творческая личность // Художественная школа. – 2005. – № 4. – С. 27 – 30.

68. Платонов С.А. Самоопределение учащихся в школьной изостудии // Педагогическая мастерская. – 2005. – № 6. – С. 50 – 52.

69. Платонов С.А. Обучение пластическим искусствам // Педагогическая мастерская. – 2005. – № 6. – С. 53 – 55.

70. Платонов С.А. Молодые таланты Новокосино // Новокосино. – 2006. – № 1. – С. 8.

71. Платонов С.А. Обучение студийцев под единым педагогическим руководством // Образование в современной школе. – 2006. – № 2. – С. 51 – 54.

72. Платонов С.А. Опыт работы по пластическим искусствам в студии «Трехозерье» // Трехозерье. – 2006. – № 1. – С. 12.

73. Платонов С.А. Педагогический опыт в художественно-творческом развитии детей и подростков в авторской мастерской-студии // Пед. науки. – 2006. – № 2. – С. 73 – 76.

74. Платонов С.А. Профессиональное ориентирование студийцев в художественной студии // Педагогическая мастерская. – 2006. – № 2. – С. 43 – 47.

75. Платонов С.А. Связь районов продолжается // Люберецкая панорама. – 2006. – № 24. – С. 8.

76. Платонов С.А. Выставочная деятельность мастерской-студии // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2006. – № 6. – С. 4.

77. Платонов С.А. Творческая связь продолжается // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2006. – № 7. – С. 4.

78. Платонов С.А. Метод Платонова – воспитание искусством // Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2006. – № 4. – С. 143 – 150.

79. Платонов С.А. Советы после лета (Занятия с детьми и подростками в первые учебные дни по изобразительному искусству) // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей. – 2006. – № 9. – С. 18, с. 3 обложки.

80. Платонов С.А. «Косино – моя малая Родина» // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2006. – №. – 11. – С. 3.

81. Платонов С.А. Юные дарования // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2007. – № 3. – С. 4.

82. Платонов С.А. Мастер-класс проводят студийцы «Трёхозёрье» // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2007. – № 7. – С. 4.

83. Платонов С.А. Десять лет авторской художественной мастерской-студии «Трехозерье» // Педагогическая мастерская. – 2007. – № 5. – С. 10 – 13.

84. Платонов С.А. Юбилейная выставка «Мой родной край» // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2007. – № 12. – С. 3.

85. Платонов С.А. Творчество наших земляков // Косино-Ухтомский Вестник управы района. – 2008. – № 2. – С. 4.

86. Платонов С.А. Эстетическое и художественное воспитание и обучение учащихся классным руководителем // Педагогическая мастерская. – 2008. – № 4. – С. 8 – 10.

87. Платонов С.А. Авторская программа дополнительного образования. Постижение целостности пространственных искусств: изобразительного, декоративно-прикладного, конструктивного // Ключ к успеху. Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного учебного округа г. Москвы. Сборник № 19 – М., 2008. – С. 69 – 84.

88. Платонов С.А. Экологическое воспитание и обучение средствами пластических искусств // Педагогическая мастерская. – 2008. – № 5. – С. 5 – 7.

89. Платонов С.А. Творчество наших земляков // Новокосино. – 2008. – № 11. – С. 4.

90. Платонов С.А. Роль предмета технологии в школьном обучении // Педагогическая мастерская. – 2009. – № 1. – С. 12 – 13.

91. Платонов С.А. Фольклор – универсальная педагогическая система воспитания учащихся // Педагогическая мастерская. – 2009. – № 2. – С. 10 – 11.

92. Платонов С.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами пластических искусств // Будущие поколения – национальное достояние России. Современный российский реализм: теория и практика. Антология в 10 томах. – Т. 5. – М., 2009. – С. 230 – 233.

93. Платонов С.А. Косино – моя Родина // FORUM. ФОРУМ. Международный журнал. – 2009. – №  LXVI-LXVII. – С. 130 – 131.

94. Платонов С.А. Открытый урок по изобразительному искусству дополнительного образования // Педагогическая мастерская. – 2009. – № 6. – С. 19 – 21.

95. Платонов С.А. Юбилей Московской детской художественной школы № 1 им. В.А. Серова // Педагогическая мастерская. – 2010. – № 1. – С. 26.

96. Платонов С.А. Парижская выставка «Учитель и ученик» // Педагогическая мастерская. – 2010. – № 3. – С. 27.

97. Платонов С.А. Это гордое слово – Победа. Классный час в 11 «а» классе // Педагогическая мастерская. – 2010. – № 3. – С. 2 – 3.

98. Платонов С.А. Выставка «Учитель и ученики» в Париже // Такая классная газета. – 2010. – № 6. – С. 1.

99. Платонов С.А. «Учитель и ученик» в Париже // Новокосино. – 2010. – № 6. – С. 5.

100. Платонов С.А. Персональная выставка юной художницы // Новокосино. – 2010. – № 7. – С. 5.

101. Платонов С.А. Зимняя сказка в живописной работе // Детское творчество. – 2010. – № 6. – С. 37 – 38.

102. Платонов С.А. Творческие успехи наших земляков // Новокосино. – 2010. – № 12. – С. 4.

103. Платонов С.А. Персональные выставки юных художников // Новокосино. – 2010. – № 2. – С. 7.

104. Платонов С.А. Персональные выставки детей из мастерской-студии «Трёхозёрье» // Детское творчество. – 2011. - № 2. – С. 39 – 41.

105. Платонов С.А. Уж небо осенью дышало // Оранжевое солнце. – 2011. – № 4. – С. 25 – 28.

106. Платонов С.А. Культурно-экологическая работа в Косино и окрестностях Московской области со студийцами «Трёхозёрья» // Музей, школа и вуз в XXI веке. Сборник научных трудов педагогов-практиков / ред.-сост. Е.В.Муссалитина. – М.: Московский музей образования, Московский институт открытого образования, 2011. – С. 32-37.

107. Платонов С.А. Мастер-класс «Снежная зима» // Детское творчество. – 2011. – № 6. – С. 16, 22, 23, 29, 1-4-я с. обложки.

108. Платонов С.А. Рисуем в Косино. // Юный художник. – 2012. – № 5. – С. 3 – 6.

109. Платонов С.А. Художественное творчество мальчиков // Детское творчество. – 2012. – № 3. – С. 12 – 13, 2-я с. обложки.

110. Платонов С.А. Методы и методика реализации учебной художественной деятельности // Музей, школа и вуз в XXI веке. Сборник научных трудов педагогов-практиков. Выпуск 2 / ред.-сост. Е.В.Муссалитина. – М.: Московский музей образования, Московский институт открытого образования, 2012. – С. 32-35.

111. Платонов С.А. Организация творческого процесса на уроке // Музей, школа и вуз в XXI веке. Сборник научных трудов педагогов-практиков. Выпуск 3 / ред.-сост. Е.В.Муссалитина. – М.: Московский музей образования, Московский институт открытого образования, 2013. – С. 32-35.

112. Платонов С.А. Передвижная международная выставка детского рисунка лучших живописных и графических работ Международного конкурса детского рисунка «Природа и мы» // Детское творчество. – 2013. – № 2. – С. 40, 2, 3-я с. обложки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании. Методы и формы работы на уроках изо в 5-7 классах

          Направление на развитие инклюзивного образования стало одним из основных вроссийской образовательной политике. Ведь совместное (инклюзивное) обучениепризнано ...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...