Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании. Методы и формы работы на уроках изо в 5-7 классах
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Комерсантова Татьяна Степановна

            Направление на развитие инклюзивного образования стало одним из основных в

российской образовательной политике. Ведь совместное (инклюзивное) обучение

признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

Одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании любого

ребенка является занятие изобразительной деятельностью. Она отражает уровень

интеллектуального и эмоционального развития детей.

Особенно значимыми занятия изобразительной деятельностью являются для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.03 КБ
Файл igry_i_uprazhneniya_na_uroke_izo.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном

образовании. Методы и формы работы на уроках изо в 5-7 классах

Комерсантова Татьяна Степановна

учитель 1 категории

МБОУ Школа № 24 г. о. Самара

            Направление на развитие инклюзивного образования стало одним из основных в

российской образовательной политике. Ведь совместное (инклюзивное) обучение

признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

Одним из самых главных и необходимых моментов в развитии и воспитании любого

ребенка является занятие изобразительной деятельностью. Она отражает уровень

интеллектуального и эмоционального развития детей.

Особенно значимыми занятия изобразительной деятельностью являются для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее

действие на учащихся с ОВЗ,

способствуют формированию

эстетического восприятия, помогают в решении проблем социализации и адаптации

«особого» ребенка. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребёнок с ОВЗ.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально – психологической адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения. Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляется или устраняется внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.

1.        Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.

2.        Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.

3. Урок в классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности  для упрощения восприятия материала.

4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:

- роль наглядности в решении учебных задач;

- будут ли понятны  данные пособия учащимся;

- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;

- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;

- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;

- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.

5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные задания использовать только в середине урока;

- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность ( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);

- использовать сюрпризные, игровые моменты,  моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Я работаю в 6б классе, где на 25 учеников 1 ребенок с ОВЗ. Неврологическое заболевание

В соответствии с принципом наглядности, мне необходимо преподнести учащимся

учебный материал так, чтобы понятия и представления детей стали наиболее образными,

конкретными, ясными.

Мои приемы работы на уроке. Я считаю, что Педагогический рисунок –

основной вид наглядного изображения на уроках рисования.

практика доказала, что одним из эффективных и наилучших средств обучения с

помощью наглядности является рисунок учителя на доске, в альбомах учеников, а также

на листе бумаге, демонстрирующим всем выполнение задания.

1 вид - рисунок на учебной доске - это основной демонстрационный метод обучения

учителя ИЗО с использованием наглядности. Этот способ наглядного обучения оказывает

огромное влияние на развитие ребенка с ОВЗ, его пространственное мышление,

восприятие, развитие умственных способностей, логичность и правильность суждений и,

конечно же, способствует развитию речи.

Приоритетным качеством педагогического рисунка можно назвать предельную

простоту, лаконичность и ясность.

Рисунок должен выполняться учителем достаточно крупно, чтобы все

присутствующие в классе могли его видеть.

2 вид - это зарисовка учителя на учебном рисунке ученика (на полях рисунка). Данные

зарисовки, наброски используются в том случае, когда замечена ошибка у отдельных

учеников в классе и не стоит отвлекать весь класс от выполнения задания, так как

внимание учащихся, сконцентрированное на выполнении рисунка, является гарантией

качественного выполнения творческой работы.

3 вид- коррекция учителем допущенных ошибок в работах учеников. Огромное

образовательное значение имеет личное исправление и коррекция педагогом - художником

рисунка ученика. Корректируя рисунок, учитель показывает ученику, как можно исправить

допущенные ошибки и не повторять их в будущем, ученик имеет возможность видеть, как

именного его рисунок исправляют. Ученик запоминает все особенности исправления

ошибок, изучает технику выполнения, что немаловажно для детей с ОВЗ, и в дальнейшем

сможет выполнить рисунок так, как объяснял ему учитель - используя

последовательность выполнения работы.

Методы и формы организации образовательного процесса на уроках ИЗО

Метод проектов.

Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную и групповую формы работы учащихся.

Исследовательский метод . Задания исследовательского характера.

Исследовательский метод позволяет подобрать, конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать их к конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением. Например: вопросы к учащимся, какие соотношения цвета ты выберешь для того, чтобы создать тревогу? Чтобы выразить нежность? И исследовательское задание: подберите цвета и оттенки на палитре и нарисуйте пейзаж на бумаге.

Метод проблемного обучения

На своих уроках часто использую следующие проблемные ситуации: ситуация неожиданности, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания.

Методы стимулирования учебной деятельности

Используется приём удивления, игровые моменты, создание мотивационных ситуаций успеха. Ситуации успеха поощряют промежуточные действия учащегося путем похвалы и подбадривания его на новую деятельность.

Наиболее часто используемые формы работы на уроках ИЗО:

-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка, ...);

-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские, …);

-использование ИТК;

-использование игровых форм;

-диалогическое взаимодействие;

-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации...);

-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные...);

-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий…);

-использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды);

-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;

-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…)

Нужно ежедневно

создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на индивидуальный

уровень развития ребенка. Полученные знания помогают ему чувствовать себя уверенным

и сильным. А значит быть счастливым.



Предварительный просмотр:

Приложение.

I. Игры и упражнения на выполнение изображений

из готовых фигур геометрической и произвольной формы

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

  1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

  1. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:

               Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир России».

        Выполнение декоративной композиции «Русский флот»          Составление композиции натюрморта из вылепленных предметов.

  1. Игра-головоломка.

Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

               Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».

        ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».

  1. Дополните изображение.

 Учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

                 форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».

  1. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

Упражнение на логическое мышление.

                Форма. Рисование с натуры предметов простой формы .

                 Выполнение натюрморта с натуры .

  1. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.

Упражнение на закрепление знаний об особенностях  орнамента.

                 Эстетическое восприятие действительности.

  1. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.

Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

                  Выполнение мозаичного панно. II.Игры и упражнения по цветоведению

  1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

               Цвет. Композиция .

        Выполнение эскиза «Морской пейзаж».

  1. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

                Рисование  овощей и фруктов.

        Цвет. Композиция .

                Рисование  натюрморта « Цветочная клумба».

  1. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

                Рисование с натуры овощей и фруктов.

         Декоративная композиция « Птица счастья».

  1. Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

               Рисование с натуры. Натюрморт.

 Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

III. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий

1. Продолжите цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

  1. Объясните значение слова.

Например: ритм — это…, дизайн — это…

  1. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

              Изображение на плоскости. Пейзаж.

        Восприятие искусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека».

  1. Вычеркните лишнее слово.

Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.

  1. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

  1. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

IV. Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства

  1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

  1. Сравните впечатления

Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.

               Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).

        Композиция на плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки».

        Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».

        Восприятие искусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета».

                Тема мифа в изобразительном искусстве.

        Роспись ларца в ювелирных украшениях.

        Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве».

        Лепка фриза для здания школы или детского сада.

        Восприятие искусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой.

        Беседа о графическом дизайне.

        Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры».

        Восприятие искусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».

  1. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

  1. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И.

Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».

Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Заготовила зима

Краски для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила,

Всем деревьям — чистые Блестки серебристые.

В. Фетисов

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. Пушкин В январе, в январе

Много снегу на дворе. Снег на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой Подвязалася сосна.

С. Есенин

  1. Игра «Угадай».

Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.

Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.

        Роспись изделий по типу народных узоров.

  1. Указать автора или название произведения.

Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.

Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

  1. Отгадывание кроссвордов (составление).

При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

Тематические кроссворды выполняют функции:

        обучающую;         контролирующую;         творческую.

При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

  1. Викторина «Аукцион знаний».

Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.

  1. Игра «Репортеры газетной рубрики “Шедевры искусства”».

Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».

Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.

                Беседа об искусстве «Библейские сюжеты в живописи, графике, скульптуре».

  1. Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.

Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

V. Сюжетно-ролевые игры

  1. Игра "Следствие ведут знатоки".

По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.

               Восприятие искусства. Беседа об искусстве «Искусство в жизни общества и человека».

        Восприятие искусства. «Человек в искусстве. Жанр портрета».

                 Беседа об искусстве «Исторический и батальный жанры».

  1. Игра «Лучший экскурсовод».

Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.- Формирование  опыта организации совмес...

Разработка урока изобразительного искусства с применением активных методов обучения

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы"...

«Диагностика как метод стимулирования интересов учащихся на уроках изобразительного искусства»

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА....

Мультимедийная презентация учебных работ к урокам изобразительного искусства

Мультимедийная презентация учебных работ к урокамизобразительного искусства, составители Степанова Е.М., Солодилова С.А., Муфтахова Ф.А....

Метод художественно – педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. 5 класс

Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках изобразительного искусства. Планирование тематики индивидуальных коллективных  творческих работ учащихся на уроке. Из опыта...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются практические вопросы организации проектной работы на уроках изобразительного искусства в начальной школе....